На трех китах: технологии самоуправляемого автомобиля
Автоматическое вождение, возможно, самое значимое решение, появившееся в отрасли транспортного сообщения с момента изобретения автомобиля. Беспилотный робомобиль может кардинально изменить современную картину взаимодействия транспорта с окружающей средой. И на то есть все основания.
По данным исследований, примерно 94% автоаварий происходят из-за ошибок, связанных с человеческим фактором. А число погибших в автокатастрофах во всем мире стремится к 1,25 млн. Беспилотные автомобили с продвинутыми системами безопасности могли бы значительно уменьшить эти цифры, а эффект от внедрения таких систем выглядит весьма перспективным – от сокращения издержек на противоаварийные средства до уменьшения стоимости автострахования. Какие технологии помогут всего этого достигнуть? Прежде всего, сенсоры, сетевое взаимодействие и программно-реализованные алгоритмы. Обо всем по порядку.
«Умные» датчики
Большинство датчиков, необходимых для полнофункциональной работы беспилотного автомобиля, уже успешно используются в производстве традиционных автомашин. Например, датчики контроля «мертвых» зон, предупреждения выхода из занимаемой полосы и возможного столкновения. Другие сенсоры: как то радары, ультразвуковое оборудование и камеры, – предоставляют входные данные для безопасного вождения.
Сетевое взаимодействие
Под сетевым взаимодействием понимается доступ к актуальным данным о трафике, погодных условиях, состоянии дорожного покрытия, ремонтных работах, картах, ближайших автомобилях и дорожной инфраструктуре. Эта информация используется для наблюдения за окружающей обстановкой и режимом эксплуатации автотранспорта, чтобы успеть затормозить в нужный момент или избежать опасной ситуации.
Программные алгоритмы
Самая сложная в разработке часть самоуправляемого автомобиля – программно-реализованные алгоритмы, необходимые для получения данных с датчиков, сетевого взаимодействия и принятия решений по управлению,торможению, ускорению и навигации к цели. С помощью этих алгоритмов нужно безукоризненно разрешать множество как простых, так и сложных ситуаций на дороге. Программное обеспечение, используемое для их внедрения, должно быть сверхнадежным и отказоустойчивым.
Наиболее обсуждаемые технологии, применяемые в самоуправляемых автомобилях, разработали Google и Tesla. У них абсолютно разный, но интересный подход: Google применяет лидарные датчики (технология, использующая свет вместо радиоволн), а Tesla создала систему под названием Autopilot, позволяющую камерам быть «глазами» робомобиля.
По прогнозам, к 2020 году по дорогам Земли будут ездить 10 млн беспилотных автомобилей. И учитывая, что беспилотные технологии могут сыграть ключевую роль в решении проблемы транспортировки детей или людей с ограниченными возможностями, можем предположить, что как только эти технологии станут коммерчески целесообразными, они вместе с тем принесут и пользу обществу. Что ж, поживем – увидим.