
Цифровые лаборатории, VR-анатомия и не только: современные медико-биологические классы
России не хватает почти 23,3 тыс. врачей и 63,5 тыс. среднего медицинского персонала. Особенно проблема ощущается в регионах, поэтому силы Минздрава, региональных департаментов здравоохранения и профильных учебных заведений направлены на восполнение дефицита кадров. Один из инструментов — повышение качества образования и ранняя профориентация в школах.
Интерес школьников к медицине действительно растет: в 2024 году в медвузы поступило более 34 тыс. человек, а за последние 5 лет число бюджетных мест увеличилось на 21,5%. Как показывает практика, выпускники медико-биологических классов и предуниверсариев учатся в вузах лучше, потому что уже в школе осваивают углубленную программу.
В статье команда департамента комплексных проектов ГК Softline рассказывает, как оснастить медико-биологический класс в соответствии с приказом Минпросвещения №838 и зачем это нужно школам, регионам и ученикам.
Что такое медико-биологический класс?
Медико-биологический класс — это профильный формат обучения, в рамках которого школьники углубленно изучают биологию, химию и основы медицины. В отличие от обычных классов в профильных идет акцент на практику и дополнительные модули, например, по анатомии, генетике, биохимии. Оснащение таких классов отличается: в аудиториях есть современное оборудование, тренажеры для оказания первой помощи, лабораторные комплексы.
Зачем нужны медико-биологические классы:
- Ранняя профориентация. Профильные классы помогают школьникам «примерить» на себя роль врача или биолога до поступления в вуз, познакомиться с реальными обязанностями специалистов на экскурсиях и в рамках проектной работы.
- Подготовка к поступлению в вузы. Углубленное изучение профильных предметов помогает ученикам лучше подготовиться и успешно сдать ЕГЭ.
- Развитие практических навыков. Доступность медицинского и лабораторного оборудования помогает отрабатывать полученные на уроках навыки.
Для школ медико-биологические классы — конкурентное преимущество, которое позволит привлекать талантливых и заинтересованных в учебе школьников. Развивая этот формат обучения, регионы получают больше шансов решить проблему с дефицитом кадров.
Оборудование медико-биологического класса
Даже самая сильная учебная программа и талантливые учителя не могут компенсировать отсутствие специального оборудования в медико-биологическом классе. Без микроскопа нельзя увидеть клетку, а без тренажеров — отработать оказание первой медицинской помощи.
К тому же качественное и полноценное оборудование учебных аудиторий — это дополнительная мотивация для учеников. Цифровые лаборатории и современные инструменты повышают вовлеченность и подогревают любопытство школьников.
«У них удивление вызывают не айфоны, а различные датчики, оборудование, микроскопы. Это у них вызывает восторг. Когда на столе стоит демонстрационное оборудование, дети даже на перемене не хотят уходить из кабинета», — подчеркивает учитель биологии Многопрофильного лицея в Смоленске Наталья Ковалева. ГК Softline в рамках областной программы развития образования оснастила учебное заведение современным оборудование, в том числе цифровыми лабораториями для кабинетов биологии и химии.
«Мультимедийное представление материала позволяет максимально в большем объеме усваивать научный материал, потому что одновременно объединяет и графику, и звук, и текстовую информацию. Это повышает мотивацию и улучшает запоминание научного материала», — подчеркивает заместитель директора по научно-методической работе средней школы № 54 в Ставрополе Анна Боровская. В этом образовательном учреждении ГК Softline полностью оснастила предметные аудитории и мастерские по кулинарии, искусству и обработке материалов.
Оснащение медико-биологических классов, как и комплексное оснащение школ в целом, регламентирует приказ Минпросвещения № 838. Этот документ детально определяет перечень обязательного и дополнительного оборудования для учебных аудиторий. ГК Softline в своей работе строго следует требованиям приказа при реализации комплексных проектов по оснащению образовательных учреждений.
Согласно приказу, помимо ученической мебели, систем хранения и планшета в классах должно быть следующее оборудование:
1. Демонстрационное оборудование и приборы: трехмерный анатомический атлас, цифровая лаборатория по физиологии, по экологии, комплект микропрепаратов углубленного уровня по ботанике, анатомии, зоологии, общей биологии, микроскоп, в том числе и цифровой, и т.д.
Мобильный анатомический атлас Pirogov Anatomy, скриншот nash-pirogov.ru
2. Лабораторно-техническое оборудование: тонометр, кардиограф, глюкометр, фонендоскоп и полный набор лабораторных предметов (пробирки, чашки, штативы, зажимы и т.д.).
Примеры лабораторно-технического оборудования, иллюстрации с сайтов www.nv-lab.ru, armed.ru, www.medcomp.ru.
3. Модели и натуральные объекты: медицинский манекен и анатомические модели.
Медицинский манекен и примеры анатомических моделей, иллюстрации с сайтов www.galo.ru, zik-a.ru.
4. Учебные пособия: учебники, рабочие тетради, дополнительные материалы.
Какие технологии помогают в обучении
В основе современных медико-биологических классов лежат инновационные технологии.
- VR-технологии позволяют проводить виртуальные анатомические вскрытия и наглядно изучать организм.
- 3D-моделирование дает возможность самостоятельно создавать модели органов и тканей и печатать их прототипы. Ученики могут «подержать в руках» сложные анатомические структуры.
- Биометрические датчики и сенсоры позволяют отслеживать показатели организма (ЭКГ, ЭЭГ, пульс) во время экспериментов. Ученики видят, как работают физиологические процессы на собственном теле.
- Интерактивные комплексы и симуляторы — от базовых манекенов до продвинутых систем — создают реалистичные условия для практики и манипуляций.
Яркий пример — «Анатомический атлас SYSTEMA». Это интерактивное приложение от издательского дома «Питер» и компании «Омега». У него есть версия специально для школ, в которой учебный материал подается с учетом знаний и навыков учеников. За визуализацию отвечают 3D-модели, поэтому анатомические структуры можно рассмотреть со всех сторон и даже внутри.
Скриншот с сайта systema-learn.com
Для глубокого погружения в теоретический материал предусмотрены подробные лекции с гиперссылками. Если ученик не знает термина или как выглядит упоминаемый орган, он может тут же легко увидеть его модель, не отрываясь от процесса.
Как оснастить медико-биологический класс
Чтобы создать современное образовательное пространство, нужно закупить мебель, оборудование и технику, а затем правильно подключить их к существующим системам. В профильных классах задача сложнее: в медико-биологических кабинетах используется высокотехнологичное оборудование, требующее специальных знаний для настройки. К тому же не так просто найти производителей и поставщиков таких систем.
Но даже самая продвинутая техника не даст эффекта, если учителя не умеют с ней работать. Поэтому важно не только закупить оборудование, но и обучить педагогов использовать его в учебном процессе.
ГК Softline решает эти задачи комплексно:
- анализирует проектную документацию помещений;
- подбирает оборудование и готовит спецификации;
- организует закупку, доставку, настройку и подключение техники;
- обучает преподавателей работе с оборудованием и помогает интегрировать инновации в процесс обучения.
«Мы осознаем, какая ответственность лежит на Softline, когда речь заходит об оснащении профильных медико-биологических классов. Ведь от качества подготовки школьников сегодня зависит уровень специалистов в будущем. Мы выстроили партнерские отношения с ведущими производителями, чтобы учебные заведения получали не просто технику, а действительно эффективные решения.
Наш подход не ограничивается поставками. Мы понимаем, что для подготовки грамотных медиков важно обеспечить преемственность между школами и колледжами. Вот почему мы оснащаем и школьные кабинеты, и учебные лаборатории медицинских колледжей. За счет этого будущие медики погружаются в профессиональную среду на самых ранних этапах подготовки», — руководитель направления «Образование» департамента решений в сфере транспорта и образования Softline Виталий Гаврицков.
Другие статьи по теме:
Виртуальные тренажеры для медицинского персонала: инновационный подход к обучению
Как оснастить школу в соответствии с приказом № 838: руководство для строительных компаний
Инновации в школах в 2025 году: 3D-модели, БПЛА, роботы и VR
Оснащение школ под ключ: от проектирования до ввода в эксплуатацию
Теги:
Подпишитесь на нашу рассылку последних новостей и событий
Подписаться