Москва
Мероприятия
Блог
Корзина
Регистрация Войти
main-bg
Блог

Сервис менеджмент в бизнесе

О том, как внедрение ITSM (IT Service Management) подхода и создание объединенного центра обслуживания помогает сделать первые шаги на пути к цифровой трансформации в компании, рассказывает наш эксперт:

Яков Рутман

Руководитель направления продаж и развития решений ITSM компании Softline

— Яков, давайте проясним, как связаны между собой управление услугами в компании и цифровая трансформация. Понятно, что есть тесная связь, но как ее применить, и с чего начать реформы в части управления услугами, чтобы добиться максимальных результатов?

— Методология управления услугами достаточно обширна: ITSM подразумевает достаточно глубокое ориентирование бизнеса на услуги в части формирования потребности и ожиданий потребителя (первоначального заказчика), а также на качество. Все эти процессы описаны в библиотеке ITIL (IT Infrastructure Library), которая посвящена лучшим практикам организации работы службы ИТ.

Почему это важно: дело в том, что начало цифрового бизнеса – в выявлении и формировании потребностей человека. Его конечная цель – чтобы потребление состоялось, потребность была максимально быстро и качественно удовлетворена. И для того, чтобы цифровая трансформация компании началась и имела продолжение, нужно уметь управлять услугами. Почему? Дело в самой сути диджитализации. Цифровая трансформация – это формат предоставления и потребления услуг и товаров, использующий цифровые технологии на каждом своем этапе – при формировании, оказании и потреблении.

Уверен, что принципы управления услугами внутри организации – сервис менеджмент – можно и нужно применять не только в ИТ, но и в бизнесе. К сожалению, по результатам исследования агентства Ernst&Young, пока что в подавляющем большинстве сервисные подразделения компаний во всем мире имеют разрозненную структуру и процессы, и единый стандарт предоставления услуг и управления ими у них отсутствует.

Как этот стандарт ввести? И какие преимущества это принесет организации впоследствии?

— Централизация и унификация сервисов упорядочивает работу сервисных подразделений, которые внутри компании оказывают некие услуги друг другу. АХО, бухгалтерия, HR – все эти департаменты, выполняя свои функции, должны взаимодействовать по единому слаженному механизму для того, чтобы в специфику их работы основным бизнес-заказчикам не нужно было вникать. Сотрудники проектного отдела не обязаны знать деталей работы АХО, и у АХО не должно возникать лишних вопросов к менеджерам. У каждого – своя зона ответственности. Согласитесь, что, например, при оформлении командировки люди не должны задумываться о гостинице, о билетах на самолет – все может быть стандартизовано: заявки на командировку должны исполняться по стандарту и исходя из предпочтений, обозначенных сотрудником ранее.

Стандартизировать процессы можно, создав объединенный центр обслуживания (ОЦО), состоящий из единого контактного центра – внутрикорпоративного портала самообслуживания с доступом к каталогу сервисных запросов, новостям предприятия, базе знаний и многому другому. Через данный «контактный центр» заявки от фронт-офисных подразделений можно принимать по телефону, электронной почте, посредством портала самообслуживания. Заявки автоматически распределяются по ответственным исполнителям. Распределением также может заниматься сотрудник-куратор.

Экономический эффект от централизации достигается за счет роста продуктивности людей: так, высококвалифицированных сотрудников более не нагружают простыми работами, поэтому они могут делать действительно важные задачи. Простые же вещи по стандарту начинают выполнять специально выделенные сотрудники соответствующей квалификации, причем быстро и качественно. Качество это достигается за счет четко прописанных инструкций определенных и описанных действий и операций, выполняемых по единому стандарту и с единым и прозрачным жизненным циклом.

— Расскажите о реальном проекте внедрения ОЦО в какой-нибудь крупной российской организации. 

— В одной из распределенных телекоммуникационных компаний проект внедрения ОЦО начинался с регламентирования и автоматизации службы технической поддержки. Постепенно число функций, возложенных на систему автоматизации, начало расти за счет того, что стал расширяться каталог сервисов в части предоставления бизнес-услуг (среди которых, например, заказ автотранспорта, подготовка рабочих мест, закупка мебели). Речь идет об обработке комплексных заявок: предположим, руководитель делает запрос на подбор персонала. По факту он сразу получает полный сервис, начиная от размещения вакансии на сайте и заканчивая согласованием доступов к информационным системам для сотрудника за день до его выхода. И нет необходимости лишний раз привлекать самого заявителя к этим процессам! Сейчас каталог сервисов в этой организации состоит из 1200 сервисных запросов!

Компания давно осознала, что предоставление услуг в цифровом виде внутри организации, когда все делается автоматически, слаженно и по стандартам – кратчайший путь к цифровой трансформации бизнеса.

Результаты отличные – время на обслуживание бизнес-заказчиков сократилось почти в десять раз.

— Управление услугами ведь может осуществляться и без системы автоматизации, верно?

— Да, но система автоматизации помогает осуществлять всесторонний контроль и упрощает взаимодействие между подразделениями и потребителями услуг, между сотрудниками разных отделов при передаче сведений, взаимодействие коллег из службы ИТ первой и второй линий и т.д.

Средний бизнес – компании со штатом до 1000 человек – нуждаются хотя бы в минимальной стандартизации процессов – например, описании функционала всех отделов, которые предоставляет услуги бизнесу.

Крупному бизнесу (1000 – 5000 сотрудников) можно посоветовать «наводить порядок» в более глобальных масштабах: полностью регламентировать взаимодействия между всеми подразделениями, подробно описывать функции, когда на каждый тип запроса существует своя инструкция.

Система автоматизации – это один из основных инструментов управления услугами внутри компании. Без нее процессы останутся сложными и описанными только на бумаге, а качество обмена информацией будет страдать.

— Какую выбрать? 

— Зависит от области применения. На рынке множество вариантов, так что выбрать есть из чего. Систем огромное количество: от простейших Service Desk и CRM-систем – Zoho ManageEngine Sevice Desk Plus, НР Service Manager, BMC Remedy Service Desk, Naumen Service Desk, IBM Control Desk. Компании, следующие стратегии импортозамещения, применяют продукты отечественной разработки.

Новости, истории и события
Смотреть все
Обновлен продукт «SL Flow ЮЗЭДО» от компании SL Soft FabricaONE.AI (акционер – ГК Softline)
Новости

Обновлен продукт «SL Flow ЮЗЭДО» от компании SL Soft FabricaONE.AI (акционер – ГК Softline)

24.12.2025

«Инферит» (кластер «СФ Тех» ГК Softline) и «ИТ Эксперт» объявили о партнерстве в сфере ИТ-решений
Новости

«Инферит» (кластер «СФ Тех» ГК Softline) и «ИТ Эксперт» объявили о партнерстве в сфере ИТ-решений

24.12.2025

EnterChain FabricaONE.AI (акционер — ГК Softline) запустил первый промышленный проект по внедрению системы оперативного планирования производства Planmatic
Новости

EnterChain FabricaONE.AI (акционер — ГК Softline) запустил первый промышленный проект по внедрению системы оперативного планирования производства Planmatic

23.12.2025

«Софтлайн Решения» (ГК Softline) провела пилотирование системы управления жизненным циклом «Appius-PLM УЖЦИ» на промышленном предприятии
Новости

«Софтлайн Решения» (ГК Softline) провела пилотирование системы управления жизненным циклом «Appius-PLM УЖЦИ» на промышленном предприятии

23.12.2025

«Девелоника» FabricaONE.AI (акционер – ГК Softline) получила награды по 3 номинациям в рамках рейтинга «Лидеры Цифровизации 2025»
Новости

«Девелоника» FabricaONE.AI (акционер – ГК Softline) получила награды по 3 номинациям в рамках рейтинга «Лидеры Цифровизации 2025»

22.12.2025

Тринити Интеграция и «Инферит» (кластер «СФ Тех» ГК Softline) заключили соглашение о партнерстве
Новости

Тринити Интеграция и «Инферит» (кластер «СФ Тех» ГК Softline) заключили соглашение о партнерстве

22.12.2025

ГК Softline заняла 2-е место в Топ-100 крупнейших российских компаний в сфере информационной безопасности
Новости

ГК Softline заняла 2-е место в Топ-100 крупнейших российских компаний в сфере информационной безопасности

19.12.2025

Bell Integrator FabricaONE.AI (акционер – ГК Softline) разработала цифровую инвестиционную платформу
Новости

Bell Integrator FabricaONE.AI (акционер – ГК Softline) разработала цифровую инвестиционную платформу

19.12.2025

Группа «Борлас» (ГК Softline) и ГК «ПЛМ Урал» заключили соглашение о партнерстве
Новости

Группа «Борлас» (ГК Softline) и ГК «ПЛМ Урал» заключили соглашение о партнерстве

18.12.2025

«Софтлайн Решения» (ГК Softline) получила награду от Индид за лучшие показатели по объему сделок и вклад в продвижение продуктов
Новости

«Софтлайн Решения» (ГК Softline) получила награду от Индид за лучшие показатели по объему сделок и вклад в продвижение продуктов

18.12.2025

Группа «Борлас» (ГК Softline) вошла в рейтинг «Крупнейшие игроки рынка HR Tech в России 2024»
Новости

Группа «Борлас» (ГК Softline) вошла в рейтинг «Крупнейшие игроки рынка HR Tech в России 2024»

17.12.2025

SL Soft FabricaONE.AI (акционер – ГК Softline) обновила BPM-движок платформы ROBIN: ускоренный перенос процессов, гибкое управление роботами и запуск сценариев по расписанию
Новости

SL Soft FabricaONE.AI (акционер – ГК Softline) обновила BPM-движок платформы ROBIN: ускоренный перенос процессов, гибкое управление роботами и запуск сценариев по расписанию

17.12.2025

«Инферит ОС» (кластер «СФ Тех» ГК Softline) создал российскую операционную систему «МСВСфера» 10.1 с ИИ-помощником
Новости

«Инферит ОС» (кластер «СФ Тех» ГК Softline) создал российскую операционную систему «МСВСфера» 10.1 с ИИ-помощником

17.12.2025

ПАО «Софтлайн» объявляет о результатах внеочередного Общего собрания акционеров
Новости

ПАО «Софтлайн» объявляет о результатах внеочередного Общего собрания акционеров

16.12.2025

Академия АйТи FabricaONE.AI (акционер - ГК Softline) получила Гран-при в номинации «Лучшее digital-решение года для корпоративного обучения» премии «СМАРТ пирамида - 2025»
Новости

Академия АйТи FabricaONE.AI (акционер - ГК Softline) получила Гран-при в номинации «Лучшее digital-решение года для корпоративного обучения» премии «СМАРТ пирамида - 2025»

16.12.2025

«Нева-Автоматизация» стала официальным партнером ИТ-вендора «Инферит» (кластер «СФ Тех» ГК Softline)
Новости

«Нева-Автоматизация» стала официальным партнером ИТ-вендора «Инферит» (кластер «СФ Тех» ГК Softline)

16.12.2025

SimpleOne и «Инферит ИТМен» (кластер «СФ Тех» ГК Softline) объявили о технологическом партнерстве
Новости

SimpleOne и «Инферит ИТМен» (кластер «СФ Тех» ГК Softline) объявили о технологическом партнерстве

16.12.2025

Эксперты ГК Softline обсудили с лидерами страхового рынка перспективы использования телематики и ИИ в отрасли
Новости

Эксперты ГК Softline обсудили с лидерами страхового рынка перспективы использования телематики и ИИ в отрасли

15.12.2025

Аддитивные технологии: 3D-печать и 3D-принтеры от А до Я
Блог

Аддитивные технологии: 3D-печать и 3D-принтеры от А до Я

19.12.2025

Защита от DDoS‑атак: специфика подходов reverse proxy и перехвата трафика без смены A‑записей DNS
Блог

Защита от DDoS‑атак: специфика подходов reverse proxy и перехвата трафика без смены A‑записей DNS

11.12.2025

VDI: преимущества виртуальных рабочих мест и обзор российских решений
Блог

VDI: преимущества виртуальных рабочих мест и обзор российских решений

10.12.2025

Частное облако в 2026 году: главные тренды и аргументы для бизнеса
Блог

Частное облако в 2026 году: главные тренды и аргументы для бизнеса

04.12.2025

Контейнеризация файлов: как сохранить контроль над документами даже на устройствах партнеров
Блог

Контейнеризация файлов: как сохранить контроль над документами даже на устройствах партнеров

27.11.2025

Приказ ФСТЭК № 117: как выполнить новые требования к защите ГИС
Блог

Приказ ФСТЭК № 117: как выполнить новые требования к защите ГИС

25.11.2025

Российские офисные ноутбуки: на какие бюджетные модели обратить внимание в 2025 году
Блог

Российские офисные ноутбуки: на какие бюджетные модели обратить внимание в 2025 году

13.11.2025

Беспилотники как угроза: как защитить предприятие от атаки дронов
Блог

Беспилотники как угроза: как защитить предприятие от атаки дронов

05.11.2025

Smart TV: российские операционные системы и будущее рынка
Блог

Smart TV: российские операционные системы и будущее рынка

23.10.2025

Новая эра мобильных технологий: российско-корейский ответ крупным западным игрокам
Блог

Новая эра мобильных технологий: российско-корейский ответ крупным западным игрокам

20.10.2025

Облачные технологии: что это такое, виды сервисов, модели развертывания и тренды 2025
Блог

Облачные технологии: что это такое, виды сервисов, модели развертывания и тренды 2025

14.10.2025

Оснащение кабинетов физики: от макетов и датчиков до цифровых лабораторий
Блог

Оснащение кабинетов физики: от макетов и датчиков до цифровых лабораторий

10.10.2025

Обзор нейросетей для работы с текстом
Блог

Обзор нейросетей для работы с текстом

10.10.2025

Использование дронов и БПЛА в школах и образовательных учреждениях
Блог

Использование дронов и БПЛА в школах и образовательных учреждениях

03.10.2025

ИБ-консалтинг для финансовых организаций: защита активов, клиентов и репутации
Блог

ИБ-консалтинг для финансовых организаций: защита активов, клиентов и репутации

30.09.2025

Топ бюджетных и премиальных игровых ноутбуков
Блог

Топ бюджетных и премиальных игровых ноутбуков

19.09.2025

Голосовые помощники и боты для бизнеса
Блог

Голосовые помощники и боты для бизнеса

18.09.2025

Аренда серверного оборудования vs собственная инфраструктура: сравниваем экономику
Блог

Аренда серверного оборудования vs собственная инфраструктура: сравниваем экономику

12.09.2025