
КАКИЕ УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУЩЕСТВУЮТ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ?
Наверняка, многие люди пользуются интернет-магазинами: кто-то регулярно, кто-то не очень часто. Некоторым клиентам таких сервисов не повезло столкнуться с недобросовестностью продавцов и низким качеством приобретенных товаров. Однако наш новый материал мы хотели бы посвятить проблемам другого рода: как покупателю безопасно приобрести товар без передачи своей информации и денежных средств злоумышленникам, а также как продавцу в интернет-магазине защититься от хакеров. Чтобы получить ответы на эти вопросы, редакция SecureNews обратилась к экспертам.
Денис Бочаров, менеджер по развитию бизнеса Orange Business Services в России и СНГ:
«В первую очередь, это взлом серверов предприятий с компрометацией баз данных клиентов. В худшем из вариантов в руки злоумышленников попадают исчерпывающая информация о покупателе, в том числе его имя, адрес, номер кредитной карты. В лайт-варианте это лишь имя и адрес. Кроме того, стоит упомянуть фишинг. Часто злоумышленники создают фейковые интернет-магазины, на страницах которых покупателям предлагаются востребованные товары по весьма привлекательной цене. Естественно, оплатив покупку, клиент ничего не получает».
Андрей Заикин, руководитель направления информационной безопасности КРОК:
«Можно выделить три ключевых типа угроз.
Во-первых, DDoS-атаки, при которых сайт или интернет-магазин выводится из строя на несколько часов или дней. Такие действия распространены на узкоспециализированных рынках с высокой конкуренцией. В то время пока ваш сайт не работает – конкуренты зарабатывают больше. В том случае, если спрос на продукцию зависит от сезонности, выход веб-сайта из строя ощутимо сказывается на доходах компании.
Второй тип угроз – атаки на сайт со стороны хакерских группировок с целью кражи данных. В этом случае страдают как владельцы бизнеса, так и конечные пользователи. Так, злоумышленники могут получить персональные данные покупателей: номера телефонов, данные банковских карт. После чего перепродают эту информацию третьим лицам или осуществляют транзакции от имени пользователей самостоятельно.
Еще один возможный сценарий использования данных веб-сайта заключается в нарушении бизнес-логики ресурса. Например, если на сайте работает система бонусов, то, нарушив логику, злоумышленник получает на свой счет нелегитимные бонусы и обменивает их на реальные товары. При этом обнаружить подобные действия без специализированных систем защиты крайне сложно».
Никита Дуров, технический директор Check Point Software Technologies:
«Главная угроза информационной безопасности во время онлайн-шопинга – это утечка персональных данных покупателей. Как правило, для совершения покупки пользователи вводят свои личные данные, кража которых позволит злоумышленнику получить доступ к онлайн-банку жертвы. Чтобы их заполучить, хакеры могут отправлять электронные письма или sms от имени онлайн-магазина, предлагать перейти по ссылке, где несведущий пользователь введет учетные данные на подставном сайте. Эта веб-страница может выглядеть в точности, как та, на которой пользователь привык совершать покупки, так что он не заметит подмены, а злоумышленники, тем временем, получат доступ к конфиденциальной информации. Поэтому следует внимательно проверять адреса веб-страниц, прежде чем вводить свои персональные данные.
Так, исследователи Check Point осенью 2017 года обнаружили уязвимость на торговой площадке AliExpress. Она позволяла злоумышленникам присылать пользователям ссылки на страницы AliExpress, содержащие вредоносный код Javascript, с целью получения данных их банковских карт. Когда жертва открывала такую ссылку, в браузере выполнялся вредоносный код, а защита AliExpress от атак оказывалась бессильна из-за уязвимости на сайте. Эксперты Check Point сообщили об этой уязвимости AliExpress, и она была оперативно устранена».
Алексей Королюк, генеральный директор REG.RU:
«Чего следует опасаться простым покупателям в онлайн-сервисах? В первую очередь – фишинга. Это вид мошенничества, цель которого – получение доступа к конфиденциальным данным пользователей (логины, пароли, данные банковских карт). Часто при фишинге используется массовая рассылка от имени популярных компаний с ссылками на ложные сайты, внешне неотличимые от настоящих (сайт как правило выглядит идентично, но URL-адрес может отличаться от оригинального лишь на один или несколько символов). Поэтому пользователи должны внимательно следить за тем, по каким ссылкам они переходят, обходя стороной подозрительные URL. Особенно быть внимательными со страницами, на которых производится оплата. Для защиты от кражи платежных реквизитов во время покупки можно использовать антивирусные программы, имеющие компонент «Безопасные платежи» (изолированные виртуальные среды для онлайн-операций), веб-защиту с проверкой ссылок и блокировкой вредоносных скриптов, виртуальную клавиатуру».
Денис Бочаров:
«Первым делом покупателю необходимо разобраться, на настоящем ли сайте он находится – для этого достаточно посмотреть, включено ли шифрование, не ругался ли браузер на истекшие сертификаты, и все ли сервисы и кнопки сайта работают. При оплате стоит обратить внимание на сертификацию сайта платежными системами – Visa Certified и MasterCard Secure. Не лишним будет уточнить, поддерживает ли сайт технологию 3-D Secure. Ее отсутствие не означает, что покупка на сайте непременно приведет к краже данных, но скорее констатирует тот факт, что магазин или банк захотели сэкономить и не стали приобретать возможность дополнительной защиты».
Андрей Заикин:
«Сценариев и советов довольно много, но расскажу о наиболее популярных среди злоумышленников. Зачастую покупатели попадают на мошеннические сайты, которые человек принимает за ресурс крупной компании и, тем самым, отдает свои данные в руки злоумышленников. Простая рекомендация в такой ситуации – обращать внимание на иконку хостинга сайта в веб-браузере. Если он выглядит как замок зеленого цвета, значит сайт, скорее всего, легален. Еще один совет касается заполнения данных с кредитной карты в специальных формах при перенаправлении на известные платежные системы. Например, Pay Pal или Яндекс.Деньги. Конечно, случается, что данные карты необходимо ввести в форме, которая находится непосредственно на сайте. Однако это сигнал к тому, чтобы задуматься, стоит ли это делать. Кроме того, при оплате покупки стоит обратить внимание на sms-сообщение, которое приходит для подтверждения транзакции. Злоумышленники могут не только поменять сумму платежа, но и его назначение. Рекомендуем также пользоваться виртуальной картой при оплате в интернет-магазинах. На ней будет доступна только та сумма, которая необходима для покупки, которую вы совершаете».
Алексей Богомолов, руководитель направления по информационной безопасности СЗФО группы компаний Softline:
«Наиболее вероятный способ стать жертвой мошенников – поддаться на уловки социальной инженерии, когда злоумышленники путем комбинации всевозможных приемов и техник создают такие условия, в которых их жертва, сама того не подозревая, отдает им интересующие их данные. Именно этот способ мошенничества наиболее распространен, так как не требует глубоких технологических знаний. Мошенники могут связаться с вами под видом представителя интернет-магазина или банка якобы для уточнения информации о проведенных операциях, запросить кодовые слова и другие данные, которые можно использовать для хищения денег со счета жертвы. Поэтому желательно не отвечать на вопросы «сотрудников», которые звонят с незнакомых номеров, и уточнять любую информацию в официальном колл-центре банков или онлайн-магазина. Еще один способ получить доступ к вашим данным – фишинговые письма, которые могут полностью копировать email-рассылку от известных торговых площадок. Кроме того, ни один сайт не может быть полностью защищен от атаки вирусов-троянов, XSS кросс-скриптов или SQL-инъекций (внедренный SQL запрос к базе данных сервера). Таким образом, для того, чтобы максимально обезопасить ваши средства, важно очень внимательно относиться к тому, какие письма вы открываете, по каким ссылкам проходите и с кем говорите по телефону. Также необходимо своевременно обновлять ПО, в том числе, антивирусы. Но все эти действия не могут защитить пользователей на сто процентов потому, что развитие технологий не стоит на месте, и защищающаяся сторона является догоняющей в данной гонке. Следует помнить, что главная угроза при совершении покупок в интернете – это угроза потери денег, поскольку именно на хищение средств со счетов пользователей направлены действия злоумышленников. Поэтому если вы часто совершаете покупки онлайн, лучше всего не использовать для этого свои основные банковские счета, а завести отдельную электронную и виртуальную карту, на которой не будет больших сумм. В этом случае, даже попавшись на удочку хакеров, вы сможете избежать существенных финансовых потерь».