Ваш доверенный номер телефона украден
Как это бывает
Сначала злоумышленники выбирают жертву. Например, ищут людей, которые выкладывают свой телефон и реквизиты карты в объявлении о сборе средств на определенные цели. Хакеры очень тщательно готовятся к своей атаке, прежде чем позвонить оператору. Зачастую почти вся основная информация о жертвах легко доступна – не только полное имя, адрес, но и номер социального страхования, банковской карты и многое другое.
Как только преступники собрали достаточно информации о цели, они начинают действовать от лица ложной личности. Во-первых, они звонят поставщику мобильной связи жертвы и утверждают, что его или ее SIM-карта была потеряна или повреждена. Затем они просят представителя службы поддержки клиентов активировать новый номер. После этого они делают подложные документы, идут в салон сотовой связи и получают дубликат сим-карты. Зачастую они выбирают момент, когда жертва будет, скажем, в отпуске и не заметит отключения своего телефона.
Поставщики услуг мобильной связи не должны соглашаться выполнять такого рода запросы, если абоненты не отвечают на вопросы безопасности, но мошенники приходят подготовленными, используя личные данные, которые они собрали со всего Интернета, чтобы обойти проверки безопасности, не вызвав подозрений.
Человеческий фактор
Почему представитель службы поддержки передал управление вашим номером преступнику? По ряду причин:
1. Часто преступник подкупает представителя непосредственно, и сотрудник телеком-компании принимает взятку. Некоторые мошенники платят $10 тыс. или больше, чтобы получить фактический идентификатор пользователя и пароль, чтобы просто войти в базу данных самостоятельно.
2. Иногда преступники используют социальную инженерию и убеждают службу поддержки изменить данные SIM, указав личную информацию, которую удалось собрать о жертве.
3. А иногда сотрудники телеком-оператора просто игнорируют необходимость провести верификацию пользователя и верят всему на слово.
4. Сотрудники салона связи не имеют возможность осуществить полноценную проверку документов на подлинность.
Ключ ко всему?
Преступники обычно не пытаются напасть только один раз и на случайную цель. Как правило, они организованны и методично работают с целевыми списками клиентов, которых преследуют. Представители службы поддержки клиентов имеют ключи к нашей цифровой жизни, так же, как банковский кассир – к банковскому счету. Мобильные операторы должны быть обязаны защищать потребителей и бизнес от SIM-преступлений на законодательном уровне, хотя пока этого не происходит.
После того, как ваш оператор передал контроль над вашим мобильным номером преступнику, последний может распоряжаться вашими мобильными сервисами. Хакер – а не вы – будет получать все звонки и текстовые сообщения на ваш уже бывший номер телефона.
Проверочные коды и двухфакторная аутентификация
Многие службы, такие как банки, брокерские конторы и службы социальных сетей, используют текстовые сообщения для отправки вам проверочного кода для подтверждения транзакций, например, на снятие денег или смену паролей. Ваш мобильный телефон используется для аутентификации действия. Иногда вы уже вошли в учетную запись на устройстве, но, чтобы убедиться, что это действительно вы, банк или другая служба еще раз проверяет подлинность действий через код подтверждения на ваш номер телефона. Это называется двухфакторная аутентификация.
В типичной атаке посредством подмены номера SIM-карты хакер убеждает представителя службы поддержки клиентов с доступом к вашей учетной записи мобильного телефона активировать другую SIM-карту. В каждой из крупных компаний мобильной связи есть десятки тысяч представителей службы поддержки клиентов, имеющих доступ к вашей мобильной учетной записи. Многие из этих сотрудников честны и следуют правилам. Многие, однако, подвержены подкупу или обману со стороны хакеров, или просто не придерживаются внутренних правил своей компании.
Что дальше
Как только хакер получает контроль над вашим номером телефона, он может легко притвориться вами перед другими поставщиками услуг, такими как Gmail или другими провайдерами электронной почты. Используя ваш номер телефона, чтобы изменить пароль, хакер получает доступ к электронной почте. Например, они могут перейти к gmail.com, ввести ваш адрес электронной почты, а затем нажать на кнопку «Забыли пароль». Google отправит на ваш номер телефона текстовое сообщение с кодом подтверждения, который хакер получит вместо вас. Киберпреступник вводит проверочный код на страницу сброса пароля Gmail, и вуаля, теперь он находится в вашей электронной почте и, скорее всего, изменит пароль, заблокировав вас.
После того, как хакер получит контроль над вашим телефоном (для текстовых проверок) и вашей электронной почтой (для проверки контрольных писем), ему будет легко перейти на другие ваши учетные записи и изменить пароли, завладеть аккаунтами в ваших банках, брокерских конторах, на криптовалютных биржах. Что уж тут говорить про Instagram, Facebook или Twitter. Большинство служб сегодня используют верификационные коды или электронную почту для изменения пароля, поэтому, как только хакер получает ваш телефон, он может контролировать вашу электронную почту и многочисленные учетные записи.
Доступ к деньгам открыт
Как только они получают неограниченный доступ к номеру телефона жертвы, преступники нацеливаются, прежде всего, на банковские счета.
Многие банки готовы отправить вам код для входа в учетную запись или сброса пароля на мобильный телефон с помощью SMS, что означает, что злоумышленник, совершающий мошенничество с SIM-картой, может запросить и получить код, а вместе с ним и доступ к вашему банковскому счету.
Иногда SIM-мошенники маскируют снятие денег с помощью параллельной системы: они создают второй банковский счет под именем жертвы (банки, где жертва уже является клиентом, делают меньше проверок безопасности). Когда преступники совершают перевод между двумя счетами, компьютерной системе банка кажется, что жертва переводит средства между двумя своими счетами.
В следующем материале мы расскажем о том, как хакеры взламывают и учетные криптовалютные записи – на примере, произошедшем с бывшим инженером компании Apple.