Москва
Мероприятия
Блог
Корзина
Регистрация Войти
main-bg
Блог

Метавселенная — определение, технологии и вызовы

Инна Гресева
Инна Гресева,
редактор SLDDigital
12.04.2024

Еще несколько лет назад идея метавселенной была на пике популярности — о ней писали СМИ, говорили инвесторы, технологические гиганты заявляли о первых наработках. В 2023 году хайп вокруг темы улегся, и на первый план вышел искусственный интеллект (ИИ). Некоторые СМИ и эксперты заговорили о провале концепции и даже отправили идею на «кладбище неудачных причуд». Тем не менее в McKinsey & Company ожидают, что рынок метавселенных будет расти и развиваться, а к 2030 году достигнет 5 трлн долларов.

Что такое метавселенная?

Общепринятого определения термина «метавселенная» нет, как и нет единого мнения, какими критериями она должна обладать и как работать. Более того, значение слова может зависеть от области его использования. Например, в научной фантастике метавселенная может быть полностью иммерсивным миром. В ИТ и деловой среде под термином понимают виртуальное пространство, в котором люди взаимодействуют при помощи технологий расширенной реальности (XR). 

Считается, что впервые термин «метавселенная» использовал в своем научно-фантастическом романе «Лавина» Нил Стивенсон. В книге под этим словом понимается виртуальное пространство, в котором люди взаимодействуют друг с другом при помощи аватаров. Изначально слово было в ходу у футурологов и фантастов, но с развитием технологий оно проникло в ИТ-мир. В октябре 2021 года основатель Facebook Inc. Марк Цукерберг объявил о смене названия на Meta (признана экстремистской и запрещена в РФ). Таким образом Цукерберг хотел изменить позиционирование компании — он хотел, чтобы пользователи воспринимали ее как разработчика метавселенной. Тогда же он заявил о создании собственной метавселенной. Но Meta не единственная компания, которая взялась за это направление. Разработками в области виртуальных цифровых миров занимаются и другие технологические гиганты — Microsoft, Google, Epic Games (Fortnite), Roblox и другие.

«Метавселенная — это не единичный продукт, который может построить одна компания. Как и интернет, метавселенная существует вне зависимости от того, будет ли Facebook или его не станет», — заявляли в Meta.

Сегодня существуют разные концепции и проекты метавселенных, поэтому универсальное определение термину сложно подобрать. Навряд ли в ближайшее время мы увидим единую позицию по этому вопросу. 

Концерт рэпера Тревиса Скотта в Fortnite, который собрал более 12 млн зрителей.

По мере развития идеи выдвигалось большое количество концепций, какими характеристиками должна обладать метавселенная. Наибольшую популярность приобрела концепция венчурного инвестора Мэтью Болла. В своем эссе он описал семь признаков, которыми должна обладать метавселенная: 

  • Она должна быть постоянной и никогда не прекращаться. 
  • Метавселенная «живая» и существует в реальном времени, события внутри системы не зависят от внешних факторов. 
  • Число пользователей, которые одновременно находятся в метавселенной, не ограничивается. Она дает каждому ощущение «присутствия». 
  • Метавселенная — это отдельно функционирующая экономика, в которой люди и компании могут создавать, владеть объектами и продавать имущество, а также получать вознаграждение за свою «работу». 
  • Метавселенная объединяет цифровой и физические миры, частные и публичные сети, открытые и закрытые платформы. 
  • Метавселенная обеспечивает совместимость данных, цифровых предметов, активов и контента из любых источников. 
  • В метавселенной контент и опыт создаются и управляются как людьми, так и коммерческими организациями.

В своей книге «Метавселенная. Как она меняет наш мир» Мэтью Болл также писал, что метавселенная должна масштабироваться наподобие интернета, который разросся из горстки сайтов в бесконечное множество разных ресурсов.

Метавселенная — это широкомасштабная интероперабельная сеть трехмерных виртуальных миров, визуализируемых в реальном времени, в которой фактически неограниченное число одновременных пользователей могут получать синхронный и персистентный опыт с ощущением личного присутствия и с непрерывностью данных, таких как идентичность, история, права, объекты, коммуникации и платежи.

Мэтью Болл, венчурный инвестор

McKinsey & Company выдвигает три обязательных свойства метавселенной: ощущение погружения, интерактивность в реальном времени и управление пользователем (user agency). Аналитики отмечают и дополнительные свойства, такие, как совместимость между платформами и устройствами, одновременное взаимодействие тысяч людей и различные варианты использования за рамками игровых миров. Метавселенная — это следующая эпоха в развитии интернета, и она выходит за рамки только игровых и развлекательных концепций.

Виды метавселенных

Эксперты, изучающие концепции метавселенной, делятся на две группы. Одни считают, что в результате эволюции идеи реальный мир получит одну общую метавселенную, которая объединит разные платформы, устройства, движки. Они признают, что на первых этапах будет создано несколько систем — уже сегодня компании делают большие шаги в этом направлении и создают свои виртуальные экосистемы. Но по мере развития, массового распространения и монополизации крупными игроками этого рынка вмешается регулятор. На этом этапе будут вводится правила, разрабатываться законы, которые будут регулировать работу одной метавселенной.

Другие склоняются к тому, что одной метавселенной — общей — никогда не будет, сама идея — утопична. Будет несколько метавселенных от разных компаний, так как объединяться им невыгодно. Также сторонники версии считают, что это невыполнимо технически — невозможно обеспечить совместимость всех устройств и такую мощную инфраструктуру.

Сегодня нет какой-то общепризнанной классификации метавселенных. Разделение на типы зависит от целей и принципов работы, применяемых технологий. На основе уже существующих нишевых метавселенных формируется два вида:

  1. Потребительская метавселенная — концепция, которая сегодня больше связана с играми и социальными сетями и активно применяется в маркетинге, рекламе, сфере развлечений. Потребительские бренды уже взаимодействуют с покупателями в виртуальном мире. Например, Nike запустил приложение для виртуальной примерки спортивной обуви, а американская сеть магазинов Walmart на платформе Roblox — свои игры.
  2. Корпоративная метавселенная — концепция, которая предполагает организацию бизнес-процессов в цифровых пространствах. Виртуальные рабочие места, форумы и конференции — уже наша реальность. Как и организация бизнес-процессов через облачные технологии, рабочих мест в смешанной реальности. Особое место в этой категории занимают промышленные метавселенные, которые используются для реорганизации производственных процессов.

Драйвер развития метавселенных — видеоигры. Именно через них совершались первые попытки реализовать идею метавселенной в более широком смысле. По оценке Statista в 2024 году рынок игровых метавселенных составит 20,9 млрд долларов. К 2030 году он вырастет до 168,4 млрд долларов, а число пользователей достигнет 943,3 млн. Развитию рынка будет способствовать успех таких игровых проектов, как Fortnite и Roblox, а также рост доступности интернета и мобильных устройств.

Вместе с этим метавселенные делятся на централизованные и децентрализованные. В первом случае площадкой управляет одна компания, которая и диктует правила игры участникам. Во втором случае матавселенная создается на основе технологий блокчейна, что дает большую свободу пользователям.

Примеры метавселенных

Несмотря на то, что метавселенную в широком понятии этого слова никому пока не удалось создать, есть проекты, которые пытаются переосмыслить идею и создать новый опыт для участников. Вот несколько примеров метавселенных. Число пользователей этих платформ намного ниже числа поклонников игровых метавселенных Fortnite и Roblox, но тем не менее они заняли свою нишу.

Decentraland

Decentraland — это платформа виртуальной реальности, построенная на базе технологии блокчейн. Decentraland позволяет пользователям создавать, исследовать и монетизировать виртуальные миры и контент, используя криптовалюту MANA и NFT (невзаимозаменяемые токены). Проект был запущен в 2020 году.

В Decentraland проводят выставки, концерты и другие мероприятия. Также на платформе предусмотрена возможность заработка. Вся метавселенная разделена на участки, на которых можно строить дома. Виртуальная недвижимость продается или сдается в аренду. К Decentraland проявляли внимание как зарубежные бренды и звезды, так и российские. В сентябре 2022 года Тинькофф Инвестиции организовал в метавселенной концерт Михаила Шуфутинского. Барбадос первый среди государств купил в Decentraland виртуальный участок земли под посольство.

Неделя моды в Decentraland.

The Sandbox

The Sandbox работает на базе блокчейн-системы Ethereum. Это виртуальные миры, в которых пользователи взаимодействуют, создают контент и обмениваются им, участвуют в «виртуальной экономике». Метавселенная разделена на участки, которые можно покупать и обустраивать. Платформа имеет свою монету и «экономику». С The Sandbox сотрудничали такие бренды, как Adidas, Gucci, а из звезд — Snoop Dogg и Elvis.

Съемки клипа Snoop Dogg в The Sandbox

Horizon Worlds

Horizon Worlds — это метавселенная от Meta, которая не оправдала ожиданий пользователей и вызвала критику СМИ. В ее разработку было вложено более 10 млрд долларов. Horizon Worlds — платформа, в рамках которой люди взаимодействуют с помощью трехмерных аватаров. Претензии к ней были связаны с большим количеством ошибок и примитивной графикой. Чтобы попасть в виртуальные миры, пользователю необходима VR-гарнитура Meta Quest. В конце 2022-го Meta объявила о массовых сокращениях, в их числе были и сотрудники, работающие с виртуальной реальностью.

Впрочем, и другие компании заявляли о закрытии или приостановке проектов, связанных с метавселенными. Но интерес к теме возвращается. В феврале 2024 года Disney заявил, что планирует вложить 1,5 млрд долларов в создание вместе с Epic Games «игровой и развлекательной вселенной».

Стек технологий метавселенной

Метавселенная — это не какая-то отдельная технология, это совокупность разных цифровых инструментов, которые соединяются в одном пространстве в одно время. Есть основные — без них не построить метавселенную даже в узком значении. Есть дополнительные — они помогают максимально погрузить пользователя в цифровую реальность, в том числе и на эмоциональном уровне. ABIresearch выделяет шесть основополагающих технологий:

  1. 3D и Web3
  2. Дополненная и виртуальная реальности (AR/VR)
  3. Распределенные вычисления и сети
  4. Искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение (МО)
  5. 6G
  6. Сети и IP-протоколы нового поколения

К вышеперечисленным технологиям стоит добавить цифровых двойников (digital twins), интернет вещей (IoT) и блокчейн.

Эксперты McKinsey & Company выделяют четыре строительных блока метавселенной, своего рода «четыре кита», на которых она держится:

  1. Контент и опыт. Этот блок включает контент для разных аудиторий и от разных источников, в том числе пользовательский. Также сюда входят приложения и виртуальные миры.
  2. Платформы. Для создания метавселенной нужны площадки, которые облегчают распространение контента, и набор инструментов для 3D-разработки.
  3. Инфраструктура и оборудование. Для пользователей необходимы специальные устройства, операционные системы и аксессуары. Чтобы обеспечить работу метавселенной нужна мощная инфраструктуры: сети, облака, полупроводники и т.д.
  4. Факторы влияния. Самый сложный из блоков, так как на этом этапе на первый план выходят обеспечение безопасности пользователей и системы, конфиденциальность личности и управление метавселенной. Помимо этого, необходимо обеспечить экономику метавселенной и инструменты для монетизации и проведения «финансовых», в том числе трансграничных, операций.

Как люди будут пользоваться будущей «идеальной» метавселенной, пока неизвестно. Не обязательно, но вероятно вход будет через AR/VR-устройства или подобные гаджеты. По данным IDC, в 2023 году на рынок поставлялось около 8 млн гарнитур. В 2024 году эксперты ожидают рост поставок, в основном за счет основных игроков — Meta, Sony, ByteDance, Xreal, DPVR. В феврале Apple выпустила в продажу устройство Vision Pro, которое позиционирует как «пространственный компьютер». AR/VR-устройства хоть и проводники в цифровые миры, но из-за своей высокой цены они остаются недоступными для массового пользователя. Например, стоимость Vision Pro в Америке начинается от 3,5 тыс. долларов, в России — от 500 тыс. рублей.

Как метавселенные влияют на бизнес и обычных людей

Одна из основных функций метавселенной — создать эффект присутствия, соучастия. На волне хайпа крупные бренды использовали это для привлечения внимания покупателей — концерты, показы мод, выставки. В большинстве проектов активности в цифровых мирах были как инструмент развлечения, а практическая польза была либо минимальной, либо и вовсе отсутствовала. Но бизнес глубже изучил идею и открыл для себя ее возможности. На рынке появились промышленные метавселенные, когда виртуальная и дополненная реальности внедряются непосредственно в производственный процесс и влияют на операционную эффективность компании.

Порядка 95% бизнес-лидеров, опрошенных McKinsey & Company в 2022 году ожидали, что метавселенная окажет положительное влияние на их отрасль в течение 5-10 лет. 61% рассчитывал, что она изменит методы работы.

Базой для промышленной метавселенной выступают цифровые двойники. Они позволяют смоделировать копию предприятия в виртуальном пространстве, проводить симуляции и тестирования. Например, в 2022 году автомобильный концерн Hyundai Motor объявил о партнерстве с платформой для создания 3D-контента Unity для разработки новой метавселенной и платформы для метафабрики. В рамках сотрудничества Hyundai построит виртуальную копию реального предприятия на платформе метавселенной, чтобы проводить испытания для определения оптимальных условий производства. Также планировалось, что потребитель сможет выбрать разные решения компании и протестировать их в «новой» реальности.

Метавселенные оказывают влияние на сферу образования. Пандемия коронавируса задала тренд на перевод учебного процесса в виртуальный мир. Такой стратегии стали придерживаться как классические учебные заведения, так и ведущие онлайн-платформы. Например, Гонконгский университет науки и технологий (HKUST) анонсировал создание MetaHKUST и начал реализовывать идею с организации классов расширенной реальности (XR). Использование метавселенной станет драйвером изменений в методах обучения. Мы уже рассматривали, как технологии способствуют трансформации онлайн-образования.

Элементы метавселенной также внедряются в корпоративное обучение. Исследование PwC показало, что VR-обучение позволяет быстрее осваивать профессиональные навыки и снижает затраты компании на обучение сотрудников в долгосрочной перспективе.

На данном этапе развития метавселенные оказывают минимальное влияние на обывателя. С ее элементами люди могут сталкиваться в своей профессиональной деятельности — обычно это компании из финтеха, ИТ и промышленные холдинги с высоким уровнем цифровой зрелости.

Заинтересованные пользователи взаимодействуют с ними в рамках маркетинговых активностей брендов или в качестве развлечения, например, видеоигры на продвинутых платформах.

Опыт России в метавселенных

Нельзя сказать, что концепция метавселенной не проникла на российский рынок. Бизнес уже взаимодействуют с покупателями в виртуальном мире, проводит там встречи и конференции, а промышленные предприятия внедряют цифровых двойников. Тем не менее только четверть россиян знает, что это такое, следует из опроса Eset.

По мнению вице-президента по стратегическим инициативам «Ростелекома» Бориса Глазкова, в России может появиться одна национальная метавселенная и произойдет это в 2025-2026 годах. Он считает, что зарубежные проекты будут ограничиваться на территории страны, но при этом законодательного регулирования метавселенных в ближайшие годы ждать не стоит из-за незрелости рынка.

У технологических компаний есть инициативы по разработке метавселенной. В этом направлении активно движется Сбер. Компания запустила SberJazz XR — 3D-пространство для встреч в виртуальной реальности, а также образовательный проект для начинающих предпринимателей в метавселенной КоМета.

«ВКонтакте» разработала сервис VK NFT, который позволяет размещать свои цифровые активы и подключать крипто-кошельки. Оператор связи МТС инвестирует 100 млн долларов в разработку собственной метавселенной, в которой планирует взаимодействовать с клиентами. Также у российских компаний есть проекты на таких платформах, как Roblox и Fortnite.

Вызовы метавселенной — какие проблемы предстоит решить

Метавселенные могут открыть новые возможности экономического развития или остаться в истории как «неудачная причуда». Но уже в ближайшее время людям предстоит решить ряд вопросов, связанных с организацией «цифровой жизни».

Так как проекты и разработки пока носят нишевый характер, уровень регулирования в этой области довольно низкий. Однако недостаток внешнего контроля и стандартизации может привести к углублению цифрового неравенства и монополизации рынка крупными компаниями.

Всемирный экономический форум (ВЭФ) призывает технологических гигантов развивать метавселенные, ориентируясь на принцип «человек прежде всего». Согласно мнению экспертов организации, метавселенная должна быть не только экономически выгодной, но и доступной, инклюзивной, безопасной и справедливой для всех. Для решения этих проблем необходимо разработать единые стандарты и нормы, которые обеспечат защиту прав и интересов всех участников цифровой экосистемы. Кроме того, необходимо активное участие государственных органов и международных организаций в разработке и внедрении правил и мер по регулированию метавселенных.

Одна из главных проблем метавселенных — обеспечение безопасности пользователей. В новых цифровых мирах предполагается хранение больших объемов данных о человеке. Смогут ли компании обеспечить их безопасность и насколько этично они будут ими оперировать? Вопрос безопасности связан не только с технической стороной. Удастся ли решить проблему с агрессивным и незаконным поведением аватаров, получится ли контролировать опасный контент и анонимность? 

Другим важным препятствием развития метавселенных является технологический вопрос. Сегодня нет тех вычислительных мощностей и быстрых сетей, которые смогли бы объединить сотни миллионов пользователей в одном месте, обеспечить их беспрепятственное взаимодействие и совместимость устройств.

Список вопросов, которые мировому сообществу предстоит решить по мере развития метавселенной, можно продолжать бесконечно. На государственном уровне уже предпринимаются попытки упорядочить это явление. Правительство Южной Кореи подготовило руководство по этическим принципам метавселенных. Власти этой страны также запустили разработку законопроекта против преступлений в виртуальной реальности. Впрочем, Южная Корея опережает другие страны в этой области. В 2023 году власти запустили Metaverse Seoul — виртуальную копию Сеула, в которой жители могут не только посещать достопримечательности столицы, но и получать государственные услуги.

Теги:

Новости, истории и события
Смотреть все
ГК Softline стала золотым партнером компании «Гравитон»
Новости

ГК Softline стала золотым партнером компании «Гравитон»

29.04.2025

ГК Softline стала победителем премии Team Awards
Новости

ГК Softline стала победителем премии Team Awards

29.04.2025

Сомерс (ГК Softline) внедрил подсказки для кассиров в товароучетную систему и кассовое ПО SUBTOTAL
Новости

Сомерс (ГК Softline) внедрил подсказки для кассиров в товароучетную систему и кассовое ПО SUBTOTAL

29.04.2025

Российский производитель лазерных решений VPG Laserone (ГК Softline) принял участие в 37-й международной выставке «Информационные и коммуникационные технологии»
Новости

Российский производитель лазерных решений VPG Laserone (ГК Softline) принял участие в 37-й международной выставке «Информационные и коммуникационные технологии»

28.04.2025

ГК Softline и Knowledge Space заключили соглашение о продвижении платформы интегрированного бизнес-планирования
Новости

ГК Softline и Knowledge Space заключили соглашение о продвижении платформы интегрированного бизнес-планирования

28.04.2025

ПАО «Софтлайн» объявит основные неаудированные финансовые показатели Компании за 1 квартал 2025 года 19 мая 2025 года
Новости

ПАО «Софтлайн» объявит основные неаудированные финансовые показатели Компании за 1 квартал 2025 года 19 мая 2025 года

28.04.2025

SL Soft (ГК Softline) и MAINTEX объявляют о сотрудничестве
Новости

SL Soft (ГК Softline) и MAINTEX объявляют о сотрудничестве

25.04.2025

Провайдер «Инферит Облако» (ГК Softline) модернизировал облачную инфраструктуру ЦОД во Фрязино
Новости

Провайдер «Инферит Облако» (ГК Softline) модернизировал облачную инфраструктуру ЦОД во Фрязино

25.04.2025

Bell Integrator (ГК Softline) разработал систему сквозного мониторинга бизнес-процессов для крупной финансовой организации
Новости

Bell Integrator (ГК Softline) разработал систему сквозного мониторинга бизнес-процессов для крупной финансовой организации

25.04.2025

ОС «МСВСфера Сервер» (ГК Softline) и CommuniGate Pro предлагают новый уровень надежности в коммуникации с контрагентами
Новости

ОС «МСВСфера Сервер» (ГК Softline) и CommuniGate Pro предлагают новый уровень надежности в коммуникации с контрагентами

24.04.2025

ГК Softline включила в продуктовый портфель платформу GMonit
Новости

ГК Softline включила в продуктовый портфель платформу GMonit

24.04.2025

ПАО «Софтлайн» объявляет о реорганизации владения АО Банк Синара в капитале Компании в связи с переходом доли на другое юридическое лицо
Новости

ПАО «Софтлайн» объявляет о реорганизации владения АО Банк Синара в капитале Компании в связи с переходом доли на другое юридическое лицо

24.04.2025

Платформа «Клаудмастер» от «Инферит FinOps» (ГК Softline) запускает FinOps-решение для Kubernetes
Новости

Платформа «Клаудмастер» от «Инферит FinOps» (ГК Softline) запускает FinOps-решение для Kubernetes

23.04.2025

Облачный провайдер ActiveCloud (ГК Softline) пополнил свой портфель SaaS-услуг российским решением MULTIFACTOR
Новости

Облачный провайдер ActiveCloud (ГК Softline) пополнил свой портфель SaaS-услуг российским решением MULTIFACTOR

23.04.2025

«Инферит» (ГК Softline) выходит в новый формат: вендор представил первый 15,6-дюймовый ноутбук Mercury
Новости

«Инферит» (ГК Softline) выходит в новый формат: вендор представил первый 15,6-дюймовый ноутбук Mercury

23.04.2025

ИИ теперь экономит пользователям TEST IT («Девелоника», ГК Softline) до 50% времени на задачах тестирования
Новости

ИИ теперь экономит пользователям TEST IT («Девелоника», ГК Softline) до 50% времени на задачах тестирования

22.04.2025

«Телеком биржа», Infosecurity (ГК Softline) и Servicepipe заключили партнерское соглашение
Новости

«Телеком биржа», Infosecurity (ГК Softline) и Servicepipe заключили партнерское соглашение

22.04.2025

«Инферит ОС» (ГК Softline) подтвердил совместимость ОС «МСВСфера Сервер» 9 с Axiom JDK и Liberсat Certified
Новости

«Инферит ОС» (ГК Softline) подтвердил совместимость ОС «МСВСфера Сервер» 9 с Axiom JDK и Liberсat Certified

22.04.2025

Как устроены цифровые двойники: этапы разработки и примеры использования
Блог

Как устроены цифровые двойники: этапы разработки и примеры использования

29.04.2025

Стратегия перехода в облако
Блог

Стратегия перехода в облако

24.04.2025

Защита данных и информации: методы, практика, стандарты и законы
Блог

Защита данных и информации: методы, практика, стандарты и законы

22.04.2025

Цифровые профессии будущего: кто выживет в эпоху искусственного интеллекта
Блог

Цифровые профессии будущего: кто выживет в эпоху искусственного интеллекта

17.04.2025

Российские системы виртуализации
Блог

Российские системы виртуализации

15.04.2025

DDoS-атаки: как подготовиться к внедрению защиты и с чем предстоит бороться
Блог

DDoS-атаки: как подготовиться к внедрению защиты и с чем предстоит бороться

10.04.2025

Виртуальные тренажеры для медицинского персонала: инновационный подход к обучению
Блог

Виртуальные тренажеры для медицинского персонала: инновационный подход к обучению

08.04.2025

«Софтлайн Офис» — платформа корпоративных коммуникаций
Блог

«Софтлайн Офис» — платформа корпоративных коммуникаций

04.04.2025

Оснащение школ под ключ: от проектирования до ввода в эксплуатацию
Блог

Оснащение школ под ключ: от проектирования до ввода в эксплуатацию

03.04.2025

Киберучения: готовим сотрудников к успешным отражениям атак
Блог

Киберучения: готовим сотрудников к успешным отражениям атак

27.03.2025

Контроль усталости водителей
Блог

Контроль усталости водителей

25.03.2025

Инновации в школах в 2025 году: 3D-модели, БПЛА, роботы и VR
Блог

Инновации в школах в 2025 году: 3D-модели, БПЛА, роботы и VR

14.03.2025

Инвестиции в цифровизацию ритейла: стратегии 2025 года
Блог

Инвестиции в цифровизацию ритейла: стратегии 2025 года

11.03.2025

Топ-редакторы для работы с PDF — сравниваем программы
Блог

Топ-редакторы для работы с PDF — сравниваем программы

04.03.2025

Российские офисные системы: выбор и преимущества
Блог

Российские офисные системы: выбор и преимущества

03.03.2025

Softline Assessment и СУБД Tantor: мощный тандем для диагностики инфраструктуры
Блог

Softline Assessment и СУБД Tantor: мощный тандем для диагностики инфраструктуры

26.02.2025

Интервью ГК Softline и «Базальт СПО»: сервис Softline Enterprise Agreement — инфраструктура заказчика из единого окна
Блог

Интервью ГК Softline и «Базальт СПО»: сервис Softline Enterprise Agreement — инфраструктура заказчика из единого окна

24.02.2025

ИИ-тренды в промышленности: от цифровых ассистентов до умных АСУ ТП
Блог

ИИ-тренды в промышленности: от цифровых ассистентов до умных АСУ ТП

20.02.2025

Разыгрываем ноутбук
в нашем канале Telegram
Участвовать