
Специалисты Softline – о преимуществах системы электронных торгов
Независимая газета от 15 октября
Недавняя встреча премьера Владимира Путина с генсоветом «Деловой России», возможно, ускорит создание полноценной системы электронных закупок для государственных и муниципальных нужд. Председатель совета директоров торговой системы «Фабрикант» Сергей Габестро ждет почти революционных преобразований. В их числе – освобождение ФАС от не свойственных антимонопольному ведомству функций регулятора госзакупок.
Ситуация с конкурсами, торгами и закупками в стране зашла в очевидный тупик. У каждого чиновника, курирующего закупки для своего ведомства, фактически сложилась своя маленькая монополия, разрушить которую крайне сложно. Неудивительно, что поручения президента, касающиеся формирования системы электронных торгов в России, умирали на уровне аппарата. Путин, по словам Габестро, полностью поддержал идею создания до 10 новых независимых торговых площадок. Сейчас таких площадок пять – у правительств Москвы и Татарстана, ММВБ, РТС и у Сбербанка. Габестро убежден, что чем больше будет участников, тем лучше для рынка, прозрачнее процедура торгов, выгоднее условия для продавца и покупателя.
Создание системы электронных торгов в России, через которую пойдут госзакупки, едва ли не единственный шанс спасти ФАС, считают предприниматели. С того момента, когда ведомству были переданы функции регулятора закупок по государственному и муниципальному заказу, служба, по словам Габестро, умерла: полномочия ФАС строго не ограничены, также без ограничений растет и нагрузка на ее сотрудников. Габестро уверен, что в результате выстроилась настоящая монополия, точнее – олигополия, в которой трудно найти место конкуренции и честной борьбе.
«Электронные торги – привычная и эффективная система проведения закупок в коммерческих организациях. У многих компаний существуют собственные площадки. Другие проводят торги на внешних интернет-площадках. Для госорганизаций электронные торги – относительное новшество, и эта модель закупок переживает становление в общей системе госконтрактов», – говорит директор по работе с корпоративными клиентами компании Softline Олег Тремзин. По его словам, через электронные торги невозможно оценивать качество представляемых проектов, компетентность участников и их ресурсы. Единственное, что оценивается, – это цена, и поэтому торги проводятся только на стандартные товары.
Электронные торги при осуществлении госзакупок относительно более эффективны в сравнении с конкурсами или аукционами, поскольку практически сводят на нет предварительный сговор участников. Среди недостатков этой модели проведения закупок Тремзин назвал возможность участия фирм-однодневок, не имеющих квалификации и не планирующих осуществлять исполнение контракта, а рассчитывающих получить лишь авансовый платеж по контракту, после чего исчезнуть с рынка. «Однако при всех плюсах и минусах электронные торги – это сейчас наилучшая форма закупок товаров, практически исключающая возможность коррупции и сговора в том или ином виде», – подчеркивает Тремзин.