
Нужны ли России национальные системы управления базами данных
Журнал «Коммерсантъ Деньги» от 1 июня
Выбор СУБД (системы управления базами данных), которая отвечала бы требованиям актуальной стратегии импортозамещения, остается одной из главных тем года. В основном потому, что до сих пор нет однозначного ответа на вопрос, есть ли вообще такой выбор.
В риторике импортозамещения применительно к ПО один из самых острых моментов – возможность миграции на отечественную СУБД. Такие системы относятся к категории базового программного обеспечения, они сложные и разрабатываются годами. С нуля подобный продукт создать крайне сложно, а скорее и вовсе невозможно: пока создается новый, вендоры уходят далеко вперед. Роль догоняющего незавидна. Проще и эффективнее взять готовую систему и доработать ее либо использовать решения из дружественных стран.
Эксперты индустрии сходятся во мнении, что такое импортозамещение СУБД – реальность. Если, конечно, включить в число легитимных и российские, и азиатские продукты. Наиболее легко адаптируемыми аналогами используемых западных систем называют, как правило, открытые системы: PostgreSQL, MySQL, MongoDB, FireBird и южнокорейскую TmaxSoft Tibero.
«Tibero позиционируется как полный аналог Oracle Database, с совпадением функциональности на уровне 96%, – рассказывает Дмитрий Баранов, руководитель департамента инфраструктурных решений компании Softline. – А с учетом невысокой стоимости данную СУБД можно рассмотреть как вариант миграции, причем не только когда требуется импортозамещение. Ведь если функциональность и надежность останутся такими же, а ТСО (total cost of ownership – совокупная стоимость владения) при этом снизится, любая компания будет только рада такой модернизации. Единственный сдерживающий момент – на рынке эта СУБД недавно, и еще не очень много разработчиков приложений подружили ее со своими системами. Но работа в этом направлении ведется, и список совместимых приложений растет».
Эксперты рынка считают, что PostgreSQL набирает популярность в России и сможет достаточно быстро вытеснить Oracle и Microsoft SQL Server из российского госсектора. MongoDB также будет лидировать для определенного ряда задач. В свое время эта СУБД была включена в состав операционной системы Astra Linux, разрабатываемой ОАО «НПО РусБИТех» и имеющей сертификаты ФСТЭК России, Минобороны России и ФСБ России.
Отечественные же СУБД по функциональным возможностям и темпам развития настолько отстают от мировых, что говорить об их адекватном сравнении не приходится, отмечает представитель группы «Ланит». Среди наиболее развитых эксперты выделяют СУБД «Заря» ФГУП ЦНИИ ЭИСУ, «Линтер» от группы компаний «Релэкс» и HyTech от «Открытых информационных технологий».
«Линтер», в частности, прошла сертификацию в Министерстве обороны РФ, ФСТЭК России и гарантирует надежную защиту информации от уровня «персональные данные» до уровня «совершенно секретно», подтверждают в «Прогнозе», где уже интегрировали аналитическую Prognoz Platform с СУБД «Линтер Бастион» для создания приложений высокого уровня безопасности.
Помимо проблемы развитости, функциональности и наличия совместимых решений остается проблема собственно миграции. Сколько времени займет этот процесс у крупной организации или госструктуры? Здесь оценки пока сильно разнятся: от оптимистичного варианта (два-три месяца) до более реалистичного (один-два года).
«Длительность миграции определяется такими факторами, как сложность проекта и самой базы данных, возможность интегратора или собственных IT-специалистов менять СУБД днем или только ночью, и прочими, – поясняет Дмитрий Баранов. – Максимальный срок перехода на ту же Tibero – около двух месяцев». Дополнительный плюс, на который указывают в Softline, – администратора баз данных Oracle можно переучить на Tmax за неделю.
Дополнительно смущающий крупных и, как правило, консервативных заказчиков фактор – отсутствие накопленной статистики успеха подобных миграций. В Softline рассказывают, что в Южной Корее множество подобных проектов уже успешно реализовано (в частности, на Tibero переходят как госструктуры, так и гиганты корпоративного рынка – Samsung, LG и др.), а в России они пока только завершаются. Соответственно, референсы по ним еще не открыты. Впрочем, в компании ICL Services говорят об успешной миграции СУБД Oracle с большими массивами данных на Tibero в РАО ЕЭС.
PostgreSQL довольно широко используется во всем мире. В активе успешных миграций – Skype, Instagram, NASA, Sony. Список пополняют и российские бренды – «Рамблер», «Яндекс», «Из рук в руки» и другие.
Миграция на открытые, то есть как бы дружелюбные СУБД в ситуации импортозамещения сопровождается рядом новых рисков. Так, если система работает с высоконагруженным и критичным для бизнеса приложением, требуется, чтобы кто-то гарантировал нормальную работу такой системы, а производители открытых СУБД такой гарантии не дают, поясняют в Softline.
В целом разговоры на тему импортозамещения СУБД на рынке IT перешли из категории негативно-осуждающих в разряд конструктивных: игроки рынка и заказчики смирились с перспективой и начали оценивать возможности. Для системных интеграторов и консультантов это тот участок непаханого поля, который в условиях жесткого дефицита IT-бюджетов и проектов потенциально позволит сгенерировать часть годовой выручки и сработать на перспективу. Игра в импортозамещение в ближайшие годы явно не закончится.