
Ожидаемые тенденции развития услуги видео-конференц-связи на рынке B2G
Портал IKSMEDIA.RU от 27 апреля
В настоящее время преимущество видеоконференций заключается в значительном сокращении расходов, в частности, на командировки, что особенно важно в текущих условиях экономической нестабильности. Какова ситуация с развитием услуги видео-конференц-связи в государственном секторе?
Сегодня системы видео-конференц-связи (далее – ВКС) стали повседневным инструментом общения в государственном секторе. Однако проведенный мониторинг государственных тендеров показал, что в 2014 году число завершенных тендеров по услуге ВКС снизилось почти в два раза – до 221 шт. Падение числа тендеров произошло за счет уменьшения заказов от таких государственных структур, как администрации и префектуры, образовательные и медицинские учреждения, региональные департаменты связи и массовых коммуникаций, пенсионные фонды, суды и прокуратуры, специальные учреждения государственного заказа. Таким образом, четко прослеживается тенденция отказа от услуги в 2014 году, которая выражается в том, что отсутствует повторение тендера, проведенного годом ранее на оказание рассматриваемых услуг. Стоит также отметить, что основное снижение числа тендеров наблюдается среди тендеров, рассчитанных на закупку оборудования.
Тем не менее, в 2014 году положительную динамику по числу завершенных тендеров на услугу ВКС показали МЧС, противопожарная и налоговая службы. При анализе тендеров было отмечено изменение в структуре услуги видео-конференц-связи. По данным J’son & Partners Consulting, доля тендеров по виртуальным ВКС на протяжении последних трех лет увеличивалась, она возросла с 1% в 2012 году до 9% в 2014 году, что говорит о начале процесса замещения классических ВКС виртуальными.
В этой связи показателен тот факт, что в 2014 году услуги виртуальной ВКС стали входить в состав тендеров комплексных услуг унифицированных коммуникаций. В 2014 году на долю таких тендеров пришлась почти половина от всех тендеров по виртуальной ВКС. Таким образом, услуга ВКС становится частью пакетного предложения услуг по передаче данных. По итогам 2014 года, 23% завершенных тендеров по услугам унифицированных коммуникаций содержат предоставление услуги виртуальной ВКС.
Государственные учреждения продолжают сокращать расходы, и данный тренд, очевидно, связан с экономическими соображениями при выборе виртуальных решений по сравнению с организацией «классической» ВКС.
Следует отметить, что помимо традиционного оборудования ВКС практикуются также мобильные и «облачные» системы ВКС. «Облачные» решения рассчитаны на удешевление и упрощение инфраструктуры, а мобильные позволяют осуществлять передачу видеоинформации с мест непосредственных работ и событий, а также проводить консультации с удаленно работающими экспертами.
Андрей Смальков, менеджер по развитию бизнеса телекоммуникационных решений компании Softline, ответил на вопросы специалистов J'son & Partners Consulting относительно основных трендов на рынке услуг ВКС в ближайшие годы.
Как вы оцениваете объем рынка услуг ВКС и виртуальной ВКС в сегменте B2G в денежном выражении?
Андрей Смальков: Если западный рынок услуг ВКС уже сформирован, то российский все еще находится в стадии формирования. Пока далеко не все компании понимают, какие выгоды сулит использование ВКС. Соответственно, процент организаций, использующих данное решение, небольшой, особенно если говорить о топовых решениях от Cisco, Policom и т. д., ведь это дорогостоящие продукты, и не все организации уверены, что знают, как окупить расходы, понесенные на их внедрение, впоследствии.
Как, по вашим данным, выглядит географическая структура рынка по деньгам и/или по числу тендеров?
Андрей Смальков: В России очень закономерно распространение услуги ВКС: Москва, Санкт-Петербург, города на севере страны (там, как правило, стараются оптимизировать расходы на командировки сотрудников), ХМАО, Тюмень, Екатеринбург. Лидируют по числу внедренных решений те регионы и города, где есть средства, производство, где компании действительно зарабатывают деньги и создаются условия для оптимизации бизнеса.
Какие поставщики услуги ВКС являются лидерами на данном рынке в сегменте B2G, по вашей информации?
Андрей Смальков: К сожалению, пока крупнейшие вендоры – Cisco, Рolicom, Avaya – не видят подходящих партнеров в России: проблема и в том, что наш рынок пока не готов из-за своей хаотичности. Компания должна 10-20 млн долларов вложить в инфраструктуру, потом продавать ее как сервис, но в сложившейся экономической ситуации неясно, насколько это окупится.
Как, по вашему мнению, изменялся рынок в последние несколько лет? Показывал рост или снижение в денежном или натуральном выражении?
Андрей Смальков: Рынок развивается, и постепенно все так или иначе приходят к идее оптимизации расходов, в том числе и путем внедрения ВКС. Увеличивается коммерческая часть: бизнес понимает, что ВКС – вещь нужная и востребованная с точки зрения сокращения расходов, поэтому клиентов из частного бизнеса становится больше. На данный момент трудность роста состоит в том, что многие планируют реализовать эту инфраструктуру, но у большинства заказчиков либо финансовые трудности, либо нет понимания, как технология поможет бизнесу. Частной компании сложно вырвать из оборота некую сумму и приобрести технологию с неизвестным сроком окупаемости. Наши заказчики – это в основном представители среднего (60%) и крупного (40%) бизнеса. Малый бизнес с большим трудом вкладывает средства в технологии, в необходимости которых не уверен. В госсекторе бюджетирование намного понятнее, поэтому внедрение происходит несколько проще.
Недавние политические события также повлияли на рынок услуг ВКС. Дело в том, что в целом готовность покупать оборудование у определенного числа заказчиков есть, но санкции со стороны США и Евросоюза активно влияют на падение спроса. Все задумываются об импортозамещении. Однако в силу того, что рынок ВКС практически полностью сформирован производителями из США, пока нельзя сказать, что в мире есть настолько же качественные аналоги. Эта проблема особенно остро стоит для компаний госсектора. К примеру, компания Softline перспективы для каждого заказчика обсуждает с вендорами и выясняет, распространяются ли санкции на данного клиента или нет, есть ли возможность поставить ему оборудование.