Москва
Мероприятия
Блог
Корзина
Регистрация Войти
main-bg
Блог

Обеспечение непрерывности бизнеса

Устойчивый бизнес как стратегия

Круг вопросов, связанный с поддержкой бесперебойного функционирования IТ-сервисов, критичных для работы компании, уже давно рассматривается как неотъемлемая часть управленческих процессов.

Управление непрерывностью бизнеса (Business Continuity Management, BCM) рекомендуется рассматривать как регламентированный организационный процесс, в котором управленческое звено принимает даже больше участия, чем IТ-подразделение. Внедряя стратегию BCM впервые, организация проводит полный цикл работ от анализа уязвимостей до тестирования и поддержания в актуальном состоянии плана аварийного восстановления. Для поддержания эффективности стратегии управление непрерывностью должно стать непрерывным циклическим процессом, учитывающим изменения в бизнесе и в IТ.

Анализ организации: что защищаем?

Для разработки стратегии непрерывности необходимо определить, какие именно IТ-сервисы и данные критически важны для бизнеса, и ранжировать их по значимости. Этот процесс называется анализом влияния на бизнес (Business Impact Analysis) и включает подробный разбор бизнес-процессов и определение участвующих в них ресурсов. Чтобы достоверно определить степень критичности сервисов для бизнеса, используются основные две метрики.

Recovery Time Objective. Время, в течение которого должно происходить восстановление бизнес-функции или ресурса при наступлении нештатных ситуаций. Если сервис осуществляется внешним поставщиком, метрика может выступать как показатель SLA.

Recovery Point Objective. Целевая точка восстановления определяет объем допустимых потерь данных в случае прерывания операций. Например, допускается потеря данных за последние 15 минут. Результатом анализа влияния на бизнес является перечень критически важных сервисов с указанием целевых метрик RTO или RPO. Это позволяет определить, насколько имеющиеся возможности IТ-инфраструктуры и прикладных информационных систем соответствуют требованиям бизнеса к непрерывности.

Оценка рисков: от чего защищаем?

Чтобы реалистично оценить существующие риски, нужно рассмотреть аварийные сценарии с точки зрения статистической вероятности их наступления и возможного ущерба. Меры обеспечения непрерывности могут сильно различаться по стоимости и характеристикам обеспечения непрерывности. Вот две крайности, между которыми, как правило, находится оптимальное решение:

• Горячий сайт. Полноценный резервный ЦОД с точной репликой рабочей инфраструктуры, способный мгновенно перехватить нагрузку. Стоит дорого, но обеспечивает высокие показатели непрерывности (низкое RTO).

• Холодный сайт. Минимальный набор технических средств, поддерживает меньшую нагрузку, чем рабочая инфраструктура, вступает в строй с задержкой. Стоит дешевле, показатели непрерывности ниже.

Анализ рисков позволяет обоснованно выработать стратегию непрерывности, а затем рассчитать стоимости вариантов их реализации. Сопоставление стоимости восстановления и стоимостои простоя позволяют провести вполне достоверный экономический анализ, в результате которого можно определить наилучший вариант по стоимости и времени восстановления. Этот оптимальный вариант и должен ложится в основу плана обеспечения непрерывности.

Реализация стратегии: как защищаем?

Чтобы составить сценарий реагирования на нештатные ситуации, рассматриваются ресурсы, касающиеся всех аспектов деятельности компании. План. Работа с ресурсами в случае наступления инцидента регламентируется специальным документом — планом обеспечения непрерывности. План детализирует выбранную стратегию непрерывности и четко регламентирует порядок действий по восстановлению. Например, если в момент сбоя, согласно стратегии, нецелесообразно экономически немедленно восстанавливать в полном объеме все IТ-сервисы, можно восстановить лишь самые критичные сервисы и продолжить работу. Остальные же сервисы восстанавливаются потом, не в аварийном режиме.

Команда. За выполнение плана отвечает выделенная команда обеспечения непрерывности, внутри этой команды назначаются ответственные и определяется план коммуникации. Кому что надо доложить, кто имеет право принять то или иное решение, какие проводятся действия — все это регламентируются.

Отдельной задачей является ранжирование инцидентов. Необходимо определить, является ли инцидент угрозой непрерывности бизнеса. Если нет — он обрабатывается в штатном режиме. Если да — ситуация считается аварийной и ей занимается команда обеспечения непрерывности, приводя в действие план обеспечения непрерывности.

Ранжирование инцидентов может быть нетривиальной задачей. Если сбой основного сервера можно однозначно квалифицировать как аварию, то, например недоступность базы данных на час может являться нештатной, но не аварийной ситуацией, не требующей активации плана.

Пока гром не грянет?

Хотя зависимость бизнеса от IТ-сервисов уже достаточно велика, у многих компаний средства обеспечения непрерывности находятся на уровне простого резервного копирования. Планирование полноценного сценария аварийного восстановления, основанного на анализе влияния на бизнес, дает гораздо более взвешенный и экономически обоснованный подход. Именно такой подход должен стать неотъемлемой частью бизнес-стратегии компании.

Стандарты непрерывности

Первым в мире стандартом по управлению непрерывностью бизнеса стал Британский стандарт BS 25999, опубликованный Британским институтом стандартов (British Standards Institution, BSI). Позднее этот стандарт лег в основу международного стандарта ISO 22301, опубликованного в 2012 г. Стандарты дают четкие критерии и рекоменда ции по построению системы управления непрерывностью бизнеса и направлены на поддержание способности организаций работать бесперебойно в самых сложных и неожиданных обстоятельствах.

По материалам каталога программных и аппаратных решений и IT-услуг Softline direct.

Новости, истории и события
Смотреть все
ГК Softline и Центр развития транспортных систем договорились о сотрудничестве в сфере цифровизации транспорта
Новости

ГК Softline и Центр развития транспортных систем договорились о сотрудничестве в сфере цифровизации транспорта

01.07.2025

Акционеры ПАО «Софтлайн» в ходе Годового общего собрания приняли ряд важных решений, направленных на создание долгосрочной акционерной стоимости Компании
Новости

Акционеры ПАО «Софтлайн» в ходе Годового общего собрания приняли ряд важных решений, направленных на создание долгосрочной акционерной стоимости Компании

01.07.2025

Академия АйТи (кластер FabricaONE.AI ГК Softline) и CoMind запускают практико-ориентированную программу обучения ИИ для бизнеса
Новости

Академия АйТи (кластер FabricaONE.AI ГК Softline) и CoMind запускают практико-ориентированную программу обучения ИИ для бизнеса

30.06.2025

ПАО «Софтлайн» стало эталоном IR-рейтинга Smart-lab
Новости

ПАО «Софтлайн» стало эталоном IR-рейтинга Smart-lab

30.06.2025

Провайдер «Инферит Облако» (ГК Softline) и компания «Береста РК» объявили о стратегическом партнерстве в сфере цифровой трансформации бизнеса
Новости

Провайдер «Инферит Облако» (ГК Softline) и компания «Береста РК» объявили о стратегическом партнерстве в сфере цифровой трансформации бизнеса

27.06.2025

 ГК Softline приобретает контролирующую долю в группе компаний Омег-Альянс
Новости

ГК Softline приобретает контролирующую долю в группе компаний Омег-Альянс

27.06.2025

Российский производитель лазерных решений VPG LaserONE (ГК Softline) принял участие в Центрально-азиатском конгрессе по эндоурологии (CEAC 2025)
Новости

Российский производитель лазерных решений VPG LaserONE (ГК Softline) принял участие в Центрально-азиатском конгрессе по эндоурологии (CEAC 2025)

26.06.2025

Bell Integrator (кластер FabricaONE.AI ГК Softline) принял участие в дискуссии на тему искусственного интеллекта в рамках ПМЭФ-2025
Новости

Bell Integrator (кластер FabricaONE.AI ГК Softline) принял участие в дискуссии на тему искусственного интеллекта в рамках ПМЭФ-2025

26.06.2025

Позиция ГК Softline по приобретению завода по производству электроинструментов в г. Энгельс
Новости

Позиция ГК Softline по приобретению завода по производству электроинструментов в г. Энгельс

25.06.2025

ГК Softline и «Телеком биржа» объявляют о партнерстве в сфере облачных решений
Новости

ГК Softline и «Телеком биржа» объявляют о партнерстве в сфере облачных решений

25.06.2025

«Инферит ОС» (ГК Softline) подтвердил совместимость ОС «МСВСфера Сервер» 9 и справочной правовой системы «КонсультантПлюс»
Новости

«Инферит ОС» (ГК Softline) подтвердил совместимость ОС «МСВСфера Сервер» 9 и справочной правовой системы «КонсультантПлюс»

25.06.2025

Генеральный директор ГК Softline Владимир Лавров выступил на ежегодном ИТ-завтраке РУССОФТ на ПМЭФ-2025
Новости

Генеральный директор ГК Softline Владимир Лавров выступил на ежегодном ИТ-завтраке РУССОФТ на ПМЭФ-2025

24.06.2025

Стационарный комплекс РДИ от «Инферит Техника» (ГК Softline) вошел в реестр Минпромторга
Новости

Стационарный комплекс РДИ от «Инферит Техника» (ГК Softline) вошел в реестр Минпромторга

24.06.2025

Платформа для корпоративного обучения «Стадия» от Академии АйТи (кластер FabricaONE.AI ГК Softline) получила главную награду премии HR Tech Awards 2025
Новости

Платформа для корпоративного обучения «Стадия» от Академии АйТи (кластер FabricaONE.AI ГК Softline) получила главную награду премии HR Tech Awards 2025

24.06.2025

ГК Softline примет участие во встрече HR-клуба РУССОФТ
Новости

ГК Softline примет участие во встрече HR-клуба РУССОФТ

23.06.2025

Сомерс (ГК Softline) внедряет Bluetooth-платежи «Волна» от НСПК
Новости

Сомерс (ГК Softline) внедряет Bluetooth-платежи «Волна» от НСПК

23.06.2025

Группа «Борлас» (ГК Softline) подтверждает лидирующие позиции в консалтинге
Новости

Группа «Борлас» (ГК Softline) подтверждает лидирующие позиции в консалтинге

20.06.2025

«Софтлайн Решения» и Axoft обеспечили информационную безопасность УЭСК
Новости

«Софтлайн Решения» и Axoft обеспечили информационную безопасность УЭСК

20.06.2025

Критическая информационная инфраструктура: все, что нужно знать о КИИ
Блог

Критическая информационная инфраструктура: все, что нужно знать о КИИ

01.07.2025

SimpleOne HRMS: автоматизация управления персоналом для повышения лояльности сотрудников и эффективности бизнеса
Блог

SimpleOne HRMS: автоматизация управления персоналом для повышения лояльности сотрудников и эффективности бизнеса

27.06.2025

Технологии умного города: от ИИ до RPA
Блог

Технологии умного города: от ИИ до RPA

25.06.2025

ГК Softline развивает наукоемкое ПО для инженерного анализа (САЕ)
Блог

ГК Softline развивает наукоемкое ПО для инженерного анализа (САЕ)

23.06.2025

Российские облачные сервисы: преимущества, особенности и выбор
Блог

Российские облачные сервисы: преимущества, особенности и выбор

20.06.2025

VPS: что это и когда он необходим бизнесу
Блог

VPS: что это и когда он необходим бизнесу

17.06.2025

Яндекс 360: эволюция решений для цифровой трансформации бизнеса
Блог

Яндекс 360: эволюция решений для цифровой трансформации бизнеса

11.06.2025

Платформизация, безопасность ИИ и активная защита малого бизнеса — «Лаборатория Касперского» об ИБ-рынке
Блог

Платформизация, безопасность ИИ и активная защита малого бизнеса — «Лаборатория Касперского» об ИБ-рынке

09.06.2025

Генеративный ИИ в промышленности: роботы, агенты и «Индустрия 6.0»
Блог

Генеративный ИИ в промышленности: роботы, агенты и «Индустрия 6.0»

04.06.2025

Платежные терминалы: виды, безопасность и тенденции рынка
Блог

Платежные терминалы: виды, безопасность и тенденции рынка

28.05.2025

Российские антивирусы
Блог

Российские антивирусы

26.05.2025

Увеличение штрафов за нарушения в обработке и хранении ПДн с 30 мая 2025
Блог

Увеличение штрафов за нарушения в обработке и хранении ПДн с 30 мая 2025

20.05.2025

Цифровая трансформация: с чего начать
Блог

Цифровая трансформация: с чего начать

15.05.2025

Защита персональных данных: требования законодательства и способы защиты от утечек
Блог

Защита персональных данных: требования законодательства и способы защиты от утечек

06.05.2025

Как устроены цифровые двойники: этапы разработки и примеры использования
Блог

Как устроены цифровые двойники: этапы разработки и примеры использования

29.04.2025

Стратегия перехода в облако
Блог

Стратегия перехода в облако

24.04.2025

Защита данных и информации: методы, практика, стандарты и законы
Блог

Защита данных и информации: методы, практика, стандарты и законы

22.04.2025

Цифровые профессии будущего: кто выживет в эпоху искусственного интеллекта
Блог

Цифровые профессии будущего: кто выживет в эпоху искусственного интеллекта

17.04.2025

ИТ-решения, кейсы, новости
в Telegram-канале Softline
Подписаться