Москва
Мероприятия
Блог
Корзина
Регистрация Войти
main-bg
Блог

Роботакси, или Автомобили будущего

В мире все больше и больше компаний, запустивших тестирование беспилотного такси или уже осуществляющих с его помощью перевозку пассажиров. В частности, на роботакси «Яндекс» уже можно прокатиться в трех городах РФ, а в Китае тестируют беспилотное аэротакси. Постепенно появляются новые законы и постановления, регламентирующие работу подобного транспорта. В нашей статье мы вспомним историю возникновения беспилотных автомобилей, рассмотрим состояние сферы на текущий момент, включая юридическую сторону вопроса, а затем обсудим дальнейшие перспективы роботакси.

Первопроходцы среди робомобилей

Сейчас сложно сказать, кто именно был первопроходцем в направлении беспилотного такси и транспорта в целом, потому что не очень понятно, с какого момента вести отсчет. Например, первое приблизительное воплощение идеи случилось практически сто лет назад, в 1920-х годах, когда создали первые беспилотные автомобили… с дистанционным управлением. То есть, по факту беспилотными они не были, просто ими управлял человек, который ехал во втором автомобиле.

Идея захватила воображение многих людей, и с тех пор чуть ли не каждое десятилетие мир готовился к тому, что вот-вот произойдет прорыв и будущее наступит.  Однако самый первый беспилотный автомобиль появился лишь в 1986 году благодаря разработкам энтузиастов из университета Карнеги-Меллон, которые за несколько лет выпустили целую серию разноплановых автомобилей под названием Navlab. И первым из них стал фургон Chevrolet, так как только в него удавалось загрузить громоздкое компьютерное оборудование.

Пожалуй, Navlab можно назвать первопроходцами, а изобретенные ими технологии подхватили другие команды.

Очередной виток развития идеи беспилотного транспорта произошел в 2016 году, когда компания nuTonomy запустила в Сингапуре службу беспилотного такси, и почти одновременно с ней Uber начал тестирование роботакси под контролем сразу двух сотрудников, которые сидели на передних сидениях, готовые перехватить контроль в случае непредвиденных ситуаций.

Годом позже компания Waymo (США) также начала испытания беспилотного такси в пригороде в присутствии человека-водителя, а чуть позже — уже без него. Масштабы экспериментов увеличивались. К сожалению, это масштабирование не прошло без последствий — в 2017 году произошло столкновение беспилотного автомобиля Uber с управляемым транспортным средством, а в 2018 — под колесами робомобиля той же компании погибла женщина-пешеход. Это случилось ночью. Водитель, который должен был следить за дорожной ситуацией, смотрел в этот момент видео и не смог вовремя перехватить управление. На некоторое время тестирование остановили, но потом возобновили, запретив выезд в ночное время и снизив скорость. В том же году в Аризоне (США) появилась коммерческое такси с беспилотными автомобилями — Waymo One.

В Россию беспилотное такси пришло в 2018 году, когда Яндекс начал испытания двух автомобилей в Иннополисе (Татарстан). 

Пилоты в Китае стартовали в 2019 — Pony.ai и WeRide RoboTaxi. В 2020 к ним присоединилась компании Baidu, DiDi и AutoX.

С каждым годом увеличивалось количество компаний, запускавших пилотные проекты роботакси.

В настоящее время такие компании, как Baidu Apollo, AutoX, Pony.ai, Didi и WeRide активно увеличивают количество городов своего присутствия и число беспилотных автомобилей в парке. Причем в Baidu Apollo, к примеру, до сих пор не было никаких серьезных аварий.

В дополнение к просто беспилотному транспорту компания EHang в Китае запустила в 2024 году тестирование беспилотного аэротакси. По сути своей — это огромные дроны, предназначенные для перевозки людей. Их крейсерская скорость составляет около 100 км/ч, но дальность полета пока невелика — около 35 км. По времени полет занимает около 20 минут.

Беспилотный транспорт в российском законодательстве

В начале 2024 года Министерство транспорта РФ дополнило проект закона о высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС) определением, кто именно отвечает в случае ДТП с участием беспилотных автомобилей.

Согласно документу, обязательным является наличие в робомобиле:

  • устройства регистрации событий;
  • системы, с помощью которой можно дистанционно отключить автопилот и остановить машину в безопасном и разрешенном месте для выхода пассажиров.

Также все робомобили должны быть поставлены на учет в ГИБДД и проходить регулярное техническое обслуживание.

В отношение территорий, где разрешен проезд робомобилей, прописано следующее:

  • запрещено использование беспилотных автомобилей на тех участках трасс, по которым перевозят опасные грузы;
  • запрещена эксплуатация робомобилей, если на них нет последних обновлений бортового программного обеспечения;
  • разрешено двигаться исключительно по дорогам, для которых имеется цифровой двойник — карта трассы, сведения о ее состоянии, наличии на маршруте ДТП и особых участков и других параметрах, важных для обеспечения безопасности, причем робомобиль должен получать эти данные в режиме реального времени.

В случае, если беспилотный автомобиль попадает в аварию:

  • В первую очередь ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, несет владелец беспилотника. Избежать такой ответственности можно лишь в случае, если доказано влияние обстоятельств непреодолимой силы или наличие у потерпевшего умысла.
  • Если причиненный вред связан «с конструктивными особенностями (недостатками) системы управления» или беспилотной машины, к ответственности привлекут производителя автомобиля.
  • Если авария произошла из-за «неосуществления диспетчерского контроля», то виновным признают сотрудника, дистанционно отслеживающего состояние машины и ответственного за аварийное выключение автопилота. 
  • При аварии, вызванной недостатками техобслуживания, ответственным будет дилер.

Оформление ДТП с участием беспилотного такси происходит в обязательном присутствии сотрудника ГИБДД.

Беспилотное такси «Яндекс» 

Тестирование все еще продолжается. Беспилотное такси «Яндекс» в настоящее время ездит в Иннополисе (Казань), Ясенево (Москва) и в пределах федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае (рядом с Сочи). Сервисом на этих участках могут воспользоваться лица старше 18 лет.

Вызвать такое такси можно через приложение Яндекс Go. Для этого нужно сделать вызов рядом с одной из точек посадки. Появится отдельная вкладка «Роботакси».

Пока посадка в беспилотное такси осуществляется на заднее сидение. Обязательным требованием является пристегнутый ремень — без этого машина не поедет. После того как все условия выполнены, пассажиру останется только нажать на экране планшета перед ним кнопку «начать поездку».

В настоящее время уже одобрено тестовое использование беспилотного такси на ряде дорог Москвы вне Ясенево, но без пассажиров — только с водителем-дублером.

Как работает беспилотное такси «Яндекс»

В основу работы беспилотного такси «Яндекс» положена концепция автономной работы, при которой нет необходимости в доступе к интернету — ни через спутник, ни через сотовую сеть. Все, что нужно, уже заложено в системе. Тем не менее сигналы GPS тоже считываются.

Основными инструментами, позволяющими беспилотникам безопасно ездить по дорогам являются:

  • Системы камер, позволяющие просматривать пространство вокруг робомобиля. Собираются и анализируются такие данные, как разметка, дорожные знаки, наличие других участников дорожного движения и прочее.
  • Радары. С их помощью на расстоянии до 300 м определяется дистанция до других объектов и измеряется скорость их движения.
  • Лидары. В основе лежат лазерные лучи, которые, отражаются от объектов и возвращаются к датчику. На основание этих данных в системе простраивается максимально точная 3D-модель окружения.
  • Программное обеспечение. Совмещает данные, полученные с камер, радаров и лидаров, а затем прокладывает маршрут и определяет возможную скорость с учетом требований к безопасности поездки.

Перспективы беспилотного такси

Как уже было сказано, уже почти целое столетие люди морально готовятся к тому, что на дорогах вот-вот появится полностью автономный транспорт, но только сейчас мы действительно приблизились к этому моменту. Однако стоит оговорить существенные нюансы.

Во-первых, степень развития искусственного интеллекта пока не позволяет гарантировать правильную реакцию в нестандартных и нетипичных ситуациях, а на дороге такое не редкость. Например, это касается людей, которые переходят дорогу в неположенных местах. Искусственный интеллект далеко не всегда способен предсказать их поведение. Именно с этим, к примеру, был связан единственный смертельный случай с участием робомобиля — женщина переходила дорогу ночью в неположенном месте, и машина не успела ни затормозить, ни увернуться, чтобы избежать столкновения.

Не менее серьезная проблема касается машин со спецсигналами, которым разрешено ехать с нарушением ПДД, вот только для робомобиля такая ситуация уже выходит за рамки штатной.

Во-вторых проблемы связаны с тем, что в России дороги далеко не везде находятся в идеальном состоянии. Мягко говоря. По некоторым улицам непросто ездить даже опытным водителям, что и говорить про машины под управлением искусственного интеллекта. И не стоит забывать про зимнее время, когда разметка становится практически неразличимой. Кроме того, необходимо наличие «цифрового двойника» дороги и других условий, без которых беспилотное такси в принципе не может ездить. 

В-третьих, беспилотные такси — очень дорогое удовольствие. Намного дешевле взять обычную машину с водителем. Одно беспилотное такси «Яндекс» сейчас стоит около $60 тыс., что в несколько раз выше цены обычной машины даже с учетом зарплаты водителя.

В-четвертых, та самая этическая проблема, решить которую по-прежнему не удается — как можно в случае, если неизбежно нанесение вреда одному или нескольким людям, выбрать тот вариант действий, при котором ущерб будет минимальным. То есть, сможет ли искусственный интеллект допустить причинение вреда одному человеку для спасения жизней нескольких. Сможет ли он сделать выбор.

Да, все эти проблемы со временем удастся преодолеть, но одно точно — в ближайшие годы водителям такси не придется опасаться за свою работу. Подготовка инфраструктуры, тестирование и создание более дешевых робомобилей, а также их распространение не только в крупных мегаполисах, но и в небольших городах займет еще немало времени.

Новости, истории и события
Смотреть все
«Инферит ОС» (ГК Softline) и «Лаборатория Касперского» подтвердили совместимость отечественной ОС «МСВСфера» с решением для безопасности конечных точек
Новости

«Инферит ОС» (ГК Softline) и «Лаборатория Касперского» подтвердили совместимость отечественной ОС «МСВСфера» с решением для безопасности конечных точек

26.09.2024

IPO ПАО «Софтлайн» на Московской бирже исполнился год
Новости

IPO ПАО «Софтлайн» на Московской бирже исполнился год

26.09.2024

Академия Softline и  Фонд «Сколково» провели круглый стол, на котором эксперты ИТ-рынка обсудили импортозамещение ПО и задачи развития кадров
Новости

Академия Softline и Фонд «Сколково» провели круглый стол, на котором эксперты ИТ-рынка обсудили импортозамещение ПО и задачи развития кадров

25.09.2024

ГК Softline приняла участие в форуме «Цифровая транспортация 2024»
Новости

ГК Softline приняла участие в форуме «Цифровая транспортация 2024»

25.09.2024

Подтверждена совместимость платформы ROBIN от компании SL Soft (ГК Softline) и ОС Astra Linux
Новости

Подтверждена совместимость платформы ROBIN от компании SL Soft (ГК Softline) и ОС Astra Linux

25.09.2024

Топ-менеджеры ГК Softline (ПАО «Софтлайн») вошли в рейтинг лучших менеджеров России
Новости

Топ-менеджеры ГК Softline (ПАО «Софтлайн») вошли в рейтинг лучших менеджеров России

24.09.2024

ГК Softline интегрирует Avanpost MFA+ в экосистему Softline Universe
Новости

ГК Softline интегрирует Avanpost MFA+ в экосистему Softline Universe

24.09.2024

«Инферит» (ГК Softline) объявляет о выпуске специальной редакции ОС «МСВСфера Сервер» для российских хостинг-провайдеров, которая станет надежной альтернативой CloudLinux
Новости

«Инферит» (ГК Softline) объявляет о выпуске специальной редакции ОС «МСВСфера Сервер» для российских хостинг-провайдеров, которая станет надежной альтернативой CloudLinux

24.09.2024

Структура ГК Softline приобретает компанию SUBTOTAL и расширяет присутствие в сегменте автоматизации розничной торговли
Новости

Структура ГК Softline приобретает компанию SUBTOTAL и расширяет присутствие в сегменте автоматизации розничной торговли

24.09.2024

SL Soft (ГК Softline) и «АйДи — Технологии управления» подтвердили совместимость своих продуктов
Новости

SL Soft (ГК Softline) и «АйДи — Технологии управления» подтвердили совместимость своих продуктов

23.09.2024

ГК Softline расширит поддержку клиентов в рамках партнерства с компанией МойОфис
Новости

ГК Softline расширит поддержку клиентов в рамках партнерства с компанией МойОфис

23.09.2024

«Инферит Облако» (ГК Softline) представил автоматизированную миграцию в собственную инфраструктуру
Новости

«Инферит Облако» (ГК Softline) представил автоматизированную миграцию в собственную инфраструктуру

20.09.2024

ГК Softline и «ТА-ИТ» договорились о сотрудничестве в сфере производства и технической поддержки оборудования
Новости

ГК Softline и «ТА-ИТ» договорились о сотрудничестве в сфере производства и технической поддержки оборудования

19.09.2024

«Инферит» (ГК Softline) подтвердил совместимость ОС «МСВСфера АРМ» 9 с российской системой трехмерного проектирования КОМПАС-3D
Новости

«Инферит» (ГК Softline) подтвердил совместимость ОС «МСВСфера АРМ» 9 с российской системой трехмерного проектирования КОМПАС-3D

19.09.2024

Благотворительный фонд «ФОРПОСТ ПОМОЩИ» передал курским школьникам ноутбуки «Инферит» (ГК Softline) для дистанционного обучения
Новости

Благотворительный фонд «ФОРПОСТ ПОМОЩИ» передал курским школьникам ноутбуки «Инферит» (ГК Softline) для дистанционного обучения

18.09.2024

ГК Softline оснастила Черногорский техникум отраслевых технологий в рамках федерального проекта «Профессионалитет»
Новости

ГК Softline оснастила Черногорский техникум отраслевых технологий в рамках федерального проекта «Профессионалитет»

18.09.2024

SL Soft (ГК Softline) внедряет программных роботов ROBIN в Иркутской нефтяной компании
Новости

SL Soft (ГК Softline) внедряет программных роботов ROBIN в Иркутской нефтяной компании

17.09.2024

ОС «МСВСфера» и серверы «Инферит» (ГК Softline): новая эра отечественных корпоративных ИТ-решений
Новости

ОС «МСВСфера» и серверы «Инферит» (ГК Softline): новая эра отечественных корпоративных ИТ-решений

17.09.2024

Программные роботы с интеллектом — новое поколение RPA
Блог

Программные роботы с интеллектом — новое поколение RPA

09.09.2024

Влияние ИИ на рынок аппаратного обеспечения: новый виток роста?
Блог

Влияние ИИ на рынок аппаратного обеспечения: новый виток роста?

05.09.2024

ОС «МСВСфера»: российский ответ на вызовы импортозамещения в сфере системного ПО
Блог

ОС «МСВСфера»: российский ответ на вызовы импортозамещения в сфере системного ПО

03.09.2024

Правосудие будущего: как искусственный интеллект меняет суды
Блог

Правосудие будущего: как искусственный интеллект меняет суды

28.08.2024

Content AI и DocTrix: новые возможности для оптимизации рабочих процессов
Блог

Content AI и DocTrix: новые возможности для оптимизации рабочих процессов

16.08.2024

Контролировать нельзя игнорировать: как страны регулируют развитие ИИ
Блог

Контролировать нельзя игнорировать: как страны регулируют развитие ИИ

07.08.2024

Как справиться с блокировкой облаков Microsoft, что такое онлайн-демокафе и как «подружить» технических специалистов — рассказывают «Базальт СПО» и ГК Softline
Блог

Как справиться с блокировкой облаков Microsoft, что такое онлайн-демокафе и как «подружить» технических специалистов — рассказывают «Базальт СПО» и ГК Softline

23.07.2024

Импортозамещение на раз, два, три: как одна экосистема компенсирует уход западных вендоров
Блог

Импортозамещение на раз, два, три: как одна экосистема компенсирует уход западных вендоров

17.07.2024

Выбор системы виртуализации в российских реалиях
Блог

Выбор системы виртуализации в российских реалиях

12.07.2024

RPA в бухучете: 4 направления в бухгалтерии, которые эффективны уже сейчас
Блог

RPA в бухучете: 4 направления в бухгалтерии, которые эффективны уже сейчас

11.07.2024

Как искусственный интеллект меняет сферу образования
Блог

Как искусственный интеллект меняет сферу образования

01.07.2024

Ainergy. Новые возможности автоматизации с генеративным ИИ на платформе SimpleOne
Блог

Ainergy. Новые возможности автоматизации с генеративным ИИ на платформе SimpleOne

26.06.2024

Игорь Морозов, «Академия Softline»: Мы стремимся задать вектор развития эффективных систем сертификации ИТ-кадров в России
Блог

Игорь Морозов, «Академия Softline»: Мы стремимся задать вектор развития эффективных систем сертификации ИТ-кадров в России

18.06.2024

Более половины российских приложений имеют уязвимости высокого и наивысшего уровня критичности
Блог

Более половины российских приложений имеют уязвимости высокого и наивысшего уровня критичности

13.06.2024

Роботакси, или Автомобили будущего
Блог

Роботакси, или Автомобили будущего

06.06.2024

Из продаж в любой сфере - прямиком в ИТ
Блог

Из продаж в любой сфере - прямиком в ИТ

04.06.2024

Искусственный интеллект, импортозамещение и технологическое лидерство — что обсуждали на ЦИПР 2024
Блог

Искусственный интеллект, импортозамещение и технологическое лидерство — что обсуждали на ЦИПР 2024

03.06.2024

Ключевые тренды в корпоративном обучении и найме ИТ-специалистов
Блог

Ключевые тренды в корпоративном обучении и найме ИТ-специалистов

28.05.2024