Москва
Мероприятия
Блог
Корзина
Регистрация Войти
main-bg
Блог

Обеспечение непрерывности бизнеса

Устойчивый бизнес как стратегия

Круг вопросов, связанный с поддержкой бесперебойного функционирования IТ-сервисов, критичных для работы компании, уже давно рассматривается как неотъемлемая часть управленческих процессов.

Управление непрерывностью бизнеса (Business Continuity Management, BCM) рекомендуется рассматривать как регламентированный организационный процесс, в котором управленческое звено принимает даже больше участия, чем IТ-подразделение. Внедряя стратегию BCM впервые, организация проводит полный цикл работ от анализа уязвимостей до тестирования и поддержания в актуальном состоянии плана аварийного восстановления. Для поддержания эффективности стратегии управление непрерывностью должно стать непрерывным циклическим процессом, учитывающим изменения в бизнесе и в IТ.

Анализ организации: что защищаем?

Для разработки стратегии непрерывности необходимо определить, какие именно IТ-сервисы и данные критически важны для бизнеса, и ранжировать их по значимости. Этот процесс называется анализом влияния на бизнес (Business Impact Analysis) и включает подробный разбор бизнес-процессов и определение участвующих в них ресурсов. Чтобы достоверно определить степень критичности сервисов для бизнеса, используются основные две метрики.

Recovery Time Objective. Время, в течение которого должно происходить восстановление бизнес-функции или ресурса при наступлении нештатных ситуаций. Если сервис осуществляется внешним поставщиком, метрика может выступать как показатель SLA.

Recovery Point Objective. Целевая точка восстановления определяет объем допустимых потерь данных в случае прерывания операций. Например, допускается потеря данных за последние 15 минут. Результатом анализа влияния на бизнес является перечень критически важных сервисов с указанием целевых метрик RTO или RPO. Это позволяет определить, насколько имеющиеся возможности IТ-инфраструктуры и прикладных информационных систем соответствуют требованиям бизнеса к непрерывности.

Оценка рисков: от чего защищаем?

Чтобы реалистично оценить существующие риски, нужно рассмотреть аварийные сценарии с точки зрения статистической вероятности их наступления и возможного ущерба. Меры обеспечения непрерывности могут сильно различаться по стоимости и характеристикам обеспечения непрерывности. Вот две крайности, между которыми, как правило, находится оптимальное решение:

• Горячий сайт. Полноценный резервный ЦОД с точной репликой рабочей инфраструктуры, способный мгновенно перехватить нагрузку. Стоит дорого, но обеспечивает высокие показатели непрерывности (низкое RTO).

• Холодный сайт. Минимальный набор технических средств, поддерживает меньшую нагрузку, чем рабочая инфраструктура, вступает в строй с задержкой. Стоит дешевле, показатели непрерывности ниже.

Анализ рисков позволяет обоснованно выработать стратегию непрерывности, а затем рассчитать стоимости вариантов их реализации. Сопоставление стоимости восстановления и стоимостои простоя позволяют провести вполне достоверный экономический анализ, в результате которого можно определить наилучший вариант по стоимости и времени восстановления. Этот оптимальный вариант и должен ложится в основу плана обеспечения непрерывности.

Реализация стратегии: как защищаем?

Чтобы составить сценарий реагирования на нештатные ситуации, рассматриваются ресурсы, касающиеся всех аспектов деятельности компании. План. Работа с ресурсами в случае наступления инцидента регламентируется специальным документом — планом обеспечения непрерывности. План детализирует выбранную стратегию непрерывности и четко регламентирует порядок действий по восстановлению. Например, если в момент сбоя, согласно стратегии, нецелесообразно экономически немедленно восстанавливать в полном объеме все IТ-сервисы, можно восстановить лишь самые критичные сервисы и продолжить работу. Остальные же сервисы восстанавливаются потом, не в аварийном режиме.

Команда. За выполнение плана отвечает выделенная команда обеспечения непрерывности, внутри этой команды назначаются ответственные и определяется план коммуникации. Кому что надо доложить, кто имеет право принять то или иное решение, какие проводятся действия — все это регламентируются.

Отдельной задачей является ранжирование инцидентов. Необходимо определить, является ли инцидент угрозой непрерывности бизнеса. Если нет — он обрабатывается в штатном режиме. Если да — ситуация считается аварийной и ей занимается команда обеспечения непрерывности, приводя в действие план обеспечения непрерывности.

Ранжирование инцидентов может быть нетривиальной задачей. Если сбой основного сервера можно однозначно квалифицировать как аварию, то, например недоступность базы данных на час может являться нештатной, но не аварийной ситуацией, не требующей активации плана.

Пока гром не грянет?

Хотя зависимость бизнеса от IТ-сервисов уже достаточно велика, у многих компаний средства обеспечения непрерывности находятся на уровне простого резервного копирования. Планирование полноценного сценария аварийного восстановления, основанного на анализе влияния на бизнес, дает гораздо более взвешенный и экономически обоснованный подход. Именно такой подход должен стать неотъемлемой частью бизнес-стратегии компании.

Стандарты непрерывности

Первым в мире стандартом по управлению непрерывностью бизнеса стал Британский стандарт BS 25999, опубликованный Британским институтом стандартов (British Standards Institution, BSI). Позднее этот стандарт лег в основу международного стандарта ISO 22301, опубликованного в 2012 г. Стандарты дают четкие критерии и рекоменда ции по построению системы управления непрерывностью бизнеса и направлены на поддержание способности организаций работать бесперебойно в самых сложных и неожиданных обстоятельствах.

По материалам каталога программных и аппаратных решений и IT-услуг Softline direct.

Новости, истории и события
Смотреть все
ГК Softline и UEM SafeMobile обеспечили безопасность мобильных устройств сотрудников АЛРОСА
Новости

ГК Softline и UEM SafeMobile обеспечили безопасность мобильных устройств сотрудников АЛРОСА

15.09.2025

Bell Integrator FabricaONE.AI (акционер – ГК Softline) запускает новое направление R&D AI в рамках Центра исследований и разработок
Новости

Bell Integrator FabricaONE.AI (акционер – ГК Softline) запускает новое направление R&D AI в рамках Центра исследований и разработок

15.09.2025

«Инферит Биллинг» (кластер «СФ ТЕХ» ГК Softline) в партнерстве с CloudPayments начал предоставлять сервис по приему онлайн-платежей
Новости

«Инферит Биллинг» (кластер «СФ ТЕХ» ГК Softline) в партнерстве с CloudPayments начал предоставлять сервис по приему онлайн-платежей

15.09.2025

Платформа для биллинга BillogicPlatform от «Инферит» (кластер «СФ ТЕХ» ГК Softline) поддержит отечественные ИИ-стартапы
Новости

Платформа для биллинга BillogicPlatform от «Инферит» (кластер «СФ ТЕХ» ГК Softline) поддержит отечественные ИИ-стартапы

11.09.2025

Разработчик ПО «Инферит ИТМен» (кластер «СФ ТЕХ» ГК Softline) вступил в Ассоциацию itSMF России
Новости

Разработчик ПО «Инферит ИТМен» (кластер «СФ ТЕХ» ГК Softline) вступил в Ассоциацию itSMF России

10.09.2025

Группа «Борлас» (ГК Softline) и компания «Фидесис» организуют первую специализированную практическую конференцию пользователей CAE Fidesys «CAE Day 2025»
Новости

Группа «Борлас» (ГК Softline) и компания «Фидесис» организуют первую специализированную практическую конференцию пользователей CAE Fidesys «CAE Day 2025»

09.09.2025

Группа «Борлас» (ГК Softline) заключила партнерское соглашение с компанией CS Group, одним из ведущих интеграторов инновационных решений для цифровизации промышленности и строительства
Новости

Группа «Борлас» (ГК Softline) заключила партнерское соглашение с компанией CS Group, одним из ведущих интеграторов инновационных решений для цифровизации промышленности и строительства

09.09.2025

Вышло масштабное обновление «Цитрос Архива» от SL Soft FabricaONE.AI (акционер — ГК Softline)
Новости

Вышло масштабное обновление «Цитрос Архива» от SL Soft FabricaONE.AI (акционер — ГК Softline)

09.09.2025

Компания Bell Integrator FabricaONE.AI (акционер — ГК Softline) разработала решение по мониторингу радиоэфира для одного из российских медиахолдингов
Новости

Компания Bell Integrator FabricaONE.AI (акционер — ГК Softline) разработала решение по мониторингу радиоэфира для одного из российских медиахолдингов

08.09.2025

«Телеком биржа» автоматизировала биллинг и провижининг облачных услуг через BillogicPlatform от «Инферит» (кластер «СФ ТЕХ» ГК Softline)
Новости

«Телеком биржа» автоматизировала биллинг и провижининг облачных услуг через BillogicPlatform от «Инферит» (кластер «СФ ТЕХ» ГК Softline)

08.09.2025

ГК Softline и FESCO будут совместно развивать цифровые решения для логистики
Новости

ГК Softline и FESCO будут совместно развивать цифровые решения для логистики

05.09.2025

«Софтлайн Решения» (ГК Softline) предоставила «Детскому миру» оборудование по модели HaaS
Новости

«Софтлайн Решения» (ГК Softline) предоставила «Детскому миру» оборудование по модели HaaS

04.09.2025

Proteqta (ГК Softline) повысила уровень производственной безопасности в «Галс-Девелопмент» с помощью IoT-решения
Новости

Proteqta (ГК Softline) повысила уровень производственной безопасности в «Галс-Девелопмент» с помощью IoT-решения

03.09.2025

«Софтлайн Решения» (ГК Softline) обеспечила EdTech-компанию платформой UEMaaS
Новости

«Софтлайн Решения» (ГК Softline) обеспечила EdTech-компанию платформой UEMaaS

02.09.2025

Новый учебный год на рынке корпоративного обучения. Академия АйТи FabricaONE.AI (акционер - ГК Softline) подводит итоги и рассказывает о планах
Новости

Новый учебный год на рынке корпоративного обучения. Академия АйТи FabricaONE.AI (акционер - ГК Softline) подводит итоги и рассказывает о планах

01.09.2025

«Клиент 360», универсальный установщик — обновления продуктов Citeck от SL Soft FabricaONE.AI (акционер — ГК Softline)
Новости

«Клиент 360», универсальный установщик — обновления продуктов Citeck от SL Soft FabricaONE.AI (акционер — ГК Softline)

01.09.2025

«Инферит» (кластер «СФ ТЕХ» ГК Softline) и Новосибирский национальный исследовательский государственный университет заключили соглашение о сотрудничестве в сфере искусственного интеллекта
Новости

«Инферит» (кластер «СФ ТЕХ» ГК Softline) и Новосибирский национальный исследовательский государственный университет заключили соглашение о сотрудничестве в сфере искусственного интеллекта

01.09.2025

Компания SL Soft FabricaONE.AI (акционер — ГК Softline) представляет ИИ-ассистента линейки продуктов Citeck
Новости

Компания SL Soft FabricaONE.AI (акционер — ГК Softline) представляет ИИ-ассистента линейки продуктов Citeck

29.08.2025

Аренда серверного оборудования vs собственная инфраструктура: сравниваем экономику
Блог

Аренда серверного оборудования vs собственная инфраструктура: сравниваем экономику

12.09.2025

Топ лучших ноутбуков 2025 года для дома и офиса
Блог

Топ лучших ноутбуков 2025 года для дома и офиса

09.09.2025

Резервное копирование: ключевые параметры бэкапа и топ российских систем
Блог

Резервное копирование: ключевые параметры бэкапа и топ российских систем

03.09.2025

Современные лазерные технологии в промышленности: анализ рынка и инновационных решений в 2025 году
Блог

Современные лазерные технологии в промышленности: анализ рынка и инновационных решений в 2025 году

25.08.2025

Российские операционные системы. Топ отечественных ОС 2025
Блог

Российские операционные системы. Топ отечественных ОС 2025

21.08.2025

Цифровые лаборатории, VR-анатомия и не только: современные медико-биологические классы
Блог

Цифровые лаборатории, VR-анатомия и не только: современные медико-биологические классы

13.08.2025

Практическое руководство по защите коммерческой тайны в России: пошаговые инструкции и правовые аспекты
Блог

Практическое руководство по защите коммерческой тайны в России: пошаговые инструкции и правовые аспекты

05.08.2025

Импортозамещение в 2025 году
Блог

Импортозамещение в 2025 году

01.08.2025

Искусственный интеллект для медицины: реалии 2025 года
Блог

Искусственный интеллект для медицины: реалии 2025 года

24.07.2025

Топ российских производителей ноутбуков 2025: специализация и ведущие модели
Блог

Топ российских производителей ноутбуков 2025: специализация и ведущие модели

21.07.2025

ИБ-консультанты: кто спасет бизнес от утечек и хакерских атак
Блог

ИБ-консультанты: кто спасет бизнес от утечек и хакерских атак

18.07.2025

TMS-системы: рациональный и интеллектуальный подход к управлению тестированием
Блог

TMS-системы: рациональный и интеллектуальный подход к управлению тестированием

17.07.2025

Востребованные ИТ-профессии в 2025 году
Блог

Востребованные ИТ-профессии в 2025 году

15.07.2025

Без паники: как управлять ИТ-инфраструктурой без SCCM
Блог

Без паники: как управлять ИТ-инфраструктурой без SCCM

07.07.2025

ЦОД: основные компоненты, классификация и системы безопасности
Блог

ЦОД: основные компоненты, классификация и системы безопасности

04.07.2025

Критическая информационная инфраструктура: все, что нужно знать о КИИ
Блог

Критическая информационная инфраструктура: все, что нужно знать о КИИ

01.07.2025

SimpleOne HRMS: автоматизация управления персоналом для повышения лояльности сотрудников и эффективности бизнеса
Блог

SimpleOne HRMS: автоматизация управления персоналом для повышения лояльности сотрудников и эффективности бизнеса

27.06.2025

Технологии умного города: от ИИ до RPA
Блог

Технологии умного города: от ИИ до RPA

25.06.2025