Москва
Мероприятия
Блог
Корзина
Регистрация Войти
main-bg
Блог

Роботакси, или Автомобили будущего

Яна Ламзина
Яна Ламзина,
редактор цифрового издания про бизнес и технологии SLDdigital
06.06.2024

В мире все больше и больше компаний, запустивших тестирование беспилотного такси или уже осуществляющих с его помощью перевозку пассажиров. В частности, на роботакси «Яндекс» уже можно прокатиться в трех городах РФ, а в Китае тестируют беспилотное аэротакси. Постепенно появляются новые законы и постановления, регламентирующие работу подобного транспорта. В нашей статье мы вспомним историю возникновения беспилотных автомобилей, рассмотрим состояние сферы на текущий момент, включая юридическую сторону вопроса, а затем обсудим дальнейшие перспективы роботакси.

Первопроходцы среди робомобилей

Сейчас сложно сказать, кто именно был первопроходцем в направлении беспилотного такси и транспорта в целом, потому что не очень понятно, с какого момента вести отсчет. Например, первое приблизительное воплощение идеи случилось практически сто лет назад, в 1920-х годах, когда создали первые беспилотные автомобили… с дистанционным управлением. То есть, по факту беспилотными они не были, просто ими управлял человек, который ехал во втором автомобиле.

Идея захватила воображение многих людей, и с тех пор чуть ли не каждое десятилетие мир готовился к тому, что вот-вот произойдет прорыв и будущее наступит.  Однако самый первый беспилотный автомобиль появился лишь в 1986 году благодаря разработкам энтузиастов из университета Карнеги-Меллон, которые за несколько лет выпустили целую серию разноплановых автомобилей под названием Navlab. И первым из них стал фургон Chevrolet, так как только в него удавалось загрузить громоздкое компьютерное оборудование.

Пожалуй, Navlab можно назвать первопроходцами, а изобретенные ими технологии подхватили другие команды.

Очередной виток развития идеи беспилотного транспорта произошел в 2016 году, когда компания nuTonomy запустила в Сингапуре службу беспилотного такси, и почти одновременно с ней Uber начал тестирование роботакси под контролем сразу двух сотрудников, которые сидели на передних сидениях, готовые перехватить контроль в случае непредвиденных ситуаций.

Годом позже компания Waymo (США) также начала испытания беспилотного такси в пригороде в присутствии человека-водителя, а чуть позже — уже без него. Масштабы экспериментов увеличивались. К сожалению, это масштабирование не прошло без последствий — в 2017 году произошло столкновение беспилотного автомобиля Uber с управляемым транспортным средством, а в 2018 — под колесами робомобиля той же компании погибла женщина-пешеход. Это случилось ночью. Водитель, который должен был следить за дорожной ситуацией, смотрел в этот момент видео и не смог вовремя перехватить управление. На некоторое время тестирование остановили, но потом возобновили, запретив выезд в ночное время и снизив скорость. В том же году в Аризоне (США) появилась коммерческое такси с беспилотными автомобилями — Waymo One.

В Россию беспилотное такси пришло в 2018 году, когда Яндекс начал испытания двух автомобилей в Иннополисе (Татарстан). 

Пилоты в Китае стартовали в 2019 — Pony.ai и WeRide RoboTaxi. В 2020 к ним присоединилась компании Baidu, DiDi и AutoX.

С каждым годом увеличивалось количество компаний, запускавших пилотные проекты роботакси.

В настоящее время такие компании, как Baidu Apollo, AutoX, Pony.ai, Didi и WeRide активно увеличивают количество городов своего присутствия и число беспилотных автомобилей в парке. Причем в Baidu Apollo, к примеру, до сих пор не было никаких серьезных аварий.

В дополнение к просто беспилотному транспорту компания EHang в Китае запустила в 2024 году тестирование беспилотного аэротакси. По сути своей — это огромные дроны, предназначенные для перевозки людей. Их крейсерская скорость составляет около 100 км/ч, но дальность полета пока невелика — около 35 км. По времени полет занимает около 20 минут.

Беспилотный транспорт в российском законодательстве

В начале 2024 года Министерство транспорта РФ дополнило проект закона о высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС) определением, кто именно отвечает в случае ДТП с участием беспилотных автомобилей.

Согласно документу, обязательным является наличие в робомобиле:

  • устройства регистрации событий;
  • системы, с помощью которой можно дистанционно отключить автопилот и остановить машину в безопасном и разрешенном месте для выхода пассажиров.

Также все робомобили должны быть поставлены на учет в ГИБДД и проходить регулярное техническое обслуживание.

В отношение территорий, где разрешен проезд робомобилей, прописано следующее:

  • запрещено использование беспилотных автомобилей на тех участках трасс, по которым перевозят опасные грузы;
  • запрещена эксплуатация робомобилей, если на них нет последних обновлений бортового программного обеспечения;
  • разрешено двигаться исключительно по дорогам, для которых имеется цифровой двойник — карта трассы, сведения о ее состоянии, наличии на маршруте ДТП и особых участков и других параметрах, важных для обеспечения безопасности, причем робомобиль должен получать эти данные в режиме реального времени.

В случае, если беспилотный автомобиль попадает в аварию:

  • В первую очередь ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, несет владелец беспилотника. Избежать такой ответственности можно лишь в случае, если доказано влияние обстоятельств непреодолимой силы или наличие у потерпевшего умысла.
  • Если причиненный вред связан «с конструктивными особенностями (недостатками) системы управления» или беспилотной машины, к ответственности привлекут производителя автомобиля.
  • Если авария произошла из-за «неосуществления диспетчерского контроля», то виновным признают сотрудника, дистанционно отслеживающего состояние машины и ответственного за аварийное выключение автопилота. 
  • При аварии, вызванной недостатками техобслуживания, ответственным будет дилер.

Оформление ДТП с участием беспилотного такси происходит в обязательном присутствии сотрудника ГИБДД.

Беспилотное такси «Яндекс» 

Тестирование все еще продолжается. Беспилотное такси «Яндекс» в настоящее время ездит в Иннополисе (Казань), Ясенево (Москва) и в пределах федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае (рядом с Сочи). Сервисом на этих участках могут воспользоваться лица старше 18 лет.

Вызвать такое такси можно через приложение Яндекс Go. Для этого нужно сделать вызов рядом с одной из точек посадки. Появится отдельная вкладка «Роботакси».

Пока посадка в беспилотное такси осуществляется на заднее сидение. Обязательным требованием является пристегнутый ремень — без этого машина не поедет. После того как все условия выполнены, пассажиру останется только нажать на экране планшета перед ним кнопку «начать поездку».

В настоящее время уже одобрено тестовое использование беспилотного такси на ряде дорог Москвы вне Ясенево, но без пассажиров — только с водителем-дублером.

Как работает беспилотное такси «Яндекс»

В основу работы беспилотного такси «Яндекс» положена концепция автономной работы, при которой нет необходимости в доступе к интернету — ни через спутник, ни через сотовую сеть. Все, что нужно, уже заложено в системе. Тем не менее сигналы GPS тоже считываются.

Основными инструментами, позволяющими беспилотникам безопасно ездить по дорогам являются:

  • Системы камер, позволяющие просматривать пространство вокруг робомобиля. Собираются и анализируются такие данные, как разметка, дорожные знаки, наличие других участников дорожного движения и прочее.
  • Радары. С их помощью на расстоянии до 300 м определяется дистанция до других объектов и измеряется скорость их движения.
  • Лидары. В основе лежат лазерные лучи, которые, отражаются от объектов и возвращаются к датчику. На основание этих данных в системе простраивается максимально точная 3D-модель окружения.
  • Программное обеспечение. Совмещает данные, полученные с камер, радаров и лидаров, а затем прокладывает маршрут и определяет возможную скорость с учетом требований к безопасности поездки.

Перспективы беспилотного такси

Как уже было сказано, уже почти целое столетие люди морально готовятся к тому, что на дорогах вот-вот появится полностью автономный транспорт, но только сейчас мы действительно приблизились к этому моменту. Однако стоит оговорить существенные нюансы.

Во-первых, степень развития искусственного интеллекта пока не позволяет гарантировать правильную реакцию в нестандартных и нетипичных ситуациях, а на дороге такое не редкость. Например, это касается людей, которые переходят дорогу в неположенных местах. Искусственный интеллект далеко не всегда способен предсказать их поведение. Именно с этим, к примеру, был связан единственный смертельный случай с участием робомобиля — женщина переходила дорогу ночью в неположенном месте, и машина не успела ни затормозить, ни увернуться, чтобы избежать столкновения.

Не менее серьезная проблема касается машин со спецсигналами, которым разрешено ехать с нарушением ПДД, вот только для робомобиля такая ситуация уже выходит за рамки штатной.

Во-вторых проблемы связаны с тем, что в России дороги далеко не везде находятся в идеальном состоянии. Мягко говоря. По некоторым улицам непросто ездить даже опытным водителям, что и говорить про машины под управлением искусственного интеллекта. И не стоит забывать про зимнее время, когда разметка становится практически неразличимой. Кроме того, необходимо наличие «цифрового двойника» дороги и других условий, без которых беспилотное такси в принципе не может ездить. 

В-третьих, беспилотные такси — очень дорогое удовольствие. Намного дешевле взять обычную машину с водителем. Одно беспилотное такси «Яндекс» сейчас стоит около $60 тыс., что в несколько раз выше цены обычной машины даже с учетом зарплаты водителя.

В-четвертых, та самая этическая проблема, решить которую по-прежнему не удается — как можно в случае, если неизбежно нанесение вреда одному или нескольким людям, выбрать тот вариант действий, при котором ущерб будет минимальным. То есть, сможет ли искусственный интеллект допустить причинение вреда одному человеку для спасения жизней нескольких. Сможет ли он сделать выбор.

Да, все эти проблемы со временем удастся преодолеть, но одно точно — в ближайшие годы водителям такси не придется опасаться за свою работу. Подготовка инфраструктуры, тестирование и создание более дешевых робомобилей, а также их распространение не только в крупных мегаполисах, но и в небольших городах займет еще немало времени.

Теги:

Новости, истории и события
Смотреть все
ГК Softline и «ИТ-ГУРУ» объединяют усилия для продвижения интеграционной шины данных
Новости

ГК Softline и «ИТ-ГУРУ» объединяют усилия для продвижения интеграционной шины данных

20.12.2024

ОС «МСВСфера» (ГК Softline) теперь доступна в облачной платформе «Яндекс.Cloud»
Новости

ОС «МСВСфера» (ГК Softline) теперь доступна в облачной платформе «Яндекс.Cloud»

19.12.2024

ГК Softline обеспечила банку из топ-10 переход на облачную платформу Softline Universe (SLU)
Новости

ГК Softline обеспечила банку из топ-10 переход на облачную платформу Softline Universe (SLU)

19.12.2024

ПАО «Софтлайн» информирует участников обмена ГДР Noventiq о приближающейся дате фиксации реестра акционеров по третьему этапу обмена
Новости

ПАО «Софтлайн» информирует участников обмена ГДР Noventiq о приближающейся дате фиксации реестра акционеров по третьему этапу обмена

19.12.2024

SL Soft (ГК Softline) выпустила новый релиз бизнес-платформы Polymatica ЕРМ
Новости

SL Soft (ГК Softline) выпустила новый релиз бизнес-платформы Polymatica ЕРМ

18.12.2024

ГК Softline стала партнером года F.A.C.C.T. по объему продаж
Новости

ГК Softline стала партнером года F.A.C.C.T. по объему продаж

18.12.2024

Защиту ИТ-инфраструктуры провайдера «Инферит Облако» (ГК Softline) усилили с помощью BI.ZONE TDR
Новости

Защиту ИТ-инфраструктуры провайдера «Инферит Облако» (ГК Softline) усилили с помощью BI.ZONE TDR

17.12.2024

Детский онлайн-лагерь «Наша безопасность» Академии Softline получил Гран-при премии «СМАРТ пирамида – 2024»
Новости

Детский онлайн-лагерь «Наша безопасность» Академии Softline получил Гран-при премии «СМАРТ пирамида – 2024»

17.12.2024

Bell Integrator (ГК Softline) стала партнером Форума инновационных центров
Новости

Bell Integrator (ГК Softline) стала партнером Форума инновационных центров

17.12.2024

ПАО «Софтлайн» объявляет о повестке заседания Совета директоров Компании с целью созыва ВОСА
Новости

ПАО «Софтлайн» объявляет о повестке заседания Совета директоров Компании с целью созыва ВОСА

16.12.2024

Softline Digital (ГК Softline) вошла в топ-10 ключевых работодателей по ИИ в России
Новости

Softline Digital (ГК Softline) вошла в топ-10 ключевых работодателей по ИИ в России

16.12.2024

«Инферит» (ГК Softline) подтвердил совместимость ОС «МСВСфера» 9 с системой удаленного мониторинга «АССИСТЕНТ»
Новости

«Инферит» (ГК Softline) подтвердил совместимость ОС «МСВСфера» 9 с системой удаленного мониторинга «АССИСТЕНТ»

16.12.2024

ОС «МСВСфера» от «Инферит» (ГК Softline) подтвердила совместимость с системой управления ИТ-инфраструктурой Зодиак.АйТиЭм от ООО «Референс Пойнт»
Новости

ОС «МСВСфера» от «Инферит» (ГК Softline) подтвердила совместимость с системой управления ИТ-инфраструктурой Зодиак.АйТиЭм от ООО «Референс Пойнт»

13.12.2024

ОС «МСВСфера» от «Инферит» (ГК Softline) подтвердила совместимость с системой расследования инцидентов Staffcop Enterprise
Новости

ОС «МСВСфера» от «Инферит» (ГК Softline) подтвердила совместимость с системой расследования инцидентов Staffcop Enterprise

12.12.2024

Компания Сомерс (ГК Softline) начала выпуск первого отечественного платежного терминала
Новости

Компания Сомерс (ГК Softline) начала выпуск первого отечественного платежного терминала

12.12.2024

ГК Softline и SimpleOne расширяют стратегическое сотрудничество в области ITAM-решений
Новости

ГК Softline и SimpleOne расширяют стратегическое сотрудничество в области ITAM-решений

11.12.2024

«Инферит Облако» и Axios объявили о совместном продвижении инфраструктурных решений
Новости

«Инферит Облако» и Axios объявили о совместном продвижении инфраструктурных решений

11.12.2024

На заводе «Инферит» (ГК Softline) обсудили создание рабочих мест и поддержку молодых специалистов наукограда
Новости

На заводе «Инферит» (ГК Softline) обсудили создание рабочих мест и поддержку молодых специалистов наукограда

10.12.2024

Елена Типисова (ГК Softline): «2024-й год стал годом вызовов и возможностей для ИТ-отрасли, заложив фундамент для дальнейшего развития»
Блог

Елена Типисова (ГК Softline): «2024-й год стал годом вызовов и возможностей для ИТ-отрасли, заложив фундамент для дальнейшего развития»

20.12.2024

Кибербезопасность от А до Я
Блог

Кибербезопасность от А до Я

20.12.2024

Мурад Мирзоев, «Инферит»: В рамках бизнес группы Softline мы испытываем здоровую конкуренцию
Блог

Мурад Мирзоев, «Инферит»: В рамках бизнес группы Softline мы испытываем здоровую конкуренцию

20.12.2024

Пилотные проекты по переходу на российское ПО
Блог

Пилотные проекты по переходу на российское ПО

18.12.2024

Вместе эффективнее: как объединение крупных игроков ИТ-рынка помогает цифровизации промышленного сектора
Блог

Вместе эффективнее: как объединение крупных игроков ИТ-рынка помогает цифровизации промышленного сектора

18.12.2024

Как эмоциональный интеллект помогает строить карьеру
Блог

Как эмоциональный интеллект помогает строить карьеру

17.12.2024

4 совета джуну, который хочет построить карьеру в ИТ
Блог

4 совета джуну, который хочет построить карьеру в ИТ

17.12.2024

Как построить карьеру в информационной безопасности
Блог

Как построить карьеру в информационной безопасности

17.12.2024

Как построить карьеру в крупной компании: краткий гайд
Блог

Как построить карьеру в крупной компании: краткий гайд

17.12.2024

Шире или глубже: как строить ИТ-карьеру
Блог

Шире или глубже: как строить ИТ-карьеру

17.12.2024

Как запомниться работодателю и получить работу мечты
Блог

Как запомниться работодателю и получить работу мечты

17.12.2024

В ИТ сразу после вуза: гайд по старту карьеры
Блог

В ИТ сразу после вуза: гайд по старту карьеры

17.12.2024

Как студенту начать карьеру в ИТ-компании
Блог

Как студенту начать карьеру в ИТ-компании

17.12.2024

Новые штрафы за утечку персональных данных: как подготовиться к изменениям
Блог

Новые штрафы за утечку персональных данных: как подготовиться к изменениям

13.12.2024

Цифровизация госсектора: роль заказной разработки в достижении целей
Блог

Цифровизация госсектора: роль заказной разработки в достижении целей

12.12.2024

Александр Рожков (ГК Softline): «Наша цель — стать проводником для российских ИТ-производителей при выходе на новые для них международные рынки»
Блог

Александр Рожков (ГК Softline): «Наша цель — стать проводником для российских ИТ-производителей при выходе на новые для них международные рынки»

10.12.2024

Российские суперкомпьютеры для искусственного интеллекта
Блог

Российские суперкомпьютеры для искусственного интеллекта

06.12.2024

Умные каски Proteqta выходят на рынок Казахстана и ОАЭ
Блог

Умные каски Proteqta выходят на рынок Казахстана и ОАЭ

03.12.2024