
Прошел год, как рубль отпустили в свободное плавание: итоги
Газета «Деловой Омск» от 17 ноября
В ноябре 2014 года Центробанк установил для рубля плавающий курс. Предприниматели и экономисты видят в этом плюсы для бюджета страны, но отнюдь не для бизнеса.
Руководство регулятора подвело итоги годовщины. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина напомнила, что этот шаг был запланированным, но в условиях начавшегося осенью 2014 года резкого снижения цен на нефть регулятору было важно найти правильный момент для объявления старта «плавания».
В итоге 10 ноября 2014 года Центробанк упразднил действовавший механизм валютного коридора и отказался от проведения регулярных интервенций. При этом он оставил за собой право проводить их в случае возникновения угрозы для финансовой стабильности страны.
Плавающий курс дает экономике время, чтобы адаптироваться к новым условиям, но при этом не маскирует проблемы, а не позволяет их накапливать, заявляла глава ЦБ в интервью РИА Новости. «Волатильность – это та цена, которую мы платили за то, чтобы экономика в целом избежала жесткой посадки. Да, у нас штормило на финансовых рынках, но экономика в целом приспосабливалась достаточно плавно. Это показывают и динамика ВВП, и занятость, и доходы отраслей», – сказала она.
Более того, по мнению Набиуллиной, плавающий курс необходим российской экономике еще и с точки зрения процесса перехода к росту в новых условиях, выигрывает несырьевой экспорт: снижение стоимости российской продукции по сравнению с импортной подстегивает замещение импорта.
Российская экономика постепенно адаптировалась к новым условиям, нервозность на рынке спала, и курс рубля также меньше реагирует на новости, слухи, кратковременные изменения конъюнктуры, считает глава ЦБ.
«И сейчас, когда переход к плавающему курсу уже состоялся, мы стремимся к тому, чтобы уровень инфляции воспринимался всеми экономическими агентами как главный ориентир. Инфляция – это куда более правдивый индикатор состояния экономики. Именно поэтому мы постоянно повторяем, какая у нас цель по инфляции – это 4%», – пояснила председатель Центробанка.
Руководитель омского представительства компании Softline Алексей Глазачев разделяет мнение о том, что люди теперь перестали быстро и нервно реагировать на любые новости.
«Теперь они стараются отслеживать только наиболее значимые события, которые могут повлиять на курсы валют и их благосостояние», – говорит эксперт. Однако Глазачев подчеркивает, что в существующем положении дел сложно увидеть позитивные следы действий Центробанка. Скорее всего, россияне, прошедшие не одно финансовое потрясение, смогли адаптироваться к новым условиям, полагает он. При этом общее настроение людей достаточно явно переместилось от состояния тревоги и легкой паники к состоянию некоего уныния, отрешенности.
«Резкий всплеск продаж в конце 2014 года, связанный с желанием «вложить деньги» и позитивной ситуацией на российском рынке для наших казахстанских соседей, достаточно быстро осел. И к концу 2015 года мы видим «тлеющую» деловую активность без планов на развитие. Скорее, компании занимают выжидательные позиции, стараясь очень экономно использовать имеющиеся финансы», – продолжает он.
По мнению Алексея Глазачева, негативный вектор ситуации придает абсолютное отсутствие каких-либо позитивных сигналов со стороны правительства страны. «Весь акцент в его деятельности приходится на внешнеполитические события. Отечественному бизнесу достаются только очередные порции ужесточения регламентирующих документов и жестких проверок со стороны надзорных органов. Лично мне кажется, что в таких условиях наша экономика продемонстрирует сколько-нибудь заметный выход из регресса не раньше, чем через три года», – заключает эксперт.