Москва
Мероприятия
Блог
Корзина
Регистрация Войти
main-bg
Новости

IT для банков: больше, чем до кризиса

Bankir.ru от 7 апреля

Банки тратят на IT уже больше, чем до кризиса. IT помогают экономить на офисах, ловить мошенников и даже бороться с бумажной волокитой. Для повышения эффективности банки выделяют IT в отдельные компании или отдают на аутсорсинг.

По мнению всех опрошенных Bankir.Ru экспертов, в 2011 году совокупный объем банковских IT-бюджетов вышел на докризисный уровень. Многие банки увеличили свои расходы на информационные технологии очень существенно. Например, расходы Сбербанка возросли на 26,8%, до 9,33 млрд. рублей. В конце 2011 года «Сбербанк» даже создал отдельную компанию – «Сбербанк-Технологии» или «Сбертех», которая после 2014 года может начать оказывать IT-услуги и другим банкам. А в феврале 2012 года у этой кредитной организации появилась вторая отдельная компания – «Сбербанк-Сервис», которая будет заниматься инфраструктурой. Штат «Сбербанк-Сервиса» со временем составит 6 тыс. человек.

По данным ТАСС-Телеком, суммарные расходы ста крупнейших российских банков на телекоммуникации и информационные технологии и системы в 2011 году возросли на 16,7% по сравнению с предыдущим годом и составили 25,679 млрд. рублей. Из 100 банков 77 увеличили свои расходы по этой статье. Особенно сильно увеличился бюджет банков «Связной» и «Россия» – на 456% и 98% соответственно.

Среди наиболее актуальных тенденций в развитии банковских IT-технологий – активное внедрение новых платформ интернет-банкинга и мобильного банкинга. Алексей Евтушенко, директор по информационным технологиям Банка «Хоум Кредит», отмечает, что клиенты становятся все более требовательными. Они все меньше хотят ходить в офисы и тратить там свое время и все больше предпочитают осуществлять операции через Интернет и мобильные устройства. Для многих молодых людей наличие удобного интернет- или мобильного банкинга становится одним из основных критериев выбора банка.

По словам Александра Осина, если исходить из очень приблизительных оценок, по итогам 2011 года, рынок дистанционных банковских услуг вырос в два раза и охватывает на сегодняшний день свыше 14 млн. клиентов. Дмитрий Горшков, директор департамента информационных технологий РосгосстрахБанка, оценивает число российских пользователей интернет- и мобильного банкинга скромнее: в 2–3 млн. человек. Что касается предложения, то сейчас в России услуги интернет-банкинга предлагают 15–20% ритейловых кредитных организаций. Данный сервис пытаются освоить даже небольшие игроки.

Преимущества виртуальной работы банка с клиентом очевидны. Однако у интернет-банкинга есть слабое звено – обеспечение безопасности проводимых операций. По словам Андрея Ивушкина, руководителя направления экспертных услуг и решений по информационной безопасности компании Softline, нерешенность вопросов обеспечения безопасности систем ДБО, а также законодательная база в сфере электронного документооборота, требующая развития, являются одними из главных сдерживающих факторов роста интернет-банкинга в России. На сегодняшний день можно констатировать: розничный интернет-банкинг развивается высокими темпами, услуги ДБО для b2b-сектора – медленнее. По данным Министерства внутренних дел, только в Москве в системах дистанционного банковского обслуживания ежемесячно происходит более десятка успешных мошеннических операций со средним ущербом около 3 млн. рублей.

По мнению Максима Волкова, существенная доля атак мошенников происходит не столько из-за уязвимости программного обеспечения, сколько из-за пробелов в так называемой социальной инженерии. «Мы проводим разъяснения среди клиентов и сотрудников, чтобы повысить их иммунитет к такого рода мошенникам, – рассказывает Максим. – Распространение существенных знаний о новых видах атак происходит по каналам бизнес-партнеров, с которыми мы сотрудничаем». Например, СБ Банк регулярно заказывает исследования состояния IТ-инфраструктуры, в которых содержатся сведения о вариантах и возможных слабых местах в информационной безопасности без ссылки на конкретную организацию.

По словам Евгения Евтушенко, службы различных банков, будь то IT-подразделения или службы безопасности, безусловно, имеют контакты друг с другом и обмениваются информацией. Большинство случаев мошенничества связаны с операциями по пластиковым картам. Платежные системы, как международные, так и российские, постоянно совершенствуют свои технологии, направленные на выявление и предотвращение случаев мошенничества. Во многих банках работают службы, которые осуществляют мониторинг подозрительных операций в режиме онлайн. При выявлении подозрительных транзакций, банки блокируют их и связываются с клиентом для уточнения того, была ли санкционирована данная операция.

Сергей Чернокозинский, начальник управления информационной безопасности ОТП Банка, также подтверждает наличие некоторого обмена информацией о противодействии мошенничеству между банками. Однако зачастую она выражена в неформальной, межличностной форме общения на уровне знакомых и друзей. Специализированных форумов или открытых площадок для сотрудничества не так много, как этого хотелось бы.

Андрей Ивушкин уверен, что в случае своевременного обращения банка к экспертам в области противодействия мошенничеству, вероятность успешного разрешения инцидента близка к 95%. Оптимальным временем обращения в данном случае считается 12 часов с момента совершения преступления. Расследование инцидентов в области информационной безопасности, в частности, в системах ДБО, – новая и уникальная для России услуга, предлагаемая на рынке немногими специализированными компаниями. При этом успешность разрешения мошеннических преступлений определяется не единичными усилиями банковских организаций, а их совместной работой с независимыми экспертами, зарубежными и российскими правоохранительными органами.

По словам Стефана Стефаняка, многие банки обмениваются между собой информацией о фирмах-однодневках и различных способах несанкционированного списания средств с клиентских счетов. Александр Осин считает, что банки пока стремятся решать данную проблему в основном своими силами, не вынося «сор из избы», хотя кооперация на уровне служб безопасности есть. А по мнению Алисы Мельниковой, банки, которые успешно решили проблему борьбы с мошенниками, считают это своим конкурентным преимуществом, и смысл кооперации с другими игроками для них неочевиден.

Подводя итог, можно отметить, что в последнее время банковские информационные технологии продолжают развиваться в рамках наметившихся несколько лет назад трендов. Никаких радикальных изменений пока нет. Среди важнейших задач в области IТ, которые ставят перед собой банки, следует выделить виртуализацию взаимодействия с клиентом и укрепление безопасности такого взаимодействия. Расходы кредитных организаций на информационные технологии, в среднем, вернулись на докризисный уровень. Впрочем, чтобы остаться на рынке, некоторым банкам приходилось вкладывать существенные объемы средств в развитие IТ даже в кризис.

Новости, истории и события
Смотреть все
ГК Softline стала победителем премии Team Awards
Новости

ГК Softline стала победителем премии Team Awards

29.04.2025

Сомерс (ГК Softline) внедрил подсказки для кассиров в товароучетную систему и кассовое ПО SUBTOTAL
Новости

Сомерс (ГК Softline) внедрил подсказки для кассиров в товароучетную систему и кассовое ПО SUBTOTAL

29.04.2025

Российский производитель лазерных решений VPG Laserone (ГК Softline) принял участие в 37-й международной выставке «Информационные и коммуникационные технологии»
Новости

Российский производитель лазерных решений VPG Laserone (ГК Softline) принял участие в 37-й международной выставке «Информационные и коммуникационные технологии»

28.04.2025

ГК Softline и Knowledge Space заключили соглашение о продвижении платформы интегрированного бизнес-планирования
Новости

ГК Softline и Knowledge Space заключили соглашение о продвижении платформы интегрированного бизнес-планирования

28.04.2025

ПАО «Софтлайн» объявит основные неаудированные финансовые показатели Компании за 1 квартал 2025 года 19 мая 2025 года
Новости

ПАО «Софтлайн» объявит основные неаудированные финансовые показатели Компании за 1 квартал 2025 года 19 мая 2025 года

28.04.2025

SL Soft (ГК Softline) и MAINTEX объявляют о сотрудничестве
Новости

SL Soft (ГК Softline) и MAINTEX объявляют о сотрудничестве

25.04.2025

Провайдер «Инферит Облако» (ГК Softline) модернизировал облачную инфраструктуру ЦОД во Фрязино
Новости

Провайдер «Инферит Облако» (ГК Softline) модернизировал облачную инфраструктуру ЦОД во Фрязино

25.04.2025

Bell Integrator (ГК Softline) разработал систему сквозного мониторинга бизнес-процессов для крупной финансовой организации
Новости

Bell Integrator (ГК Softline) разработал систему сквозного мониторинга бизнес-процессов для крупной финансовой организации

25.04.2025

ОС «МСВСфера Сервер» (ГК Softline) и CommuniGate Pro предлагают новый уровень надежности в коммуникации с контрагентами
Новости

ОС «МСВСфера Сервер» (ГК Softline) и CommuniGate Pro предлагают новый уровень надежности в коммуникации с контрагентами

24.04.2025

ГК Softline включила в продуктовый портфель платформу GMonit
Новости

ГК Softline включила в продуктовый портфель платформу GMonit

24.04.2025

ПАО «Софтлайн» объявляет о реорганизации владения АО Банк Синара в капитале Компании в связи с переходом доли на другое юридическое лицо
Новости

ПАО «Софтлайн» объявляет о реорганизации владения АО Банк Синара в капитале Компании в связи с переходом доли на другое юридическое лицо

24.04.2025

Платформа «Клаудмастер» от «Инферит FinOps» (ГК Softline) запускает FinOps-решение для Kubernetes
Новости

Платформа «Клаудмастер» от «Инферит FinOps» (ГК Softline) запускает FinOps-решение для Kubernetes

23.04.2025

Облачный провайдер ActiveCloud (ГК Softline) пополнил свой портфель SaaS-услуг российским решением MULTIFACTOR
Новости

Облачный провайдер ActiveCloud (ГК Softline) пополнил свой портфель SaaS-услуг российским решением MULTIFACTOR

23.04.2025

«Инферит» (ГК Softline) выходит в новый формат: вендор представил первый 15,6-дюймовый ноутбук Mercury
Новости

«Инферит» (ГК Softline) выходит в новый формат: вендор представил первый 15,6-дюймовый ноутбук Mercury

23.04.2025

ИИ теперь экономит пользователям TEST IT («Девелоника», ГК Softline) до 50% времени на задачах тестирования
Новости

ИИ теперь экономит пользователям TEST IT («Девелоника», ГК Softline) до 50% времени на задачах тестирования

22.04.2025

«Телеком биржа», Infosecurity (ГК Softline) и Servicepipe заключили партнерское соглашение
Новости

«Телеком биржа», Infosecurity (ГК Softline) и Servicepipe заключили партнерское соглашение

22.04.2025

«Инферит ОС» (ГК Softline) подтвердил совместимость ОС «МСВСфера Сервер» 9 с Axiom JDK и Liberсat Certified
Новости

«Инферит ОС» (ГК Softline) подтвердил совместимость ОС «МСВСфера Сервер» 9 с Axiom JDK и Liberсat Certified

22.04.2025

«Инферит» (ГК Softline) поддержал космические таланты России: итоги конкурса «Звездная эстафета»
Новости

«Инферит» (ГК Softline) поддержал космические таланты России: итоги конкурса «Звездная эстафета»

21.04.2025

Как устроены цифровые двойники: этапы разработки и примеры использования
Блог

Как устроены цифровые двойники: этапы разработки и примеры использования

29.04.2025

Стратегия перехода в облако
Блог

Стратегия перехода в облако

24.04.2025

Защита данных и информации: методы, практика, стандарты и законы
Блог

Защита данных и информации: методы, практика, стандарты и законы

22.04.2025

Цифровые профессии будущего: кто выживет в эпоху искусственного интеллекта
Блог

Цифровые профессии будущего: кто выживет в эпоху искусственного интеллекта

17.04.2025

Российские системы виртуализации
Блог

Российские системы виртуализации

15.04.2025

DDoS-атаки: как подготовиться к внедрению защиты и с чем предстоит бороться
Блог

DDoS-атаки: как подготовиться к внедрению защиты и с чем предстоит бороться

10.04.2025

Виртуальные тренажеры для медицинского персонала: инновационный подход к обучению
Блог

Виртуальные тренажеры для медицинского персонала: инновационный подход к обучению

08.04.2025

«Софтлайн Офис» — платформа корпоративных коммуникаций
Блог

«Софтлайн Офис» — платформа корпоративных коммуникаций

04.04.2025

Оснащение школ под ключ: от проектирования до ввода в эксплуатацию
Блог

Оснащение школ под ключ: от проектирования до ввода в эксплуатацию

03.04.2025

Киберучения: готовим сотрудников к успешным отражениям атак
Блог

Киберучения: готовим сотрудников к успешным отражениям атак

27.03.2025

Контроль усталости водителей
Блог

Контроль усталости водителей

25.03.2025

Инновации в школах в 2025 году: 3D-модели, БПЛА, роботы и VR
Блог

Инновации в школах в 2025 году: 3D-модели, БПЛА, роботы и VR

14.03.2025

Инвестиции в цифровизацию ритейла: стратегии 2025 года
Блог

Инвестиции в цифровизацию ритейла: стратегии 2025 года

11.03.2025

Топ-редакторы для работы с PDF — сравниваем программы
Блог

Топ-редакторы для работы с PDF — сравниваем программы

04.03.2025

Российские офисные системы: выбор и преимущества
Блог

Российские офисные системы: выбор и преимущества

03.03.2025

Softline Assessment и СУБД Tantor: мощный тандем для диагностики инфраструктуры
Блог

Softline Assessment и СУБД Tantor: мощный тандем для диагностики инфраструктуры

26.02.2025

Интервью ГК Softline и «Базальт СПО»: сервис Softline Enterprise Agreement — инфраструктура заказчика из единого окна
Блог

Интервью ГК Softline и «Базальт СПО»: сервис Softline Enterprise Agreement — инфраструктура заказчика из единого окна

24.02.2025

ИИ-тренды в промышленности: от цифровых ассистентов до умных АСУ ТП
Блог

ИИ-тренды в промышленности: от цифровых ассистентов до умных АСУ ТП

20.02.2025

Разыгрываем ноутбук
в нашем канале Telegram
Участвовать