![main-bg](/upload/iblock/f1e/dnnenjycv99mt5l0u35474q9j2zbo855/%D0%98%D0%98-%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8.jpg)
ИТ-тренды в образовании: с чем идем в 2025 год
Невероятная скорость развития технологий требует от образовательных систем постоянного обновления и внедрения новых практик. Образовательные программы не всегда успевают за требованиями современного рынка труда, в том числе из-за недостаточного финансирования — на развитие цифровых технологий в этой сфере выделяется лишь 4% глобальных расходов. Поэтому сегодня делается особый упор на внедрение инноваций в школы и вузы. По оценкам экспертов, в 2025-м глобальные расходы на цифровизацию образования должны вырасти до 5%.
В России развиваются частные и государственные инициативы, которые направлены на цифровизацию учебных заведений, и внедрение новых технологий в образовательный процесс. В статье предлагаем рассмотреть, какие ИТ-тренды оказывают наибольшее влияние на образование, и какие перспективы открываются в 2025 году.
Невероятная скорость развития технологий требует от образовательных систем постоянного обновления и внедрения новых практик. Образовательные программы не всегда успевают за требованиями современного рынка труда, в том числе из-за недостаточного финансирования — на развитие цифровых технологий в этой сфере выделяется лишь 4% глобальных расходов. Поэтому сегодня делается особый упор на внедрение инноваций в школы и вузы. По оценкам экспертов, в 2025-м глобальные расходы на цифровизацию образования должны вырасти до 5%.
В России развиваются частные и государственные инициативы, которые направлены на цифровизацию учебных заведений, и внедрение новых технологий в образовательный процесс. В статье предлагаем рассмотреть, какие ИТ-тренды оказывают наибольшее влияние на образование, и какие перспективы открываются в 2025 году.
Искусственный интеллект
Искусственный интеллект (ИИ) — один из ключевых трендов в образовании последних нескольких лет. Он преобразует традиционные методы обучения и открывает новые возможности для учителей и учеников. Федеральный проект «Искусственный интеллект» предусматривает внедрение ИИ на всех уровнях образования. Для школьников разработали профильную олимпиаду, в которой поучаствовало более 18 тыс. учеников в 2024 году. В вузах развиваются программы по обучению ИИ, которые уже окончили свыше 22 тыс. человек. Также фокус направлен на подготовку педагогов — обучение прошли 42 тыс. учителей.
В декабре 2024 года в России появились первые школьные учебники по ИИ. Они предназначены для 5-9 классов. В учебнике рассказывают о том, как работает ИИ, и в каких сферах он применяется. Помимо этого, печатное издание дополняется приложением со встроенными генеративными сервисами GigaChat и Kandinsky.
49% студентов используют генеративные технологии в процессе обучения. Большинство прибегают к ИИ за помощью в объяснении концепций, в исследованиях и работе с литературой, в переводах, создании и анализе текстов. Вузы на разных уровнях разрабатывают политики и модели компетенций в области ИИ. В 2024 году некоторые университеты разрешили студентам использовать генеративные модели для подготовки дипломных и выпускных работ.
Одно из самых значимых областей применения ИИ в образовании — персонализированное обучение. Адаптивные образовательные платформы анализируют данные о прогрессе каждого студента и предлагают индивидуальные учебные траектории с учетом его уникальных потребностей и способностей. Неотъемлемой частью образовательного процесса стали виртуальные помощники и чат-боты, которые дают студентам мгновенные ответы на вопросы и поддерживают в решении сложных задач. Оснащенные ИИ умные учебники предлагают интерактивный и динамичный учебный материал, адаптированный под уровень знаний учеников, и дополнительные объяснения и упражнения там, где это необходимо. Они также могут объединяться с другими образовательными ресурсами, создавая единое учебное пространство.
Читайте по теме: Как искусственный интеллект меняет сферу образования
Иммерсивные технологии
Иммерсивные технологии стали важными инструментами в современном образовании. Они позволяют студентам погружаться в виртуальные миры и исследовать сложные концепции в интерактивной форме. По сравнению с традиционными методами виртуальная реальность (VR) повышает эффективность обучения на 76%. По прогнозу аналитиков, среднегодовой темп роста объема рынка VR в образовании до 2032 года будет на уровне 18,2%. С 17,18 млрд долларов в 2024 году он вырастет до 65,55 млрд долларов в 2032-м.
С каждым годом VR-гарнитуры становятся доступнее для учебных заведений. Эта тенденция отлично прослеживается и в российских реалиях. В 2023-м школы и вузы потратили на VR-очки почти 2 млрд рублей, а в прошлом году тенденция усилилась. Учебные заведения покупают устройства для кабинетов ОБЖ и профильных классов виртуальной реальности.
Виртуальные лаборатории и экскурсии позволяют студентам проводить эксперименты и исследования в безопасной и контролируемой среде. Это особенно полезно для предметов с практическими опытами — биологии, химии, физики. С помощью AR-приложений создаются интерактивные учебные материалы, которые оживают прямо на страницах книг. Это делает обучение более динамичным и увлекательным. VR/AR помогают студентам готовиться к реальным ситуациям в виртуальной среде. Используя технологии, они получают опыт без риска для здоровья и безопасности. Это актуально также в корпоративном обучении в сложных или опасных отраслях — медицине, добыче полезных ископаемых, химической промышленности и т.д.
БПЛА
Дроны уже давно применяются в образовательном процессе. Однако в последние несколько лет это направление получило новый виток развития. Особенно это характерно для России, где в 2024 году беспилотные летательные технологии становятся не только средством обучения, но и предметом.
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) предлагают способы обучения, которые выходят за рамки традиционных методов. Они позволяют на практике применять научные концепции, собирать и анализировать данные, а также развивать навыки программирования и пространственной ориентации. Одно из ключевых преимуществ дронов в образовании — их междисциплинарный характер. Их можно использовать на уроках географии, информатики, физики, технологии и ОБЖ.
В 2024 году в российских школах начали работу кружки по теме БПЛА. В колледжах запустили центры практической подготовки. Правительство инициирует программы по подготовке кадров для отрасли БПЛА, поэтому изучение технологий начинается уже в школах в рамках уроков труда и обновленного предмета основы безопасности и защиты Родины (ОБЗР). Согласно приказу Минпросвещения, в школах должны быть базовые наборы БПЛА для обучения основам программирования и пилотирования. Дополнительно школы могут организовать трассу для соревнований, закупить ПО для аэрогонок или симулятор. Особое внимание уделяется БПЛА в рамках темы «Основы военной подготовки». По программе ученики 10-11 классов теперь должны изучить, какие бывают дроны и их тактико-технические характеристики, а также знать способы боевого применения аппаратов.
Читайте по теме: Как оснастить школу по последним требованиям Минпросвещения
Кибербезопасность
Сфера образования по-прежнему привлекает кибермошенников. Согласно глобальной статистике, среднее образовательное учреждение подвергается более чем 2 тыс. попыткам атак еженедельно. По последним данным Sophos, в 2023 году более 60% учебных организаций пострадали от программ-вымогателей, что выше среднемирового показателя по другим секторам. В сфере образования велика доля жертв социальной инженерии и фишинга.
В России образовательные учреждения также находятся в группе риска. В 2024 году хакерская атака парализовала большинство цифровых служб РАНХиГС, но утечки данных не произошло. Однако годом ранее ВШЭ не удалось предотвратить попадание в сеть персональных сведений студентов. Также сообщалось о возможных утечках участников конкурса молодежи «Большая перемена», детского лагеря «Артек» и т.д.
Внедрение технологий в обучение открывает новые возможности не только для учеников и педагогов, но и для кибермошенников. С ростом использования цифровых платформ и онлайн-ресурсов увеличивается и количество потенциальных уязвимостей, которые хакеры могут использовать для доступа к конфиденциальной информации и нарушения работы систем. Образовательные учреждения привлекают внимание злоумышленников из-за большого объема хранящихся личных данных и недостаточного уровня защиты ИТ-инфраструктуры.
Учитывая активность кибермошенников, образовательные учреждения сегодня усиленно внедряют меры безопасности: шифрование данных, регулярное обновление программного обеспечения, системы мониторинга и предотвращения атак. Кроме того, обучение кибергигиене становится важной частью образовательного процесса и помогает студентам и преподавателям распознавать потенциальные угрозы. В российских школах и вузах планируют ввести занятия по кибербезопасности. На уроках студентам и ученикам расскажут о методах противодействия социальной инженерии, о фишинге, вишинге и дропперстве.
Блокчейн
Блокчейн предлагает новые возможности для повышения прозрачности процессов. В образовании он чаще применяется для верификации дипломов и сертификатов. Традиционные бумажные документы можно легко подделать, а блокчейн позволяет создавать неизменяемые и проверяемые записи о выданных документах. В открытых источниках говорится, что 53% мировых институтов планируют использовать блокчейн для выдачи сертификатов.
В России подобного рода практики пока не стали массовыми — только три университета готовы предложить такой сервис. В 2024 году ВШЭ совместно с ВК запустила пилотный проект по выдаче NFT-дипломов. Их получили выпускники программ ДПО факультета права. Но первым вузом в России, который использовал технологию в этих целях, был МФТИ. Выпускники магистратуры по блокчейну Физтех-школы прикладной математики и информатики еще в 2022-м получили диплом в формате NFT в виде графического видеообъекта, которые были выпущены с использованием Ethereum на платформе OpenSea.
Помимо этого, блокчейн может использоваться для безопасного хранения и управления данными студентов. Это хорошо соотносится с предыдущим трендом. В условиях растущего числа кибератак безопасность личных данных становится приоритетом. Блокчейн предлагает децентрализованное хранение данных, что снижает риск утечек и несанкционированного доступа.
Внедрение блокчейна в образование также способствует развитию смарт-контрактов. Они могут автоматизировать регистрацию на курсы, оплату обучения и выдачу сертификатов. Смарт-контракты позволяют создавать автоматические и проверяемые соглашения, снижая административную нагрузку и повышая эффективность управления образовательными процессами.