
Стратегия перехода в облако

редактор SLDDigital
Спрос на облачные технологии в России растет ежегодно. По предварительным оценкам iKS-Consulting, объем отечественного рынка облачных инфраструктурных сервисов по итогам 2024-го вырос на 36,3% к предыдущему году и достиг 165,6 млрд рублей. Облака становятся безопаснее и доступнее и экономят организации до 30% затрат по сравнению с использованием локальных серверов.
Как компании мигрировать в облако, зачем для этого нужна стратегия и с какими препятствиями можно столкнуться, разбираемся в статье.
- Преимущества облачных технологий в 2025 году
- Зачем нужна стратегия перехода в облако
- Как разработать эффективную стратегию
- Какое выбрать облако
- Особенности перехода в облако
- Как выбрать облачного провайдера: критерии надежного поставщика
Преимущества облачных технологий в 2025 году
К началу 2025 года 95% крупных компаний в России внедрили облачные технологии. Миграция в облако перестала быть трендом. Сегодня это необходимость для компаний любого масштаба, хотя средний и малый бизнес пока использует облачные вычисления не так активно.
Зачем компаниям переходить в облако:
- Экономия. Компании могут снизить капитальные расходы на покупку и обслуживание ИТ-инфраструктуры и оплачивать только используемые ресурсы по модели pay-as-you-go.
- Гибкость. За счет облака бизнес легко может масштабироваться и не покупать дополнительное оборудование. Или, напротив, сократить потребление ресурсов на определенный период, если в них нет необходимости
- Безопасность. Облачные провайдеры предлагают современные системы защиты данных и резервного копирования и снижают риски утраты информации. Они берут на себя поддержку работоспособности инфраструктуры и ПО.
- Доступность и мобильность. У сотрудников есть доступ к корпоративным данным и ресурсам, где бы они не находились.
Зачем нужна стратегия перехода в облако
Стратегия перехода в облако — это комплексный план переноса ИТ-инфраструктуры компании в облачную среду без нарушения бизнес-процессов. Она определяет общие направления и дает основу для принятия решений. Если пропустить этот этап и стихийно начать миграцию в облако, можно потерять контроль над данными, увеличить риск утечек и кибератак, потратить деньги на ненужные услуги. Спланированная миграция в облако поможет минимизировать эти риски и правильно распределить ресурсы.
Как разработать эффективную стратегию
Не существует универсального гайда по разработке стратегии, так как многое зависит от отрасли, потребностей бизнеса и уровня цифровой зрелости компании. Но глобально можно выделить следующие этапы.
Определите причины для перехода в облако. Они должны соотноситься с долгосрочной стратегией развития компании на 5-10 лет. Например, вы хотите сократить риски, повысив безопасность и обеспечив непрерывность процессов. Или вам необходимо привести ИТ-инфраструктуру в соответствии с новыми требованиями регуляторов. Часто компании планируют таким образом повысить производительность, сократив расходы и получив возможность быстро масштабироваться. Как список будет готов, определите приоритетность и срочность каждой причины.
Оцените готовность организации к внедрению облака. Проанализируйте состояние ИТ-инфраструктуры и навыки команды, безопасность и производительность существующих ИТ-систем. Если компания уже использует облако, оцените, соответствует ли текущая стратегия бизнес-целям и насколько эффективно используются ресурсы. Определите, какие приложения и данные будете переносить в первую очередь, а что можно оставить на вторую и третью волну миграции.
Установите цели и KPI. Они помогут управлять процессом миграции и оценивать его эффективность. Цель должна быть четкой, а KPI — измеримыми. Если цель оптимизировать расходы, то ключевой результат, например, будет снижение затрат на ИТ-инфраструктуру на 15% в течение полугода за счет распределения ресурсов в облаке.
Соберите межфункциональную команду. Включите в проектную группу разные роли: топ-менеджеров, ИТ-руководителей, инженеров и архитекторов, безопасников, юристов и финансистов. По мере необходимости команду можно расширить, пригласив в нее представителей управления маркетинга, департамента продаж, HR, отдела развития. Межфункциональная группа поможет разработать стратегию миграции в облако, которая будет соответствовать целям, учитывать потребности всех бизнес-вертикалей и обеспечит согласованное внедрение.
Оцените операционную модель бизнеса. В рамках разработки стратегии необходимо выяснить, соответствуют ли структура и процессы компании требованиям облачных технологий, какие есть слабые места. После этого придет понимание, нужно ли менять операционную модель и готова ли к этому организация, сколько на это нужно времени и финансов.
Также стоит пропустить стратегию через призму облачной операционной модели. Это набор процессов, которые определяют, как компания будет управлять своими системами в облаке. Она отличается от традиционных ИТ-моделей тем, что акцент смещается с физического оборудования на цифровые активы и поддерживаемые ими рабочие нагрузки. Обычно выделяют четыре типа облачных операционных моделей: децентрализованная, централизованная, корпоративная и распределенная. Каждая определяется стратегическими приоритетами и объемом портфолио ИТ-систем и приложений, которыми необходимо управлять.
После того, как стратегия будет готова, можно переходить к следующим этапам:
- выбору модели облака (публичное, частное или гибридное) и провайдера;
- способу получения услуги (IaaS, SaaS, PaaS).
- определению возможных типов миграции (Lift-and-shift, Refactor и т.д.);
- разработке плана миграции и непосредственно проведению технических работ;
- обучению сотрудников.
Какое выбрать облако
Разделение на частные, публичные и гибридные облака возникло в результате эволюции потребностей бизнеса и развития технологий. Какое выбрать, зависит от задач компании и требований регуляторов.
Инфраструктура частных облаков (private cloud) создается исключительно для одной организации и размещается либо внутри организации, либо в дата-центре поставщика услуг. У компании полный контроль над ресурсами: всегда доступны все вычислительные мощности. За счет изолированности у частных облаков высокий уровень защищенности — хранить таким образом данные безопасно. Особенно это важно для компаний, которые работают с персональными сведениями и конфиденциальной информацией.
В публичной модели (public cloud) провайдеры через интернет предоставляют облачные услуги, разделяя ресурсы между разными клиентами. Такая масштабируемость позволяет провайдерам снизить расходы, распределяя затраты на большое количество пользователей. Для клиентов это также экономически выгодно. Им не нужно закупать дорогое оборудование и развивать инфраструктуру — достаточно арендовать необходимые мощности. При этом можно быстро увеличить или сократить потребляемые ресурсы.
Гибридное облако (hybrid cloud) — это комбинация частных и публичных облаков. В такой модели публичная часть используется для хранения менее чувствительных данных, а частная — для критически важных сведений и приложений. Гибридные облака оптимизируют затраты. Чтобы не вкладывать в дорогостоящее оборудование, публичную часть можно использовать для временных нагрузок или быстрой масштабируемости. Гибридными облаками непросто управлять, так как необходима грамотная интеграция между разными контурами.
Мультиоблако (multi-cloud) — это стратегия использования нескольких облачных платформ от разных провайдеров одновременно. Таким образом компания распределяет свои приложения, данные и рабочие нагрузки между различными облачными средами. Они могут включать как публичные, так и частные облака. При таком подходе компания не зависит от единственного облачного провайдера. Если у одного будут проблемы, то за счет других поставщиков сервисы продолжат бесперебойную работу, распределение нагрузок между разными облаками повысит отказоустойчивость.
«Российский рынок облачных услуг продолжит расти. Популярностью пользуются как гибридные модели, так и мультивендорные варианты реализации облака. Также растет спрос на частные облака, в особенности за счет активного интереса заказчиков из финансового сектора экономики, которые во времена экспансии международных вендоров с опаской относились к подобным технологиям. Этот тренд усиливается на фоне роста качества предоставляемых услуг и укрепления доверия к отечественным облачным платформам», — отметил руководитель продукта SlCloud Алексей Козлов.
Особенности перехода в облако
Миграция компании в облако — трудоемкий процесс, в котором нужно учесть много деталей и нюансов. Если ответственно подойти к разработке стратегии, то это минимизирует неожиданные события и последствия. Обратим внимание на несколько важных моментов.
- Часто компании начинают миграцию, руководствуясь краткосрочными целями вроде снижения затрат или повышения гибкости инфраструктуры. При этом они не учитывают перспективы развития компании и изменение рыночных условий. ГК Softline помогает разрабатывать стратегию перехода в облако, которая учитывает бизнес-планы организации и помогает их воплощать.
- При переходе к облачным технологиям может понадобится изменение бизнес-модели, но заказчики нередко даже не меняют процедуру взаимодействия между подразделениями и не меняет штатное расписание под облако, тогда как нужна отдельная команда под этот проект. Также компании ошибочно не настраивают систему биллинга облака. Как результат — все расходы на балансе ИТ, а не на подразделениях, которые пользуются ресурсами.
- Некоторые организации выбирают облачного провайдера исходя из популярности бренда или рекомендаций, а не из анализа собственных потребностей. В будущем это приведет к серьезным проблемам, так как выяснится, что функционал платформы не соответствует специфике бизнеса. В конце статьи оставили чек-лист, который поможет выбрать надежного провайдера.
- Финансовые учреждения, банки и компании, работающие с персональными данными, обязаны соблюдать строгие требования регуляторов к хранению и обработке чувствительной информации. Облака, в которые они переносят свои данные, должны соответствовать №152-ФЗ («О персональных данных»), ГОСТ Р 57580.1-2017 («Безопасность финансовых операций»), приказам ФСТЭК и др.
- Мигрируя в облако, компании попадают в своего рода зависимость от конкретного поставщика услуг. Наиболее ярко эта проблема проявилась с введением антироссийских санкций. Многие оказались в ситуации, когда изменение политики международных провайдеров ставило под угрозу всю работу бизнеса. В сжатые сроки переход к другому поставщику может оказаться дорогостоящим и трудоемким процессом.
Как выбрать облачного провайдера: критерии надежного поставщика
При выборе облачного провайдера важно ориентироваться на несколько основных критериев, которые обеспечат надежность, безопасность и производительность работы ИT-инфраструктуры.
- Отказоустойчивость и безопасность
Уровень отказоустойчивости дата-центров должен быть минимум TIER III. Это гарантирует высокую доступность инфраструктуры и минимизирует риски простоя.
Наличие системы мониторинга и реагирования на инциденты, соответствующих международным стандартам безопасности (например, ISO 27001).
- SLA и финансовые гарантии
Договор о качестве обслуживания (SLA) должен предусматривать высокий уровень доступности инфраструктуры — не менее 99,982%. Это эквивалентно примерно 9 часам простоя в год. Ответственность провайдера за нарушение условий SLA — финансовая компенсация за простой.
- Широкий спектр сервисов
Облако должно поддерживать построение гибридной инфраструктуры: сочетание частных и публичных облаков, а также интеграция с существующими системами, поддержку серверов, хранилищ данных, сетевых ресурсов и виртуализации.
- Гибкость оплаты
Возможность выбора модели оплаты: от классической оплаты по факту использования (pay-as-you-go) до лизинговых схем для оборудования и даже кредитных линий. Прозрачная тарификация с возможностью прогнозирования затрат на основе реального потребления ресурсов.
- Опыт и репутация
У провайдера должен быть доказанный опыт предоставления облачных услуг. Хороший показатель — наличие успешных открытых кейсов среди клиентов из разных отраслей.
- Катастрофоустойчивость
Минимум два дата-центра с расстоянием друг от друга, метрокластеры или географически распределенная архитектура. Это критично для обеспечения катастрофоустойчивости и минимизации рисков природных катаклизмов. Поддержка систем резервного копирования и восстановления данных в режиме реального времени.
- Квалифицированная техподдержка
Техподдержка должна включать специалистов второй и третьей линии, способных решать сложные проблемы с инфраструктурой и приложениями. Нужны компетенции для работы с различными системами, типа 1С и т.д..
- Customer Success Manager
Возможность подключения к работе с вами персонального менеджера (customer success manager), который будет помогать на всех этапах взаимодействия с облаком и оперативно решать возникающие вопросы.
- Российская разработка
Для ряда компаний важно, чтобы решения находилось в реестре российского ПО и соответствовало №152-ФЗ («О персональных данных»), ГОСТ Р 57580.1-2017 («Безопасность финансовых операций»), 21 и 17 приказам ФСТЭК, стандарту PCI DSS и т.д. Лучше эти моменты выяснить на этапе анализа облачных провайдеров.
Теги:
Подпишитесь на нашу рассылку последних новостей и событий
Подписаться