
Специалисты компании Softline обсуждают проблему дефицита кадров в российской IT-индустрии
В сфере IT занято более 1 млн человек, и в ней нет лишних рук: по оценкам Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий, даже после кризиса 2009 года, когда произошло сокращение рынка, все выпускаемые IT-специалисты, включая выпускников смежных специальностей, были востребованы. При инерционном сценарии развития экономики ежегодная потребность в новых специалистах составит в ближайшие четыре года 81–95 тыс. человек. В случае реализации модернизационного сценария (оба сценария составлены специалистами Минэкономразвития) этот показатель вырастет до 167–356 тыс. человек, что в два-три с половиной раза превышает текущие объемы выпуска специалистов системой профессионального образования.
Трудности при поиске квалифицированных кадров компании испытывают уже сейчас. «Проблема дефицита профессиональных кадров актуальна для всех сегментов IT-индустрии»,– констатирует Светлана Морозова, руководитель отдела подбора и адаптации персонала компании Softline. Со временем масштаб проблемы будет только увеличиваться: в условиях приближающейся демографической ямы (минимальный показатель рождаемости в России приходится на 1999 год) рост спроса на IT-специалистов будет опережать предложение.
До недавнего времени конкурс в вузах на технические специальности, в том числе IT, был невысоким, напоминает исполнительный директор кластера информационных технологий инновационного центра «Сколково» Александр Туркот. Однако сегодня тенденция меняется: «Российский рынок IT-специалистов давно подтянулся к среднеевропейскому уровню и зарплата качественного инженера-программиста в Москве не ниже или не намного ниже, чем зарплата аналогичного специалиста в развитых странах Европы».
По словам госпожи Морозовой, завышенные финансовые ожидания соискателей являются одной из основных сложностей, с которыми сталкиваются кадровые службы IT-компаний. При этом уровень подготовки кандидатов часто оставляет желать лучшего, а найти на рынке людей нужной квалификации крайне сложно. Увеличение числа бюджетных мест в вузах по техническим специальностям может быть лишь частью решения проблемы.
Проекты, подобные «Сколково», важны (в том числе как полигоны для обкатки новых моделей взаимоотношений науки и бизнеса), но для серьезных улучшений нужно «правильное законодательство», полагает эксперт венчурного фонда Softline Venture Partners Антон Белоусов.
По его словам, за последние годы в этом вопросе произошли «хорошие подвижки». В частности, два года назад был принят Федеральный закон № 217, разрешающий бюджетным вузам и НИИ участвовать в коммерческих предприятиях, внося в них свою интеллектуальную собственность. «Здесь мы идем по стопам США, принявших аналогичный закон (закон Байя-Доула) в 1980-м. Но наш закон менее радикален: не позволяет вузам отчуждать исключительные права на свои разработки – вузы должны владеть как минимум 25% созданного предприятия, что делает такие предприятия менее привлекательными для инвестора»,– рассуждает Белоусов, оговариваясь, что тем не менее «это уже хорошее начало – за два года создано более 1 тыс. таких предприятий».
Что же касается повышения уровня выпускаемых кадров в целом, то здесь можно использовать происшедший переход на двухуровневую систему – бакалавриат плюс магистратура. В принципе эта система позволяет, получив фундаментальное образование, скорректировать его в магистратуре «с учетом своих прояснившихся устремлений, запросов рынка и накопившегося производственного опыта». «Возможность работать между бакалавриатом и магистратурой уменьшает риски того, что человек будет работать не по специальности. В России сейчас это мало распространено, большинство бакалавров идет сразу в магистратуру, так как бытует стереотип: бакалавр – это как неоконченное высшее и это гораздо хуже, чем магистр. Но во многих IT-профессиях достаточно хорошей фундаментальной подготовки и параллельного невузовского образования в процессе работы: бизнес научит лучше»,– говорит Белоусов. По его мнению, государство могло бы способствовать распространению «производственного» периода между бакалавриатом и магистратурой, например, введя налоговые льготы для таких сотрудников или направляя часть налогов с сотрудника-бакалавра в фонд для частичной оплаты его будущей магистратуры.