
RFID – от спорта до люкса
Системы, использующие метки радиочастотной идентификации (RFID – Radio Frequency Identification), выходят за рамки складских и логистических центров и находят свое применение в новых секторах экономики. В этом году стартовало чипирование меховых изделий, ставшее обязательным на территории РФ для борьбы с контрафактом и «серым» рынком. Рассмотрим некоторые интересные кейсы, в которых нашли применения RFID-технологии.
Напомним, что для работы RFID-систем необходимы метки и ридеры, способные считывать с объекта информацию. Метки состоят из чипа, хранящего данные для идентификации, и небольшой антенны для приёма и передачи сигнала. Наиболее распространены пассивные датчики: в них чип получает энергию для работы от радиоизлучения ридера. Они легкие, недорогие в производстве, но считывающее устройство работает только на близком расстоянии. Существуют активные метки с собственными батареями. Подобные чипы оказываются дороже и тяжелее. Их время работы ограничивается сроком годности элементов питания, однако позволяют взаимодействовать с ридерами на расстоянии в несколько метров.
В погоне за победой в командных видах спорта сейчас активно внедряются новые технологии, в том числе бесконтактное считывание параметров с сенсоров. Ярким примером является «чипирование» спортивной формы игроков в американском футболе. В наплечник игрока устанавливается беспроводной датчик, а под футбольным полем размещают сеть из ридеров. Система позволяет фиксировать параметры перемещения футболиста в процессе игры, включая скорость, ускорение и общую длину пробега. Специальные датчики разработаны компанией Zebra Technologies, расположенной в Сан-Хосе. Помимо создания аппаратной части, они разработали систему разработки стратегий для тренеров команд на основе искусственного интеллекта и машинного обучения.
Получаемые с сенсоров «big data» могут показать, отклонился ли игрок от заданного маршрута на поле или насколько он должен был ускориться, чтобы перехватить мяч. Эти данные позволят спортивным аналитикам делать аргументированные выводы и строить прогнозы. А тренеры могли бы использовать их для раскрытия потенциала каждого игрока команды. Это кардинальные изменения для спорта, который в течение многих десятилетий оценивал ценность его игроков только на основе простой статистики, учитывая общее количество пасов или заработанных очков для команды.
Очевидно, что в системе для американского футбола использованы метки, приспособленные для считывания с большого расстояния. Но следует помнить, что чем больше расстояние, на котором ридер может распознать метку, тем меньше точность позиционирования. Например, полет бейсбольных мячей не отследить при помощи RFID, поэтому для этого вида спорта создают системы, построенные на радиолокации или с оптическим распознаванием.
Чем выше дальность обнаружения метки – тем крупнее сама метка. Например, в системе контроля доступа автотранспорта, созданной компанией HID Global, метка размером с банковскую карту, но ридер может распознать ее с расстояния до пяти метров. Крупные габариты карты в данном случае проблем не создают – ведь обычно ее крепят за стеклом авто. Заметим, что в данном случае высокая точность позиционирования не нужна – системе достаточно удостовериться, что транспорт прибыл к контрольно-пропускному пункту.
Сеть из дистанционных считывателей может охватывать системы размером со страну. Например, RFID-метки установлены на железнодорожных вагонах в Греции, а бесконтактные ридеры - на контрольных точках у железнодорожного полотна. Такая система позволяет быстро и недорого отслеживать перемещение вагонов по стране. Разумеется, в данном случае точность определения местоположения вагона невысока, но достаточно для логистических задач государственной компании TrainOSE, заказавшей эту систему.
Иногда метку нужно сделать максимально легкой и незаметной. Британская компания Advanced E-Textil разработала технологию, позволяющую вшивать радиометку в предметы одежды. Обычные RFID-элементы тяжело интегрировать в ткань из-за величины, непереносимости стирки и короткого срока использования. Благодаря новым технологиям это открывает новые перспективы в использовании беспроводной идентификации. В частности, нововведение позволяет эффективно бороться с кражами в luxury сегменте. Сумки Louis Vuitton, обувь Gucci и тренчи Burberry особенно подвержены кражам: их легче всего продать через интернет. Вплетенную в ткань метку практически невозможно быстро обнаружить и ликвидировать. Потребители в свою очередь могут удостовериться, что приобретенный товар не является подделкой, для этого достаточно прийти в бутик бренда и просканировать вещь для определения уникального номера изделия.
Сама же метка может хранить информацию о дате продажи, места покупки или стране изготовления. Это позволит отслеживать жизненный цикл одежды и использовать ее для анализа с целью оптимизировать бизнес-процессы компании, а также позволит упростить логистику и кассовое обслуживание. Ожидать внедрения RFID-систем в точках продаж стоит уже в ближайшие годы, более половины розничных сетей имеют опыт работы с системами RFID на складе, поэтому дальнейшая интеграция в магазины дело времени. Система «чипирования» одежды, которую можно создать на базе изобретения Advanced E-Textil, выразительно иллюстрирует экономическую эффективность новых технологий: только на кражах одежды из магазинов индустрия теряет порядка $32 млрд. в год, согласно исследованию National Retail Security Survey, а годовой объем всего рынка RFID-оборудования, по данным IDTechEx Research, достигнет $18 млрд. лишь к 2026 году.
Подпишитесь на нашу рассылку последних новостей и событий
Подписаться