
Softline комментирует изменения в главе 4 ГК о договорах на поставку ПО
Intelligent enterprise от 19 мая
Вступление в силу главы 4 Гражданского кодекса РФ потребовало внесения серьезных изменений в договоры на поставку ПО. Эту ситуацию комментирует директор по правовому обеспечению компании Softline Владимир Разуваев.
Новые нормативные акты требуют указывать в явном виде передачу прав на использование ПО покупателю (заказчику). Однако очень многие продавцы и интеграторы не внесли соответствующих изменений в свои типовые договоры. В результате возникает формальный повод признания ПО, поставленного в рамках такого контракта, нелицензионным со всеми вытекающими отсюда последствиями. Директор по правовому обеспечению компании Softline Владимир Разуваев в своем выступлении на интернет-телеканале «Софт в законе» отметил: «Такого рода ошибки чрезвычайно распространены. Чтобы их избежать, необходимо заключить дополнительное соглашение с изменением некоторых условий договора (например, указание на способы использования программы, которые не были представлены изначально) и распространением действия этого соглашения на отношения сторон, которые возникли с момента заключения основного договора. Если договоры датированы 2007 г. и ранее, то там это требование, скорее всего, не соблюдено. Тут будет проще заключить новый договор, куда и включить необходимые положения. Если же поставщик прекратил свое существование, не оставив правопреемника, то тут ситуация требует тщательного анализа. Причем не исключена ситуация, когда единственно возможным выходом будет отказ от использования такого ПО».
Один из возможных способов снижения возможных юридических рисков – объявить ПК собственностью сотрудников, которые на них работают, с передачей их в аренду. Однако на практике выясняется, что этот способ нисколько не снижает юридические риски. Более того, как отметил Владимир Разуваев, создает новые: «Прежде всего, такой подход прямо противоречит Трудовому кодексу РФ, согласно которому работодатель обязан обеспечить работников всеми необходимыми для обеспечения своих обязанностей средствами, и ПК в том числе. К тому же существенно осложнятся процессы приема на работу и увольнения персонала, так как потребуется оформлять смену прав собственности на ПК. И, что более серьезно, такой подход содержит признаки увода имущества от налогообложения, что также является составом преступления. И прецеденты привлечения к уголовной ответственности за нечто похожее имели место, причем неоднократно. Кстати, ответственность по данному составу может быть больше, чем за неправомерное использование объектов авторского и смежных прав».