Онлайн-образование: объем рынка и основные тенденции
редактор SLDDigital
Рынок онлайн-образования стремительно развивается, открывая новые возможности для обучения и повышения компетенций. В условиях быстро меняющегося мира онлайн-курсы становятся востребованными, предлагая гибкие форматы обучения. В 2021 году траты россиян на дополнительное онлайн-образование впервые превысили затраты на очное обучение по этому направлению. По данным «Нетологии» и Data Insight, в первом случае сумма достигла 226 млрд рублей, тогда как во втором — 214 млрд рублей.
Онлайн-курсы стали набирать популярность с распространением широкополосного интернета и быстрым развитием технологий. Они получили новый импульс во время пандемии, когда стандартным образовательным учреждениям пришлось быстро переходить на дистанционный режим работы и внедрять онлайн-форматы. Тогда же выросла популярность онлайн-курсов по цифровым профессиям, так как среди них распространен удаленный формат работы.
Сегодня онлайн-курсы стали частью образовательной сферы и превратились в отдельную подотрасль со своими правилами, законами и тенденциями. Несмотря на это есть разные подходы к классификации и сегментации рынка. Мы рассмотрим основные аспекты онлайн-образования в России и мире, изучим тенденции рынка и отметим главные тренды.
Онлайн-образование: объем рынка и основные тенденции
- Почему растет популярность онлайн-курсов?
- Объем и лидеры глобального рынка онлайн-образования
- Особенности российского рынка EdTech
- Тенденции на рынке онлайн-образования
- Тренды онлайн-образования
- Заключение
Почему растет популярность онлайн-курсов?
Онлайн-курсы дают возможность обучаться из любой точки мира, что делает их доступными для людей из различных стран и регионов. Студенты могут выбирать время и темп обучения, что позволяет легче совмещать учебу с работой и больше уделять времени семье и путешествиями. Более того, по оценкам экспертов, человеку приходится несколько раз в своей жизни менять профессию, а концепция life-long learning постоянно подталкивает к освоению новых навыков.
Как выяснили аналитики McKinsey&Company, больше всего студентов, которые получают высшее образование онлайн, привлекают в этом формате запись занятий и лекций, так как их можно просмотреть позже или пересмотреть. Помимо этого, они выделили легкий доступ к учебным материалам и гибкость, так как онлайн-курсы можно совмещать с работой или другой учебой. Исследование также показало, почему некоторые студенты не решаются на онлайн-формат. Среди наиболее распространенных причин — страх отвлечься от учебы, которая проходит дистанционно. Студенты отметили, что им становится скучно, так как учебный опыт не мотивирует, а им не хватает дисциплины, чтобы закончить онлайн-курсы.
Опрос студентов из 17 стран позволил выяснить, какие аспекты нужно учитывать при разработке онлайн-курсов. Во-первых, это базовые требования — структура и содержание онлайн-программ, а также подготовка и опыт преподавателей. Во-вторых, онлайн-атрибуты в виде виртуальной реальности, симуляций и сложного визуального контента, видео не выходят на первый план у студентов, возможно, из-за того, что они пока не понимают, как эффективно их использовать. При этом эксперты видят перспективу использования элементов метавселенных. В-третьих, требования и ожидания студентов от онлайн-курсов не отличаются в зависимости от возраста, области обучения и уровня образования.
Объем и лидеры глобального рынка онлайн-образования
Когда говорят об онлайн-образовании, то часто используют термин EdTech — educational technologies, или «образовательные технологии». У него нет строгого определения. Под ним подразумеваются как цифровые технологии в сфере образования — от компьютеров, планшетов до информационных систем и приложений, так и в целом онлайн-образование. Если мы говорим о глобальном EdTech-рынке, то эксперты включают в анализ и производство аппаратно-программного обеспечения сектора. Тогда как в России, например, есть рейтинг EdTech-компаний от Smart Ranking, в который входят частные компании, оказывающие услуги на стыке образования и технологий, а также разработчики программного обеспечения (ПО). Это стоит учитывать, так как больше половины выручки глобального EdTech-рынка занимает сегмент аппаратного обеспечения (планшеты, ноутбуки, интерактивные доски и другое оборудование). Technavio оценил объем рынка EdTech в 2022 году в 122,1 млрд долларов. По прогнозам экспертов, в среднем он будет расти ежегодно на 13,61% и в 2027 году достигнет отметки в 231,08 млрд долларов.
При этом, например, Statista Market Insights называет сопоставимые цифры, но говорит о рынке онлайн образования (The Online Education market). Так, по оценке компании, в 2024 году объем рынка онлайн-образования составит 185,2 млрд долларов, а к 2028-ому вырастет до 257,7 млрд долларов. Наибольший объем рынка приходится на США, которые будут оставаться на первом месте и в последующие несколько лет. В Северной Америке сосредоточены ключевые технологичные игроки — Microsoft, Cisco и Oracle. Помимо США в пятерку лидеров входят Китай, Великобритания, Индия и Канада.
По прогнозам аналитиков, темпы развития рынка в Азиатско-Тихоокеанском регионе будут выше, чем в других регионах. Эту тенденцию будут поддерживать экономический и промышленный рост, а также распространение широкополосной связи и интернета в рамках инициативы Азиатско-Тихоокеанской информационной супермагистрали.
Рассматривая глобальный рынок, эксперты отмечают, что большая его часть — более 60% — приходится на сегмент университетского образования, выручка которого в 2024 году может достигнуть 120,7 млрд долларов. Второе место занимают платформы онлайн-обучения. По статистике, профессиональная сертификация на EdTech-рынке занимает совсем небольшой процент. Когда мы будем говорить о положении дел в России, мы увидим, что доступная аналитика отечественного EdTech-рынка не охватывает университетский уровень (хотя Statista Market Insights называет цифру в 396,8 млн долларов).
12 из 15 лидеров глобального EdTech-рынка расположены в США. Согласно топу Technavio, среди них 2U Inc., Alphabet Inc., Anthology Inc., edX LLC, Microsoft Corp., Oracle Corp., Coursera Inc. и другие. Также в список вошла компания из другой североамериканской страны — Канады — D2L Corp. В лидерах оказались чилийская PleIQ Smart Toys Spa и индийская Think and Learn Pvt. Ltd. Последняя — материнская компания платформы Byju’s. Она стала самым дорогим стартапом в мире, а ее стоимость в 2022 году оценивалась в 22 млрд рублей. В 2023 году Byju’s столкнулась с рядом трудностей, и ее стоимость снизилась в несколько раз. Однако основатель платформы заявил, что компании удалось пройти кризис.
Byju’s — не единственный крупный индийский EdTech-стартап. В 2023 году в топ-30 единорогов на рынке EdTech всего входят семь индийских компаний, а также одна китайская. При этом основную долю рейтинга, ожидаемо, составляют компании из США. Бум венчурных инвестиций в EdTech-рынок пришелся на пандемию коронавируса, но в 2023 году объем вложений в сектор упал.
По данным HolonIQ, объем инвестиций снизился на 72% — до 3 млрд долларов. В 2023 году ни одна компания не смогла привлечь раунд на 100 млн долларов и более.
Особенности российского рынка EdTech
Объем рынка и основные лидеры
В России рынок онлайн-курсов стремительно рос во время пандемии. В 2022 году он также увеличился, но реальные темпы роста значительно уступили прогнозам, которые давались до февральских событий. Так, по итогам года, по оценке агентства Smart Ranking, совокупная выручка топ-100 EdTech-компаний составила порядка 87 млрд рублей, показав рост на 17% к 2021-ому. Лучше остальных чувствовал себя сегмент детского образования, который вырос на 28,9%. По-прежнему востребованными были дополнительное профессиональное образование (ДПО; 25,8%), разработчики ПО и платформы (22,6%). Сегмент иностранных языков прибавил 10,28%. В минусе, и даже большом, оказалось бизнес-образование. Выручка этого сегмента в 2022 году упала на 21,7%.
Российский EdTech встречался с новыми вызовами, поэтому способен адаптироваться под внешние изменения. Отрасль вполне успешно проходит трансформацию, хотя, конечно, падение покупательской способности, повышение ключевой ставки и удорожание кредитов, влияние государства оказывают дополнительное давление на рынок. Тем не менее по итогам 2023 года эксперты ожидают, что выручка крупнейших EdTech-компаний превысит 100 млрд рублей и достигнет 115-120 млрд (с высшим образованием 125 млрд рублей).
Пока сложно провести параллели и сравнить российский и глобальный EdTech, так как используются разные подходы к классификации и сегментации рынка. Если посмотреть на отечественною сферу онлайн-образования, то основная его часть приходится на ДПО и детское образование. Доля этих сегментов составляет +-30%. По последним данным, сегмент разработчиков онлайн-курсов, ПО и платформ имеют 11,5% рынка. Бизнес-образование и обучение иностранным языкам — всего порядка 6% каждый.
Оценка российского рынка онлайн-образования проводится без учета программ отечественных университетов. Smart Ranking анализирует выручку частных компаний, и только в этом году включил в рейтинг сегмент высшего образования. В результате в топ-100 крупнейших EdTech-компаний оказались лишь две организации, которые работают с высшим образованием, — Корпорация «Синергия» и платформа «Юрайт». При этом большое количество российских вузов уже запустили программы бакалавриата и магистратуры полностью в онлайн-формате. Но данных, какой объем рынка в денежном эквиваленте они занимают, в свободном доступе пока нет.
Международная экспансия
Пережив бурный рост в пандемию российские EdTech-компании и стартапы начали международную экспансию. По данным Smart Ranking, на зарубежный рынок в 2021 году вышла треть крупнейших компаний. Российский EdTech устремился в СНГ, Латинскую Америку, Европу и США, а также не обошел вниманием и рынок Китая, Ближнего Востока и Индии. Однако 2022 год заставил компании пересмотреть свои возможности. Ряд зарубежных проектов российских инвесторов закрылся. Это случилось не только из-за политической обстановки, но и из-за экономики, традиций и рынков тех стран, в которых они запускались. При этом несмотря на антироссийские санкции отечественные EdTech-компании не покинули международный рынок, но им пришлось изменить свои планы и стратегии.
Вопрос международной экспансии отечественного EdTech остается актуальным. В сегодняшних реалиях наиболее благоприятные условия будут в странах, которые придерживаются нейтральной позиции по отношению к политике России. Поэтому в ближайшее время для освоения могут быть доступны страны СНГ, Ближнего Востока и Африки, Азии и Латинской Америки.
Способствовать выходу на зарубежные рынки также намерено и государство. Для EdTech-компаний доступны не только стандартные меры поддержки экспортеров, но и профильные. Так, например, Московский экспортный центр организует акселерационную программу для EdTech-компаний, которая должна помочь российским проектам выйти на международный рынок.
Влияние государства на российский EdTech
Рынок онлайн-образования в России сформировался и достиг психологической отметки в 100 млрд рублей. Аудитория онлайн-курсов растет и в 2021 году достигла 18 млн человек. Отрасль продолжит масштабироваться и государство будет усиливать регулирование рынка и влияние на него. Этот процесс идет параллельно с общей цифровой трансформацией образования на всех уровнях. Цифровизация обучения заложена в национальном проекте «Образование» и «Цифровая экономика». Они включают федеральные проекты «Цифровая образовательная среда», «Цифровой образовательный контент», «Цифровые профессии» и другие.
На школьном уровне государство стремится систематизировать и централизовать информационные ресурсы. ФГИС «Моя школа» — образовательная платформа с единым доступом к цифровым сервисам и учебным материалам для учащихся, педагогов и родителей. С 2023 года к ней подключены все школы России. Также учреждения начального, основного и среднего образования теперь могут использовать электронные ресурсы только из специального перечня, который утверждает Минпросвещения. С сентября 2024 года в России заработают правила применения образовательными организациями электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Это события последних нескольких лет, но государство еще в начале 2010-х, когда стали набирать популярность бесплатные массовые открытые онлайн-курсы, обратило внимание на эту сферу. В 2013 году при Минобрнауки был создан Совет по открытому онлайн-образованию, а спустя год ведущие вузы запустили «Национальную платформу открытого образования» — российскую версию Coursera с онлайн-курсами от отечественных университетов.
Россия стремится достичь технологического суверенитета, поэтому власти оказывают всестороннюю поддержку ИТ-сектору. Особое внимание государство уделяет подготовке кадров для цифровой экономики, в которой немаловажную роль играют и EdTech-компании. Среди таких проектов «Цифровые кафедры», «Цифровые профессии», «Код будущего», «Навигатор образования», «Цифровой образовательный контент».
Отечественные ИТ-компании успешно включаются в процесс цифровизации образования. Softline разработала концепцию «Цифрового университета», которая помогает вузам выполнять госпрограмму «Приоритет 2030». О ней мы подробно писали здесь. Также на рынке есть отечественные решения для организации учебного процесса. Компания ProctorEdu разработала систему прокторинга, которая помогает контролировать сдачу онлайн-тестов и экзаменов. Авторы SLD рассказывали, как этот инструмент используется в вузах.
Тенденции на рынке онлайн-образования
Профессиональные объединения
Российский рынок онлайн-курсов разнообразный — на нем есть крупные игроки с выручкой в несколько миллиардов, а есть и небольшие компании, специализирующиеся на обучении в какой-то узкой сфере. Не стоит забывать и об инфлюенсерах, которые хоть и занимают небольшую часть рынка, но запускают курсы с миллионной аудиторией. EdTech-рынок вышел на тот уровень, когда его участники начали активно создавать профессиональные сообщества и объединения. Игроки сотрудничают не только друг с другом, но и с другими участниками образовательного процесса — вузами, школами, государством в целом. Объединения позволяют отстаивать интересы отрасли и повышать качество образовательных услуг.
В 2023 году российские вузы и лидеры EdTech-рынка создали Содружество онлайн-высшего образования (СОВО). Заявлялось, что объединение будет в том числе проводить исследования и анализировать объем рынка высшего образования. В содружество от вузов вошли ВШЭ, МФТИ, Финансовый университет, РАНХиГС, Университет ИТМО. От EdTech-сектора — «Нетология», Skillbox и Skillfactory.
СОВО — не первое объединение на EdTech-рынке. Есть также кластер EdTech при Российской ассоциации электронных коммуникаций. Объединение работает над поддержкой отношений между игроками рынка и государством, а также ставит одной из своих задач выработку стандартов и сертификаций в отрасли. В 2022 году была создана Российская ассоциация цифровых инноваций в образовании (РАЦИО). Меморандум о создании ассоциации подписали как лидеры EdTech-рынка, так и институты развития — Фонд «Сколково», ВЭБ.РФ, Издательский дом «Просвещение». РАЦИО призвана качественно развивать рынок образовательных услуг в России. Также есть Ассоциация содействия онлайн-образованию (АСОО), которая работает над развитием инфраструктуры для рынка и внедрением критериев оценки экспертизы специалистов в ДПО и корпоративных онлайн-курсах.
Инвестиции и слияния
В 2022 году инвестиции в российский EdTech-рынок по подсчетам Smart Ranking сократились до 4 млрд рублей — с 14 млрд в 2021-м. До этого инвестиции в отрасль росли в 2,5 раза ежегодно. Пока рано говорить о восстановлении инвестиционной активности в EdTech-сегменте, тем не менее в 2023 году крупные компании интересовались проектами в сфере онлайн-образования и провели несколько крупных сделок. В начале года технологическая компания VK стала единственным владельцем образовательной платформы «Учи.ру», выкупив оставшиеся 75% организации за 8,7 млрд рублей.
Сделка стала крупнейшей на российском рынке EdTech за всю его историю. «Ростелеком» решил инвестировать в образовательную Peer-to-Peer («равный учит равного») платформу «Мегакампус», а медиахолдинг РБК приобрел онлайн-школу по обучению удаленным IT-профессиям ProductStar. ИТ-компании также заинтересованы в развитии EdTech-рынка. Так, например, Softline в 2022 году приобрела долю в учебно-консалтинговом центре «Академия АйТи». В результате была создана образовательная экосистема «Академия Softline».
Эксперты McKinsey&Company отмечают, что бюджет EdTech-компаний на маркетинг и продажи колеблется от 20% до 60% дохода. Слияния и поглощения на рынке помогают им достичь эффекта масштаба и решить проблему высоких затрат на привлечение клиентов к онлайн-курсам, тем самым повысить эффективность работы. На мировом рынке в 2023 году прошла 421 сделка на 7 млрд долларов в сфере слияний и поглощений.
Сотрудничество с вузами и государством
Исторически в России сложилось так, что адептами образовательных технологий стали частные EdTech-компании, а не вузы. Хотя последним в пандемию пришлось по-новому посмотреть на цифровизацию. В прошлом учебном году в высшем образовании численность обучающихся с применением электронного обучения составила 45,7%, а дистанционных образовательных технологий — 48,1%. Сегодня все больше вузов запускает как собственные онлайн-курсы, так и в партнерстве с EdTech-компаниями. Для последних это открывает новые перспективы, так как они получают доступ к академическому обучению и возможности выдавать дипломы о высшем образовании. Вузы получают доступ к технологиям и практикоориентированной экспертизе EdTech-компаний. Помимо этого, онлайн-платформы все чаще сотрудничают с высшей школой в области довузовской подготовки выпускников и абитуриентов и их профориентации.
Заинтересованность государства в подготовке специалистов для цифровой экономики будет способствовать его проникновению в частное онлайн-образование. Власти могут взять на себя роль инвестора. При этом из-за развития государственных онлайн-сервисов и стремления к централизации образования частные EdTech-компании могут потерять часть клиентов. Благоприятным рынок будет для тех, кто сможет найти выгодные точки соприкосновения с государством.
Тренды онлайн-образования
Технологии не только сделали возможными онлайн-курсы, но и кардинально изменили и продолжают меня весь процесс образования. В какой-то мере образовательные технологии задают тон развитию обучения в целом. Сегодня новые решения применяются на занятиях в детских садах, на уроках в школах, на лекциях в университетах, в корпоративном обучение, на онлайн-курсах повышения квалификации. Во-первых, это облегчает процесс учебы, делает его более гибким и интересным. Во-вторых, технологии уже на этапе образования учат людей взаимодействовать с техникой, программным обеспечением и даже искусственным интеллектом, что непременно пригодится как в повседневной, так и в профессиональной жизни по окончании учебы. Поэтому обзор основных трендов онлайн-курсов следует начать именно с технологического аспекта.
Искусственный интеллект
Большое влияние на сферу образования в целом сегодня оказывает развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ). В ЮНЕСКО полагают, что технологии ИИ позволят сделать образование более доступным, особенно для наиболее уязвимых групп населения, в том числе для людей с инвалидностью. Существуют разнообразные стратегии использования ИИ в образовании. Например, с помощью ИИ можно анализировать прогресс обучающихся на онлайн-курсах и предлагать наиболее подходящие материалы для каждого ученика. Также ИИ-приложения способны помогать учителям в подготовке обучающих материалов — они могут написать текст, сгенерировать подходящую иллюстрацию или создать презентацию на определенную тему.
Индийский единорог Byju's, например, использует ИИ для оптимизации и персонализации процесса обучения. В этом году Byju's представила три модели-трансформера на основе ИИ, которые призваны повысить привлекательность онлайн-курсов, опираясь на интересы учеников. Утверждается, что если пользователю нравится футбол, то и подсказки, и аналогии будут связаны с этой сферой. Точность моделей составляет 87%. Какие это сервисы:
- MathGPT упрощает понимание математики и подталкивает учеников к правильному ответу с помощью наглядных картинок-подсказок.
- TeacherGPT — это виртуальный учитель или тьютор. Он помогает ученикам со сложностями в процессе обучения, дает рекомендации, комментарии и проверяет ответы.
- Badri отслеживает знания ученика, анализирует, как он работает с платформой, и предсказывает, в какой области могут возникнуть трудности при запоминании информации.
Виртуальная и дополненная реальности
Технологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности набирают популярность как в традиционных форматах обучения, так и в онлайн. VR позволяет погрузить обучающихся в ту сферу, которую они изучают. Это касается как профессионального образования, так и детского, и школьного. Например, приложение Anatomyou позволяет исследовать анатомию человека в режиме 360 градусов. Российские школы заинтересованы в использовании VR-технологий. На рынке есть компании, которые предлагают собственные решения для внедрения VR в обучение школьников.
При онлайн-формате ученикам, особенно детям, сложно удерживать внимание и концентрацию, а учителю контролировать вовлеченность обучающихся. VR погружает человека в новую реальность, и это способствует развитию любопытства, интереса и воображения. Одно из исследований подтвердило, что ученики, которые обучались с помощью VR-технологий, продемонстрировали более высокую успеваемость, чем ученики, которые использовали традиционные методы.
Объем рынка VR в сфере образования в 2023 году оценивается в 11,8 млрд долларов. Эксперты ожидают экспоненциального роста этого рынка, который будет поддерживаться развитием доступа к технологиям, повышением популярности онлайн-курсов, заменой физических учебных материалов на виртуальные. В результате в 2024 году объем рынка может достичь роста в 16,42%, а к 2028 году — 61,55%.
Например, Университет Давенпорта в США с помощью платформы Virbela создал Davenport Global — виртуальный учебный кампус. В пандемию, когда студенты были вынуждены уйти на дистанционное обучение, университет посчитал, что обучающимся необходимо обеспечить чувство причастности к учебе и имитировал эмоциональный и практический опыт. Для этого был создан полностью виртуальный кампус с интерактивными аудиториями и экранами, собственными местами для учебы. Проект не только воссоздает физические объекты, но и предлагает визуальную обратную связь аудитории. После окончания пандемии университет распространил технологию на онлайн-программы бакалавриата.
ИИ и технологии расширенной реальности (XR) выводят на новый уровень другой тренд в образовании — использование симуляторов и тренажеров. Особенно актуально их применение в обучении специалистов сложных профессий. Например, платформа Medical Realities предлагает на базе ИИ и иммерсивных технологий обучать врачей, погружая их в сложные хирургические операции и процедуры. VR и AR используются не только в обучении медицине, но уже и на практике. В России с помощью очков AR в 2020 году провели операцию.
В одном из пяти сценариев развития отрасли до 2030 года платформа анализа рынка HolonIQ предсказывает робореволюцию глобального образования. По оценкам аналитиков, может произойти переворот в вопросе, кто будет руководить обучением. Они считают, что у людей появятся виртуальные репетиторы и наставники, которые будут определять траекторию образования и организовывать занятия, отталкиваясь от прогресса и потребностей.
Персонализация и адаптивность обучения
Тренд на персонализацию обучения наблюдается на всех уровнях образования, хотя пока и не носит массовый характер. С развитием ИИ образовательные платформы смогут более эффективно выстраивать программы онлайн-курсов и подбирать методы обучения под индивидуальные потребности, способности и уровень знаний учащихся. Благодаря адаптивности программ преподаватели могут выстроить учебу как увлекательный и эффективный процесс, сделав его интересным для конкретного человека.
Персонализированные программы обучения будут востребованы как в школьном и высшем образовании, так и в корпоративном. Технологии позволят разработать онлайн-курсы под конкретные задачи компании с учетом подготовки сотрудников.
Сопровождение и комьюнити
Несмотря на все плюсы онлайн-курсов, многим студентам сложно поддерживать высокий уровень мотивации при таком формате. Отсутствие контактов с преподавателями и сокурсниками могут негативно влиять на эмоциональный опыт обучающихся. Ежегодно запросы клиентов онлайн-платформ растут. Теперь по окончании онлайн-курса студенты хотят получить новую профессию, а не просто приобрести полезные навыки. Сопровождение и менторинг закрывают ряд минусов онлайн-курсов. Внедряя эти инструменты, EdTech-компании могут поддерживать мотивацию студентов на протяжении всего процесса обучения, контролировать его результаты и помогать решать проблемы студентов.
Еще одним инструментом взаимодействия студентов, преподавателей и экспертов при онлайн-курсах могут стать комьюнити. Поддерживающие сообщества обеспечивают неформальную коммуникацию между всеми сторонами образовательного процесса и могут служить дополнительным источником мотивации и профессионального общения.
Комбинация с офлайн-форматами
EdTech-компании интересуются офлайн-мероприятиями, так как синергия форматов может дать совершенно новые результаты обучения. Для части аудитории важна «живая» коммуникация. Другая часть устала от удаленных и дистанционных форматов работы и образования. Наличие нескольких форматов обучения или их комбинация дает студентам более широкий спектр возможностей и позволяет выбрать подходящий для него вариант получения новых знаний. Одним из первопроходцев в этом направлении на EdTech-рынке стала образовательная платформа Skillbox, которая в 2022 году запустила несколько офлайн-школ в регионах России.
Обучение по подписке
Предоставление услуг или продуктов по подписке — идея не новая. Так, например, работают онлайн-кинотеатры. EdTech взял формат на вооружение и стал его развивать. Компании могут разработать различные вариации подписок и продавать доступ ко всем онлайн-курсам или только к одному, регулировать продолжительность доступа. Один из популярных вариантов — доступ по подписке в закрытый чат или комьюнити, где публикуются и обучающие материалы, и ведется их обсуждение, и налаживается коммуникация как с авторами онлайн-курса, так и с сокурсниками. Вариаций может быть множество. Подписку в любой момент можно отменить или сменить тариф. Платить за обучение нужно будет небольшую сумму, но регулярно. Модель по подписке подойдет не для всех онлайн-курсов, но может расширить как аудиторию онлайн-курсов, так и возможности студентов получать новые знания.
Мобильное обучение
Мобильное обучение стало важным трендом в области образования из-за растущей популярности мобильных устройств и возможностей, которые они предоставляют. На сегодняшний день технологии мобильного обучения расширились благодаря современным приложениям, удобным платформам для обучения и облачным сервисам. Это позволяет учащимся получать доступ к образовательным материалам в любое удобное время и место, что делает онлайн-курсы более гибкими и доступными.
По оценке Mordor Intelligence, рынок мобильного обучения в 2023 году достиг 60,97 млрд долларов и будет расти ежегодно на 24,78%. Интерес корпоративного обучения к этому инструменту будет стимулировать его рост. Исследования показали, что в компаниях, использующих такой формат, производительность сотрудников повысилась на 16%.
Заключение
Рынок онлайн-образования продолжает свое стремительное развитие, предлагая учащимся новые возможности для удобного и эффективного обучения в любом месте и в любое время. Благодаря постоянному развитию технологий и инновационным подходам в обучении, онлайн-курсы становятся все более персонализированными, интерактивными и привлекательными для учащихся всех возрастов и категорий.