Москва
Мероприятия
Блог
Корзина
Регистрация Войти
main-bg
Новости

IT для банков: больше, чем до кризиса

Bankir.ru от 7 апреля

Банки тратят на IT уже больше, чем до кризиса. IT помогают экономить на офисах, ловить мошенников и даже бороться с бумажной волокитой. Для повышения эффективности банки выделяют IT в отдельные компании или отдают на аутсорсинг.

По мнению всех опрошенных Bankir.Ru экспертов, в 2011 году совокупный объем банковских IT-бюджетов вышел на докризисный уровень. Многие банки увеличили свои расходы на информационные технологии очень существенно. Например, расходы Сбербанка возросли на 26,8%, до 9,33 млрд. рублей. В конце 2011 года «Сбербанк» даже создал отдельную компанию – «Сбербанк-Технологии» или «Сбертех», которая после 2014 года может начать оказывать IT-услуги и другим банкам. А в феврале 2012 года у этой кредитной организации появилась вторая отдельная компания – «Сбербанк-Сервис», которая будет заниматься инфраструктурой. Штат «Сбербанк-Сервиса» со временем составит 6 тыс. человек.

По данным ТАСС-Телеком, суммарные расходы ста крупнейших российских банков на телекоммуникации и информационные технологии и системы в 2011 году возросли на 16,7% по сравнению с предыдущим годом и составили 25,679 млрд. рублей. Из 100 банков 77 увеличили свои расходы по этой статье. Особенно сильно увеличился бюджет банков «Связной» и «Россия» – на 456% и 98% соответственно.

Среди наиболее актуальных тенденций в развитии банковских IT-технологий – активное внедрение новых платформ интернет-банкинга и мобильного банкинга. Алексей Евтушенко, директор по информационным технологиям Банка «Хоум Кредит», отмечает, что клиенты становятся все более требовательными. Они все меньше хотят ходить в офисы и тратить там свое время и все больше предпочитают осуществлять операции через Интернет и мобильные устройства. Для многих молодых людей наличие удобного интернет- или мобильного банкинга становится одним из основных критериев выбора банка.

По словам Александра Осина, если исходить из очень приблизительных оценок, по итогам 2011 года, рынок дистанционных банковских услуг вырос в два раза и охватывает на сегодняшний день свыше 14 млн. клиентов. Дмитрий Горшков, директор департамента информационных технологий РосгосстрахБанка, оценивает число российских пользователей интернет- и мобильного банкинга скромнее: в 2–3 млн. человек. Что касается предложения, то сейчас в России услуги интернет-банкинга предлагают 15–20% ритейловых кредитных организаций. Данный сервис пытаются освоить даже небольшие игроки.

Преимущества виртуальной работы банка с клиентом очевидны. Однако у интернет-банкинга есть слабое звено – обеспечение безопасности проводимых операций. По словам Андрея Ивушкина, руководителя направления экспертных услуг и решений по информационной безопасности компании Softline, нерешенность вопросов обеспечения безопасности систем ДБО, а также законодательная база в сфере электронного документооборота, требующая развития, являются одними из главных сдерживающих факторов роста интернет-банкинга в России. На сегодняшний день можно констатировать: розничный интернет-банкинг развивается высокими темпами, услуги ДБО для b2b-сектора – медленнее. По данным Министерства внутренних дел, только в Москве в системах дистанционного банковского обслуживания ежемесячно происходит более десятка успешных мошеннических операций со средним ущербом около 3 млн. рублей.

По мнению Максима Волкова, существенная доля атак мошенников происходит не столько из-за уязвимости программного обеспечения, сколько из-за пробелов в так называемой социальной инженерии. «Мы проводим разъяснения среди клиентов и сотрудников, чтобы повысить их иммунитет к такого рода мошенникам, – рассказывает Максим. – Распространение существенных знаний о новых видах атак происходит по каналам бизнес-партнеров, с которыми мы сотрудничаем». Например, СБ Банк регулярно заказывает исследования состояния IТ-инфраструктуры, в которых содержатся сведения о вариантах и возможных слабых местах в информационной безопасности без ссылки на конкретную организацию.

По словам Евгения Евтушенко, службы различных банков, будь то IT-подразделения или службы безопасности, безусловно, имеют контакты друг с другом и обмениваются информацией. Большинство случаев мошенничества связаны с операциями по пластиковым картам. Платежные системы, как международные, так и российские, постоянно совершенствуют свои технологии, направленные на выявление и предотвращение случаев мошенничества. Во многих банках работают службы, которые осуществляют мониторинг подозрительных операций в режиме онлайн. При выявлении подозрительных транзакций, банки блокируют их и связываются с клиентом для уточнения того, была ли санкционирована данная операция.

Сергей Чернокозинский, начальник управления информационной безопасности ОТП Банка, также подтверждает наличие некоторого обмена информацией о противодействии мошенничеству между банками. Однако зачастую она выражена в неформальной, межличностной форме общения на уровне знакомых и друзей. Специализированных форумов или открытых площадок для сотрудничества не так много, как этого хотелось бы.

Андрей Ивушкин уверен, что в случае своевременного обращения банка к экспертам в области противодействия мошенничеству, вероятность успешного разрешения инцидента близка к 95%. Оптимальным временем обращения в данном случае считается 12 часов с момента совершения преступления. Расследование инцидентов в области информационной безопасности, в частности, в системах ДБО, – новая и уникальная для России услуга, предлагаемая на рынке немногими специализированными компаниями. При этом успешность разрешения мошеннических преступлений определяется не единичными усилиями банковских организаций, а их совместной работой с независимыми экспертами, зарубежными и российскими правоохранительными органами.

По словам Стефана Стефаняка, многие банки обмениваются между собой информацией о фирмах-однодневках и различных способах несанкционированного списания средств с клиентских счетов. Александр Осин считает, что банки пока стремятся решать данную проблему в основном своими силами, не вынося «сор из избы», хотя кооперация на уровне служб безопасности есть. А по мнению Алисы Мельниковой, банки, которые успешно решили проблему борьбы с мошенниками, считают это своим конкурентным преимуществом, и смысл кооперации с другими игроками для них неочевиден.

Подводя итог, можно отметить, что в последнее время банковские информационные технологии продолжают развиваться в рамках наметившихся несколько лет назад трендов. Никаких радикальных изменений пока нет. Среди важнейших задач в области IТ, которые ставят перед собой банки, следует выделить виртуализацию взаимодействия с клиентом и укрепление безопасности такого взаимодействия. Расходы кредитных организаций на информационные технологии, в среднем, вернулись на докризисный уровень. Впрочем, чтобы остаться на рынке, некоторым банкам приходилось вкладывать существенные объемы средств в развитие IТ даже в кризис.

Новости, истории и события
Смотреть все
Инициатива по ведению уроков информатики на базе ОС «МСВСфера» от «Инферит» (ГК Softline) в школах вошла в топ-100 лучших идей форума «Сильные идеи для нового времени»
Новости

Инициатива по ведению уроков информатики на базе ОС «МСВСфера» от «Инферит» (ГК Softline) в школах вошла в топ-100 лучших идей форума «Сильные идеи для нового времени»

07.07.2025

«Инферит» (ГК Softline) представил рабочую станцию с жидкостным охлаждением для решения ИИ-задач
Новости

«Инферит» (ГК Softline) представил рабочую станцию с жидкостным охлаждением для решения ИИ-задач

07.07.2025

«Инферит» (ГК Softline) выпустил новый сервер с жидкостным охлаждением для ИИ-задач
Новости

«Инферит» (ГК Softline) выпустил новый сервер с жидкостным охлаждением для ИИ-задач

04.07.2025

Вышел новый релиз бизнес-платформы Polymatica ЕРМ компании SL Soft FabricaONE.AI (акционер — ГК Softline)
Новости

Вышел новый релиз бизнес-платформы Polymatica ЕРМ компании SL Soft FabricaONE.AI (акционер — ГК Softline)

03.07.2025

Платформа «Клаудмастер» от «Инферит FinOps» (ГК Softline) возглавила рейтинг российских решений для управления облачными финансами
Новости

Платформа «Клаудмастер» от «Инферит FinOps» (ГК Softline) возглавила рейтинг российских решений для управления облачными финансами

02.07.2025

ГК Softline и Центр развития транспортных систем договорились о сотрудничестве в сфере цифровизации транспорта
Новости

ГК Softline и Центр развития транспортных систем договорились о сотрудничестве в сфере цифровизации транспорта

01.07.2025

Акционеры ПАО «Софтлайн» в ходе Годового общего собрания приняли ряд важных решений, направленных на создание долгосрочной акционерной стоимости Компании
Новости

Акционеры ПАО «Софтлайн» в ходе Годового общего собрания приняли ряд важных решений, направленных на создание долгосрочной акционерной стоимости Компании

01.07.2025

Академия АйТи (кластер FabricaONE.AI ГК Softline) и CoMind запускают практико-ориентированную программу обучения ИИ для бизнеса
Новости

Академия АйТи (кластер FabricaONE.AI ГК Softline) и CoMind запускают практико-ориентированную программу обучения ИИ для бизнеса

30.06.2025

ПАО «Софтлайн» стало эталоном IR-рейтинга Smart-lab
Новости

ПАО «Софтлайн» стало эталоном IR-рейтинга Smart-lab

30.06.2025

Провайдер «Инферит Облако» (ГК Softline) и компания «Береста РК» объявили о стратегическом партнерстве в сфере цифровой трансформации бизнеса
Новости

Провайдер «Инферит Облако» (ГК Softline) и компания «Береста РК» объявили о стратегическом партнерстве в сфере цифровой трансформации бизнеса

27.06.2025

 ГК Softline приобретает контролирующую долю в группе компаний Омег-Альянс
Новости

ГК Softline приобретает контролирующую долю в группе компаний Омег-Альянс

27.06.2025

Российский производитель лазерных решений VPG LaserONE (ГК Softline) принял участие в Центрально-азиатском конгрессе по эндоурологии (CEAC 2025)
Новости

Российский производитель лазерных решений VPG LaserONE (ГК Softline) принял участие в Центрально-азиатском конгрессе по эндоурологии (CEAC 2025)

26.06.2025

Bell Integrator (кластер FabricaONE.AI ГК Softline) принял участие в дискуссии на тему искусственного интеллекта в рамках ПМЭФ-2025
Новости

Bell Integrator (кластер FabricaONE.AI ГК Softline) принял участие в дискуссии на тему искусственного интеллекта в рамках ПМЭФ-2025

26.06.2025

Позиция ГК Softline по приобретению завода по производству электроинструментов в г. Энгельс
Новости

Позиция ГК Softline по приобретению завода по производству электроинструментов в г. Энгельс

25.06.2025

ГК Softline и «Телеком биржа» объявляют о партнерстве в сфере облачных решений
Новости

ГК Softline и «Телеком биржа» объявляют о партнерстве в сфере облачных решений

25.06.2025

«Инферит ОС» (ГК Softline) подтвердил совместимость ОС «МСВСфера Сервер» 9 и справочной правовой системы «КонсультантПлюс»
Новости

«Инферит ОС» (ГК Softline) подтвердил совместимость ОС «МСВСфера Сервер» 9 и справочной правовой системы «КонсультантПлюс»

25.06.2025

Генеральный директор ГК Softline Владимир Лавров выступил на ежегодном ИТ-завтраке РУССОФТ на ПМЭФ-2025
Новости

Генеральный директор ГК Softline Владимир Лавров выступил на ежегодном ИТ-завтраке РУССОФТ на ПМЭФ-2025

24.06.2025

Стационарный комплекс РДИ от «Инферит Техника» (ГК Softline) вошел в реестр Минпромторга
Новости

Стационарный комплекс РДИ от «Инферит Техника» (ГК Softline) вошел в реестр Минпромторга

24.06.2025

Без паники: как управлять ИТ-инфраструктурой без SCCM
Блог

Без паники: как управлять ИТ-инфраструктурой без SCCM

07.07.2025

ЦОД: основные компоненты, классификация и системы безопасности
Блог

ЦОД: основные компоненты, классификация и системы безопасности

04.07.2025

Критическая информационная инфраструктура: все, что нужно знать о КИИ
Блог

Критическая информационная инфраструктура: все, что нужно знать о КИИ

01.07.2025

SimpleOne HRMS: автоматизация управления персоналом для повышения лояльности сотрудников и эффективности бизнеса
Блог

SimpleOne HRMS: автоматизация управления персоналом для повышения лояльности сотрудников и эффективности бизнеса

27.06.2025

Технологии умного города: от ИИ до RPA
Блог

Технологии умного города: от ИИ до RPA

25.06.2025

ГК Softline развивает наукоемкое ПО для инженерного анализа (САЕ)
Блог

ГК Softline развивает наукоемкое ПО для инженерного анализа (САЕ)

23.06.2025

Российские облачные сервисы: преимущества, особенности и выбор
Блог

Российские облачные сервисы: преимущества, особенности и выбор

20.06.2025

VPS: что это и когда он необходим бизнесу
Блог

VPS: что это и когда он необходим бизнесу

17.06.2025

Яндекс 360: эволюция решений для цифровой трансформации бизнеса
Блог

Яндекс 360: эволюция решений для цифровой трансформации бизнеса

11.06.2025

Платформизация, безопасность ИИ и активная защита малого бизнеса — «Лаборатория Касперского» об ИБ-рынке
Блог

Платформизация, безопасность ИИ и активная защита малого бизнеса — «Лаборатория Касперского» об ИБ-рынке

09.06.2025

Генеративный ИИ в промышленности: роботы, агенты и «Индустрия 6.0»
Блог

Генеративный ИИ в промышленности: роботы, агенты и «Индустрия 6.0»

04.06.2025

Платежные терминалы: виды, безопасность и тенденции рынка
Блог

Платежные терминалы: виды, безопасность и тенденции рынка

28.05.2025

Российские антивирусы
Блог

Российские антивирусы

26.05.2025

Увеличение штрафов за нарушения в обработке и хранении ПДн с 30 мая 2025
Блог

Увеличение штрафов за нарушения в обработке и хранении ПДн с 30 мая 2025

20.05.2025

Цифровая трансформация: с чего начать
Блог

Цифровая трансформация: с чего начать

15.05.2025

Защита персональных данных: требования законодательства и способы защиты от утечек
Блог

Защита персональных данных: требования законодательства и способы защиты от утечек

06.05.2025

Как устроены цифровые двойники: этапы разработки и примеры использования
Блог

Как устроены цифровые двойники: этапы разработки и примеры использования

29.04.2025

Стратегия перехода в облако
Блог

Стратегия перехода в облако

24.04.2025

ИТ-решения, кейсы, новости
в Telegram-канале Softline
Подписаться