
«Мягкий протекционизм»: окно возможностей или форточка надежд?
С 1 января 2016 г. российские государственные и муниципальные организации обязаны закупать отечественное ПО. А что говорят о принятом постановлении № 1236, перспективах развития бизнеса и возможных «подводных камнях» игроки IT-рынка?
В ноябре прошлого года Правительство РФ приняло постановление №1236, запрещающее использование иностранных программных продуктов в государственных и муниципальных организациях. Этот шаг, как разъяснили в Кабинете министров, направлен на реализацию отраслевых программ импортозамещения в соответствии с утвержденным планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. Очевидно, что данное постановление окажет заметное влияние не только на приоритеты и темпы развития IT-рынка, но и на все отрасли хозяйства.
Предпринятые меры выглядят логичными и были ожидаемы. Их цель – защитить внутренний рынок и навести порядок в использовании импортной продукции, в том числе в такой чувствительной сфере, как ИКТ. Фактически сегодня работоспособность почти всех ИС (а значит, и работоспособность предприятий) зависит от поставок заграничного ПО. И если по каким-то причинам эти поставки сократятся, под удар будет поставлена деятельность огромного числа компаний, а также государственных и муниципальных структур. Так что необходимость задуматься об информационной безопасности и информационном суверенитете, в широком смысле этих понятий, давно назрела.
Несмотря на то что постановление №1236 напрямую затрагивает крайне чувствительные для всех участников рынка финансовые вопросы, ажиотажа или каких-то нервных реакций ни в госучреждениях, ни в компаниях IT не отмечено. Похоже, государство научилось действовать мягко и без спешки, ориентируясь на долгосрочную перспективу, а не на сиюминутный результат. Будем надеяться, что горячо любимый чиновниками метод «запретить и не пущать» остался в прошлом.
Постановление не требует немедленного и обязательного перехода на отечественный софт. Оговорены исключения:
- в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
- программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Здесь следует пояснить, что такое реестр. Федеральным законом №188 от 29 июня 2015 г. предусмотрено создание единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Этот реестр создается в целях расширения использования нашего ПО и подтверждения его российского происхождения, оказания государственной поддержки правообладателям ПО. Российским будет признаваться ПО, сведения о котором внесены в реестр. А в постановлении №1236 установлены Правила формирования и ведения единого реестра российских программ. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по формированию и ведению реестра назначено Министерство связи и массовых коммуникаций РФ.
Как сообщили в Минкомсвязи, уже в начале января на включение в единый реестр российского ПО было подано более 100 заявок. В настоящее время заявления проходят процедуру проверки, после чего будут опубликованы на сайте министерства. Потенциал этого сегмента рынка высок.
Что говорят о принятом постановлении, перспективах развития бизнеса и возможных «подводных камнях» сами игроки IT-рынка? На бизнес каких компаний данное постановление может повлиять сильнее всего?
Как считают некоторые эксперты, в первую очередь постановление может отразиться на бизнесе тех крупных фирм, которые используют сложные современные информационные системы в основном бизнес-процессе, то есть как «средства производства». Это компании телекоммуникационного сектора, банки, энергетика, игроки нефтегазовой отрасли. Кроме того, когда постановление заработает в полную силу, могут пострадать зарубежные производители ПО.
«Сейчас у наших разработчиков появилась реальная возможность перейти на качественно новый уровень, – говорит Владислав Животягин, директор по работе с промышленными организациями компании Softline. – Открылись рынки, ранее занятые иностранными вендорами. Крупные государственные заказчики готовы гарантировать спрос на российские разработки, что позволяет говорить о целевых и защищенных инвестициях. В целом деловая активность в данном сегменте за последнее время заметно увеличилась. Думаю, полученный позитивный импульс поможет российским разработчикам в среднесрочной перспективе освоить важнейшие направления».
Другие эксперты отмечают, что теоретически шансы на успех у российских компаний высокие. Но на практике пока не видно реальных тенденций или увеличения спроса со стороны госпредприятий. Выгоду смогут извлечь все разработчики с конкурентной ценой и хорошим функционалом, если постановление будет реально работать. Один из игроков рынка убежден, что перспектив у наших компаний нет. Несмотря на возникающие ниши, они не смогут инвестировать в сколько-нибудь крупные системные разработки. Причиной тому текущая экономическая ситуация. Кредитные ресурсы на рынке ограниченны, поэтому разработчики будут заниматься преимущественно задачами, не требующими больших вложений. Пожалуй, единственный выход в этой ситуации – крупномасштабные государственные инвестиции в IT.
А вот что говорят практики. По словам Виктора Максимова, главного специалиста по IT ФКП «Завод имени Я. М. Свердлова», в настоящий момент на предприятии производится замена систем AutoCAD и Pro Ingineer, которые использовали последние 20 лет. Завод переходит на отечественные ПО: «Компас», «Лоцман», «Вертикаль». «Компас» уже внедрен и работает. «Лоцман» и «Вертикаль» частично протестированы, в следующем году планируется их приобретение.
«За последнее время это ПО существенно улучшилось, оно нас устраивает, и его активно начинают использовать предприятия ВПК, – говорит Виктор Максимов. – С программами класса ERP мы начали работать с 2002 г. Это были программы для управления предприятием и все они изначально были российскими: «Галактика», КИС «Бюджетирование», Global-ERP, «1С». Иностранные были для нас дороги. Переход на наши продукты в части ОС и офисного ПО сопряжен с трудностями финансового, организационного и правового характера. Денег на этот переход нет, поэтому его никто и не планирует. Руководство и сотрудники от этого перехода не в восторге (надо переучиваться, платить, поддерживать и т. д.). Опыт работы со свободным ПО у предприятия был. Установили ОС, офисное ПО, но дальше тестирования дело не пошло. Времени для перехода потребовалось не много, но было сопротивление сотрудников и внешних потребителей (контролирующие, налоговые и другие органы, работающие на Windows). Кроме того, обучение в вузах и школе шло на Windows, дома у многих установлено это ПО. Поэтому затею похоронили лет 10 назад после тестирования и больше о ней не вспоминали. Различные семинары и конференции по отечественному ПО ограничивались разговорами и резолюциями, а конкретных положительных, а не запретительных мер пока на уровне предприятий не чувствуется! Нет конкретных сроков появления ПО, его функциональных возможностей, стоимости и т. д. Особая позиция – СУБД. Работаем на Oracle, MS SQL. Возможности заменить «малой кровью» пока не видим. Поэтому переход с точки оценки «эффективность/стоимость» пока произвести невозможно. Поэтому планируем оставаться на том, что есть, без обновления и поддержки».
С заказными разработками более-менее понятно. Клиент оплачивает работу исполнителя и субподрядчиков, причем львиную долю платежа может составлять аванс. Это дает возможность программистам начинать работу над проектом «с нуля». А как быть, если IT-компания решила выпустить массовый продукт? Покупатель заплатит за него только тогда, когда он будет стоять на полке. Где же разработчикам раздобыть денег?
Специалисты подсказывают разные варианты: у частных инвестструктур, пробовать собирать приличные средства на интересный стартап за счет краудфандинга, использовать целевые кредиты под госпрограммы. Отправной точкой в этом вопросе станет рост интереса к отечественным решениям со стороны государственного сектора, а затем можно надеяться на господдержку: власти понимают, что необходимо не только принимать законы об импортозамещении, но и представлять себе, чем замещать зарубежные аналоги, оказывая поддержку производителям. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, например, приняты пониженные тарифы страховых взносов для разработчиков софта, а также с 1 января 2016 г. вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ, согласно которым инвестиции в ценные бумаги российских высокотехнологических компаний не облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) в случае, если инвестор реализует акции как минимум через год после покупки.
Кроме того, в России есть ряд венчурных фондов, инвестиционных компаний, которые делают вложения как в западные стартапы, так и в российские.
Смогут ли наши компании в короткие сроки предложить пользователям достойную альтернативу или же процесс импортозамещения затянется на долгие годы и потребует больших государственных дотаций? Первые шаги уже сделаны, есть некоторые успехи, но в целом большинство специалистов говорит о том, что процесс перехода на отечественное ПО будет долгим.
Если говорить о прикладных программах начального или даже среднего уровня, то такие решения уже существуют и их немало. Если же вести речь о фундаментальных вещах, то без участия государства здесь вряд ли можно что-то сделать. При этом стоит принимать во внимание скорость развития информационных технологий в мире. Кроме того, следует помнить, что IT развиваются циклически: за короткий период происходит технологический прорыв, за которым следует относительно продолжительное время развития. Сейчас как раз момент такого прорыва.
Специалисты подчеркивают, что цель полного перехода на отечественное ПО на данный момент не ставится. Например, в соответствии с планом Минкомсвязи, вместо 75% импорта бизнес-приложений в 2014 г. к 2025 г. планируется довести этот показатель до 25%. Что касается продуктов в области информационной безопасности, то здесь надо будет выйти на уровень 40% вместо 60%, в офисном ПО есть такой план – 50% вместо 97% и т. д. Например, продукты компании «1С» на российском рынке ERP-решений со временем могут занять существенные позиции, уже сейчас они уверенно выбиваются в лидеры по сравнению с остальными отечественными продуктами схожей направленности как по числу внедрений, так и по объему рынка.
Участники рынка считают, что достойные альтернативы есть по многим позициям (прикладные программы, отраслевые решения, информационная безопасность). Наиболее болезненная точка – системное ПО (национальные ОС и СУБД). На разработку ОС класса Windows уйдет не менее десятилетия при наличии тысяч разработчиков высокого класса, получающих высокую зарплату. Плюс управление разработкой, обучение партнеров и клиентов, техподдержка. У Microsoft – 125 тыс. сотрудников, у Apple – 80 тыс., у Samsung – 275. В России всего порядка 150 тыс. программистов, в том числе занятых поддержкой «1С», разработкой сайтов и т. д.