
Цифровые лаборатории, VR-анатомия и не только: современные медико-биологические классы
России не хватает почти 23,3 тыс. врачей и 63,5 тыс. среднего медицинского персонала. Особенно проблема ощущается в регионах, поэтому силы Минздрава, региональных департаментов здравоохранения и профильных учебных заведений направлены на восполнение дефицита кадров. Один из инструментов — повышение качества образования и ранняя профориентация в школах.
Интерес школьников к медицине действительно растет: в 2024 году в медвузы поступило более 34 тыс. человек, а за последние 5 лет число бюджетных мест увеличилось на 21,5%. Как показывает практика, выпускники медико-биологических классов и предуниверсариев учатся в вузах лучше, потому что уже в школе осваивают углубленную программу.
В статье команда департамента комплексных проектов ГК Softline рассказывает, как оснастить медико-биологический класс в соответствии с приказом Минпросвещения №838 и зачем это нужно школам, регионам и ученикам.
Что такое медико-биологический класс?
Медико-биологический класс — это профильный формат обучения, в рамках которого школьники углубленно изучают биологию, химию и основы медицины. В отличие от обычных классов в профильных идет акцент на практику и дополнительные модули, например, по анатомии, генетике, биохимии. Оснащение таких классов отличается: в аудиториях есть современное оборудование, тренажеры для оказания первой помощи, лабораторные комплексы.
Зачем нужны медико-биологические классы:
- Ранняя профориентация. Профильные классы помогают школьникам «примерить» на себя роль врача или биолога до поступления в вуз, познакомиться с реальными обязанностями специалистов на экскурсиях и в рамках проектной работы.
- Подготовка к поступлению в вузы. Углубленное изучение профильных предметов помогает ученикам лучше подготовиться и успешно сдать ЕГЭ.
- Развитие практических навыков. Доступность медицинского и лабораторного оборудования помогает отрабатывать полученные на уроках навыки.
Для школ медико-биологические классы — конкурентное преимущество, которое позволит привлекать талантливых и заинтересованных в учебе школьников. Развивая этот формат обучения, регионы получают больше шансов решить проблему с дефицитом кадров.
Оборудование медико-биологического класса
Даже самая сильная учебная программа и талантливые учителя не могут компенсировать отсутствие специального оборудования в медико-биологическом классе. Без микроскопа нельзя увидеть клетку, а без тренажеров — отработать оказание первой медицинской помощи.
К тому же качественное и полноценное оборудование учебных аудиторий — это дополнительная мотивация для учеников. Цифровые лаборатории и современные инструменты повышают вовлеченность и подогревают любопытство школьников.
«У них удивление вызывают не айфоны, а различные датчики, оборудование, микроскопы. Это у них вызывает восторг. Когда на столе стоит демонстрационное оборудование, дети даже на перемене не хотят уходить из кабинета», — подчеркивает учитель биологии Многопрофильного лицея в Смоленске Наталья Ковалева. ГК Softline в рамках областной программы развития образования оснастила учебное заведение современным оборудование, в том числе цифровыми лабораториями для кабинетов биологии и химии.
«Мультимедийное представление материала позволяет максимально в большем объеме усваивать научный материал, потому что одновременно объединяет и графику, и звук, и текстовую информацию. Это повышает мотивацию и улучшает запоминание научного материала», — подчеркивает заместитель директора по научно-методической работе средней школы № 54 в Ставрополе Анна Боровская. В этом образовательном учреждении ГК Softline полностью оснастила предметные аудитории и мастерские по кулинарии, искусству и обработке материалов.
Оснащение медико-биологических классов, как и комплексное оснащение школ в целом, регламентирует приказ Минпросвещения № 838. Этот документ детально определяет перечень обязательного и дополнительного оборудования для учебных аудиторий. ГК Softline в своей работе строго следует требованиям приказа при реализации комплексных проектов по оснащению образовательных учреждений.
Согласно приказу, помимо ученической мебели, систем хранения и планшета в классах должно быть следующее оборудование:
1. Демонстрационное оборудование и приборы: трехмерный анатомический атлас, цифровая лаборатория по физиологии, по экологии, комплект микропрепаратов углубленного уровня по ботанике, анатомии, зоологии, общей биологии, микроскоп, в том числе и цифровой, и т.д.
Мобильный анатомический атлас Pirogov Anatomy, скриншот nash-pirogov.ru
2. Лабораторно-техническое оборудование: тонометр, кардиограф, глюкометр, фонендоскоп и полный набор лабораторных предметов (пробирки, чашки, штативы, зажимы и т.д.).
Примеры лабораторно-технического оборудования, иллюстрации с сайтов www.nv-lab.ru, armed.ru, www.medcomp.ru.
3. Модели и натуральные объекты: медицинский манекен и анатомические модели.
Медицинский манекен и примеры анатомических моделей, иллюстрации с сайтов www.galo.ru, zik-a.ru.
4. Учебные пособия: учебники, рабочие тетради, дополнительные материалы.
Какие технологии помогают в обучении
В основе современных медико-биологических классов лежат инновационные технологии.
- VR-технологии позволяют проводить виртуальные анатомические вскрытия и наглядно изучать организм.
- 3D-моделирование дает возможность самостоятельно создавать модели органов и тканей и печатать их прототипы. Ученики могут «подержать в руках» сложные анатомические структуры.
- Биометрические датчики и сенсоры позволяют отслеживать показатели организма (ЭКГ, ЭЭГ, пульс) во время экспериментов. Ученики видят, как работают физиологические процессы на собственном теле.
- Интерактивные комплексы и симуляторы — от базовых манекенов до продвинутых систем — создают реалистичные условия для практики и манипуляций.
Яркий пример — «Анатомический атлас SYSTEMA». Это интерактивное приложение от издательского дома «Питер» и компании «Омега». У него есть версия специально для школ, в которой учебный материал подается с учетом знаний и навыков учеников. За визуализацию отвечают 3D-модели, поэтому анатомические структуры можно рассмотреть со всех сторон и даже внутри.
Скриншот с сайта systema-learn.com
Для глубокого погружения в теоретический материал предусмотрены подробные лекции с гиперссылками. Если ученик не знает термина или как выглядит упоминаемый орган, он может тут же легко увидеть его модель, не отрываясь от процесса.
Эффективность обучения возрастает, когда оно подкреплено системной теоретической базой, которая также преподносится с помощью цифровых технологий. Образовательный проект «Будущий врач» предоставляет школам и ученикам доступ к углубленным курсам, актуальным стажировкам и мероприятиям от ведущих медицинских вузов страны. Онлайн-платформа создана при поддержке Минздрава России и помогает выстроить непрерывную образовательную траекторию от урока в школе к профессиональной карьере. На платформе предусмотрены видео-лекции не только по биологии и химии, но и по анатомии, физиологии, сестринскому делу и т.д. Там же можно найти мастер-классы, тесты, подкасты, дополнительные материалы — все самое интересное о профессиях в области медицины.
Как оснастить медико-биологический класс
Чтобы создать современное образовательное пространство, нужно закупить мебель, оборудование и технику, а затем правильно подключить их к существующим системам. В профильных классах задача сложнее: в медико-биологических кабинетах используется высокотехнологичное оборудование, требующее специальных знаний для настройки. К тому же не так просто найти производителей и поставщиков таких систем.
Но даже самая продвинутая техника не даст эффекта, если учителя не умеют с ней работать. Поэтому важно не только закупить оборудование, но и обучить педагогов использовать его в учебном процессе.
ГК Softline решает эти задачи комплексно:
- анализирует проектную документацию помещений;
- подбирает оборудование и готовит спецификации;
- организует закупку, доставку, настройку и подключение техники;
- обучает преподавателей работе с оборудованием и помогает интегрировать инновации в процесс обучения.
«Мы осознаем, какая ответственность лежит на Softline, когда речь заходит об оснащении профильных медико-биологических классов. Ведь от качества подготовки школьников сегодня зависит уровень специалистов в будущем. Мы выстроили партнерские отношения с ведущими производителями, чтобы учебные заведения получали не просто технику, а действительно эффективные решения.
Наш подход не ограничивается поставками. Мы понимаем, что для подготовки грамотных медиков важно обеспечить преемственность между школами и колледжами. Вот почему мы оснащаем и школьные кабинеты, и учебные лаборатории медицинских колледжей. За счет этого будущие медики погружаются в профессиональную среду на самых ранних этапах подготовки», — руководитель направления «Образование» департамента решений в сфере транспорта и образования Softline Виталий Гаврицков.
Другие статьи по теме:
Виртуальные тренажеры для медицинского персонала: инновационный подход к обучению
Как оснастить школу в соответствии с приказом № 838: руководство для строительных компаний
Инновации в школах в 2025 году: 3D-модели, БПЛА, роботы и VR
Оснащение школ под ключ: от проектирования до ввода в эксплуатацию
Теги:
Подпишитесь на нашу рассылку последних новостей и событий
Подписаться