Москва
Мероприятия
Блог
Корзина
Регистрация Войти
main-bg
Блог

Онлайн-образование: объем рынка и основные тенденции

Инна Гресева
Инна Гресева,
редактор SLDDigital
23.01.2024

Рынок онлайн-образования стремительно развивается, открывая новые возможности для обучения и повышения компетенций. В условиях быстро меняющегося мира онлайн-курсы становятся востребованными, предлагая гибкие форматы обучения. В 2021 году траты россиян на дополнительное онлайн-образование впервые превысили затраты на очное обучение по этому направлению. По данным «Нетологии» и Data Insight, в первом случае сумма достигла 226 млрд рублей, тогда как во втором — 214 млрд рублей.

Онлайн-курсы стали набирать популярность с распространением широкополосного интернета и быстрым развитием технологий. Они получили новый импульс во время пандемии, когда стандартным образовательным учреждениям пришлось быстро переходить на дистанционный режим работы и внедрять онлайн-форматы. Тогда же выросла популярность онлайн-курсов по цифровым профессиям, так как среди них распространен удаленный формат работы.

Сегодня онлайн-курсы стали частью образовательной сферы и превратились в отдельную подотрасль со своими правилами, законами и тенденциями. Несмотря на это есть разные подходы к классификации и сегментации рынка. Мы рассмотрим основные аспекты онлайн-образования в России и мире, изучим тенденции рынка и отметим главные тренды.

Онлайн-образование: объем рынка и основные тенденции

Почему растет популярность онлайн-курсов?

Онлайн-курсы дают возможность обучаться из любой точки мира, что делает их доступными для людей из различных стран и регионов. Студенты могут выбирать время и темп обучения, что позволяет легче совмещать учебу с работой и больше уделять времени семье и путешествиями. Более того, по оценкам экспертов, человеку приходится несколько раз в своей жизни менять профессию, а концепция life-long learning постоянно подталкивает к освоению новых навыков.

Как выяснили аналитики McKinsey&Company, больше всего студентов, которые получают высшее образование онлайн, привлекают в этом формате запись занятий и лекций, так как их можно просмотреть позже или пересмотреть. Помимо этого, они выделили легкий доступ к учебным материалам и гибкость, так как онлайн-курсы можно совмещать с работой или другой учебой. Исследование также показало, почему некоторые студенты не решаются на онлайн-формат. Среди наиболее распространенных причин — страх отвлечься от учебы, которая проходит дистанционно. Студенты отметили, что им становится скучно, так как учебный опыт не мотивирует, а им не хватает дисциплины, чтобы закончить онлайн-курсы.

Опрос студентов из 17 стран позволил выяснить, какие аспекты нужно учитывать при разработке онлайн-курсов. Во-первых, это базовые требования — структура и содержание онлайн-программ, а также подготовка и опыт преподавателей. Во-вторых, онлайн-атрибуты в виде виртуальной реальности, симуляций и сложного визуального контента, видео не выходят на первый план у студентов, возможно, из-за того, что они пока не понимают, как эффективно их использовать. При этом эксперты видят перспективу использования элементов метавселенных. В-третьих, требования и ожидания студентов от онлайн-курсов не отличаются в зависимости от возраста, области обучения и уровня образования.

Объем и лидеры глобального рынка онлайн-образования

Когда говорят об онлайн-образовании, то часто используют термин EdTech — educational technologies, или «образовательные технологии». У него нет строгого определения. Под ним подразумеваются как цифровые технологии в сфере образования — от компьютеров, планшетов до информационных систем и приложений, так и в целом онлайн-образование. Если мы говорим о глобальном EdTech-рынке, то эксперты включают в анализ и производство аппаратно-программного обеспечения сектора. Тогда как в России, например, есть рейтинг EdTech-компаний от Smart Ranking, в который входят частные компании, оказывающие услуги на стыке образования и технологий, а также разработчики программного обеспечения (ПО). Это стоит учитывать, так как больше половины выручки глобального EdTech-рынка занимает сегмент аппаратного обеспечения (планшеты, ноутбуки, интерактивные доски и другое оборудование). Technavio оценил объем рынка EdTech в 2022 году в 122,1 млрд долларов. По прогнозам экспертов, в среднем он будет расти ежегодно на 13,61% и в 2027 году достигнет отметки в 231,08 млрд долларов.

При этом, например, Statista Market Insights называет сопоставимые цифры, но говорит о рынке онлайн образования (The Online Education market). Так, по оценке компании, в 2024 году объем рынка онлайн-образования составит 185,2 млрд долларов, а к 2028-ому вырастет до 257,7 млрд долларов. Наибольший объем рынка приходится на США, которые будут оставаться на первом месте и в последующие несколько лет. В Северной Америке сосредоточены ключевые технологичные игроки — Microsoft, Cisco и Oracle. Помимо США в пятерку лидеров входят Китай, Великобритания, Индия и Канада.

По прогнозам аналитиков, темпы развития рынка в Азиатско-Тихоокеанском регионе будут выше, чем в других регионах. Эту тенденцию будут поддерживать экономический и промышленный рост, а также распространение широкополосной связи и интернета в рамках инициативы Азиатско-Тихоокеанской информационной супермагистрали.

Рассматривая глобальный рынок, эксперты отмечают, что большая его часть — более 60% — приходится на сегмент университетского образования, выручка которого в 2024 году может достигнуть 120,7 млрд долларов. Второе место занимают платформы онлайн-обучения. По статистике, профессиональная сертификация на EdTech-рынке занимает совсем небольшой процент. Когда мы будем говорить о положении дел в России, мы увидим, что доступная аналитика отечественного EdTech-рынка не охватывает университетский уровень (хотя Statista Market Insights называет цифру в 396,8 млн долларов).

12 из 15 лидеров глобального EdTech-рынка расположены в США. Согласно топу Technavio, среди них 2U Inc., Alphabet Inc., Anthology Inc., edX LLC, Microsoft Corp., Oracle Corp., Coursera Inc. и другие. Также в список вошла компания из другой североамериканской страны — Канады — D2L Corp. В лидерах оказались чилийская PleIQ Smart Toys Spa и индийская Think and Learn Pvt. Ltd. Последняя — материнская компания платформы Byju’s. Она стала самым дорогим стартапом в мире, а ее стоимость в 2022 году оценивалась в 22 млрд рублей. В 2023 году Byju’s столкнулась с рядом трудностей, и ее стоимость снизилась в несколько раз. Однако основатель платформы заявил, что компании удалось пройти кризис.

Byju’s — не единственный крупный индийский EdTech-стартап. В 2023 году в топ-30 единорогов на рынке EdTech всего входят семь индийских компаний, а также одна китайская. При этом основную долю рейтинга, ожидаемо, составляют компании из США. Бум венчурных инвестиций в EdTech-рынок пришелся на пандемию коронавируса, но в 2023 году объем вложений в сектор упал. 

По данным HolonIQ, объем инвестиций снизился на 72% — до 3 млрд долларов. В 2023 году ни одна компания не смогла привлечь раунд на 100 млн долларов и более.

Особенности российского рынка EdTech

Объем рынка и основные лидеры

В России рынок онлайн-курсов стремительно рос во время пандемии. В 2022 году он также увеличился, но реальные темпы роста значительно уступили прогнозам, которые давались до февральских событий. Так, по итогам года, по оценке агентства Smart Ranking, совокупная выручка топ-100 EdTech-компаний составила порядка 87 млрд рублей, показав рост на 17% к 2021-ому. Лучше остальных чувствовал себя сегмент детского образования, который вырос на 28,9%. По-прежнему востребованными были дополнительное профессиональное образование (ДПО; 25,8%), разработчики ПО и платформы (22,6%). Сегмент иностранных языков прибавил 10,28%. В минусе, и даже большом, оказалось бизнес-образование. Выручка этого сегмента в 2022 году упала на 21,7%.

Российский EdTech встречался с новыми вызовами, поэтому способен адаптироваться под внешние изменения. Отрасль вполне успешно проходит трансформацию, хотя, конечно, падение покупательской способности, повышение ключевой ставки и удорожание кредитов, влияние государства оказывают дополнительное давление на рынок. Тем не менее по итогам 2023 года эксперты ожидают, что выручка крупнейших EdTech-компаний превысит 100 млрд рублей и достигнет 115-120 млрд (с высшим образованием 125 млрд рублей).

Пока сложно провести параллели и сравнить российский и глобальный EdTech, так как используются разные подходы к классификации и сегментации рынка. Если посмотреть на отечественною сферу онлайн-образования, то основная его часть приходится на ДПО и детское образование. Доля этих сегментов составляет +-30%. По последним данным, сегмент разработчиков онлайн-курсов, ПО и платформ имеют 11,5% рынка. Бизнес-образование и обучение иностранным языкам — всего порядка 6% каждый.

Оценка российского рынка онлайн-образования проводится без учета программ отечественных университетов. Smart Ranking анализирует выручку частных компаний, и только в этом году включил в рейтинг сегмент высшего образования. В результате в топ-100 крупнейших EdTech-компаний оказались лишь две организации, которые работают с высшим образованием, — Корпорация «Синергия» и платформа «Юрайт». При этом большое количество российских вузов уже запустили программы бакалавриата и магистратуры полностью в онлайн-формате. Но данных, какой объем рынка в денежном эквиваленте они занимают, в свободном доступе пока нет.

Международная экспансия

Пережив бурный рост в пандемию российские EdTech-компании и стартапы начали международную экспансию. По данным Smart Ranking, на зарубежный рынок в 2021 году вышла треть крупнейших компаний. Российский EdTech устремился в СНГ, Латинскую Америку, Европу и США, а также не обошел вниманием и рынок Китая, Ближнего Востока и Индии. Однако 2022 год заставил компании пересмотреть свои возможности. Ряд зарубежных проектов российских инвесторов закрылся. Это случилось не только из-за политической обстановки, но и из-за экономики, традиций и рынков тех стран, в которых они запускались. При этом несмотря на антироссийские санкции отечественные EdTech-компании не покинули международный рынок, но им пришлось изменить свои планы и стратегии.

Вопрос международной экспансии отечественного EdTech остается актуальным. В сегодняшних реалиях наиболее благоприятные условия будут в странах, которые придерживаются нейтральной позиции по отношению к политике России. Поэтому в ближайшее время для освоения могут быть доступны страны СНГ, Ближнего Востока и Африки, Азии и Латинской Америки.

Способствовать выходу на зарубежные рынки также намерено и государство. Для EdTech-компаний доступны не только стандартные меры поддержки экспортеров, но и профильные. Так, например, Московский экспортный центр организует акселерационную программу для EdTech-компаний, которая должна помочь российским проектам выйти на международный рынок.

Влияние государства на российский EdTech

Рынок онлайн-образования в России сформировался и достиг психологической отметки в 100 млрд рублей. Аудитория онлайн-курсов растет и в 2021 году достигла 18 млн человек. Отрасль продолжит масштабироваться и государство будет усиливать регулирование рынка и влияние на него. Этот процесс идет параллельно с общей цифровой трансформацией образования на всех уровнях. Цифровизация обучения заложена в национальном проекте «Образование» и «Цифровая экономика». Они включают федеральные проекты «Цифровая образовательная среда», «Цифровой образовательный контент», «Цифровые профессии» и другие.

На школьном уровне государство стремится систематизировать и централизовать информационные ресурсы. ФГИС «Моя школа» — образовательная платформа с единым доступом к цифровым сервисам и учебным материалам для учащихся, педагогов и родителей. С 2023 года к ней подключены все школы России. Также учреждения начального, основного и среднего образования теперь могут использовать электронные ресурсы только из специального перечня, который утверждает Минпросвещения. С сентября 2024 года в России заработают правила применения образовательными организациями электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Это события последних нескольких лет, но государство еще в начале 2010-х, когда стали набирать популярность бесплатные массовые открытые онлайн-курсы, обратило внимание на эту сферу. В 2013 году при Минобрнауки был создан Совет по открытому онлайн-образованию, а спустя год ведущие вузы запустили «Национальную платформу открытого образования» — российскую версию Coursera с онлайн-курсами от отечественных университетов. 

Россия стремится достичь технологического суверенитета, поэтому власти оказывают всестороннюю поддержку ИТ-сектору. Особое внимание государство уделяет подготовке кадров для цифровой экономики, в которой немаловажную роль играют и EdTech-компании. Среди таких проектов «Цифровые кафедры», «Цифровые профессии», «Код будущего», «Навигатор образования», «Цифровой образовательный контент».

Отечественные ИТ-компании успешно включаются в процесс цифровизации образования. Softline разработала концепцию «Цифрового университета», которая помогает вузам выполнять госпрограмму «Приоритет 2030». О ней мы подробно писали здесь. Также на рынке есть отечественные решения для организации учебного процесса. Компания ProctorEdu разработала систему прокторинга, которая помогает контролировать сдачу онлайн-тестов и экзаменов. Авторы SLD рассказывали, как этот инструмент используется в вузах.

Тенденции на рынке онлайн-образования

Профессиональные объединения

Российский рынок онлайн-курсов разнообразный — на нем есть крупные игроки с выручкой в несколько миллиардов, а есть и небольшие компании, специализирующиеся на обучении в какой-то узкой сфере. Не стоит забывать и об инфлюенсерах, которые хоть и занимают небольшую часть рынка, но запускают курсы с миллионной аудиторией. EdTech-рынок вышел на тот уровень, когда его участники начали активно создавать профессиональные сообщества и объединения. Игроки сотрудничают не только друг с другом, но и с другими участниками образовательного процесса — вузами, школами, государством в целом. Объединения позволяют отстаивать интересы отрасли и повышать качество образовательных услуг.

В 2023 году российские вузы и лидеры EdTech-рынка создали Содружество онлайн-высшего образования (СОВО). Заявлялось, что объединение будет в том числе проводить исследования и анализировать объем рынка высшего образования. В содружество от вузов вошли ВШЭ, МФТИ, Финансовый университет, РАНХиГС, Университет ИТМО. От EdTech-сектора — «Нетология», Skillbox и Skillfactory.

СОВО — не первое объединение на EdTech-рынке. Есть также кластер EdTech при Российской ассоциации электронных коммуникаций. Объединение работает над поддержкой отношений между игроками рынка и государством, а также ставит одной из своих задач выработку стандартов и сертификаций в отрасли. В 2022 году была создана Российская ассоциация цифровых инноваций в образовании (РАЦИО). Меморандум о создании ассоциации подписали как лидеры EdTech-рынка, так и институты развития — Фонд «Сколково», ВЭБ.РФ, Издательский дом «Просвещение». РАЦИО призвана качественно развивать рынок образовательных услуг в России. Также есть Ассоциация содействия онлайн-образованию (АСОО), которая работает над развитием инфраструктуры для рынка и внедрением критериев оценки экспертизы специалистов в ДПО и корпоративных онлайн-курсах.

Инвестиции и слияния

В 2022 году инвестиции в российский EdTech-рынок по подсчетам Smart Ranking сократились до 4 млрд рублей — с 14 млрд в 2021-м. До этого инвестиции в отрасль росли в 2,5 раза ежегодно. Пока рано говорить о восстановлении инвестиционной активности в EdTech-сегменте, тем не менее в 2023 году крупные компании интересовались проектами в сфере онлайн-образования и провели несколько крупных сделок. В начале года технологическая компания VK стала единственным владельцем образовательной платформы «Учи.ру», выкупив оставшиеся 75% организации за 8,7 млрд рублей.

Сделка стала крупнейшей на российском рынке EdTech за всю его историю. «Ростелеком» решил инвестировать в образовательную Peer-to-Peer («равный учит равного») платформу «Мегакампус», а медиахолдинг РБК приобрел онлайн-школу по обучению удаленным IT-профессиям ProductStar. ИТ-компании также заинтересованы в развитии EdTech-рынка. Так, например, Softline в 2022 году приобрела долю в учебно-консалтинговом центре «Академия АйТи». В результате была создана образовательная экосистема «Академия Softline». 

Эксперты McKinsey&Company отмечают, что бюджет EdTech-компаний на маркетинг и продажи колеблется от 20% до 60% дохода. Слияния и поглощения на рынке помогают им достичь эффекта масштаба и решить проблему высоких затрат на привлечение клиентов к онлайн-курсам, тем самым повысить эффективность работы. На мировом рынке в 2023 году прошла 421 сделка на 7 млрд долларов в сфере слияний и поглощений.

Сотрудничество с вузами и государством

Исторически в России сложилось так, что адептами образовательных технологий стали частные EdTech-компании, а не вузы. Хотя последним в пандемию пришлось по-новому посмотреть на цифровизацию. В прошлом учебном году в высшем образовании численность обучающихся с применением электронного обучения составила 45,7%, а дистанционных образовательных технологий — 48,1%. Сегодня все больше вузов запускает как собственные онлайн-курсы, так и в партнерстве с EdTech-компаниями. Для последних это открывает новые перспективы, так как они получают доступ к академическому обучению и возможности выдавать дипломы о высшем образовании. Вузы получают доступ к технологиям и практикоориентированной экспертизе EdTech-компаний. Помимо этого, онлайн-платформы все чаще сотрудничают с высшей школой в области довузовской подготовки выпускников и абитуриентов и их профориентации.

Заинтересованность государства в подготовке специалистов для цифровой экономики будет способствовать его проникновению в частное онлайн-образование. Власти могут взять на себя роль инвестора. При этом из-за развития государственных онлайн-сервисов и стремления к централизации образования частные EdTech-компании могут потерять часть клиентов. Благоприятным рынок будет для тех, кто сможет найти выгодные точки соприкосновения с государством.

Тренды онлайн-образования

Технологии не только сделали возможными онлайн-курсы, но и кардинально изменили и продолжают меня весь процесс образования. В какой-то мере образовательные технологии задают тон развитию обучения в целом. Сегодня новые решения применяются на занятиях в детских садах, на уроках в школах, на лекциях в университетах, в корпоративном обучение, на онлайн-курсах повышения квалификации. Во-первых, это облегчает процесс учебы, делает его более гибким и интересным. Во-вторых, технологии уже на этапе образования учат людей взаимодействовать с техникой, программным обеспечением и даже искусственным интеллектом, что непременно пригодится как в повседневной, так и в профессиональной жизни по окончании учебы. Поэтому обзор основных трендов онлайн-курсов следует начать именно с технологического аспекта.

Искусственный интеллект

Большое влияние на сферу образования в целом сегодня оказывает развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ). В ЮНЕСКО полагают, что технологии ИИ позволят сделать образование более доступным, особенно для наиболее уязвимых групп населения, в том числе для людей с инвалидностью. Существуют разнообразные стратегии использования ИИ в образовании. Например, с помощью ИИ можно анализировать прогресс обучающихся на онлайн-курсах и предлагать наиболее подходящие материалы для каждого ученика. Также ИИ-приложения способны помогать учителям в подготовке обучающих материалов — они могут написать текст, сгенерировать подходящую иллюстрацию или создать презентацию на определенную тему.

Индийский единорог Byju's, например, использует ИИ для оптимизации и персонализации процесса обучения. В этом году Byju's представила три модели-трансформера на основе ИИ, которые призваны повысить привлекательность онлайн-курсов, опираясь на интересы учеников. Утверждается, что если пользователю нравится футбол, то и подсказки, и аналогии будут связаны с этой сферой. Точность моделей составляет 87%. Какие это сервисы:

  • MathGPT упрощает понимание математики и подталкивает учеников к правильному ответу с помощью наглядных картинок-подсказок.
  • TeacherGPT — это виртуальный учитель или тьютор. Он помогает ученикам со сложностями в процессе обучения, дает рекомендации, комментарии и проверяет ответы.
  • Badri отслеживает знания ученика, анализирует, как он работает с платформой, и предсказывает, в какой области могут возникнуть трудности при запоминании информации.

Виртуальная и дополненная реальности

Технологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности набирают популярность как в традиционных форматах обучения, так и в онлайн. VR позволяет погрузить обучающихся в ту сферу, которую они изучают. Это касается как профессионального образования, так и детского, и школьного. Например, приложение Anatomyou позволяет исследовать анатомию человека в режиме 360 градусов. Российские школы заинтересованы в использовании VR-технологий. На рынке есть компании, которые предлагают собственные решения для внедрения VR в обучение школьников. 

При онлайн-формате ученикам, особенно детям, сложно удерживать внимание и концентрацию, а учителю контролировать вовлеченность обучающихся. VR погружает человека в новую реальность, и это способствует развитию любопытства, интереса и воображения. Одно из исследований подтвердило, что ученики, которые обучались с помощью VR-технологий, продемонстрировали более высокую успеваемость, чем ученики, которые использовали традиционные методы.

Объем рынка VR в сфере образования в 2023 году оценивается в 11,8 млрд долларов. Эксперты ожидают экспоненциального роста этого рынка, который будет поддерживаться развитием доступа к технологиям, повышением популярности онлайн-курсов, заменой физических учебных материалов на виртуальные. В результате в 2024 году объем рынка может достичь роста в 16,42%, а к 2028 году — 61,55%.

Например, Университет Давенпорта в США с помощью платформы Virbela создал Davenport Global — виртуальный учебный кампус. В пандемию, когда студенты были вынуждены уйти на дистанционное обучение, университет посчитал, что обучающимся необходимо обеспечить чувство причастности к учебе и имитировал эмоциональный и практический опыт. Для этого был создан полностью виртуальный кампус с интерактивными аудиториями и экранами, собственными местами для учебы. Проект не только воссоздает физические объекты, но и предлагает визуальную обратную связь аудитории. После окончания пандемии университет распространил технологию на онлайн-программы бакалавриата.

ИИ и технологии расширенной реальности (XR) выводят на новый уровень другой тренд в образовании — использование симуляторов и тренажеров. Особенно актуально их применение в обучении специалистов сложных профессий. Например, платформа Medical Realities предлагает на базе ИИ и иммерсивных технологий обучать врачей, погружая их в сложные хирургические операции и процедуры. VR и AR используются не только в обучении медицине, но уже и на практике. В России с помощью очков AR в 2020 году провели операцию.  

В одном из пяти сценариев развития отрасли до 2030 года платформа анализа рынка HolonIQ предсказывает робореволюцию глобального образования. По оценкам аналитиков, может произойти переворот в вопросе, кто будет руководить обучением. Они считают, что у людей появятся виртуальные репетиторы и наставники, которые будут определять траекторию образования и организовывать занятия, отталкиваясь от прогресса и потребностей. 

Персонализация и адаптивность обучения

Тренд на персонализацию обучения наблюдается на всех уровнях образования, хотя пока и не носит массовый характер. С развитием ИИ образовательные платформы смогут более эффективно выстраивать программы онлайн-курсов и подбирать методы обучения под индивидуальные потребности, способности и уровень знаний учащихся. Благодаря адаптивности программ преподаватели могут выстроить учебу как увлекательный и эффективный процесс, сделав его интересным для конкретного человека.

Персонализированные программы обучения будут востребованы как в школьном и высшем образовании, так и в корпоративном. Технологии позволят разработать онлайн-курсы под конкретные задачи компании с учетом подготовки сотрудников.

Сопровождение и комьюнити

Несмотря на все плюсы онлайн-курсов, многим студентам сложно поддерживать высокий уровень мотивации при таком формате. Отсутствие контактов с преподавателями и сокурсниками могут негативно влиять на эмоциональный опыт обучающихся. Ежегодно запросы клиентов онлайн-платформ растут. Теперь по окончании онлайн-курса студенты хотят получить новую профессию, а не просто приобрести полезные навыки. Сопровождение и менторинг закрывают ряд минусов онлайн-курсов. Внедряя эти инструменты, EdTech-компании могут поддерживать мотивацию студентов на протяжении всего процесса обучения, контролировать его результаты и помогать решать проблемы студентов.

Еще одним инструментом взаимодействия студентов, преподавателей и экспертов при онлайн-курсах могут стать комьюнити. Поддерживающие сообщества обеспечивают неформальную коммуникацию между всеми сторонами образовательного процесса и могут служить дополнительным источником мотивации и профессионального общения.

Комбинация с офлайн-форматами

EdTech-компании интересуются офлайн-мероприятиями, так как синергия форматов может дать совершенно новые результаты обучения. Для части аудитории важна «живая» коммуникация. Другая часть устала от удаленных и дистанционных форматов работы и образования. Наличие нескольких форматов обучения или их комбинация дает студентам более широкий спектр возможностей и позволяет выбрать подходящий для него вариант получения новых знаний. Одним из первопроходцев в этом направлении на EdTech-рынке стала образовательная платформа Skillbox, которая в 2022 году запустила несколько офлайн-школ в регионах России.

Обучение по подписке

Предоставление услуг или продуктов по подписке — идея не новая. Так, например, работают онлайн-кинотеатры. EdTech взял формат на вооружение и стал его развивать. Компании могут разработать различные вариации подписок и продавать доступ ко всем онлайн-курсам или только к одному, регулировать продолжительность доступа. Один из популярных вариантов — доступ по подписке в закрытый чат или комьюнити, где публикуются и обучающие материалы, и ведется их обсуждение, и налаживается коммуникация как с авторами онлайн-курса, так и с сокурсниками. Вариаций может быть множество. Подписку в любой момент можно отменить или сменить тариф. Платить за обучение нужно будет небольшую сумму, но регулярно. Модель по подписке подойдет не для всех онлайн-курсов, но может расширить как аудиторию онлайн-курсов, так и возможности студентов получать новые знания.

Мобильное обучение

Мобильное обучение стало важным трендом в области образования из-за растущей популярности мобильных устройств и возможностей, которые они предоставляют. На сегодняшний день технологии мобильного обучения расширились благодаря современным приложениям, удобным платформам для обучения и облачным сервисам. Это позволяет учащимся получать доступ к образовательным материалам в любое удобное время и место, что делает онлайн-курсы более гибкими и доступными.

По оценке Mordor Intelligence, рынок мобильного обучения в 2023 году достиг 60,97 млрд долларов и будет расти ежегодно на 24,78%. Интерес корпоративного обучения к этому инструменту будет стимулировать его рост. Исследования показали, что в компаниях, использующих такой формат, производительность сотрудников повысилась на 16%.

Заключение

Рынок онлайн-образования продолжает свое стремительное развитие, предлагая учащимся новые возможности для удобного и эффективного обучения в любом месте и в любое время. Благодаря постоянному развитию технологий и инновационным подходам в обучении, онлайн-курсы становятся все более персонализированными, интерактивными и привлекательными для учащихся всех возрастов и категорий.

Теги:

Новости, истории и события
Смотреть все
ГК Softline и StormWall расширяют партнерство в области киберзащиты
Новости

ГК Softline и StormWall расширяют партнерство в области киберзащиты

06.02.2025

Академия Softline объявляет о партнерстве с Иркутским национальным исследовательским политехническим университетом (ИРНИТУ) и совместном запуске программ обучения информационной безопасности
Новости

Академия Softline объявляет о партнерстве с Иркутским национальным исследовательским политехническим университетом (ИРНИТУ) и совместном запуске программ обучения информационной безопасности

05.02.2025

«Софтлайн Решения» стал лидером в рейтинге работодателей России-2024 по версии hh.ru среди крупных системных интеграторов
Новости

«Софтлайн Решения» стал лидером в рейтинге работодателей России-2024 по версии hh.ru среди крупных системных интеграторов

05.02.2025

Bell Integrator (ГК Softline) разработала решение для автоматизации процессов подбора персонала для крупной финансовой организации
Новости

Bell Integrator (ГК Softline) разработала решение для автоматизации процессов подбора персонала для крупной финансовой организации

04.02.2025

ГК Softline совместно с АШАН ТЕХ реализовала проект по внедрению системы межсетевого экранирования в торговой сети АШАН Ритейл Россия
Новости

ГК Softline совместно с АШАН ТЕХ реализовала проект по внедрению системы межсетевого экранирования в торговой сети АШАН Ритейл Россия

04.02.2025

HCM-система «БОСС» компании SL Soft (ГК Softline) интегрирована с «1С:ЗУП»
Новости

HCM-система «БОСС» компании SL Soft (ГК Softline) интегрирована с «1С:ЗУП»

04.02.2025

Участники второго этапа обмена ГДР Noventiq, получившие отказ в исполнении заявок из-за ошибки в паспортных данных, смогут получить бонусные акции ПАО «Софтлайн» во время сбора оферт по третьему этапу обмена
Новости

Участники второго этапа обмена ГДР Noventiq, получившие отказ в исполнении заявок из-за ошибки в паспортных данных, смогут получить бонусные акции ПАО «Софтлайн» во время сбора оферт по третьему этапу обмена

03.02.2025

PROF-IT GROUP автоматизирует рутинные процессы предприятий вместе с SL Soft (ГК Softline)
Новости

PROF-IT GROUP автоматизирует рутинные процессы предприятий вместе с SL Soft (ГК Softline)

03.02.2025

ГК Softline и «ИндаСофт» создали импортонезависимый ПАК на базе оборудования «Инферит» для безопасного сбора и передачи технологических данных на предприятиях
Новости

ГК Softline и «ИндаСофт» создали импортонезависимый ПАК на базе оборудования «Инферит» для безопасного сбора и передачи технологических данных на предприятиях

31.01.2025

Система единой аутентификации Avanpost FAM получила сертификат совместимости с ОС «МСВСфера» от «Инферит» (ГК Softline)
Новости

Система единой аутентификации Avanpost FAM получила сертификат совместимости с ОС «МСВСфера» от «Инферит» (ГК Softline)

31.01.2025

Директором SL Soft (ГК Softline) стал Александр Аболмасов
Новости

Директором SL Soft (ГК Softline) стал Александр Аболмасов

30.01.2025

ОС «МСВСфера» (ГК Softline) и Bimeister улучшают бизнес-процессы промышленных предприятий
Новости

ОС «МСВСфера» (ГК Softline) и Bimeister улучшают бизнес-процессы промышленных предприятий

29.01.2025

Softline Digital (ГК Softline) представила собственную no-code платформу AiLine на базе искусственного интеллекта перед главой республики Татарстан
Новости

Softline Digital (ГК Softline) представила собственную no-code платформу AiLine на базе искусственного интеллекта перед главой республики Татарстан

29.01.2025

ГК Softline стала партнером года «Лаборатории Касперского»
Новости

ГК Softline стала партнером года «Лаборатории Касперского»

28.01.2025

Иван Киреев назначен управляющим директором российского ИТ-вендора «Инферит» (ГК Softline)
Новости

Иван Киреев назначен управляющим директором российского ИТ-вендора «Инферит» (ГК Softline)

28.01.2025

«Инферит FinOps» будет включен в список доступных решений в рамках Softline Enterprise Agreement
Новости

«Инферит FinOps» будет включен в список доступных решений в рамках Softline Enterprise Agreement

27.01.2025

ОС «МСВСфера» от «Инферит» (ГК Softline) подтвердила совместимость с платформой управления инженерными данными LITEBIM
Новости

ОС «МСВСфера» от «Инферит» (ГК Softline) подтвердила совместимость с платформой управления инженерными данными LITEBIM

24.01.2025

Совместный пресс-релиз группы компаний Softline  и "Беркс"
Новости

Совместный пресс-релиз группы компаний Softline и "Беркс"

23.01.2025

Программирование без кода: как с помощью No-Code и Low-Code адаптировать Service Desk под любые задачи
Блог

Программирование без кода: как с помощью No-Code и Low-Code адаптировать Service Desk под любые задачи

04.02.2025

Егор Кукушкин (Группа «Борлас»): «Отечественный рынок смог в существенной степени переориентироваться на импортозамещение»
Блог

Егор Кукушкин (Группа «Борлас»): «Отечественный рынок смог в существенной степени переориентироваться на импортозамещение»

04.02.2025

Юрий Латин, Bell Integrator: Будущее заказной разработки перспективное, и не только из-за импортозамещения
Блог

Юрий Латин, Bell Integrator: Будущее заказной разработки перспективное, и не только из-за импортозамещения

04.02.2025

Стек российских технологий из одного «окна»: как выгодно импортозаместить ПО с Softline Enterprise Agreement
Блог

Стек российских технологий из одного «окна»: как выгодно импортозаместить ПО с Softline Enterprise Agreement

04.02.2025

Как технологии no-code ускоряют внедрение цифровых двойников
Блог

Как технологии no-code ускоряют внедрение цифровых двойников

03.02.2025

Как оснастить школу в соответствии с приказом № 838: руководство для строительных компаний
Блог

Как оснастить школу в соответствии с приказом № 838: руководство для строительных компаний

29.01.2025

Рынок BPM-систем вчера, сегодня, завтра
Блог

Рынок BPM-систем вчера, сегодня, завтра

28.01.2025

Дата-центры в России: тенденции и перспективы
Блог

Дата-центры в России: тенденции и перспективы

13.01.2025

Как эффективно внедрить стандарты ГОСТ в организацию: этапы и советы
Блог

Как эффективно внедрить стандарты ГОСТ в организацию: этапы и советы

12.01.2025

Работник кода: как искусственный интеллект может помочь в смене профессии. Нейросети полезны кандидатам с нулевым опытом или возрастным соискателям
Блог

Работник кода: как искусственный интеллект может помочь в смене профессии. Нейросети полезны кандидатам с нулевым опытом или возрастным соискателям

10.01.2025

Атак нельзя: половина библиотек для разработки ПО содержит уязвимости. Как защититься от хакеров и какие методы лучше использовать
Блог

Атак нельзя: половина библиотек для разработки ПО содержит уязвимости. Как защититься от хакеров и какие методы лучше использовать

09.01.2025

Кибербезопасность от А до Я
Блог

Кибербезопасность от А до Я

20.12.2024

Елена Типисова (ГК Softline): «2024-й год стал годом вызовов и возможностей для ИТ-отрасли, заложив фундамент для дальнейшего развития»
Блог

Елена Типисова (ГК Softline): «2024-й год стал годом вызовов и возможностей для ИТ-отрасли, заложив фундамент для дальнейшего развития»

20.12.2024

Мурад Мирзоев, «Инферит»: В рамках бизнес группы Softline мы испытываем здоровую конкуренцию
Блог

Мурад Мирзоев, «Инферит»: В рамках бизнес группы Softline мы испытываем здоровую конкуренцию

20.12.2024

Вместе эффективнее: как объединение крупных игроков ИТ-рынка помогает цифровизации промышленного сектора
Блог

Вместе эффективнее: как объединение крупных игроков ИТ-рынка помогает цифровизации промышленного сектора

18.12.2024

Пилотные проекты по переходу на российское ПО
Блог

Пилотные проекты по переходу на российское ПО

18.12.2024

Как эмоциональный интеллект помогает строить карьеру
Блог

Как эмоциональный интеллект помогает строить карьеру

17.12.2024

4 совета джуну, который хочет построить карьеру в ИТ
Блог

4 совета джуну, который хочет построить карьеру в ИТ

17.12.2024