Еженедельная деловая газета "Бизнес": Надежда на «подвижника»
Под термином "мобильный персонал" обычно понимают высококвалифицированных специалистов, лояльных к интересам своей компании и готовых отстаивать их на самом высоком уровне в любом из ее операционных регионов.
Иногда "мобильный персонал" ошибочно смешивают с "мобильными профессиями". На самом же деле под последними имеются в виду просто должности, которые напрямую связаны с большим количеством командировок или работой на площадке клиента. Мобильными в этом смысле называют, например, сотрудников курьерских служб, водителей и торговых агентов. В сфере информационных технологий такими специалистами являются консультанты по технической поддержке, по сопровождению ПО и поддержке пользователей. Другими словами, все те сотрудники, которые 80% рабочего времени проводят у клиента.
Горизонтально подвижные
Понятие "мобильный персонал", в свою очередь, имеет отношение не столько к должностям, на которых работают такие сотрудники, сколько к их лояльности и горизонтальной подвижности в рамках компании. Типичным примером здесь могут быть руководители высшего и среднего звена, которые выезжают в другие регионы для развития нового направления деятельности компании или открытия филиала. Должностная специфика таких сотрудников определяется их общими мобильными функциями. По словам Дмитрия Володина, генерального директора компании HiTech Group, чаще всего к мобильному персоналу компании относятся сотрудники, занимающие должности менеджеров по работе с ключевыми корпоративными клиентами, руководители филиалов и представительств, а также практически все консультанты. Сегодня многие крупные российские организации, имеющие развитую сеть представительств в регионах, используют мобильный персонал.
В частности, это характерно для предприятий добывающей промышленности, операторов сотовой связи и банков.
Наталья Седых, директор департамента управления персоналом Промсвязьбанка, отмечает: "Как правило, мобильные должности- это должности антикризисных управляющих или руководителей по развитию бизнеса, в основном регионального. В некоторых компаниях работаютцелые "мобильные команды", которые используются для запуска нового проекта в регионах. Такие люди нужны в организации, если она быстро растет и развивается и не всегда есть время до начала нового проекта полностью укомплектовать штат. Именно в таких случаях и приглашаются сотрудники, которые на первоначальном этапе запускают проект, налаживают процессы, подбирают персонал на местах и потом переезжают на новое место работы. В нашем банке также используются подобные схемы.
Например, руководители филиалов банка. Их функции чаще всего заключаются в следующем: подбор руководящего состава филиала (обычно это необходимо делать непосредственно в конкретном регионе, где открывается филиал), подбор помещения и оборудования для филиала и последующее курирование как развития бизнеса и встреч с клиентами, так и всех текущих административных вопросов".
Штатом мобильных сотрудников часто располагают также предприятия, разрабатывающие и внедряющие информационные технологии. Руководитель отдела маркетинга компании Softline Solution Ирина Крутова приводит следующий пример: "К категории "мобильный сотрудник" консалтингового подразделения группы Softline - компании Softline Solutions (департамент SAP)- мы относим руководителей проектов и консультантов по внедрению ERP-решений, а также менеджеров по технической поддержке. Перечисленные сотрудники большую часть своего рабочего времени предоставляют комплексу услуг по внедрению решений SAP: предварительное обследование, формализация бизнеспроцессов, развертывание системы, проектирование и внедрение решения, а также обучение сотрудников клиента, последующая техническая поддержка и консультации".
Приоритетно подвижные
Включение сотрудника в состав группы мобильного персонала означает его высокое признание со стороны руководства компании. Обычно оно также открывает перед работником как карьерные, так и профессиональные перспективы. Многие работодатели предоставляют таким сотрудникам приоритетные права на занятие вакантных должностей, а также на обучение и прохождение стажировок, в том числе зарубежных. Кроме того, мобильные работники,как правило, имеют более высокую заработную плату, а за успешную реализацию поставленной задачи этим специалистам выплачиваются солидные премии. Разумеется, им компенсируются все расходы на командировки: это и оплата жилья, и перелетов - как для самого сотрудника, так при необходимости и для членов его семьи, оплата средств связи. Светлана Дюжинова, директор по развитию бизнеса компании APL Group, отмечает: "Поскольку условия труда мобильных сотрудников более тяжелые, они в той или иной степени ведут "жизнь на колесах" - такие сотрудники обычно получают повышенные оклады и бонусы, а также имеют расширенный социальный пакет, увеличенные отпуска. При этом очень важно, чтобы компания не забывала и о нематериальном поощрении (особенно публичном), что зачастую для данной категории персонала еще более важно, чем денежное вознаграждение".
Качества подвижника
По словам экспертов, чаще всего специальных программ подготовки для мобильного персонала не существует. На роль мобильного сотрудника может претендовать человек, обладающий определенными качествами, такими как опыт руководящей работы, высокая лояльность и, конечно, желание достаточно часто менять географическое место работы. Такие люди могут либо приходить извне, либо быть представителями самой компании - это зависит от уровня должности специалиста. "Если речь идет о руководителях, то в большинстве случаев поиск ведется в аналогичных структурах других коммерческих банков,- замечает Наталья Седых.- Тем не менее всегда есть возможность роста и для сотрудников внутри компании".
Какие люди могут работать мобильно? Прежде всего, отмечают специалисты, это холостые мужчины в возрасте 25-40 лет. Комментирует Елена Познякова, генеральный директор кадрового агентства "Коннект персонал": "Самый подвижный возраст - до 30 лет: как правило, эти люди не имеют семей. Когда у человека появляется семья, возникают трудности с перемещениями по разным регионам, так что многие специалисты стараются перейти на должности с минимальным количеством командировок. Впрочем, все это не касается топ-персонала, для которого ни возраст, ни наличие семьи препятствием не являются". Действительно, сегодня компании стремятся обеспечить для своих мобильных сотрудников максимально комфортные условия труда. Например, они могут организовать переезд на новое место всей семьи, оплачивать аренду достаточно большой квартиры. Отдельные компании даже помогают в трудоустройстве супруги, поиске школы и детского сада для детей
Подвижники и экспаты
Почему компании готовы идти на такие расходы и не дешевле ли было бы нанимать персонал на местах? Дмитрий Володин отвечает на этот вопрос так: "Если говорить о начальной стадии реализации проекта, то не дешевле, а намного дороже. Ведь местные сотрудники должны вливаться в уже сформировавшуюся культуру компании, а не создавать ее под свой вкус заново. Это в частности однозначно доказали все иностранные компании, которыми руководят экспаты, пока не появляется возможность заменить их российскими менеджерами".
Кстати, экспатов следует отличать от мобильных сотрудников. Иностранный специалист, работающий в России, необязательно является мобильным - он долгие годы может ходить на работу в один и тот же офис в Москве. И конечно, далеко не каждый мобильный сотрудник является экспатом. Исключением, действительно, могут быть некоторые иностранные корпорации, работающие в России. В них развитие филиальной сети в регионах осуществляется под непосредственным руководством команды зарубежных специалистов. По словам Светланы Дюжиновой, наем постоянных сотрудников во всех регионах присутствия организации в большинстве случаев экономически не выгоден. Например, мобильный менеджер открывает магазин в каждом регионе за две-три недели, а затем передает его местному управляющему и едет создавать новый объект за тысячу километров. Ирина Крутова добавляет: "В связи с тем, что проекты могут быть крупными, а подготовка специалистов в регионах - очень длительный процесс, компании важно иметь мобильных сотрудников, которые в любой момент смогут пополнить проектную группу в другом городе". В то же время, по словам ее коллеги Виктора Алгазина, директора по развитию регионального бизнеса компании Softline, мобильные сотрудники, как правило, имеют узкую специализацию и привлекаются для работ на конкретных проектах. Для задач, которые часто возникают в регионах, гораздо эффективнее иметь специалиста на местах.
Поскольку мобильные сотрудники обучены и подготовлены, они выступают носителями корпоративных стандартов и культуры организации: именно они способны привезти новейшие технологии в филиалы, организовать работу в соответствии с принципами и стратегией развития компании. Наталья Седых продолжает эту мысль: "Безусловно, компании выгодней иметь своих мобильных сотрудников, так как они уже знают и понимают общие цели и политику банка. Однако мобильная команда только запускает проект. Если же речь идет о долгосрочной перспективе, то конечно, в обязанности мобильного руководителя филиала входит подбор "стационарной" команды, которая в дальнейшем продолжит работу в этом городе".