
Владимир Разуваев: ««Многие компании начинают с инвентаризации активов, а на бизнес-процессы управления ими обращают внимание в последнюю очередь. Это крупная ошибка»
«Директор информационной службы», №5
IT-инфраструктура стала полноправным субъектом экономической жизни предприятия. Сейчас требуется более глубокая степень понимания того, на что бизнес тратит деньги, в случае, когда объектом этих инвестиций являются IT-активы. Владимир Разуваев, руководитель направления SAM компании Softline, рассказал, как российский бизнес постепенно приходит к пониманию важности управления IT-активами.
Прошедший кризис поставил IT-департаменты в жесткие рамки, и технологии управления IT-активами (IT Asset Management, ITAM) вышли за границы управления лицензиями. Тем не менее, рынок проектов, направленных на внедрение полноценных систем управления IT-активами, по-прежнему является «штучным». «IT-актив практически ничем не отличается от всех остальных и тоже нуждается в управлении. Но почему-то руководство компаний всегда прекрасно знает количество имеющихся в автопарке машин, и редко – количество компьютеров», – говорит Владимир Разуваев.
Акцент на ПО
«Тему управления IT-активами правильно разбить на две части: управление ПО и оборудованием», – считает Разуваев. На оборудование зачастую тратится больше денег, и поэтому у компаний больше стимулов уделять им внимание. Действительно, экономия, достигнутая за счет оптимизации процессов управления аппаратным обеспечением, в абсолютных величинах может быть выше. Однако, в процентном выражении оптимизация использования ПО может принести гораздо больший эффект.
Важность этих двух частей управления IT-активами для конкретной компании зависит от ее зрелости. Гораздо проще и быстрее достигнуть зрелости в сфере управления аппаратным обеспечением, потому что его можно «пощупать» и физически пересчитать. Но установив такой контроль над оборудованием, можно оставаться в полном неведении относительно того, что на нем установлено. Этого компании опасаются, и поэтому уделяют больше внимания программным средствам.
На базовом уровне
«Если раньше заказчиков приходилось убеждать аргументами, связанными с разрушительностью юридических рисков для бизнеса, то сейчас этот аргумент действовать перестал», – признается Разуваев. Компаниям гораздо важнее оптимизировать затраты на IT-активы, зачастую финансовый эффект от этого гораздо больше. IT-руководители стремятся найти решение, которое позволит решить не только текущие, но и стратегически важные для бизнеса задачи на базе единой платформы. Нельзя сказать, что с помощью технологий SAM можно радикально снизить закупочную стоимость на ПО. Однако, четко зная количество существующего ПО и закупленных лицензий, а также и свои потребности, можно выстраивать открытый диалог с вендором.
Отдельно следует упомянуть традиционную для России проблему безответственных пользователей. Сотрудники обходят корпоративные стандарты и используют нужные им программы, не задумываясь о необходимости их легализации. Согласно внутренней статистике Softline, на 1 тыс. рабочих мест в среднем приходится 8 тыс. единиц ПО. 55% из них не требуются сотрудникам для работы и рекомендуются для немедленного удаления. При этом реальный уровень лицензионности программ составляет 45%.
«Многие компании начинают с инвентаризации, а на бизнес-процессы управления ПО обращают внимание в последнюю очередь», – говорит Разуваев. Более того, когда компании узнают о стоимости консалтинговых услуг по выстраиванию бизнес-процессов, они зачастую отказываются от них. Это крупная ошибка: правильнее начинать именно с бизнес-процессов, вплоть до того, что инвентаризацию после этого можно провести собственными силами.
Направления развития
«Все чаще приходится слышать об управлении IT-активами в целом. Раньше компании предпочитали акцентироваться на одной их части», – описывает Разуваев изменение настроений заказчиков. Если говорить о выбираемых подходах, то все большую важность для компаний приобретает мотив веерного выстраивания процессов: заказчики начинают проект с анализа существующих процессов по управлению IT-активами. Клиенты хотят понять, насколько оптимально они выстроены. «Такой подход является системным, и не может не радовать. Проект, начинающийся с проведения инвентаризации, больше напоминает латание дыр», – говорит Разуваев.