
С 1 января 2016 года госорганы должны будут закупать ПО из спецреестра российского программного обеспечения
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому с 1 января 2016 года госорганы должны будут закупать ПО из спецреестра российского программного обеспечения, если не докажут, что аналогов необходимого им иностранного ПО у российских разработчиков нет.
Данное предложение уже довольно давно обсуждалось на рынке. Власти отмечают, что принятое решение направлено на реализацию программы импортозамещения. Разработчики ПО, большая часть которых публично отказались комментировать решение правительства, пока не совсем понимают, как оно будет исполняться, но согласны, что оно поможет отечественным компаниям завоевать место на рынке.
Постановление предусматривает, что госзаказчики будут обязаны ограничить закупки российским ПО. Исключение составляют случаи, когда ПО с необходимыми функциональными, техническими и/или эксплуатационными характеристиками в России отсутствует. При этом потребность в соответствующем ПО необходимо будет обосновать в установленном законом порядке.
Для проведения экспертизы на включение сведений о программном обеспечении в реестр при Минкомсвязи будет создан специальный экспертный совет, который минимум на 50% будет состоять из участников по предложениям ассоциаций российских разработчиков ПО, сообщается в материалах Минкомсвязи. Состав совета будет утвержден до конца 2015 года. Ведение реестра российского ПО будет осуществляться специальным оператором, зарегистрированным на территории РФ. Также в течение трех месяцев Минкомсвязь совместно с заинтересованными федеральными органами власти и организациями разработает критерии, по которым будет определяться потребность заказчика в соответствии ПО определенным характеристикам.
Кроме того, в течение полугода Минкомсвязь решит вопрос о допуске к госзакупкам ПО, происходящего из стран – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на равных условиях с отечественными разработчиками. После согласования с Минэкономразвития и МИД России соответствующие предложения будут направлены на утверждение в правительство.
Летом 2015 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, который определил порядок и условия признания ПО происходящим из РФ. Помимо этого было предусмотрено создание реестра российского ПО и были определены базовые критерии включения программных продуктов в реестр. В частности, исключительное право на ПО на территории всего мира и на весь срок действия должно принадлежать российским правообладателям. Помимо этого, такое ПО должно свободно обращаться и распространяться на территории РФ и сумма лицензионных и иных отчислений за год в пользу иностранных правообладателей должна составлять не более 30% выручки от реализации ПО.
Постановление будет способствовать процессу импортозамещения, в частности, поможет конкурентоспособным российским продуктам получить поддержку со стороны внутреннего спроса, считает глава Минкомсвязи Николай Никифоров. Он уверен, что на деньги российских налогоплательщиков должно закупаться именно отечественное ПО.
В настоящее время, по данным Минкомсвязи, объем ежегодных лицензионных отчислений зарубежным производителям ПО составляет порядка 285 млрд рублей (45% от общего объема российского ПО), при этом 30% таких отчислений приходится на госсектор. По мнению ведомства, зависимость РФ от зарубежных разработчиков программного обеспечения в течение 5-7 лет снизится на 30-50%.
По данным каталога отечественного ПО, который ведет АРПП «Отечественный софт», сейчас на российском рынке представлено порядка 1 тыс. продуктов более 200 отечественных компаний.
Главный вопрос, который возникает у крупных игроков рынка – какие критерии будут использоваться при определении необходимости закупки иностранного ПО государственными органами. Необходимо определить, что понимается под термином «локализованный продукт». Если это открытые коды для спецслужб, локализация под местное законодательство, центры разработки и сервисного обслуживания и обучения в стране, то все и так уже есть.
«На наш взгляд, данное постановление не приведет к серьезному перераспределению рынка, поскольку для того, чтобы разработать новое уникальное ПО, которое будет приспособлено под нужды государственных заказчиков, необходимо располагать большими временными, кадровыми и денежными ресурсами», – уверен директор по работе с корпоративными клиентами международной компании Softline Олег Тремзин. Он сомневается, что заказчики согласятся ждать несколько лет, чтобы получить российский аналог какого-либо конкретного IT-решения от иностранного вендора.
По мнению экспертов, доля российских разработчиков на рынке будет меняться постепенно. Перспективы создания совместных предприятий иностранных компаний с отечественными положительно отразятся на рынке в будущем. Положительным будет и стремление иностранных производителей передать исключительные права на свои продукты в российское юрлицо. Если они гарантируют поставку своих продуктов на всей территории России, включая Крым и Севастополь, если не менее 70% выручки от продукта будет оставаться в России, то это значит, что в России отрасль развивается, отмечают эксперты. Впрочем, о таком поведении иностранных компаний, в том числе в партнерстве с российскими, пока с уверенностью говорить рано.
«У нашей компании есть представительство в Венесуэле, где ограничена покупка или продажа американского ПО. Там американские производители продают свою продукцию под локальными партнерскими брендами», – привел пример господин Тремзин из Softline.