Цифровизация госсектора: роль заказной разработки в достижении целей
Руководитель бизнес-направлений «Девелоники» (ГК Softline)
Анализируя итоги выполненных и запущенных ИТ-проектов для компаний государственного сектора за два прошедших года очевидно, что основным инициатором изменений ИТ-ландшафта посредством заказной разработки становится государство. Ключевой задачей в 2024 году стало построение устойчивой цифровой экономики, способной удовлетворить потребности граждан и бизнеса. В условиях меняющегося технологического ландшафта важно комплексно решать задачи в госсекторе, а следом и остальных отраслях экономики. Это требует регулярного активного взаимодействия с ИТ-компаниями: разработчиками и вендорами, которые помогают поддерживать положительную динамику цифровизации.
Вызовы времени – катализатор работы по многим направлениям: от внутренних проектов, таких как внедрение межведомственного электронного документооборота, до создания отечественных репозиториев инструментов и платформ. Крупные ИТ-проекты госсектора должны соответствовать требованиям обеспечения информационной безопасности, регламентам и нормативным актам. Особенно при импортозамещении зарубежного ПО, внедрении облачных технологий и разработке систем и сервисов предоставления госуслуг.
Основные барьеры и их преодоление
Много лет инфраструктура и цифровые системы строились с опорой на лучшие международные практики и программные продукты. Ограничение доступов к ним привело к перестройке процессов. Государственные учреждения столкнулись с естественным ростом спроса на решения российских вендоров, оказавшихся в центре внимания. Возросло ценовое давление на заказчиков со стороны разработчиков коробочных решений. Увеличились объемы продаж вендорского ПО и запросы на техподдержку, что привело к накоплению задач и даже рискам задержки выполнения проектов. Для госсектора это критичный фактор при четких сроках выполнения дорожных карт цифровизации.
В 2022-2023 пока зарубежные игроки решали логистические и документальные вопросы по выходу с наших рынков, их софт и сервисы частично работали. Это дало небольшой временной люфт для перевода бизнеса на отечественное ПО. Госсектор, который и ранее плотно работал с заказной разработкой, поддерживающей рост локальных решений в Реестре отечественного ПО, обратился к ней с бОльшим вниманием. Первой волной интереса стали годы пандемии, когда ИТ-компании были важным помощником в создании социальных сервисов и обеспечении безопасного и эффективного взаимодействия граждан. В 2022 году госзаказчики вновь оценили преимущества индивидуальной разработки при построении технологического суверенитета.
Цифровизации госсектора путем заказной разработки
Оптимальный вариант для госсектора – работа с ИТ-компаниями, обеспечивающими партнерство с вендорами. Когда разработчики берут на себя доработку продукта под конечные цели заказчика из разных секторов, будь то медицина, строительство, логистика или судебная система. Отечественные заказные решения занимают ключевые ниши рынка и активно используются в государственных учреждениях. Это поддерживает в организациях независимость от западных технологий и исключает простои из-за нагрузки на российских вендоров.
Помимо создания систем и сервисов с нуля, разработчики способны интегрировать готовые системы в текущую инфраструктуру и проводить цифровизацию бизнес-процессов. Например, наши коллеги из Девелоники внедрили систему управления проектами и бюджетами в 83 регионах, автоматизировав операции без увеличения сроков и бюджета. Другой их кейс касается миграции процессов с зарубежных платформ Atlassian на отечественного вендора, с дальнейшей оптимизацией системы отслеживания операций и потоков транзакций.
Опыт наших компаний показывает, что успешное преодоление вызовов возможно благодаря последовательному переходу на заказные ИТ-решения. Так постепенно закрываются критические и уязвимые места в госучреждениях, сохраняется беспрерывное производство, гибкость и адаптивность решений.