РБК daily: Microsoft заработала на Vista
Объем продаж ОС превысил прогнозы
Квартальная выручка Microsoft выросла на 32%, до 14,4 млрд долл. Рост обеспечен главным образом продажами новых продуктов компании — Windows Vista и Office 2007, уверены в Microsoft. Аналитики, напротив, считают, что Vista не оказала значительного влияния на финансовые результаты корпорации. По их прогнозам, основной вклад новой ОС станет заметным в ближайшие годы, когда систему начнут активно приобретать корпоративные клиенты.
Чистая прибыль Microsoft в третьем квартале 2007 финансового года, закончившегося 31 марта, выросла на 65%, до 4,93 млрд долл. Главный финансовый директор Microsoft Крис Лидделл сообщил, что продажи Vista частным клиентам превзошли ожидания компании. Объем продаж новой ОС составил 400 млн долл., в то время как Microsoft рассчитывала получить не более 300 млн долл. В связи с оптимистичным сценарием продаж компания прогнозирует выручку по итогам 2007 финансового года на уровне 56,5—57,5 млрд долл. До публикации квартального отчета аналитики оценивали этот показатель в 55,3 млрд долл. В февралегенеральный директор Microsoft Стив Боллмер назвал прогнозы аналитиков по выручке Microsoft от продаж Windows Vista «чересчур агрессивными». Вероятно, аналитики учли мнение Боллмера и понизили свои оценки.
Продемонстрировали устойчивый рост и подразделения компании, ориентированные на корпоративных клиентов. В частности, операционные доходы Microsoft Business Division выросли на 42%, до 3,4 млрд долл. Другие направления бизнеса компании пока не могут похвастаться аналогичными показателями. Подразделение онлайн-сервисов, а также направление «Развлечения и устройства» закончили квартал с убытками в 200 млн и 315 млн долл. соответственно. Однако пока Microsoft не собирается уходить из этих сегментов. Корпорация рассчитывает, что подразделение «Развлечения и устройства», занимающееся игровыми приставками Xbox, выйдет на прибыльность уже в следующем году. Онлайн-сервисы компания также активно продвигает в последние годы.
Убыточность интернет-подразделения Крис Лидделл объяснил активными инвестициями в данный сегмент. Однако вложения Microsoft пока отстают от показателей конкурентов. По оценке аналитиков Goldman Sachs, Microsoft потратит на это в 2007 году 4 млрд долл., в то время как инвестиции Yahoo! составят 4,7 млрд долл., Google — 8 млрд долл., сообщает The New York Times. В эту сумму не включены капитальные затраты, такие как закупка оборудования для центров обработки данных и т.п.
Аналитики и эксперты считают, что продажи Vista пока не слишком заметно сказываются на финансовых показателях Microsoft. «Влияние Vista на рост компании весьма скромное. Как показывает опыт эксплуатации предыдущихпродуктов Microsoft, для того чтобы после выпуска ПО заработало надежно, может потребоваться доработка и один-два service pack, — считает руководитель программ исследований IDC по рынку ПО Елена Семеновская. — Только когда начнется массовый переход корпоративных пользователей на новую ОС, ее вклад в общий объем продаж будет более заметен».
«Vista пока не пользуется огромным спросом также по причине серьезных требований к оборудованию», — уверена директор по маркетингу компании Softline Consulting Services Юлия Абрамова. При этом первыми начнут осваивать новую систему домашние пользователи. «На корпоративном рынке процесс перехода на новую ОС будет значительно затянут. Аналогичная ситуация была и с Windows XP, которая вышла в 2001 году. Эта ОС установлена на половине компьютеров в корпоративном секторе, и на это потребовалось около трех лет, — отметила г-жа Абрамова. — Это связано прежде всего с требованиями к оборудованию. Не каждая компания отважится менять парк ПК для перехода на новую систему».
АЛЕКСАНДР ДЕМЕНТЬЕВ