
Специфика рынка системной интеграции Дальнего Востока
Еженедельник IT Weekly от 1 декабря
Сергей Шипицын, директор по развитию бизнеса в Дальневосточном ФО группы компаний Softline, ответил на вопросы издания IT Weekly о специфике рынка системной интеграции Дальнего Востока.
Какие особенности регионального рынка интеграции вы могли бы отметить?
Основными особенностями рынка Дальнего Востока являются: консерватизм и инертность, вызванные удаленностью от западной части России; относительно небольшое количество игроков; большие расстояния между крупными населенными пунктами (что приводит к тому, что развиваются обособленные игроки, имеющие прочные отношения с местными клиентами, из-за чего конкурировать с ними непросто); дефицит квалифицированных кадров; слабо развитое производство; высокий уровень централизации.
Экономический кризис, санкции, падение стоимости рубля – как эти факторы отразились на вашем бизнесе на Дальнем Востоке?
Изменение экономической ситуации оказало существенное влияние на рынок: сократилось финансирование государственного сектора, энергетики, других отраслей, зависящих от цены на нефть и курса рубля либо госфинансирования. Организации и компании активно сокращают IT-бюджеты, что вызывает уменьшение объема рынка и усиление конкурентной борьбы между его основными участниками. Кроме прочего, крупные федеральные компании ускорили процессы оптимизации и стали еще активней переносить точки принятия решения из региона в свои управляющие компании.
Также на рынок влияют и сами ограничения, вызванные санкциями. Ряд компаний потеряли возможность закупать ПО и оборудование из-за того, что они сами или их головные организации попали в санкционные списки. Тем не менее нельзя говорить, что IT-отрасль Дальнего Востока встала. Полностью отмененных проектов у нас немного. Чаще всего речь идет о переносе финансирования – все ждут, когда экономическая ситуация начнет выправляться.
Как много компаний, которым пришлось сократить штат или уйти из региона/с рынка, вы могли бы назвать?
Если говорить о местных компаниях, то пока все крупные игроки продолжают работать, несмотря на то что выручка у многих в этом году снизилась. В основном сокращения коснулись представительств западных производителей.
Как много новых проектов удалось заключить за последнее время?
Сложно сказать, так как мне непонятно, что считать «новыми проектами». Если говорить о динамике в целом, то в стадии обсуждения проектов меньше не стало, а вот до реализации сейчас доходит меньше, так как многие переносятся из-за отсутствия финансирования.
Какова доля государственных проектов?
Если речь идет о любых государственных контрактах, то их стало меньше.
Как обстоят дела с конкурентами?
Количество конкурирующих компаний в регионе растет. Прежде всего это вызвано приходом на рынок компаний с западной части нашей страны – как из Москвы, так и из других регионов. Местные крупные игроки пока тоже все работают.