Москва
Мероприятия
Блог
Корзина
Регистрация Войти
main-bg
Блог

Роботакси, или Автомобили будущего

Яна Ламзина
Яна Ламзина,
редактор цифрового издания про бизнес и технологии SLDdigital
06.06.2024

В мире все больше и больше компаний, запустивших тестирование беспилотного такси или уже осуществляющих с его помощью перевозку пассажиров. В частности, на роботакси «Яндекс» уже можно прокатиться в трех городах РФ, а в Китае тестируют беспилотное аэротакси. Постепенно появляются новые законы и постановления, регламентирующие работу подобного транспорта. В нашей статье мы вспомним историю возникновения беспилотных автомобилей, рассмотрим состояние сферы на текущий момент, включая юридическую сторону вопроса, а затем обсудим дальнейшие перспективы роботакси.

Первопроходцы среди робомобилей

Сейчас сложно сказать, кто именно был первопроходцем в направлении беспилотного такси и транспорта в целом, потому что не очень понятно, с какого момента вести отсчет. Например, первое приблизительное воплощение идеи случилось практически сто лет назад, в 1920-х годах, когда создали первые беспилотные автомобили… с дистанционным управлением. То есть, по факту беспилотными они не были, просто ими управлял человек, который ехал во втором автомобиле.

Идея захватила воображение многих людей, и с тех пор чуть ли не каждое десятилетие мир готовился к тому, что вот-вот произойдет прорыв и будущее наступит.  Однако самый первый беспилотный автомобиль появился лишь в 1986 году благодаря разработкам энтузиастов из университета Карнеги-Меллон, которые за несколько лет выпустили целую серию разноплановых автомобилей под названием Navlab. И первым из них стал фургон Chevrolet, так как только в него удавалось загрузить громоздкое компьютерное оборудование.

Пожалуй, Navlab можно назвать первопроходцами, а изобретенные ими технологии подхватили другие команды.

Очередной виток развития идеи беспилотного транспорта произошел в 2016 году, когда компания nuTonomy запустила в Сингапуре службу беспилотного такси, и почти одновременно с ней Uber начал тестирование роботакси под контролем сразу двух сотрудников, которые сидели на передних сидениях, готовые перехватить контроль в случае непредвиденных ситуаций.

Годом позже компания Waymo (США) также начала испытания беспилотного такси в пригороде в присутствии человека-водителя, а чуть позже — уже без него. Масштабы экспериментов увеличивались. К сожалению, это масштабирование не прошло без последствий — в 2017 году произошло столкновение беспилотного автомобиля Uber с управляемым транспортным средством, а в 2018 — под колесами робомобиля той же компании погибла женщина-пешеход. Это случилось ночью. Водитель, который должен был следить за дорожной ситуацией, смотрел в этот момент видео и не смог вовремя перехватить управление. На некоторое время тестирование остановили, но потом возобновили, запретив выезд в ночное время и снизив скорость. В том же году в Аризоне (США) появилась коммерческое такси с беспилотными автомобилями — Waymo One.

В Россию беспилотное такси пришло в 2018 году, когда Яндекс начал испытания двух автомобилей в Иннополисе (Татарстан). 

Пилоты в Китае стартовали в 2019 — Pony.ai и WeRide RoboTaxi. В 2020 к ним присоединилась компании Baidu, DiDi и AutoX.

С каждым годом увеличивалось количество компаний, запускавших пилотные проекты роботакси.

В настоящее время такие компании, как Baidu Apollo, AutoX, Pony.ai, Didi и WeRide активно увеличивают количество городов своего присутствия и число беспилотных автомобилей в парке. Причем в Baidu Apollo, к примеру, до сих пор не было никаких серьезных аварий.

В дополнение к просто беспилотному транспорту компания EHang в Китае запустила в 2024 году тестирование беспилотного аэротакси. По сути своей — это огромные дроны, предназначенные для перевозки людей. Их крейсерская скорость составляет около 100 км/ч, но дальность полета пока невелика — около 35 км. По времени полет занимает около 20 минут.

Беспилотный транспорт в российском законодательстве

В начале 2024 года Министерство транспорта РФ дополнило проект закона о высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС) определением, кто именно отвечает в случае ДТП с участием беспилотных автомобилей.

Согласно документу, обязательным является наличие в робомобиле:

  • устройства регистрации событий;
  • системы, с помощью которой можно дистанционно отключить автопилот и остановить машину в безопасном и разрешенном месте для выхода пассажиров.

Также все робомобили должны быть поставлены на учет в ГИБДД и проходить регулярное техническое обслуживание.

В отношение территорий, где разрешен проезд робомобилей, прописано следующее:

  • запрещено использование беспилотных автомобилей на тех участках трасс, по которым перевозят опасные грузы;
  • запрещена эксплуатация робомобилей, если на них нет последних обновлений бортового программного обеспечения;
  • разрешено двигаться исключительно по дорогам, для которых имеется цифровой двойник — карта трассы, сведения о ее состоянии, наличии на маршруте ДТП и особых участков и других параметрах, важных для обеспечения безопасности, причем робомобиль должен получать эти данные в режиме реального времени.

В случае, если беспилотный автомобиль попадает в аварию:

  • В первую очередь ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, несет владелец беспилотника. Избежать такой ответственности можно лишь в случае, если доказано влияние обстоятельств непреодолимой силы или наличие у потерпевшего умысла.
  • Если причиненный вред связан «с конструктивными особенностями (недостатками) системы управления» или беспилотной машины, к ответственности привлекут производителя автомобиля.
  • Если авария произошла из-за «неосуществления диспетчерского контроля», то виновным признают сотрудника, дистанционно отслеживающего состояние машины и ответственного за аварийное выключение автопилота. 
  • При аварии, вызванной недостатками техобслуживания, ответственным будет дилер.

Оформление ДТП с участием беспилотного такси происходит в обязательном присутствии сотрудника ГИБДД.

Беспилотное такси «Яндекс» 

Тестирование все еще продолжается. Беспилотное такси «Яндекс» в настоящее время ездит в Иннополисе (Казань), Ясенево (Москва) и в пределах федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае (рядом с Сочи). Сервисом на этих участках могут воспользоваться лица старше 18 лет.

Вызвать такое такси можно через приложение Яндекс Go. Для этого нужно сделать вызов рядом с одной из точек посадки. Появится отдельная вкладка «Роботакси».

Пока посадка в беспилотное такси осуществляется на заднее сидение. Обязательным требованием является пристегнутый ремень — без этого машина не поедет. После того как все условия выполнены, пассажиру останется только нажать на экране планшета перед ним кнопку «начать поездку».

В настоящее время уже одобрено тестовое использование беспилотного такси на ряде дорог Москвы вне Ясенево, но без пассажиров — только с водителем-дублером.

Как работает беспилотное такси «Яндекс»

В основу работы беспилотного такси «Яндекс» положена концепция автономной работы, при которой нет необходимости в доступе к интернету — ни через спутник, ни через сотовую сеть. Все, что нужно, уже заложено в системе. Тем не менее сигналы GPS тоже считываются.

Основными инструментами, позволяющими беспилотникам безопасно ездить по дорогам являются:

  • Системы камер, позволяющие просматривать пространство вокруг робомобиля. Собираются и анализируются такие данные, как разметка, дорожные знаки, наличие других участников дорожного движения и прочее.
  • Радары. С их помощью на расстоянии до 300 м определяется дистанция до других объектов и измеряется скорость их движения.
  • Лидары. В основе лежат лазерные лучи, которые, отражаются от объектов и возвращаются к датчику. На основание этих данных в системе простраивается максимально точная 3D-модель окружения.
  • Программное обеспечение. Совмещает данные, полученные с камер, радаров и лидаров, а затем прокладывает маршрут и определяет возможную скорость с учетом требований к безопасности поездки.

Перспективы беспилотного такси

Как уже было сказано, уже почти целое столетие люди морально готовятся к тому, что на дорогах вот-вот появится полностью автономный транспорт, но только сейчас мы действительно приблизились к этому моменту. Однако стоит оговорить существенные нюансы.

Во-первых, степень развития искусственного интеллекта пока не позволяет гарантировать правильную реакцию в нестандартных и нетипичных ситуациях, а на дороге такое не редкость. Например, это касается людей, которые переходят дорогу в неположенных местах. Искусственный интеллект далеко не всегда способен предсказать их поведение. Именно с этим, к примеру, был связан единственный смертельный случай с участием робомобиля — женщина переходила дорогу ночью в неположенном месте, и машина не успела ни затормозить, ни увернуться, чтобы избежать столкновения.

Не менее серьезная проблема касается машин со спецсигналами, которым разрешено ехать с нарушением ПДД, вот только для робомобиля такая ситуация уже выходит за рамки штатной.

Во-вторых проблемы связаны с тем, что в России дороги далеко не везде находятся в идеальном состоянии. Мягко говоря. По некоторым улицам непросто ездить даже опытным водителям, что и говорить про машины под управлением искусственного интеллекта. И не стоит забывать про зимнее время, когда разметка становится практически неразличимой. Кроме того, необходимо наличие «цифрового двойника» дороги и других условий, без которых беспилотное такси в принципе не может ездить. 

В-третьих, беспилотные такси — очень дорогое удовольствие. Намного дешевле взять обычную машину с водителем. Одно беспилотное такси «Яндекс» сейчас стоит около $60 тыс., что в несколько раз выше цены обычной машины даже с учетом зарплаты водителя.

В-четвертых, та самая этическая проблема, решить которую по-прежнему не удается — как можно в случае, если неизбежно нанесение вреда одному или нескольким людям, выбрать тот вариант действий, при котором ущерб будет минимальным. То есть, сможет ли искусственный интеллект допустить причинение вреда одному человеку для спасения жизней нескольких. Сможет ли он сделать выбор.

Да, все эти проблемы со временем удастся преодолеть, но одно точно — в ближайшие годы водителям такси не придется опасаться за свою работу. Подготовка инфраструктуры, тестирование и создание более дешевых робомобилей, а также их распространение не только в крупных мегаполисах, но и в небольших городах займет еще немало времени.

Теги:

Новости, истории и события
Смотреть все
ГК Softline оснастила новый корпус центра детского (юношеского) технического творчества «Охта» в Санкт-Петербурге
Новости

ГК Softline оснастила новый корпус центра детского (юношеского) технического творчества «Охта» в Санкт-Петербурге

06.03.2025

Bell Integrator (ГК Softline) провела конференцию «Автоматизация тестирования в ИТ»
Новости

Bell Integrator (ГК Softline) провела конференцию «Автоматизация тестирования в ИТ»

05.03.2025

Подтверждена совместимость UDV ITM и UDV DATAPK Industrial Kit с ОС семейства «МСВСфера» (ГК Softline)
Новости

Подтверждена совместимость UDV ITM и UDV DATAPK Industrial Kit с ОС семейства «МСВСфера» (ГК Softline)

04.03.2025

Ирина Назаренко возглавит направление «Инферит ОС» (ГК Softline)
Новости

Ирина Назаренко возглавит направление «Инферит ОС» (ГК Softline)

04.03.2025

FastFox перешел на отечественную ОС «МСВСфера Сервер» 9 от «Инферит» (ГК Softline)
Новости

FastFox перешел на отечественную ОС «МСВСфера Сервер» 9 от «Инферит» (ГК Softline)

03.03.2025

Российский ИТ-вендор «Инферит» (ГК Softline) вошел в АРПЭ
Новости

Российский ИТ-вендор «Инферит» (ГК Softline) вошел в АРПЭ

03.03.2025

ГК Softline снова запускает программу обучения «ИТ — твоё место работы» для менеджеров по продажам
Новости

ГК Softline снова запускает программу обучения «ИТ — твоё место работы» для менеджеров по продажам

03.03.2025

Российский производитель лазеров НТО «ИРЭ-Полюс» (ГК Softline) принял участие в международном мероприятии SUAC-2025 – 36‑й конференции Саудовской урологической ассоциации
Новости

Российский производитель лазеров НТО «ИРЭ-Полюс» (ГК Softline) принял участие в международном мероприятии SUAC-2025 – 36‑й конференции Саудовской урологической ассоциации

28.02.2025

Академия Softline объявляет о стратегическом партнерстве с Arenadata и развитии направления Data Science
Новости

Академия Softline объявляет о стратегическом партнерстве с Arenadata и развитии направления Data Science

28.02.2025

ГК Softline реализовала комплексное оснащение школ-новостроек в Ставрополе
Новости

ГК Softline реализовала комплексное оснащение школ-новостроек в Ставрополе

28.02.2025

SL Soft автоматизировала для фармкомпании «АКРИХИН» бюджетирование на базе системы «БОСС»
Новости

SL Soft автоматизировала для фармкомпании «АКРИХИН» бюджетирование на базе системы «БОСС»

28.02.2025

ГК Softline добавила в продуктовый портфель OCR/IDP-платформу EasyDoc от ITFB Group
Новости

ГК Softline добавила в продуктовый портфель OCR/IDP-платформу EasyDoc от ITFB Group

27.02.2025

ИТ-инфраструктура под контролем: поиск нарушений станет быстрее в новой версии «Инферит ИТМен» 5.8 (ГК Softline)
Новости

ИТ-инфраструктура под контролем: поиск нарушений станет быстрее в новой версии «Инферит ИТМен» 5.8 (ГК Softline)

27.02.2025

«Инферит» (ГК Softline) стал победителем XX Юбилейной Премии RuPoR
Новости

«Инферит» (ГК Softline) стал победителем XX Юбилейной Премии RuPoR

26.02.2025

SL Soft (ГК Softline) и Контур.Доверенность разработали решение по работе с МЧД
Новости

SL Soft (ГК Softline) и Контур.Доверенность разработали решение по работе с МЧД

26.02.2025

BillogicPlatform («Инферит», ГК Softline) упростила интеграцию биллинговой платформы с 1С
Новости

BillogicPlatform («Инферит», ГК Softline) упростила интеграцию биллинговой платформы с 1С

25.02.2025

Совет директоров ПАО «Софтлайн» избрал состав Правления Компании
Новости

Совет директоров ПАО «Софтлайн» избрал состав Правления Компании

24.02.2025

ГК Softline помогла усилить безопасность ИТ-инфраструктуры компании UVI-JEWELLERY
Новости

ГК Softline помогла усилить безопасность ИТ-инфраструктуры компании UVI-JEWELLERY

24.02.2025

Топ-редакторы для работы с PDF — сравниваем программы
Блог

Топ-редакторы для работы с PDF — сравниваем программы

04.03.2025

Российские офисные системы: выбор и преимущества
Блог

Российские офисные системы: выбор и преимущества

03.03.2025

Softline Assessment и СУБД Tantor: мощный тандем для диагностики инфраструктуры
Блог

Softline Assessment и СУБД Tantor: мощный тандем для диагностики инфраструктуры

26.02.2025

Интервью ГК Softline и «Базальт СПО»: сервис Softline Enterprise Agreement — инфраструктура заказчика из единого окна
Блог

Интервью ГК Softline и «Базальт СПО»: сервис Softline Enterprise Agreement — инфраструктура заказчика из единого окна

24.02.2025

ИИ-тренды в промышленности: от цифровых ассистентов до умных АСУ ТП
Блог

ИИ-тренды в промышленности: от цифровых ассистентов до умных АСУ ТП

20.02.2025

Как эффективно защитить инфраструктуру компании от DDoS-атак?
Блог

Как эффективно защитить инфраструктуру компании от DDoS-атак?

14.02.2025

ИТ-тренды в образовании: с чем идем в 2025 год
Блог

ИТ-тренды в образовании: с чем идем в 2025 год

11.02.2025

Программирование без кода: как с помощью No-Code и Low-Code адаптировать Service Desk под любые задачи
Блог

Программирование без кода: как с помощью No-Code и Low-Code адаптировать Service Desk под любые задачи

04.02.2025

Егор Кукушкин (Группа «Борлас»): «Отечественный рынок смог в существенной степени переориентироваться на импортозамещение»
Блог

Егор Кукушкин (Группа «Борлас»): «Отечественный рынок смог в существенной степени переориентироваться на импортозамещение»

04.02.2025

Юрий Латин, Bell Integrator: Будущее заказной разработки перспективное, и не только из-за импортозамещения
Блог

Юрий Латин, Bell Integrator: Будущее заказной разработки перспективное, и не только из-за импортозамещения

04.02.2025

Стек российских технологий из одного «окна»: как выгодно импортозаместить ПО с Softline Enterprise Agreement
Блог

Стек российских технологий из одного «окна»: как выгодно импортозаместить ПО с Softline Enterprise Agreement

04.02.2025

Как технологии no-code ускоряют внедрение цифровых двойников
Блог

Как технологии no-code ускоряют внедрение цифровых двойников

03.02.2025

Как оснастить школу в соответствии с приказом № 838: руководство для строительных компаний
Блог

Как оснастить школу в соответствии с приказом № 838: руководство для строительных компаний

29.01.2025

Рынок BPM-систем вчера, сегодня, завтра
Блог

Рынок BPM-систем вчера, сегодня, завтра

28.01.2025

Дата-центры в России: тенденции и перспективы
Блог

Дата-центры в России: тенденции и перспективы

13.01.2025

Как эффективно внедрить стандарты ГОСТ в организацию: этапы и советы
Блог

Как эффективно внедрить стандарты ГОСТ в организацию: этапы и советы

12.01.2025

Работник кода: как искусственный интеллект может помочь в смене профессии. Нейросети полезны кандидатам с нулевым опытом или возрастным соискателям
Блог

Работник кода: как искусственный интеллект может помочь в смене профессии. Нейросети полезны кандидатам с нулевым опытом или возрастным соискателям

10.01.2025

Половина библиотек для разработки ПО содержит уязвимости. Как защититься от хакеров и какие методы лучше использовать
Блог

Половина библиотек для разработки ПО содержит уязвимости. Как защититься от хакеров и какие методы лучше использовать

09.01.2025