Москва
Мероприятия
Блог
Корзина
Регистрация Войти
main-bg
Блог

Обеспечение непрерывности бизнеса

Устойчивый бизнес как стратегия

Круг вопросов, связанный с поддержкой бесперебойного функционирования IТ-сервисов, критичных для работы компании, уже давно рассматривается как неотъемлемая часть управленческих процессов.

Управление непрерывностью бизнеса (Business Continuity Management, BCM) рекомендуется рассматривать как регламентированный организационный процесс, в котором управленческое звено принимает даже больше участия, чем IТ-подразделение. Внедряя стратегию BCM впервые, организация проводит полный цикл работ от анализа уязвимостей до тестирования и поддержания в актуальном состоянии плана аварийного восстановления. Для поддержания эффективности стратегии управление непрерывностью должно стать непрерывным циклическим процессом, учитывающим изменения в бизнесе и в IТ.

Анализ организации: что защищаем?

Для разработки стратегии непрерывности необходимо определить, какие именно IТ-сервисы и данные критически важны для бизнеса, и ранжировать их по значимости. Этот процесс называется анализом влияния на бизнес (Business Impact Analysis) и включает подробный разбор бизнес-процессов и определение участвующих в них ресурсов. Чтобы достоверно определить степень критичности сервисов для бизнеса, используются основные две метрики.

Recovery Time Objective. Время, в течение которого должно происходить восстановление бизнес-функции или ресурса при наступлении нештатных ситуаций. Если сервис осуществляется внешним поставщиком, метрика может выступать как показатель SLA.

Recovery Point Objective. Целевая точка восстановления определяет объем допустимых потерь данных в случае прерывания операций. Например, допускается потеря данных за последние 15 минут. Результатом анализа влияния на бизнес является перечень критически важных сервисов с указанием целевых метрик RTO или RPO. Это позволяет определить, насколько имеющиеся возможности IТ-инфраструктуры и прикладных информационных систем соответствуют требованиям бизнеса к непрерывности.

Оценка рисков: от чего защищаем?

Чтобы реалистично оценить существующие риски, нужно рассмотреть аварийные сценарии с точки зрения статистической вероятности их наступления и возможного ущерба. Меры обеспечения непрерывности могут сильно различаться по стоимости и характеристикам обеспечения непрерывности. Вот две крайности, между которыми, как правило, находится оптимальное решение:

• Горячий сайт. Полноценный резервный ЦОД с точной репликой рабочей инфраструктуры, способный мгновенно перехватить нагрузку. Стоит дорого, но обеспечивает высокие показатели непрерывности (низкое RTO).

• Холодный сайт. Минимальный набор технических средств, поддерживает меньшую нагрузку, чем рабочая инфраструктура, вступает в строй с задержкой. Стоит дешевле, показатели непрерывности ниже.

Анализ рисков позволяет обоснованно выработать стратегию непрерывности, а затем рассчитать стоимости вариантов их реализации. Сопоставление стоимости восстановления и стоимостои простоя позволяют провести вполне достоверный экономический анализ, в результате которого можно определить наилучший вариант по стоимости и времени восстановления. Этот оптимальный вариант и должен ложится в основу плана обеспечения непрерывности.

Реализация стратегии: как защищаем?

Чтобы составить сценарий реагирования на нештатные ситуации, рассматриваются ресурсы, касающиеся всех аспектов деятельности компании. План. Работа с ресурсами в случае наступления инцидента регламентируется специальным документом — планом обеспечения непрерывности. План детализирует выбранную стратегию непрерывности и четко регламентирует порядок действий по восстановлению. Например, если в момент сбоя, согласно стратегии, нецелесообразно экономически немедленно восстанавливать в полном объеме все IТ-сервисы, можно восстановить лишь самые критичные сервисы и продолжить работу. Остальные же сервисы восстанавливаются потом, не в аварийном режиме.

Команда. За выполнение плана отвечает выделенная команда обеспечения непрерывности, внутри этой команды назначаются ответственные и определяется план коммуникации. Кому что надо доложить, кто имеет право принять то или иное решение, какие проводятся действия — все это регламентируются.

Отдельной задачей является ранжирование инцидентов. Необходимо определить, является ли инцидент угрозой непрерывности бизнеса. Если нет — он обрабатывается в штатном режиме. Если да — ситуация считается аварийной и ей занимается команда обеспечения непрерывности, приводя в действие план обеспечения непрерывности.

Ранжирование инцидентов может быть нетривиальной задачей. Если сбой основного сервера можно однозначно квалифицировать как аварию, то, например недоступность базы данных на час может являться нештатной, но не аварийной ситуацией, не требующей активации плана.

Пока гром не грянет?

Хотя зависимость бизнеса от IТ-сервисов уже достаточно велика, у многих компаний средства обеспечения непрерывности находятся на уровне простого резервного копирования. Планирование полноценного сценария аварийного восстановления, основанного на анализе влияния на бизнес, дает гораздо более взвешенный и экономически обоснованный подход. Именно такой подход должен стать неотъемлемой частью бизнес-стратегии компании.

Стандарты непрерывности

Первым в мире стандартом по управлению непрерывностью бизнеса стал Британский стандарт BS 25999, опубликованный Британским институтом стандартов (British Standards Institution, BSI). Позднее этот стандарт лег в основу международного стандарта ISO 22301, опубликованного в 2012 г. Стандарты дают четкие критерии и рекоменда ции по построению системы управления непрерывностью бизнеса и направлены на поддержание способности организаций работать бесперебойно в самых сложных и неожиданных обстоятельствах.

По материалам каталога программных и аппаратных решений и IT-услуг Softline direct.

Новости, истории и события
Смотреть все
ГК Softline стала победителем премии Team Awards
Новости

ГК Softline стала победителем премии Team Awards

29.04.2025

Сомерс (ГК Softline) внедрил подсказки для кассиров в товароучетную систему и кассовое ПО SUBTOTAL
Новости

Сомерс (ГК Softline) внедрил подсказки для кассиров в товароучетную систему и кассовое ПО SUBTOTAL

29.04.2025

Российский производитель лазерных решений VPG Laserone (ГК Softline) принял участие в 37-й международной выставке «Информационные и коммуникационные технологии»
Новости

Российский производитель лазерных решений VPG Laserone (ГК Softline) принял участие в 37-й международной выставке «Информационные и коммуникационные технологии»

28.04.2025

ГК Softline и Knowledge Space заключили соглашение о продвижении платформы интегрированного бизнес-планирования
Новости

ГК Softline и Knowledge Space заключили соглашение о продвижении платформы интегрированного бизнес-планирования

28.04.2025

ПАО «Софтлайн» объявит основные неаудированные финансовые показатели Компании за 1 квартал 2025 года 19 мая 2025 года
Новости

ПАО «Софтлайн» объявит основные неаудированные финансовые показатели Компании за 1 квартал 2025 года 19 мая 2025 года

28.04.2025

SL Soft (ГК Softline) и MAINTEX объявляют о сотрудничестве
Новости

SL Soft (ГК Softline) и MAINTEX объявляют о сотрудничестве

25.04.2025

Провайдер «Инферит Облако» (ГК Softline) модернизировал облачную инфраструктуру ЦОД во Фрязино
Новости

Провайдер «Инферит Облако» (ГК Softline) модернизировал облачную инфраструктуру ЦОД во Фрязино

25.04.2025

Bell Integrator (ГК Softline) разработал систему сквозного мониторинга бизнес-процессов для крупной финансовой организации
Новости

Bell Integrator (ГК Softline) разработал систему сквозного мониторинга бизнес-процессов для крупной финансовой организации

25.04.2025

ОС «МСВСфера Сервер» (ГК Softline) и CommuniGate Pro предлагают новый уровень надежности в коммуникации с контрагентами
Новости

ОС «МСВСфера Сервер» (ГК Softline) и CommuniGate Pro предлагают новый уровень надежности в коммуникации с контрагентами

24.04.2025

ГК Softline включила в продуктовый портфель платформу GMonit
Новости

ГК Softline включила в продуктовый портфель платформу GMonit

24.04.2025

ПАО «Софтлайн» объявляет о реорганизации владения АО Банк Синара в капитале Компании в связи с переходом доли на другое юридическое лицо
Новости

ПАО «Софтлайн» объявляет о реорганизации владения АО Банк Синара в капитале Компании в связи с переходом доли на другое юридическое лицо

24.04.2025

Платформа «Клаудмастер» от «Инферит FinOps» (ГК Softline) запускает FinOps-решение для Kubernetes
Новости

Платформа «Клаудмастер» от «Инферит FinOps» (ГК Softline) запускает FinOps-решение для Kubernetes

23.04.2025

Облачный провайдер ActiveCloud (ГК Softline) пополнил свой портфель SaaS-услуг российским решением MULTIFACTOR
Новости

Облачный провайдер ActiveCloud (ГК Softline) пополнил свой портфель SaaS-услуг российским решением MULTIFACTOR

23.04.2025

«Инферит» (ГК Softline) выходит в новый формат: вендор представил первый 15,6-дюймовый ноутбук Mercury
Новости

«Инферит» (ГК Softline) выходит в новый формат: вендор представил первый 15,6-дюймовый ноутбук Mercury

23.04.2025

ИИ теперь экономит пользователям TEST IT («Девелоника», ГК Softline) до 50% времени на задачах тестирования
Новости

ИИ теперь экономит пользователям TEST IT («Девелоника», ГК Softline) до 50% времени на задачах тестирования

22.04.2025

«Телеком биржа», Infosecurity (ГК Softline) и Servicepipe заключили партнерское соглашение
Новости

«Телеком биржа», Infosecurity (ГК Softline) и Servicepipe заключили партнерское соглашение

22.04.2025

«Инферит ОС» (ГК Softline) подтвердил совместимость ОС «МСВСфера Сервер» 9 с Axiom JDK и Liberсat Certified
Новости

«Инферит ОС» (ГК Softline) подтвердил совместимость ОС «МСВСфера Сервер» 9 с Axiom JDK и Liberсat Certified

22.04.2025

«Инферит» (ГК Softline) поддержал космические таланты России: итоги конкурса «Звездная эстафета»
Новости

«Инферит» (ГК Softline) поддержал космические таланты России: итоги конкурса «Звездная эстафета»

21.04.2025

Как устроены цифровые двойники: этапы разработки и примеры использования
Блог

Как устроены цифровые двойники: этапы разработки и примеры использования

29.04.2025

Стратегия перехода в облако
Блог

Стратегия перехода в облако

24.04.2025

Защита данных и информации: методы, практика, стандарты и законы
Блог

Защита данных и информации: методы, практика, стандарты и законы

22.04.2025

Цифровые профессии будущего: кто выживет в эпоху искусственного интеллекта
Блог

Цифровые профессии будущего: кто выживет в эпоху искусственного интеллекта

17.04.2025

Российские системы виртуализации
Блог

Российские системы виртуализации

15.04.2025

DDoS-атаки: как подготовиться к внедрению защиты и с чем предстоит бороться
Блог

DDoS-атаки: как подготовиться к внедрению защиты и с чем предстоит бороться

10.04.2025

Виртуальные тренажеры для медицинского персонала: инновационный подход к обучению
Блог

Виртуальные тренажеры для медицинского персонала: инновационный подход к обучению

08.04.2025

«Софтлайн Офис» — платформа корпоративных коммуникаций
Блог

«Софтлайн Офис» — платформа корпоративных коммуникаций

04.04.2025

Оснащение школ под ключ: от проектирования до ввода в эксплуатацию
Блог

Оснащение школ под ключ: от проектирования до ввода в эксплуатацию

03.04.2025

Киберучения: готовим сотрудников к успешным отражениям атак
Блог

Киберучения: готовим сотрудников к успешным отражениям атак

27.03.2025

Контроль усталости водителей
Блог

Контроль усталости водителей

25.03.2025

Инновации в школах в 2025 году: 3D-модели, БПЛА, роботы и VR
Блог

Инновации в школах в 2025 году: 3D-модели, БПЛА, роботы и VR

14.03.2025

Инвестиции в цифровизацию ритейла: стратегии 2025 года
Блог

Инвестиции в цифровизацию ритейла: стратегии 2025 года

11.03.2025

Топ-редакторы для работы с PDF — сравниваем программы
Блог

Топ-редакторы для работы с PDF — сравниваем программы

04.03.2025

Российские офисные системы: выбор и преимущества
Блог

Российские офисные системы: выбор и преимущества

03.03.2025

Softline Assessment и СУБД Tantor: мощный тандем для диагностики инфраструктуры
Блог

Softline Assessment и СУБД Tantor: мощный тандем для диагностики инфраструктуры

26.02.2025

Интервью ГК Softline и «Базальт СПО»: сервис Softline Enterprise Agreement — инфраструктура заказчика из единого окна
Блог

Интервью ГК Softline и «Базальт СПО»: сервис Softline Enterprise Agreement — инфраструктура заказчика из единого окна

24.02.2025

ИИ-тренды в промышленности: от цифровых ассистентов до умных АСУ ТП
Блог

ИИ-тренды в промышленности: от цифровых ассистентов до умных АСУ ТП

20.02.2025

Разыгрываем ноутбук
в нашем канале Telegram
Участвовать