Москва
Мероприятия
Блог
Корзина
Регистрация Войти
main-bg
Блог

Роботакси, или Автомобили будущего

Яна Ламзина
Яна Ламзина,
редактор цифрового издания про бизнес и технологии SLDdigital
06.06.2024

В мире все больше и больше компаний, запустивших тестирование беспилотного такси или уже осуществляющих с его помощью перевозку пассажиров. В частности, на роботакси «Яндекс» уже можно прокатиться в трех городах РФ, а в Китае тестируют беспилотное аэротакси. Постепенно появляются новые законы и постановления, регламентирующие работу подобного транспорта. В нашей статье мы вспомним историю возникновения беспилотных автомобилей, рассмотрим состояние сферы на текущий момент, включая юридическую сторону вопроса, а затем обсудим дальнейшие перспективы роботакси.

Первопроходцы среди робомобилей

Сейчас сложно сказать, кто именно был первопроходцем в направлении беспилотного такси и транспорта в целом, потому что не очень понятно, с какого момента вести отсчет. Например, первое приблизительное воплощение идеи случилось практически сто лет назад, в 1920-х годах, когда создали первые беспилотные автомобили… с дистанционным управлением. То есть, по факту беспилотными они не были, просто ими управлял человек, который ехал во втором автомобиле.

Идея захватила воображение многих людей, и с тех пор чуть ли не каждое десятилетие мир готовился к тому, что вот-вот произойдет прорыв и будущее наступит.  Однако самый первый беспилотный автомобиль появился лишь в 1986 году благодаря разработкам энтузиастов из университета Карнеги-Меллон, которые за несколько лет выпустили целую серию разноплановых автомобилей под названием Navlab. И первым из них стал фургон Chevrolet, так как только в него удавалось загрузить громоздкое компьютерное оборудование.

Пожалуй, Navlab можно назвать первопроходцами, а изобретенные ими технологии подхватили другие команды.

Очередной виток развития идеи беспилотного транспорта произошел в 2016 году, когда компания nuTonomy запустила в Сингапуре службу беспилотного такси, и почти одновременно с ней Uber начал тестирование роботакси под контролем сразу двух сотрудников, которые сидели на передних сидениях, готовые перехватить контроль в случае непредвиденных ситуаций.

Годом позже компания Waymo (США) также начала испытания беспилотного такси в пригороде в присутствии человека-водителя, а чуть позже — уже без него. Масштабы экспериментов увеличивались. К сожалению, это масштабирование не прошло без последствий — в 2017 году произошло столкновение беспилотного автомобиля Uber с управляемым транспортным средством, а в 2018 — под колесами робомобиля той же компании погибла женщина-пешеход. Это случилось ночью. Водитель, который должен был следить за дорожной ситуацией, смотрел в этот момент видео и не смог вовремя перехватить управление. На некоторое время тестирование остановили, но потом возобновили, запретив выезд в ночное время и снизив скорость. В том же году в Аризоне (США) появилась коммерческое такси с беспилотными автомобилями — Waymo One.

В Россию беспилотное такси пришло в 2018 году, когда Яндекс начал испытания двух автомобилей в Иннополисе (Татарстан). 

Пилоты в Китае стартовали в 2019 — Pony.ai и WeRide RoboTaxi. В 2020 к ним присоединилась компании Baidu, DiDi и AutoX.

С каждым годом увеличивалось количество компаний, запускавших пилотные проекты роботакси.

В настоящее время такие компании, как Baidu Apollo, AutoX, Pony.ai, Didi и WeRide активно увеличивают количество городов своего присутствия и число беспилотных автомобилей в парке. Причем в Baidu Apollo, к примеру, до сих пор не было никаких серьезных аварий.

В дополнение к просто беспилотному транспорту компания EHang в Китае запустила в 2024 году тестирование беспилотного аэротакси. По сути своей — это огромные дроны, предназначенные для перевозки людей. Их крейсерская скорость составляет около 100 км/ч, но дальность полета пока невелика — около 35 км. По времени полет занимает около 20 минут.

Беспилотный транспорт в российском законодательстве

В начале 2024 года Министерство транспорта РФ дополнило проект закона о высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС) определением, кто именно отвечает в случае ДТП с участием беспилотных автомобилей.

Согласно документу, обязательным является наличие в робомобиле:

  • устройства регистрации событий;
  • системы, с помощью которой можно дистанционно отключить автопилот и остановить машину в безопасном и разрешенном месте для выхода пассажиров.

Также все робомобили должны быть поставлены на учет в ГИБДД и проходить регулярное техническое обслуживание.

В отношение территорий, где разрешен проезд робомобилей, прописано следующее:

  • запрещено использование беспилотных автомобилей на тех участках трасс, по которым перевозят опасные грузы;
  • запрещена эксплуатация робомобилей, если на них нет последних обновлений бортового программного обеспечения;
  • разрешено двигаться исключительно по дорогам, для которых имеется цифровой двойник — карта трассы, сведения о ее состоянии, наличии на маршруте ДТП и особых участков и других параметрах, важных для обеспечения безопасности, причем робомобиль должен получать эти данные в режиме реального времени.

В случае, если беспилотный автомобиль попадает в аварию:

  • В первую очередь ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, несет владелец беспилотника. Избежать такой ответственности можно лишь в случае, если доказано влияние обстоятельств непреодолимой силы или наличие у потерпевшего умысла.
  • Если причиненный вред связан «с конструктивными особенностями (недостатками) системы управления» или беспилотной машины, к ответственности привлекут производителя автомобиля.
  • Если авария произошла из-за «неосуществления диспетчерского контроля», то виновным признают сотрудника, дистанционно отслеживающего состояние машины и ответственного за аварийное выключение автопилота. 
  • При аварии, вызванной недостатками техобслуживания, ответственным будет дилер.

Оформление ДТП с участием беспилотного такси происходит в обязательном присутствии сотрудника ГИБДД.

Беспилотное такси «Яндекс» 

Тестирование все еще продолжается. Беспилотное такси «Яндекс» в настоящее время ездит в Иннополисе (Казань), Ясенево (Москва) и в пределах федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае (рядом с Сочи). Сервисом на этих участках могут воспользоваться лица старше 18 лет.

Вызвать такое такси можно через приложение Яндекс Go. Для этого нужно сделать вызов рядом с одной из точек посадки. Появится отдельная вкладка «Роботакси».

Пока посадка в беспилотное такси осуществляется на заднее сидение. Обязательным требованием является пристегнутый ремень — без этого машина не поедет. После того как все условия выполнены, пассажиру останется только нажать на экране планшета перед ним кнопку «начать поездку».

В настоящее время уже одобрено тестовое использование беспилотного такси на ряде дорог Москвы вне Ясенево, но без пассажиров — только с водителем-дублером.

Как работает беспилотное такси «Яндекс»

В основу работы беспилотного такси «Яндекс» положена концепция автономной работы, при которой нет необходимости в доступе к интернету — ни через спутник, ни через сотовую сеть. Все, что нужно, уже заложено в системе. Тем не менее сигналы GPS тоже считываются.

Основными инструментами, позволяющими беспилотникам безопасно ездить по дорогам являются:

  • Системы камер, позволяющие просматривать пространство вокруг робомобиля. Собираются и анализируются такие данные, как разметка, дорожные знаки, наличие других участников дорожного движения и прочее.
  • Радары. С их помощью на расстоянии до 300 м определяется дистанция до других объектов и измеряется скорость их движения.
  • Лидары. В основе лежат лазерные лучи, которые, отражаются от объектов и возвращаются к датчику. На основание этих данных в системе простраивается максимально точная 3D-модель окружения.
  • Программное обеспечение. Совмещает данные, полученные с камер, радаров и лидаров, а затем прокладывает маршрут и определяет возможную скорость с учетом требований к безопасности поездки.

Перспективы беспилотного такси

Как уже было сказано, уже почти целое столетие люди морально готовятся к тому, что на дорогах вот-вот появится полностью автономный транспорт, но только сейчас мы действительно приблизились к этому моменту. Однако стоит оговорить существенные нюансы.

Во-первых, степень развития искусственного интеллекта пока не позволяет гарантировать правильную реакцию в нестандартных и нетипичных ситуациях, а на дороге такое не редкость. Например, это касается людей, которые переходят дорогу в неположенных местах. Искусственный интеллект далеко не всегда способен предсказать их поведение. Именно с этим, к примеру, был связан единственный смертельный случай с участием робомобиля — женщина переходила дорогу ночью в неположенном месте, и машина не успела ни затормозить, ни увернуться, чтобы избежать столкновения.

Не менее серьезная проблема касается машин со спецсигналами, которым разрешено ехать с нарушением ПДД, вот только для робомобиля такая ситуация уже выходит за рамки штатной.

Во-вторых проблемы связаны с тем, что в России дороги далеко не везде находятся в идеальном состоянии. Мягко говоря. По некоторым улицам непросто ездить даже опытным водителям, что и говорить про машины под управлением искусственного интеллекта. И не стоит забывать про зимнее время, когда разметка становится практически неразличимой. Кроме того, необходимо наличие «цифрового двойника» дороги и других условий, без которых беспилотное такси в принципе не может ездить. 

В-третьих, беспилотные такси — очень дорогое удовольствие. Намного дешевле взять обычную машину с водителем. Одно беспилотное такси «Яндекс» сейчас стоит около $60 тыс., что в несколько раз выше цены обычной машины даже с учетом зарплаты водителя.

В-четвертых, та самая этическая проблема, решить которую по-прежнему не удается — как можно в случае, если неизбежно нанесение вреда одному или нескольким людям, выбрать тот вариант действий, при котором ущерб будет минимальным. То есть, сможет ли искусственный интеллект допустить причинение вреда одному человеку для спасения жизней нескольких. Сможет ли он сделать выбор.

Да, все эти проблемы со временем удастся преодолеть, но одно точно — в ближайшие годы водителям такси не придется опасаться за свою работу. Подготовка инфраструктуры, тестирование и создание более дешевых робомобилей, а также их распространение не только в крупных мегаполисах, но и в небольших городах займет еще немало времени.

Теги:

Новости, истории и события
Смотреть все
Российский производитель лазерных решений VPG Laserone (ГК Softline) принял участие в международной выставке «Металлообработка. Сварка – Урал»
Новости

Российский производитель лазерных решений VPG Laserone (ГК Softline) принял участие в международной выставке «Металлообработка. Сварка – Урал»

01.04.2025

ГК Softline реализовала для «Новой Вагоноремонтной компании» проект по автоматизации ИТ-процессов на базе свободного ПО
Новости

ГК Softline реализовала для «Новой Вагоноремонтной компании» проект по автоматизации ИТ-процессов на базе свободного ПО

01.04.2025

ГК Softline вновь стала лидером среди партнеров «Лаборатории Касперского»
Новости

ГК Softline вновь стала лидером среди партнеров «Лаборатории Касперского»

31.03.2025

SL Soft (ГК Softline) перенесла в облако HR-систему «БОСС» крупному производителю кофе
Новости

SL Soft (ГК Softline) перенесла в облако HR-систему «БОСС» крупному производителю кофе

31.03.2025

ПАО «СОФТЛАЙН» ПУБЛИКУЕТ АУДИРОВАННЫЕ КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ГРУППЫ ЗА 2024 ГОД, ПОДТВЕРЖДАЯ РОСТ СКОРР. EBITDA НА 58% И ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫПЛАТЫ ДИВИДЕНДОВ ЗА 2024 ГОД
Новости

ПАО «СОФТЛАЙН» ПУБЛИКУЕТ АУДИРОВАННЫЕ КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ГРУППЫ ЗА 2024 ГОД, ПОДТВЕРЖДАЯ РОСТ СКОРР. EBITDA НА 58% И ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫПЛАТЫ ДИВИДЕНДОВ ЗА 2024 ГОД

31.03.2025

ГК Softline подтвердила высший партнерский статус «Системный интегратор» от «Группы Астра»
Новости

ГК Softline подтвердила высший партнерский статус «Системный интегратор» от «Группы Астра»

29.03.2025

Операционная система для образования: «Академия Softline» займется сублицензированием ОС «МСВСфера»
Новости

Операционная система для образования: «Академия Softline» займется сублицензированием ОС «МСВСфера»

28.03.2025

ГК Softline помогла группе компаний ФСК автоматизировать управление ИТ-услугами на базе Naumen Service Desk
Новости

ГК Softline помогла группе компаний ФСК автоматизировать управление ИТ-услугами на базе Naumen Service Desk

27.03.2025

ГК Softline и Hexway договорились о продвижении решений для безопасной разработки и пентеста
Новости

ГК Softline и Hexway договорились о продвижении решений для безопасной разработки и пентеста

27.03.2025

Провайдер «Инферит Облако» (ГК Softline) предоставит клиентам оборудование по модели HaaS
Новости

Провайдер «Инферит Облако» (ГК Softline) предоставит клиентам оборудование по модели HaaS

26.03.2025

Bell Integrator (ГК Softline) разработала платформу автоматизации создания программного обеспечения на базе искусственного интеллекта «Алькод»
Новости

Bell Integrator (ГК Softline) разработала платформу автоматизации создания программного обеспечения на базе искусственного интеллекта «Алькод»

25.03.2025

Совместимость ОС «МСВСфера АРМ» 9 вендора «Инферит» (ГК Softline) и POS-терминалов АТОЛ способствует надежной работе бизнеса
Новости

Совместимость ОС «МСВСфера АРМ» 9 вендора «Инферит» (ГК Softline) и POS-терминалов АТОЛ способствует надежной работе бизнеса

25.03.2025

Облачный провайдер ActiveCloud  (ГК Softline) помог одному из российских банков организовать эффективную работу инфраструктуры и защитить данные
Новости

Облачный провайдер ActiveCloud (ГК Softline) помог одному из российских банков организовать эффективную работу инфраструктуры и защитить данные

24.03.2025

Артем Улогов возглавит направление развития продаж софтверных продуктов вендора «Инферит» (ГК Softline)
Новости

Артем Улогов возглавит направление развития продаж софтверных продуктов вендора «Инферит» (ГК Softline)

24.03.2025

SL Soft (ГК Softline) провела курс лекций по ИИ для студентов УГНТУ
Новости

SL Soft (ГК Softline) провела курс лекций по ИИ для студентов УГНТУ

21.03.2025

Акции ПАО «Софтлайн» доступны к торгам на утренней сессии Московской биржи
Новости

Акции ПАО «Софтлайн» доступны к торгам на утренней сессии Московской биржи

21.03.2025

«Клаудмастер» (ГК Softline) помог «МТС Юрент» на 20% сократить расходы на ИТ-инфраструктуру
Новости

«Клаудмастер» (ГК Softline) помог «МТС Юрент» на 20% сократить расходы на ИТ-инфраструктуру

20.03.2025

«Инферит Облако» (ГК Softline) и K2-9b Group запускают сервис тестирования защищенности веб-ресурсов от DDoS-атак
Новости

«Инферит Облако» (ГК Softline) и K2-9b Group запускают сервис тестирования защищенности веб-ресурсов от DDoS-атак

19.03.2025

Киберучения: готовим сотрудников к успешным отражениям атак
Блог

Киберучения: готовим сотрудников к успешным отражениям атак

27.03.2025

Контроль усталости водителей
Блог

Контроль усталости водителей

25.03.2025

Инновации в школах в 2025 году: 3D-модели, БПЛА, роботы и VR
Блог

Инновации в школах в 2025 году: 3D-модели, БПЛА, роботы и VR

14.03.2025

Инвестиции в цифровизацию ритейла: стратегии 2025 года
Блог

Инвестиции в цифровизацию ритейла: стратегии 2025 года

11.03.2025

Топ-редакторы для работы с PDF — сравниваем программы
Блог

Топ-редакторы для работы с PDF — сравниваем программы

04.03.2025

Российские офисные системы: выбор и преимущества
Блог

Российские офисные системы: выбор и преимущества

03.03.2025

Softline Assessment и СУБД Tantor: мощный тандем для диагностики инфраструктуры
Блог

Softline Assessment и СУБД Tantor: мощный тандем для диагностики инфраструктуры

26.02.2025

Интервью ГК Softline и «Базальт СПО»: сервис Softline Enterprise Agreement — инфраструктура заказчика из единого окна
Блог

Интервью ГК Softline и «Базальт СПО»: сервис Softline Enterprise Agreement — инфраструктура заказчика из единого окна

24.02.2025

ИИ-тренды в промышленности: от цифровых ассистентов до умных АСУ ТП
Блог

ИИ-тренды в промышленности: от цифровых ассистентов до умных АСУ ТП

20.02.2025

Как эффективно защитить инфраструктуру компании от DDoS-атак?
Блог

Как эффективно защитить инфраструктуру компании от DDoS-атак?

14.02.2025

ИТ-тренды в образовании: с чем идем в 2025 год
Блог

ИТ-тренды в образовании: с чем идем в 2025 год

11.02.2025

Программирование без кода: как с помощью No-Code и Low-Code адаптировать Service Desk под любые задачи
Блог

Программирование без кода: как с помощью No-Code и Low-Code адаптировать Service Desk под любые задачи

04.02.2025

Егор Кукушкин (Группа «Борлас»): «Отечественный рынок смог в существенной степени переориентироваться на импортозамещение»
Блог

Егор Кукушкин (Группа «Борлас»): «Отечественный рынок смог в существенной степени переориентироваться на импортозамещение»

04.02.2025

Юрий Латин, Bell Integrator: Будущее заказной разработки перспективное, и не только из-за импортозамещения
Блог

Юрий Латин, Bell Integrator: Будущее заказной разработки перспективное, и не только из-за импортозамещения

04.02.2025

Стек российских технологий из одного «окна»: как выгодно импортозаместить ПО с Softline Enterprise Agreement
Блог

Стек российских технологий из одного «окна»: как выгодно импортозаместить ПО с Softline Enterprise Agreement

04.02.2025

Как технологии no-code ускоряют внедрение цифровых двойников
Блог

Как технологии no-code ускоряют внедрение цифровых двойников

03.02.2025

Как оснастить школу в соответствии с приказом № 838: руководство для строительных компаний
Блог

Как оснастить школу в соответствии с приказом № 838: руководство для строительных компаний

29.01.2025

Рынок BPM-систем вчера, сегодня, завтра
Блог

Рынок BPM-систем вчера, сегодня, завтра

28.01.2025