
Рынок Business Intelligence в России: умеренный рост и хорошие перспективы
Рынок Business Intelligence (BI) показывает умеренный рост и в ближайшем будущем падать не намерен: в кризисных условиях бизнесу нужны продвинутые инструменты аналитики. BI-инструменты позволяют точно оценивать состояние бизнеса и принимать взвешенные и оперативные управленческие решения.
В 2014 году в условиях сокращения потребительского спроса многие компании стали оптимизировать процессы и создавать конкурентные преимущества с помощью IT. Драйверы этого движения – банки, торговые сети и телеком-операторы, ключевым элементом бизнес-стратегии которых стало не расширение присутствия, а удержание клиентов. Потому интерес у них вызывали готовые методологии, адаптированные к отрасли и позволяющие минимизировать отток потребителей, настроить кросс-продажи, применять real-time маркетинг, прогнозировать спрос, управлять ценообразованием, ассортиментом, закупками. В нынешних условиях предприятия вынуждены быть гибкими, ситуация сама заставляет их обращать внимание на бизнес-аналитику.
Эксперты фиксируют повышение интереса к аналитическим инструментам и со стороны малого бизнеса, для которого BI – не отдельный продукт, а опции облачного сервиса, потому в деньгах этот сегмент посчитать довольно сложно. Но одно можно сказать с уверенностью: глубина использования продуктов, в том числе и аналитических функций, растет.
По данным аналитических агентств, российский рынок BI чувствует себя неплохо, хотя динамичным его едва ли назовешь. В 2014 году он показал прирост в районе 3-5% (по программному обеспечению и услугам) относительно 2013 г. Это ожидаемо: в 2011 г., по оценке TAdviser, показатель равнялся 35%, в 2012 – 15%, в 2013 – 7%.
В качественном плане игроки рынка фиксируют три тренда. Первый – рост спроса на продукты Data Dicovery и Self-Service (речь идет о решениях user friedly, заточенных на визуализацию данных, расчеты в оперативной памяти, их целевая аудитория – не IT-директора или аналитики, а управленцы. «Любому бизнесу требуется быстрый и простой инструмент обработки больших объемов данных, который позволит выделить из общего потока нужную и достоверную информацию», – отмечает руководитель центра компетенций по продаже систем бизнес-аналитики компании Softline Сергей Сотрихин.
По словам заместителя генерального директора по развитию бизнеса компании «Прогноз» Сергея Шестакова, некоторые западные вендоры создают отдельные продукты Data Discovery, не всегда обладающие основной BI-функциональностью (или недостаточно с ней интегрированные), в то время как «Прогноз» развивает эти возможности в рамках единой платформы бизнес-аналитики. «Наша компания делает ставку на развитие в едином продукте механизмов легкого импорта данных, удобного поиска показателей и продвинутых средств аналитической обработки информации, считая эти инструменты одними из важнейших для успешности современных BI-систем», – объясняет Сергей Шестаков.
Второй тренд – внимание к продвинутой прогнозной и предписывающей аналитике. Эксперты наблюдают рост интереса к качественному анализу со второй половины 2014 года. Компаниям уже мало традиционных отчетов, пусть даже и выполняющихся быстро. Все более востребованным становится глубокий бизнес-анализ и выявление узких мест для оптимизации и устранения потерь. В этом секторе «передовики» все те же – банки, телеком и ритейл. Причина — в высокой конкуренции.
Третий тренд – интерес к решениям отечественных разработчиков и системам на основе открытого исходного кода. Такова специфика момента: санкции США и ЕС (основных поставщиков BI-продуктов в мире) заставляют заказчиков (особенно из госсектора) заниматься импортозамещением.
Однако минусов в новом положении дел пока больше, чем плюсов. Во-первых, решения open source не являются продуктом отечественной индустрии, потому говорить о накоплении какого-либо интеллектуального капитала не приходится. Во-вторых, открытые продукты, даже сравнимые по функционалу с проприетарным ПО (proprietary – частное, патентованное), сложны для конечного пользователя. Сюда же добавим проблемы с их техподдержкой и интеграцией. В-третьих, в России слишком мало конкурентоспособных разработчиков. Если посмотреть на магические квадранты Gartner (одно из наиболее авторитетных исследований, определяющих силу компаний в том или ином IT-секторе) BI and Analytics Platform и Advanced Analyrics Platforms, мы обнаружим в них только пермский «Прогноз».
«Потенциал BI на российском рынке огромен, – уверен Сергей Сотрихин. – Это объясняется тем, что у многих компаний есть возможность повысить эффективность с помощью систем бизнес-аналитики на 10-20%. Для крупных компаний срок окупаемости проекта составляет от нескольких месяцев до одного года».
IT-специалисты солидарны: единственный сдерживающий фактор для развития сектора бизнес-аналитики заключается в том, что компания должна «созреть» для внедрения BI-решения. Понятно, что в условиях кризиса срок этого «созревания» (особенно в секторе крупного бизнеса) заметно увеличится. Вероятно, в таких условиях одним из драйверов роста рынка могут стать средние компании. Пока в области реализации BI-проектов они не слишком активны. В этом есть вина вендоров и интеграторов: они продолжают работать с крупными предприятиями, существенная часть которых уже внедрила решения в области бизнес-аналитики.
На взгляд специалистов медиахолдинга «Эксперт», еще одним трендом в среднесрочной перспективе станет формирование рынка облачных BI-продуктов. Этому будет способствовать желание компаний (особенно средних и малых) использовать более сложные инструменты сбора и анализа данных и одновременно сокращать расходы в IT-инфраструктуру. Пока облачные решения не обладают достаточной функциональностью и возможностями кастомизации, к тому же они дороги. Однако в будущем рынок должен найти баланс между стоимостью и пользой.