
ИНТЕРАКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Автор статьи: Алексей Моисеев, ведущий эксперт по бизнес-аналитике компании Softline
Информация об успешных ИТ-проектах в аграрной отрасли стала появляться недавно. Этот факт, а также появление сильных игроков в данной сфере говорит о готовности АПК к информатизации, успешном опыте создания и управления решениями для конечного потребителя и растущей эффективности управления цепочками поставок. В данной ситуации важно изучать мировой опыт использования аналитических систем в аграрном секторе экономики, чтобы использовать имеющиеся наработки зарубежных коллег в пилотных проектах и полномасштабных внедрениях BI и находить собственные решения.
ОТЧЕТНОСТЬ ПОД КОНТРОЛЕМ
Оптимизация производства, создание качественных продуктов, выстраивание логистических цепочек стало возможным благодаря внедрению современных средств учета и анализа бизнес-процессов предприятия, а также обеспечению руководителей всех уровней актуальной информацией в круглосуточном режиме с помощью любых девайсов. Фактически, BI — бизнес-аналитика — инструмент руководителя агрохолдинга, формирующий вокруг него информационное пространство вне зависимости от времени и места нахождения. Многие организации во всем мире уже давно практикуют подобный способ управления предприятием. Например, одна из лидирующих на аграрном рынке Северной Америки компания завершила десятилетний проект по модернизации промышленной ERP-системы и вышла из него с обновленной концепцией управления. Созданная система отчетности собрала все данные о бизнесе и вывела их на планшетах и ноутбуках сотрудников всех уровней. Для многих руководителей компании система отчетности — единственное, что изменилось после внедрения, так как с самой ERP-системой работают их подчиненные.
Ошибки управления, связанные с недостоверной информацией, могут нанести огромный урон бизнесу. Примером может служить опыт одного из крупнейших мировых агротрейдеров. Выгрузка из информационных систем и различные отчеты показывали неоднозначную и противоречивую картину. Такое положение дел привело к ошибкам в уплате налогов и в результате — к крупным штрафам, превышающим бюджет даже больших проектов по внедрению BI. С помощью ИТ-консультанта была разработана эффективная модель управления данными, инструменты отслеживания бизнес-процессов, а также правил, процедур, соглашений об уровне сервиса и ключевых показателей эффективности.
НАЛАДИТЬ СВЯЗИ
Конкуренция и борьба за предпочтения потребителей по мере роста бизнеса торговых сетей все больше ставит успех агрохолдингов в зависимость от того, когда, кому и какой продукт они предлагают. Это означает, что сегодня уже нельзя произвести максимум продукции и передать ее кому-то на реализацию, не стоит ограничиваться одним видом деятельности, довольно опасно относиться к «точному земледелию» как к чему-то неприменимому в российских условиях.
Известный на рынке поставщик продуктов питания и бытовой химии в силу масштабного и диверсифицированного бизнеса не всегда точно контролировал свою деятельность. Однако учитывать приходилось все более детальные аспекты и сводить в общие отчеты данные по разным видам деятельности. В такой обстановке сложно отследить ситуации, когда наращивание производства снижает, а не повышает прибыльность каждой единицы продукции. Одно из наиболее удачных решений этой компании — сокращение числа торговых марок с 1600 до 400, что позволило существенно снизить издержки и увеличить маржинальность производства. Компании увидеть это ядро из 400 брендов в общей совокупности торговых марок без специализированных средств аналитики было бы невозможно.
Контроль удовлетворенности конечного потребителя, эффективность производства, оптимизации использования фондов, достоверный учет собственного, арендованного или лизингового оборудования позволяют не только правильно определить точную стоимость продукта, но и безошибочно позиционировать его на рынке. Отсюда идет увеличение оборачиваемости и маржинальности произведенных продуктов. Подобный уровень контроля обеспечивается именно BI-решениями.
Известная американская компания, выпускающая сельскохозяйственную технику, добилась ощутимого увеличения прибыли за счет применения систем управления взаимоотношениями с заказчиками. Развивая своими силами эту новую концепцию с помощью определенной программы, она получила возможность интенсифицировать взаимодействие с дилерской сетью. Для работы с огромным количеством партнеров были разработаны интерактивные отчеты, позволяющие в течение секунд получать полную информацию по продукции компании, запасным частям и все сопутствующие данные.
ОБЪЕДИНЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ
Интеграция, диверсификация и сегментация компании по видам деятельности часто идут параллельно, формируя сложные и часто меняющиеся организационные структуры. Сложно не только оценить эффективность трансформации бизнеса, но и зафиксировать агрохолдинг в стабильном состоянии для проведения всех необходимых оценок. Отказаться от изменений в бизнесе не менее опасно, чем игнорировать новые вызовы развития, в том числе изменчивое мнение потребителя. Традиционно ИТ-проекты в этом направлении решают ряд важных задач — формирование управленческой, финансовой, регламентной онлайн-отчетности, генерация общих сводок основных уровней детализации. Возможна разработка различных систем — поддержки принятия решений, мониторинга бизнеса, аналитических панелей для руководства. Фирмы, предоставляющие ИТ-услуги, могут решать и нетрадиционные задачи. Среди них — анализ эффективности направлений и подразделений, просчет ключевых показателей развития бизнеса по конкретным управленческим решениям, например, сокращение либо расширение штата конкретного цеха. Еще один вид нетрадиционных задач — просчет эффективности дополнительных видов деятельности, например, сельскохозяйственный туризм и прямые продажи через Интернет, а также моделирование развития агрохолдинга с учетом узких мест основных потоков формирования продукта. Штуцерное моделирование производств сегодня является одним из наиболее интересных с точки зрения повышения эффективности использования фондов.
ИЩЕМ УЗКИЕ МЕСТА
Виды деятельности компаний, входящих в агрохолдинги, часто полностью покрывают цикл производства от выращивания кормов до отгрузки готовой продукции в потребительской упаковке в цепочки поставок торговых сетей. В такой ситуации BI-решение может представить карту производства как набор узких мест. Одно из них — земельный фонд холдинга. Он безразмерен, имеет определенный ресурс, а также имеется некоторый теоретический максимум продукции, которую на нем можно вырастить. Вторым будет ресурс доступной техники. Фонд выделяется как узкое место, для того чтобы понять загруженность собственной, лизинговой и арендованной техники, а также эффективного ее применения. Третьим узким местом являются склады, силосные башни и места временного хранения продукции. Этот фонд целесообразно выделить для максимально эффективного его использования, но при этом контролировать перегруженность, которая может стать причиной потерь или недоиспользования других узких мест.
Дальнейшая детализация фондов специфична для каждого агрохолдинга. Ее второй уровень уже затрагивает конкретные участки земли, единицы техники, ангары и помещения. Задачей BI-решения, внедренного поверх штуцерной модели, будет визуализация загрузки каждого узкого места, а также взаимозависимость событий в бизнесе с потерями в выработке. Формирование подобной интерактивной отчетности позволяет сфокусировать управленческий ресурс на двух точках карты: места, где можно сократить издержки и где есть возможность увеличения прохода продукции.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА
ИТ-проекты в области эффективности агробизнеса можно разделить на две группы. Первая — внедрение систем бюджетирования, позволяющих отслеживать эффективность работы предприятий с финансовой стороны. Вторую группу составляют аналитические решения, позволяющие сформировать информационное пространство путем наложения различных уровней. Это могут быть сетевой график — оперативный и бизнес-план, нормативные и бюджетные данные, теоретические максимумы на фактические показатели. После можно проанализировать возможные успехи и неудачи как в краткосрочный, так и в долгосрочный период. Частным случаем второй группы проектов является энергоменеджмент и оценка энергоэффективности. Внедрение этих решений позволяет отслеживать и анализировать потребление энергоресурсов, включая предикативный анализ возможного потребления в зависимости от ряда параметров. Имеется возможность производить оценку полученного экономического эффекта от реализованных мероприятий энергосбережения, обосновывать эти действия и планировать программы энергосбережения и так далее.
Подпишитесь на нашу рассылку последних новостей и событий
Подписаться