
Оснащение кабинетов физики: от макетов и датчиков до цифровых лабораторий
В 2026 году физика станет обязательным предметом для поступления на инженерные специальности. К тому же, в следующем году в рамках госпрограммы «Развитие образования» из федерального бюджета выделят средства на оснащение кабинетов физики в региональных школах. Эти меры направлены на решение острой проблемы: в России не хватает квалифицированных инженеров. Чтобы подготовить школьников к поступлению в технические вузы необходимо модернизировать материально-техническую базу. Современный кабинет физики должен сочетать классические методы обучения с интерактивными технологиями и помогать ученикам лучше понимать предмет и видеть его практическое применение.
ГК Softline занимается оснащением школ современными решениями, которые преобразуют традиционный кабинет физики в интерактивную лабораторию будущего. Вместе с руководителем направления «Образование» департамента отраслевых решений ГК Softline Виталием Гаврицковым разбираемся, как правильно организовать пространство, чтобы оно соответствовало требованиям Минпросвещения (Приказ № 838), обеспечивало безопасность и в то же время стимулировало интерес учеников к науке.
Физика в школах: основные проблемы
В России есть ряд барьеров, которые так или иначе влияют на развитие современной образовательной среды. Есть проблемы с материально-техническим оснащением и финансированием региональных систем образования. Сказывается внешнее давление из-за санкций. Для преодоления этих вызовов Минпросвещение сформулировало ряд стратегических поручений.
Барьеры |
Поручения |
Неудовлетворенность инфраструктурой образовательных организаций. |
Создать образовательную среду на основе интеграции учебной, внеурочной деятельности, дополнительного образования и профориентации (школа полного дня). |
Высокая дифференциация материально-технического обеспечения образовательных организаций учебным оборудованием естественно-научного профиля. |
Укомплектовать школы оборудованием и ПО, соответствующим современным достижениям науки и технологий, в первую очередь отечественного производства. Создать школьные и межшкольные техноклубы, оснащенные современными симуляторами, тренажерами и т.д. |
Санкции: изоляция системы образования со стороны недружественных стран (олимпиады, исследования). Технологическая блокада, влияющая на доступность и качество материально-технической базы и исследовательской инфраструктуры. |
Обновить материально-техническую базу образовательных организаций в соответствии с современным уровнем развития науки и технологий. |
ФП «Ведущие школы»: до конца 2030 года построить 12 школ для одаренных детей – будущих лидеров-ученых для технологического превосходства РФ. |
|
Уход с российского рынка зарубежных ИТ-гигантов. Необходимый переход образовательных организаций на отечественное ПО. |
ФП «Все лучшее – детям»: к концу 2030 года обновить 35,5 тыс. ед. инфраструктуры, позволяющей детям и молодежи раскрывать таланты и способности. |
Особую остроту эти системные барьеры приобретают в сфере естественно-научного образования, и в частности, в преподавании физики. Вот с чем сталкиваются школы:
Устаревшее оборудование. Многие кабинеты физики оснащены приборами, которые не обновлялись десятилетиями. Старые амперметры, вольтметры, наборы по механике не только не соответствуют современным стандартам, но и часто выходят из строя. Это затрудняет проведение даже базовых экспериментов, не говоря уже о сложных опытах.
Преобладание теории над практикой. Большинство уроков физики сводятся к изучению формул и решению задач. Экспериментальная часть, которая помогает понять законы на практике, часто остается за рамками программы, в том числе из-за нехватки оборудования.
Техническое оснащение. Даже если школа готова обновлять кабинеты, не всегда понятно, какое оборудование выбрать. Нужны не просто приборы, а решения, которые:
- Соответствуют стандартам Минпросвещения;
- Легко интегрируются в учебный процесс;
- Интересны ученикам и удобны учителям.
Недостаток современных методов мотивации. Ученикам сложно увлечься предметом, если они не видят его связи с реальной жизнью. Традиционные подходы не работают для поколения, привыкшего к интерактивному контенту. Нужны новые форматы: виртуальные лаборатории, проектная деятельность, связь с актуальными технологиями (робототехника, искусственный интеллект, космос). К тому же, престиж инженерных профессий все еще невысокий. Чтобы это изменить, нужно показывать школьникам реальные примеры применения физики.
Разрыв между школой и вузом. Многие выпускники, поступающие на инженерные специальности, сталкиваются с тем, что их знания не соответствуют требованиям университетов.
Современный кабинет физики: основные компоненты и технологии
Приказ Минпросвещения № 838 устанавливает требования к оснащению предметных кабинетов, в том числе и кабинетов физики. Итак, современный кабинет физики должен включать:
- Специализированную мебель (лабораторные столы с устойчивыми покрытиями, шкафы для хранения реактивов и приборов, демонстрационный стол преподавателя).
- Лабораторно-технологическое оборудование (наборы для экспериментов по механике, электричеству, оптике, термодинамике).
- Демонстрационные приборы (модели, макеты, цифровые комплексы для визуализации физических процессов).
ГК Softline в партнерстве с производителем «Научные развлечения» разработали комплексную линейку оборудования для изучения физики. Ее ключевое преимущество — преемственность и непрерывность образовательного процесса.
«Начиная с начальной школы и заканчивая старшими классами и высшими учебными заведениями, используется единая, бесшовная экосистема. Все компоненты — цифровые лаборатории, датчики и программное обеспечение — полностью совместимы между собой. Это позволяет гибко использовать оборудование на разных предметах и в разных возрастных группах. Кроме того, продуктовая экосистема соответствует требованиям образовательных стандартов, включая приказ Минпросвещения № 838», — рассказал руководитель направления «Образование» департамента отраслевых решений ГК Softline Виталий Гаврицков.
Экосистема включает несколько ключевых категорий оборудования, необходимых для современного обучения физике:
- Лаборатории для государственной итоговой аттестации
Школам необходимы наборы для подготовки к практической части ОГЭ и ЕГЭ. Важно именно техническое оснащение, чтобы дети могли получить навыки практической работы и не растеряться на экзаменах или олимпиадах. ГК Softline предлагает гослаборатории по физике с методическими рекомендациями, которые полностью покрывают требования экзаменов и позволяют отработать все необходимые навыки. Подготовленные вендором «Научные развлечения» лаборатории ГИА и ФГОС-лаборатории внесены в реестр российской промышленной продукции и доступны в том числе в рамках нацпроекта «Молодежь и дети».
- Цифровые лаборатории
Это оборудование обеспечивает непрерывность обучения. В начальной школе учебный материал подается в простом и интерактивном ключе на уроке «Окружающий мир». Затем по мере взросления детей в средней и старшей школе оборудование и программа усложняется. Цифровые лаборатории уже позволяют проводить сложные эксперименты с использованием датчиков, обрабатывать данные и изучать взаимосвязи величин (например, температуры и влажности). Важное преимущество — междисциплинарность: можно комбинировать датчики по физике, биологии (например, датчики артериального давления) с другим предметам для проектной деятельности.
Цифровые лаборатории компании «Научные развлечения» включают более 100 различных датчиков и мультисенсорных решений для проведения любых исследований, беспроводные модули для подключения, в том числе к мобильным устройством и платформе «Интернет вещей». Их просто хранить, они совместимы со всеми робототехническими платформами и конструкторами. А еще их можно использовать на природе.
- Демонстрационное оборудование
Универсальные наборы для демонстрации физических явлений должны охватывать максимальное количество тематик: механические явления, динамика вращательного движения, магнитное поле Земли и т.д. Ключевые требования: простота сборки установок, интерактивность, наглядность и наличие методических пособий. Это позволяет ученикам самостоятельно понимать базовые принципы работы законов физики.
- Лабораторные практикумы для общей и экспериментальной физики
Специализированные комплексы для практикумов по механике, молекулярной физике, квантовой физике и др. Оборудование позволяет проводить эксперименты, фиксировать результаты, проверять физические законы и уравнения на практике. Такие наборы дают возможность учащимся убедиться в действии законов физики в реальных условиях.
Помимо современного оборудования важно предусмотреть и другие аспекты, которые влияют на процесс обучения. В кабинете должна быть хорошая вентиляция для опытов с парами или газами и качественное освещение. Зоны для разных видов работ — отдельные столы для демонстраций, лабораторных работ и групповых занятий.
В кабинетах физики много работы с электричеством, поэтому безопасность таких систем — приоритет. Раньше часто системы электропитания проходили по полу или по стенам. Провода могли перегибаться, что приводило к коротким замыканиям, а открытые контакты или перегретые кабели увеличивали риск возгорания. К тому же при неаккуратном обращении ученики или преподаватели могли случайно задеть оголенные провода. Плюс кабели мешали передвижению и усложняли расстановку мебели.
В современных кабинетах физики удается избежать этих проблем за счет потолочных систем электроснабжения. «Профлабмед» оборудует кабинеты потолочными системами, которые обеспечивают рабочие места электроэнергией, водой, сжатым воздухом, освещением. Это модульная конструкция, которая позволяет адаптировать помещения для разных форматов обучения — для индивидуальной или групповой работы, семинаров. Потолочные модули опускаются к партам во время лабораторных занятий, электрические розетки размещаются безопасно, а все компоненты управления находятся под контролем преподавателя.
Современный кабинет физики — это не только набор приборов, но и продуманная инфраструктура, где безопасность и функциональность идут рука об руку.
Как школе организовать современный кабинет физики
Для модернизации учебных пространств, в том числе кабинетов физики, сегодня существует несколько работающих механизмов финансирования:
- Всероссийская программа капитального ремонта образовательных учреждений. Помимо общестроительных работ предусмотрен бюджет для дооснащения школ. Эти средства могут быть направлены в том числе на закупку современного оборудования для кабинетов физики.
- Государственная программа «Развитие образования». В 2026 году регионы получат средства на оснащение кабинетов по конкретным предметам — физика, ИЗО и музыка. Это прямое финансирование из федерального бюджета на перевооружение школьной инфраструктуры.
- Привлечение собственных и внебюджетных средств. Школа может самостоятельно и постепенно проводить техническое обновление за счет собственных средств. Для формирования такого финансирования можно развивать направление платных образовательных услуг. Например, коммерческие кружки по робототехнике и программированию. ГК Softline также работает и с этим направлением.
В образовательных проектах ГК Softline выступает как системный интегратор и обеспечиваем полный цикл оснащения школы или отдельных кабинетов, подбирая лучшие для этого решения.
«На практике мы сталкиваемся с тем, что у педагогов и директоров часто просто не хватает времени на глубокий анализ всего многообразия решений и образовательных трендов. Их нагрузка крайне высока. Поэтому чаще всего школа заинтересована в том, чтобы интегратор предложил ей готовые, продуманные варианты.
Каждый наш проект — индивидуальный. Мы учитываем множество факторов: от технических условий в помещении (как те же потолочные системы электроснабжения) до бюджета, площади кабинета и образовательного уклона школы. Кому-то нужна узкоспециализированная лаборатория, а кому-то — базовое оснащение, позволяющее закрыть максимум практических работ. Мы подстраиваем комплектацию под каждый случай», — пояснил руководитель направления «Образование» департамента отраслевых решений ГК Softline Виталий Гаврицков.
При выборе вендоров и решений Softline несколькими ключевыми принципами:
- Контроль качества и ответственность. Мы сами являемся производителем вычислительной техники под брендом «Инферит», который также поставляем в образовательные учреждения. Качество оборудования — наш приоритет, так как мы несем за него прямую ответственность.
- Методическое сопровождение. Это важный момент, так как можно поставить оборудование, но без готовых методических материалов и обучения педагогов оно не будет использоваться эффективно. Мы обеспечиваем и то, и другое, чтобы решение работало на 100%.
- Российское оборудование. В текущих условиях мы делаем акцент на оборудовании отечественного производства. Это обеспечивает надежность и устойчивость наших решений в долгосрочной перспективе.
Как интегрировать технологии в образовательный процесс
Подготовка учителей
Лабораторные работы и эксперименты — основа изучения физики. Но современные технологии (виртуальные лаборатории, цифровые датчики) часто не используются, потому что учителя не знают, как их применять. Это можно легко исправить, например, короткими вебинарами или видеоинструкциями. Сотрудники Softline при поставке оборудования всегда проводят обучение учителей и показывают, как можно выстроить урок с помощью новых инструментов.
Готовые сценарии уроков
Многие вендоры к своим решениям предоставляют шаблоны и методические пособия. Например, программный комплекс компании «Научные развлечения» для проведения экспериментов включает сценарный режим работы для тематических исследований и встроенный конструктор занятий. Кроме того, в нем есть модуль для виртуальных опытов и функционал для гибридных форматов обучения.
Мотивация учеников
Технологии работают эффективнее, когда ученики видят их практическое применение. Школы могут устраивать соревнования, олимпиады и хакатоны. Также учеников могут заинтересовать экскурсии на предприятия, где физика применяется на практике, например, заводы, научные центры.
Яркий пример такого подхода — оснащение «Многопрофильного лицея» в Смоленске. ГК Softline поставила комплекты «Цифровые лаборатории» и оснастили школьный планетарий. Теперь технологии превращают абстрактные концепции в реальные эксперименты и наглядное изучение природных и физических явлений.
Модернизация кабинетов физики помогает преодолеть разрыв между теорией и практикой. Комплексный подход ГК Softline к оснащению образовательных пространств превращает кабинет в интерактивную образовательную среду. Это не только соответствует требованиям Минпросвещения, но и стимулирует интерес учащихся к предмету, показывая его практическую ценность.
Статьи по теме:
Использование дронов и БПЛА в школах и образовательных учреждениях
Как оснастить школу в соответствии с приказом № 838: руководство для строительных компаний
Инновации в школах в 2025 году: 3D-модели, БПЛА, роботы и VR
Оснащение школ под ключ: от проектирования до ввода в эксплуатацию
Теги:
Подпишитесь на нашу рассылку последних новостей и событий
Подписаться