Москва
Мероприятия
Блог
Корзина
Регистрация Войти
main-bg
Блог

Роботакси, или Автомобили будущего

Яна Ламзина
Яна Ламзина,
редактор цифрового издания про бизнес и технологии SLDdigital
06.06.2024

В мире все больше и больше компаний, запустивших тестирование беспилотного такси или уже осуществляющих с его помощью перевозку пассажиров. В частности, на роботакси «Яндекс» уже можно прокатиться в трех городах РФ, а в Китае тестируют беспилотное аэротакси. Постепенно появляются новые законы и постановления, регламентирующие работу подобного транспорта. В нашей статье мы вспомним историю возникновения беспилотных автомобилей, рассмотрим состояние сферы на текущий момент, включая юридическую сторону вопроса, а затем обсудим дальнейшие перспективы роботакси.

Первопроходцы среди робомобилей

Сейчас сложно сказать, кто именно был первопроходцем в направлении беспилотного такси и транспорта в целом, потому что не очень понятно, с какого момента вести отсчет. Например, первое приблизительное воплощение идеи случилось практически сто лет назад, в 1920-х годах, когда создали первые беспилотные автомобили… с дистанционным управлением. То есть, по факту беспилотными они не были, просто ими управлял человек, который ехал во втором автомобиле.

Идея захватила воображение многих людей, и с тех пор чуть ли не каждое десятилетие мир готовился к тому, что вот-вот произойдет прорыв и будущее наступит.  Однако самый первый беспилотный автомобиль появился лишь в 1986 году благодаря разработкам энтузиастов из университета Карнеги-Меллон, которые за несколько лет выпустили целую серию разноплановых автомобилей под названием Navlab. И первым из них стал фургон Chevrolet, так как только в него удавалось загрузить громоздкое компьютерное оборудование.

Пожалуй, Navlab можно назвать первопроходцами, а изобретенные ими технологии подхватили другие команды.

Очередной виток развития идеи беспилотного транспорта произошел в 2016 году, когда компания nuTonomy запустила в Сингапуре службу беспилотного такси, и почти одновременно с ней Uber начал тестирование роботакси под контролем сразу двух сотрудников, которые сидели на передних сидениях, готовые перехватить контроль в случае непредвиденных ситуаций.

Годом позже компания Waymo (США) также начала испытания беспилотного такси в пригороде в присутствии человека-водителя, а чуть позже — уже без него. Масштабы экспериментов увеличивались. К сожалению, это масштабирование не прошло без последствий — в 2017 году произошло столкновение беспилотного автомобиля Uber с управляемым транспортным средством, а в 2018 — под колесами робомобиля той же компании погибла женщина-пешеход. Это случилось ночью. Водитель, который должен был следить за дорожной ситуацией, смотрел в этот момент видео и не смог вовремя перехватить управление. На некоторое время тестирование остановили, но потом возобновили, запретив выезд в ночное время и снизив скорость. В том же году в Аризоне (США) появилась коммерческое такси с беспилотными автомобилями — Waymo One.

В Россию беспилотное такси пришло в 2018 году, когда Яндекс начал испытания двух автомобилей в Иннополисе (Татарстан). 

Пилоты в Китае стартовали в 2019 — Pony.ai и WeRide RoboTaxi. В 2020 к ним присоединилась компании Baidu, DiDi и AutoX.

С каждым годом увеличивалось количество компаний, запускавших пилотные проекты роботакси.

В настоящее время такие компании, как Baidu Apollo, AutoX, Pony.ai, Didi и WeRide активно увеличивают количество городов своего присутствия и число беспилотных автомобилей в парке. Причем в Baidu Apollo, к примеру, до сих пор не было никаких серьезных аварий.

В дополнение к просто беспилотному транспорту компания EHang в Китае запустила в 2024 году тестирование беспилотного аэротакси. По сути своей — это огромные дроны, предназначенные для перевозки людей. Их крейсерская скорость составляет около 100 км/ч, но дальность полета пока невелика — около 35 км. По времени полет занимает около 20 минут.

Беспилотный транспорт в российском законодательстве

В начале 2024 года Министерство транспорта РФ дополнило проект закона о высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС) определением, кто именно отвечает в случае ДТП с участием беспилотных автомобилей.

Согласно документу, обязательным является наличие в робомобиле:

  • устройства регистрации событий;
  • системы, с помощью которой можно дистанционно отключить автопилот и остановить машину в безопасном и разрешенном месте для выхода пассажиров.

Также все робомобили должны быть поставлены на учет в ГИБДД и проходить регулярное техническое обслуживание.

В отношение территорий, где разрешен проезд робомобилей, прописано следующее:

  • запрещено использование беспилотных автомобилей на тех участках трасс, по которым перевозят опасные грузы;
  • запрещена эксплуатация робомобилей, если на них нет последних обновлений бортового программного обеспечения;
  • разрешено двигаться исключительно по дорогам, для которых имеется цифровой двойник — карта трассы, сведения о ее состоянии, наличии на маршруте ДТП и особых участков и других параметрах, важных для обеспечения безопасности, причем робомобиль должен получать эти данные в режиме реального времени.

В случае, если беспилотный автомобиль попадает в аварию:

  • В первую очередь ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, несет владелец беспилотника. Избежать такой ответственности можно лишь в случае, если доказано влияние обстоятельств непреодолимой силы или наличие у потерпевшего умысла.
  • Если причиненный вред связан «с конструктивными особенностями (недостатками) системы управления» или беспилотной машины, к ответственности привлекут производителя автомобиля.
  • Если авария произошла из-за «неосуществления диспетчерского контроля», то виновным признают сотрудника, дистанционно отслеживающего состояние машины и ответственного за аварийное выключение автопилота. 
  • При аварии, вызванной недостатками техобслуживания, ответственным будет дилер.

Оформление ДТП с участием беспилотного такси происходит в обязательном присутствии сотрудника ГИБДД.

Беспилотное такси «Яндекс» 

Тестирование все еще продолжается. Беспилотное такси «Яндекс» в настоящее время ездит в Иннополисе (Казань), Ясенево (Москва) и в пределах федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае (рядом с Сочи). Сервисом на этих участках могут воспользоваться лица старше 18 лет.

Вызвать такое такси можно через приложение Яндекс Go. Для этого нужно сделать вызов рядом с одной из точек посадки. Появится отдельная вкладка «Роботакси».

Пока посадка в беспилотное такси осуществляется на заднее сидение. Обязательным требованием является пристегнутый ремень — без этого машина не поедет. После того как все условия выполнены, пассажиру останется только нажать на экране планшета перед ним кнопку «начать поездку».

В настоящее время уже одобрено тестовое использование беспилотного такси на ряде дорог Москвы вне Ясенево, но без пассажиров — только с водителем-дублером.

Как работает беспилотное такси «Яндекс»

В основу работы беспилотного такси «Яндекс» положена концепция автономной работы, при которой нет необходимости в доступе к интернету — ни через спутник, ни через сотовую сеть. Все, что нужно, уже заложено в системе. Тем не менее сигналы GPS тоже считываются.

Основными инструментами, позволяющими беспилотникам безопасно ездить по дорогам являются:

  • Системы камер, позволяющие просматривать пространство вокруг робомобиля. Собираются и анализируются такие данные, как разметка, дорожные знаки, наличие других участников дорожного движения и прочее.
  • Радары. С их помощью на расстоянии до 300 м определяется дистанция до других объектов и измеряется скорость их движения.
  • Лидары. В основе лежат лазерные лучи, которые, отражаются от объектов и возвращаются к датчику. На основание этих данных в системе простраивается максимально точная 3D-модель окружения.
  • Программное обеспечение. Совмещает данные, полученные с камер, радаров и лидаров, а затем прокладывает маршрут и определяет возможную скорость с учетом требований к безопасности поездки.

Перспективы беспилотного такси

Как уже было сказано, уже почти целое столетие люди морально готовятся к тому, что на дорогах вот-вот появится полностью автономный транспорт, но только сейчас мы действительно приблизились к этому моменту. Однако стоит оговорить существенные нюансы.

Во-первых, степень развития искусственного интеллекта пока не позволяет гарантировать правильную реакцию в нестандартных и нетипичных ситуациях, а на дороге такое не редкость. Например, это касается людей, которые переходят дорогу в неположенных местах. Искусственный интеллект далеко не всегда способен предсказать их поведение. Именно с этим, к примеру, был связан единственный смертельный случай с участием робомобиля — женщина переходила дорогу ночью в неположенном месте, и машина не успела ни затормозить, ни увернуться, чтобы избежать столкновения.

Не менее серьезная проблема касается машин со спецсигналами, которым разрешено ехать с нарушением ПДД, вот только для робомобиля такая ситуация уже выходит за рамки штатной.

Во-вторых проблемы связаны с тем, что в России дороги далеко не везде находятся в идеальном состоянии. Мягко говоря. По некоторым улицам непросто ездить даже опытным водителям, что и говорить про машины под управлением искусственного интеллекта. И не стоит забывать про зимнее время, когда разметка становится практически неразличимой. Кроме того, необходимо наличие «цифрового двойника» дороги и других условий, без которых беспилотное такси в принципе не может ездить. 

В-третьих, беспилотные такси — очень дорогое удовольствие. Намного дешевле взять обычную машину с водителем. Одно беспилотное такси «Яндекс» сейчас стоит около $60 тыс., что в несколько раз выше цены обычной машины даже с учетом зарплаты водителя.

В-четвертых, та самая этическая проблема, решить которую по-прежнему не удается — как можно в случае, если неизбежно нанесение вреда одному или нескольким людям, выбрать тот вариант действий, при котором ущерб будет минимальным. То есть, сможет ли искусственный интеллект допустить причинение вреда одному человеку для спасения жизней нескольких. Сможет ли он сделать выбор.

Да, все эти проблемы со временем удастся преодолеть, но одно точно — в ближайшие годы водителям такси не придется опасаться за свою работу. Подготовка инфраструктуры, тестирование и создание более дешевых робомобилей, а также их распространение не только в крупных мегаполисах, но и в небольших городах займет еще немало времени.

Теги:

Новости, истории и события
Смотреть все
АРМ «Инферит» (ГК Softline) на базе INFERIT DESKTOP D4 и SLIM D4 внесены в реестр Минпромторга
Новости

АРМ «Инферит» (ГК Softline) на базе INFERIT DESKTOP D4 и SLIM D4 внесены в реестр Минпромторга

09.06.2025

Академия АйТи (кластер FabricaONE.AI ГК Softline) объявляет о запуске программы «Data Steward: специалист по стратегическому управлению данными»
Новости

Академия АйТи (кластер FabricaONE.AI ГК Softline) объявляет о запуске программы «Data Steward: специалист по стратегическому управлению данными»

09.06.2025

Test IT (Девелоника, кластер FabricaONE.AI ГК Softline) и GitFlic подписали соглашение о сотрудничестве и создании открытой методологии разработки
Новости

Test IT (Девелоника, кластер FabricaONE.AI ГК Softline) и GitFlic подписали соглашение о сотрудничестве и создании открытой методологии разработки

06.06.2025

«Инферит ОС» (ГК Softline) и Etersoft подтверждают совместимость ОС «МСВСфера АРМ» 9 и программного продукта WINE@Etersoft
Новости

«Инферит ОС» (ГК Softline) и Etersoft подтверждают совместимость ОС «МСВСфера АРМ» 9 и программного продукта WINE@Etersoft

06.06.2025

ГК SOFTLINE ОБЪЯВЛЯЕТ О НАЗНАЧЕНИИ РЕНАТА МУЛЮКОВА НА ДОЛЖНОСТЬ ФИНАНСОВОГО ДИРЕКТОРА КЛАСТЕРА FABRICAONE.AI
Новости

ГК SOFTLINE ОБЪЯВЛЯЕТ О НАЗНАЧЕНИИ РЕНАТА МУЛЮКОВА НА ДОЛЖНОСТЬ ФИНАНСОВОГО ДИРЕКТОРА КЛАСТЕРА FABRICAONE.AI

06.06.2025

Провайдер «Инферит Облако» (ГК Softline) и MIND Software объединяют усилия для создания экосистемы импортонезависимых ИТ-решений
Новости

Провайдер «Инферит Облако» (ГК Softline) и MIND Software объединяют усилия для создания экосистемы импортонезависимых ИТ-решений

05.06.2025

ГК Softline и Минцифры Саратовской области подписали соглашения о взаимодействии
Новости

ГК Softline и Минцифры Саратовской области подписали соглашения о взаимодействии

05.06.2025

SL Soft (кластер FabricaONE.AI ГК Softline) представила ИИ-продукты для обработки юридических документов на курсе Legal Tech компании «Гарант»
Новости

SL Soft (кластер FabricaONE.AI ГК Softline) представила ИИ-продукты для обработки юридических документов на курсе Legal Tech компании «Гарант»

05.06.2025

ПАО «Софтлайн» подтвердило кредитный рейтинг на уровне ruBBB+ от рейтингового агентства «Эксперт РА» с повышением прогноза до уровня «позитивный»
Новости

ПАО «Софтлайн» подтвердило кредитный рейтинг на уровне ruBBB+ от рейтингового агентства «Эксперт РА» с повышением прогноза до уровня «позитивный»

05.06.2025

ГК Softline и компания «Цифровые Технологии и Платформы» подписали меморандум о сотрудничестве
Новости

ГК Softline и компания «Цифровые Технологии и Платформы» подписали меморандум о сотрудничестве

04.06.2025

Экосистема «Лукоморье» и TMS Test IT («Девелоника», ГК Softline) в связке создают решение для управления ИТ-продуктами
Новости

Экосистема «Лукоморье» и TMS Test IT («Девелоника», ГК Softline) в связке создают решение для управления ИТ-продуктами

04.06.2025

«Инферит» (ГК Softline) подтверждает совместимость сервера INFERIT RS224 с системой виртуализации Numa vServer
Новости

«Инферит» (ГК Softline) подтверждает совместимость сервера INFERIT RS224 с системой виртуализации Numa vServer

04.06.2025

ГК Softline и Yandex B2B Tech заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве
Новости

ГК Softline и Yandex B2B Tech заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве

04.06.2025

Партнерство ГК Softline и SimpleOne усилит экосистему ITAM-решений в России
Новости

Партнерство ГК Softline и SimpleOne усилит экосистему ITAM-решений в России

03.06.2025

Российский производитель лазерных решений VPG LaserONE (ГК Softline) представил инновационные разработки на международной выставке «Металлообработка-2025»
Новости

Российский производитель лазерных решений VPG LaserONE (ГК Softline) представил инновационные разработки на международной выставке «Металлообработка-2025»

03.06.2025

ГК Softline и «Росатом Автоматизированные системы управления» договорились о совместной разработке доверенных цифровых решений для промышленности
Новости

ГК Softline и «Росатом Автоматизированные системы управления» договорились о совместной разработке доверенных цифровых решений для промышленности

03.06.2025

Система «Инферит ИТМен» (ГК Softline) возглавила рейтинг российских систем для инвентаризации и контроля ИТ-инфраструктуры 2025
Новости

Система «Инферит ИТМен» (ГК Softline) возглавила рейтинг российских систем для инвентаризации и контроля ИТ-инфраструктуры 2025

03.06.2025

Академия АйТи (кластер FabricaONE.AI ГК Softline): 30 лет экспертизы в корпоративном ИТ-обучении
Новости

Академия АйТи (кластер FabricaONE.AI ГК Softline): 30 лет экспертизы в корпоративном ИТ-обучении

02.06.2025

Платформизация, безопасность ИИ и активная защита малого бизнеса — «Лаборатория Касперского» об ИБ-рынке
Блог

Платформизация, безопасность ИИ и активная защита малого бизнеса — «Лаборатория Касперского» об ИБ-рынке

09.06.2025

Генеративный ИИ в промышленности: роботы, агенты и «Индустрия 6.0»
Блог

Генеративный ИИ в промышленности: роботы, агенты и «Индустрия 6.0»

04.06.2025

Платежные терминалы: виды, безопасность и тенденции рынка
Блог

Платежные терминалы: виды, безопасность и тенденции рынка

28.05.2025

Российские антивирусы
Блог

Российские антивирусы

26.05.2025

Увеличение штрафов за нарушения в обработке и хранении ПДн с 30 мая 2025
Блог

Увеличение штрафов за нарушения в обработке и хранении ПДн с 30 мая 2025

20.05.2025

Цифровая трансформация: с чего начать
Блог

Цифровая трансформация: с чего начать

15.05.2025

Защита персональных данных: требования законодательства и способы защиты от утечек
Блог

Защита персональных данных: требования законодательства и способы защиты от утечек

06.05.2025

Как устроены цифровые двойники: этапы разработки и примеры использования
Блог

Как устроены цифровые двойники: этапы разработки и примеры использования

29.04.2025

Стратегия перехода в облако
Блог

Стратегия перехода в облако

24.04.2025

Защита данных и информации: методы, практика, стандарты и законы
Блог

Защита данных и информации: методы, практика, стандарты и законы

22.04.2025

Цифровые профессии будущего: кто выживет в эпоху искусственного интеллекта
Блог

Цифровые профессии будущего: кто выживет в эпоху искусственного интеллекта

17.04.2025

Российские системы виртуализации
Блог

Российские системы виртуализации

15.04.2025

DDoS-атаки: как подготовиться к внедрению защиты и с чем предстоит бороться
Блог

DDoS-атаки: как подготовиться к внедрению защиты и с чем предстоит бороться

10.04.2025

Виртуальные тренажеры для медицинского персонала: инновационный подход к обучению
Блог

Виртуальные тренажеры для медицинского персонала: инновационный подход к обучению

08.04.2025

«Софтлайн Офис» — платформа корпоративных коммуникаций
Блог

«Софтлайн Офис» — платформа корпоративных коммуникаций

04.04.2025

Оснащение школ под ключ: от проектирования до ввода в эксплуатацию
Блог

Оснащение школ под ключ: от проектирования до ввода в эксплуатацию

03.04.2025

Киберучения: готовим сотрудников к успешным отражениям атак
Блог

Киберучения: готовим сотрудников к успешным отражениям атак

27.03.2025

Контроль усталости водителей
Блог

Контроль усталости водителей

25.03.2025

ИТ-решения, кейсы, новости
в Telegram-канале Softline
Подписаться