
Автоматизация здравоохранения создает новые рынки и бизнес-модели
Сбор данных с носимых устройств, анализ историй болезней пациентов по всей стране могут существенно повысить качество медуслуг, а значит, продлить жизнь многим людям, увеличить активный возраст.
В пресс-службе департамента информационных технологий Москвы отметили, что в 2011 году, когда была запущена программа по внедрению Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС), техническое оснащение столичных медучреждений находилось в плачевном состоянии: учет велся в разрозненных компьютерных программах и журналах на бумаге, общий уровень доступности даже первичной медицинской помощи был крайне низким, ресурсы использовались неэффективно, не существовало инструментов для аналитической работы. Прежде чем начать модернизацию, нужно было заменить старые розетки, не говоря уже о прокладке новых сетей, закупке компьютеров и обучении персонала навыкам слепой печати.
Сейчас в Москве все вроде бы хорошо: ЕМИАС внедрена в 660 медучреждениях, по состоянию на сентябрь в системе было зарегистрировано более 7,9 млн пациентов, то есть каждый второй житель Москвы. Очереди сократились, медпомощь стала доступнее – например, время ожидания приема терапевта по самозаписи в днях сократилось с 1,7 до 1 дня, отоларинголога – с 4,6 до 2,5 дня, офтальмолога – с 5,4 до 2,6 дня. В среднем в день записывается через ЕМИАС до 200 тыс. человек.
Московские врачи теперь заполняют электронные рецепты, сразу видят, нет ли конфликта назначенного препарата с другими назначениями, есть ли лекарство в ближайших аптеках. Правда, есть небольшое «но», типичное для России: в федеральном законе рецепт – это письменное назначение лекарственного препарата, так что врачи вынуждены распечатывать рецепты. К сентябрю 2015 года было оформлено (и распечатано) более 11 млн электронных рецептов. Та же история с электронными листками нетрудоспособности, которые тоже приходится распечатывать. Пока это пилотный проект, в котором участвует 95 клиник, но к концу года электронные больничные листы будут во всех поликлиниках Москвы. Когда их перестанут распечатывать, в пресс-службе департамента информационных технологий не сообщили, но подсчитали, что отказ от бумажного документооборота позволил бы экономить до 3 млрд руб. ежегодно.
Также к концу текущего года планируется ввести в ЕМИАС 2 млн электронных медицинских карт москвичей, в 2016 году – внедрить лабораторный сервис, который позволяет оформлять назначения на исследования и получать результаты в электронном виде без использования бумажных бланков направлений. «В настоящее время уже работают порталы и мобильные приложения для записи на прием к врачу, а также система для управления потоками пациентов, для анализа загруженности лечащего персонала, сроков ожидания в очереди, доступности оборудования и пр., – подытоживает Игорь Никулин, директор департамента информационных технологий компании КРОК, которая участвовала в создании ЕМИАС. – Нами строилась рассчитанная на десятки тысяч пользователей IT-инфраструктура в нескольких сотнях объектов с использованием открытого программного обеспечения и возможностью управления идентификационными данными, доступом разных групп пользователей к сервисам различного уровня и так далее».
Вокруг масштабной столичной модернизации естественным образом появились ниши для коммерческих сервисов. Например, проект MedAboutMe занимается созданием мобильных приложений и сервисов типа «Вопрос врачу», «Запись на прием к врачу», «Расшифровка анализов». ЕМИАС размещает эти сервисы у себя на портале через виджет.
Впрочем, хорошо известно, что Москва не Россия, а в каком состоянии находится медицинская инфраструктура в провинции и что нужно сделать для ее модернизации, остается только гадать. Тем не менее география стартапов и проектов, призванных автоматизировать систему здравоохранения, охватывает всю страну: от Владивостока до Калининграда.
В декабре 2014 года два представительства компании Softline, в Екатеринбурге и Хабаровске, реализовали проект с использованием инновационных решений Philips в Южно-Сахалинске. «Технологии позволили создать центральный архив медицинских изображений (ЦАМИ), с помощью которого можно управлять и обмениваться клиническими данными, эффективно распределять работу между специалистами региона, сделать более доступным оказание качественной медицинской помощи в пределах целого региона», – рассказывает Арсен Нахапетян, руководитель региональных проектов в сфере здравоохранения компании Softline.
К ЦАМИ подключены Консультативно-диагностический центр города Южно-Сахалинска, Сахалинский областной онкологический диспансер и Сахалинская областная больница. «Уже сегодня есть возможность сократить время обработки исследований, передавать результаты из одного медучреждения в другое, получать мнения коллег по поводу методов лечения, – продолжает Арсен Нахапетян. – Система позволяет снизить количество повторных назначений на обследования, повысить эффективность загрузки диагностического оборудования, а за счет удаленных консультаций повышается пропускная способность, например, отделений лучевой диагностики». По его словам, врачам стало проще находить данные исследований, так как на одной рабочей станции появилась возможность просмотра маммографии, КТ, МРТ и рентгенологических исследований. Кроме того, теперь можно хранить эти данные более пяти лет.
Модернизация медуслуг идет по всей стране, пусть и не такими темпами, как хотелось бы. Вот в Нидерландах, например, изобрели медицинский дрон, который при поступлении в службу спасения звонка об остановке сердца автоматически вылетает к пациенту с необходимыми медикаментами и оборудованием и проводит сеанс телемедицины, во время которого врач объясняет людям, находящимся возле больного, что нужно сделать до приезда службы спасения. Вопрос времени ключевой: есть всего несколько минут на то, чтобы избежать тяжелых или фатальных последствий остановки сердца.
Может показаться, что применение подобных технологий в России – дело далекого будущего. Однако не стоит забывать о том, что в стране настоящий бум разработки носимых девайсов и интернета вещей в области здравоохранения. Крупнейшие фонды, в частности «Сколково» и ФРИИ, выделили интернет вещей в отдельное направление. По прогнозам NPD Group, в 2015 году объем продаж образцов m-health (mobile health, мобильных устройств для здоровья) в России составит 68 млн единиц, в следующем году – около 91 млн. Согласно прогнозам компании Brookings, к 2017 году российский рынок mHealth достигнет 800 млн долл. – правда, это лишь 3% мирового рынка, по объему выручки страна будет на шестом месте.
Успешные проекты есть уже сейчас. В OneTrak разработали первый российский «умный» браслет для слежения за здоровьем. Томская компания INTEC разрабатывает на заказ аппаратное и программное обеспечение, делает опытный образец (аппаратная часть, софт, промдизайн, системная интеграция с разными платформами) и передает его клиенту – российскому или зарубежному.
Практически все проекты из России изначально ориентированы на глобальный рынок. Из России поступает довольно много запросов на разработку подобных устройств. Однако множество проектов сворачивается еще на стадии подготовки. В основном по организационным причинам: отсутствие денег, сложности с медицинской сертификацией готового продукта, сложности с внедрением в медицинских учреждениях и так далее.
По мнению экспертов, одной из ключевых проблем отрасли является отсутствие единых правил, стандартов и регламентов. Их создания очень ждет весь рынок, и это должно сделать именно государство. Известно, что в течение ближайших трех лет будут разработаны правила и стандарты для семи ключевых медицинских документов – это серьезно продвинет отрасль в части внедрения новых технологий в здравоохранении. Еще одна проблема – это недостаточность полноты мединформации, хранимой в электронном виде. Уровень проникновения технологий в сферу медицины неоднороден: он очень зависит от организационной структуры того или иного учреждения.
К сожалению, до сих пор часть коммуникационных процессов медицинских учреждений со смежными органами власти и коммерческими структурами нуждается в качественной автоматизации, то есть информационных системах, минимизирующих бумажную работу. Речь идет, в частности, о Министерстве финансов, пенсионных фондах, страховых компаниях и прочих. Глобальное сокращение бюджетов, в том числе Минздрава, не могло не отразиться на скорости внедрения перспективных технологий в этой сфере. Для инноваций необходимы вычислительные платформы, отвечающие отечественным и международным стандартам надежности и защиты информации. Для этого необходимо создавать современную IT- и инженерную инфраструктуры, в том числе строить дата-центры для интеграции информационных систем и хранения данных, организовывать высокоскоростные каналы связи, обновлять парк оборудования в медицинских учреждениях.
Важно понимать, куда движется государство, какие законы будут приняты, так как пока нет подготовленной законодательной базы для телемедицины и доставки лекарств, а все это часть большой автоматизированной системы по оказанию медицинской помощи. Когда будут приняты соответствующие законы, государственные органы начнут выделять достаточное количество средств для развития IT в здравоохранении, у нас, как и на Западе, начнется эра цифровой медицины.