
Газпромбанк: максимальная доступность приложений при минимальных затратах
«Мы пришли к выводу, что программное обеспечение Citrix максимально соответствует нашим требованиям, поэтому было принято решение о закупке и внедрении Citrix MetaFrame редакции XPa, которая год назад была обновлена до редакции XPe».
Хлавна Михаил
Главный специалист Департамента информационных технологий АБ Газпромбанк
О АБ «Газпромбанк»
Акционерный банк газовой промышленности «Газпромбанк» — уполномоченный банк ОАО «Газпром», входит в пятерку крупнейших российских банков по всем основным показателям.
В настоящее время Газпромбанк помимо газовой отрасли предоставляет банковские услуги предприятиям и сотрудникам других отраслей реального сектора экономики (химической промышленности, машиностроения, оборонного комплекса и др.). Клиентами Банка являются свыше 1 млн. граждан, свыше 28 тыс. корпоративных клиентов, в том числе 1200 предприятий и организаций газовой промышленности.
Газпромбанк имеет разветвленную региональную сеть. В ее составе — 31 филиал и 9 банков с участием Газпромбанка в капитале, 7 из которых входят в созданную в 1999 году Межрегиональную банковскую группу газовой промышленности, всего 290 банковских офисов. Газпромбанк также участвует в капитале двух зарубежных банков — General Banking and Trust Co. (Венгрия) и Белгазпромбанка (Беларусь).
Задача
Два года назад в головном офисе Газпромбанка была внедрена единая централизованная система учета ценных бумаг и векселей. Термин «единая» подразумевает доступность системы для работы пользователей из всех филиалов и дополнительных офисов, а «централизованная» — консолидацию всей информации в головном офисе. Перед Департаментом информационных технологий Газпромбанка была поставлена задача обеспечить в короткие сроки и с минимальными финансовыми затратами подключение к функциональному обеспечению данной системы сотрудников филиалов и дополнительных офисов.
Решение
Сотрудниками Департамента информационных технологий Газпромбанка были рассмотрены три основных варианта решения данной задачи:
- установка клиентского программного обеспечения системы на рабочих станциях сотрудников филиалов;
- установка серверной части системы в каждом из филиалов с последующей репликацией данных в центральное хранилище;
- работа с системой в терминальном режиме.
Самым оптимальным по затратам и времени внедрения поначалу казался первый вариант, однако его тестирование в одном из филиалов показало низкую реактивность приложения, т.е. приложение работало с большими задержками, оказывало большую нагрузку на канал передачи данных и предъявляло высокие требования к аппаратному обеспечению.
Второй вариант предполагал установку в каждом филиале отдельного сервера. Пользователи могли напрямую работать с системой, а данные через определенный промежуток времени реплицироваться в центральное хранилище. Данный вариант предполагал большие финансовые затраты на аппаратное обеспечение (поскольку требовалось установить сервер в каждый филиал), на лицензии для программного обеспечения и на обучение персонала, сопровождающего систему в филиалах.
В итоге предпочтение было отдано последнему варианту, который предполагал работу с системой в терминальном режиме и требовал меньших затрат по отношению к предыдущим двум.
При выборе системы терминального доступа особое внимание было уделено следующим возможностям:
- Работа через низкоскоростные наземные и спутниковые каналы передачи данных.
- Работа через межсетевой экран.
- Низкие требования к ресурсам рабочих станций.
- Наличие функции автоматического обновления ПО.
- Автоматическая балансировка нагрузки между терминальными серверами.
- Наличие универсального драйвера печати.
- Печать на сетевые и локальные принтеры.
- Публикация приложений.
- Наличие режима теневых сеансов – Shadow.
- Ведение пользовательских политик.
- Наличие механизма разграничения ресурсоемкости прикладных приложений.
Программное обеспечение компании Citrix максимально соответствовало предъявляемым требованиям. Было принято решение о закупке и внедрении терминальной системы Citrix MetaFrame редакции XPa, которая год назад была обновлена до XPe.
В качестве партнера по приобретению и оказанию консультаций была выбрана компания Softline, обладающая большим опытом сопровождения терминальных систем и имеющая в своем штате специалистов, сертифицированных Citrix.
Результат
Внедрение Citrix MetaFrame заняло примерно три месяца: в течение одного из них была произведена установка и настройка фермы, следующий был затрачен на тестирование и месяц на ввод в рабочую эксплуатацию.
Первоначально ферма состояла из двух серверов, на которых была установлена операционная система Microsoft Windows 2000 Server, терминальная система Citrix MetaFrame XPa и прикладное программное обеспечение. Для единого ведения учетных записей и политик безопасности был установлен контроллер домена.
В настоящее время терминальная система Газпромбанка состоит из пяти серверов с работающими приложениями и одним контроллером домена. С ее помощью в удаленном режиме работает более 300 сотрудников филиалов и дополнительных офисов. На серверах установлена операционная система Microsoft Windows 2000 Server и терминальная система Citrix MetaFrame XPe.
Терминальный доступ к приложениям планируется развивать и дальше. Банк собирается приобрести лицензии на дополнительное число подключений, осуществить внедрение новых приложений и модернизировать установленное оборудование.
Преимущества
- Обеспечение работы с информационной системой пользователей из удаленных филиалов.
- Минимизация финансовых затрат на обеспечение доступа к информационной системе.
- Выполнение работ по обеспечению доступа к информационной системе в сжатые сроки.
- Работа через низкоскоростные наземные каналы связи.
- Работа через спутниковые каналы связи, обладающие большой задержкой.
- Низкие требования к ресурсам рабочих станций.
- Балансировка нагрузки.
- Автоматическое обновление клиента.
Аппаратное обеспечение
- Рабочие станции и серверы на платформе Intel.
Программное обеспечение
- Операционные системы семейства Microsoft Windows 2000.
- Citrix MetaFrame XPe.
- Различные банковские и офисные приложения.