
Мобильные возможности для сотрудников Softline
Корпоративные коммуникации в кармане
«Дайте нам возможность работать с почтой» – именно с этого запроса все и началось. Почему бы и нет? Мы пошли навстречу и предоставили сотрудникам возможность настроить работу с корпоративной почтой с встроенных почтовых приложений распространенных на данный момент операционных систем мобильных устройств – iOS, Android и Windows Mobile. В каждой из этих ОС есть клиент, совместимый с Microsoft Exchange.
С точки зрения пользователя все устроено просто – были написаны понятные инструкции по настройке почтовых программ. Достаточно найти на портале инструкцию и всё настроить. Службе поддержки это не добавило больших хлопот – большинство сотрудников успешно справляется с настройкой самостоятельно.
После почты наступила очередь телефонии. Мы предоставили пользователям возможность использовать вместо стационарного телефонного аппарата Microsoft Lync или сделать непосредственное перенаправление звонков с телефонного аппарата на Lync или мобильный телефон. На любом современном смартфоне и планшете можно бесплатно установить полноценный клиент Lync из соответствующего магазина приложений и пользоваться им – писать сообщения, отправлять файлы, звонить, предоставлять доступ к рабочему столу.
Мы дали пользователям возможность подключаться c личных планшетов и смартфонов к серверу Lync. Таким образом сотрудник получает на смартфоне или планшете почти полноценный офис со всеми коммуникационными возможностями.
И все остальные приложения
Но кроме коммуникаций есть еще некоторые корпоративные приложения, которыми тоже хотелось бы пользоваться с устройств. И мы действительно начали получать такие запросы – выписать счет клиенту с мобильного устройства или сделать запрос в базе CRM.
Что ж, возможно и это. В нашем распоряжении есть даже несколько технологий, которые позволяют сотрудникам поработать с планшета или смартфона совсем полноценно.
Первая технология – это терминальные службы Microsoft. Они вполне поддерживают мобильные платформы, и пользователь получает возможность зайти со своего планшета или смартфона на рабочий стол Windows. Можно запускать приложения, полноценно работать с ними не хуже, чем из офиса компании.
Конечно, с планшета это не так удобно, как с ПК с нормальной клавиатурой и мышью. А со смартфона – совсем неудобно, на мой взгляд. Но если вы далеко от офиса и вам нужно срочно что-то сделать в 1С, CRM или ином приложении – это незаменимая возможность, которой многие реально пользуются.
Вторая технология – публикация приложений. Вместо того чтобы организовывать доступ ко всему рабочему столу, мы публикуем для данного устройства отдельное приложение. Мы уже давно используем инфраструктуру на платформе Citrix, и для публикации приложений для планшетов задействуем ее же. Сотрудник видит список доступных приложений, выбирает нужное – и оно запускается в терминальной сессии. Доступны все приложения из стандартного набора, который мы предлагаем пользователю на рабочей станции в офисе.
Кроме Citrix мы используем и технологию публикации приложений Microsoft App-V. В настоящее время – в режиме тестирования, но мы нахом ее вполне работоспособной.
Еще одна интересная технология для мобильных пользователей – Direct Access от Microsoft. Принцип действия похож на VPN – ваше устройство устанавливает защищенное соединение с корпоративной сетью. Однако Direct Access встроен в операционную систему и работает прозрачно для пользователя. Существенное ограничение – работает только на платформе Windows.
Если говорить о статистике, рабочую почту читают с мобильных устройств практически все сотрудники. Коммуникациями Lync пользуются немногие. Бизнес-приложениями пользуется, наверное, 40-50% менеджеров. Эта возможность востребована в командировках, поездках на встречи, при работе из дома или из отпуска.
О поддержке
Несмотря на то, что компания предлагает сотрудникам вместе с корпоративной SIM-картой смартфон, большинство предпочитает приобретать личные мобильные устройства по своему вкусу. Ответственность за работоспособность устройств лежит целиком на их владельцах.
Формально ИТ-департамент не занимается поддержкой личных устройств сотрудников, и мы не можем брать на себя ответственность за них. Тому есть несколько причин, одна из важнейших состоит в том, что пользователь обычно имеет на своем устройстве права администратора и может выполнять любые действия, которые мы никак не можем контролировать. Поскольку устройства являются личной собственностью сотрудников, мы не в праве применять к ним системы централизованного управления и ограничения прав доступа. Фактически же мы оказываем консультационную помощь по вопросам, связанным с мобильными устройствами, однако не берем на себя ответственности и не даем гарантий. Впрочем, пользоваться корпоративными сервисами с устройств совсем несложно, и необходимость в поддержке возникает нечасто.
Внедрение снизу вверх
У нас никогда не было ничего похожего на «проект внедрения мобильных рабочих мест», который мы спускали бы сверху. Наоборот: когда устройства стали доступными, запрос на их использование для работы возник со стороны сотрудников. Сначала для чтения почты, а потом и для более серьезных задач.
Возможно ли это технически? Да. Полезно ли это для бизнеса? Безусловно! Поэтому мы, конечно, пошли навстречу и предоставили сотрудникам такую возможность. Точнее говоря, возможности предоставлялись пошагово, постепенно. И, конечно, на каждом этапе мы обеспечивали должный уровень безопасности.
При запуске приложений в терминальной сессии на мобильное устройство не передается никаких данных, передается только изображение на экране. Единственное исключение - почта, там локальные клиенты действительно скачивают сообщения. А все остальные приложения при отсоединении от сервера не оставляют на устройстве никаких данных. Даже потеряв устройство, вы не оставляете нашедшему возможности подключится вместо вас. Авторизация пользователя происходит при каждом подключении.
Я считаю, что это замечательная возможность – позволить сотрудникам полноценно работать в любой время и откуда угодно. Много говорят о том, что технологии должны повышать производительность труда и открывать новые возможности для работы и бизнеса – а здесь мы видим реальный пример того и другого.
Автор - Владислав Котусов, исполнительный директор компании Softline
По материалам каталога программных и аппаратных решений и IT-услуг Softline direct.
Подпишитесь на нашу рассылку последних новостей и событий
Подписаться