Москва
Мероприятия
Блог
Корзина
Регистрация Войти
main-bg
Блог

Контроль усталости водителей

Усталость водителя — важный фактор риска на дороге. Его коварство сложно переоценить: постепенно накапливаясь, усталость приводит к снижению концентрации внимания, ухудшению реакции и восприятия обстановки. Особенно опасным этот фактор становится в длительных поездках, когда монотонность дороги и однообразие движения создают иллюзию безопасности. Но даже короткий рейс может стать испытанием, если водитель недостаточно выспался или находится в состоянии стресса. Понимание природы усталости и умение вовремя распознать её симптомы помогут сохранить безопасность на дорогах.

Статистика ДТП из-за засыпания водителей за рулем

Согласно исследованию, проведенному компанией Ford, данные которого были опубликованы в онлайн-журнале «За рулем», 32% российских водителей засыпали за рулем. 3,8% из них просыпались только в момент столкновения или вылетев с дороги. При этом 24% из опрошенных заявили, что чувство сонливости за рулем им знакомо, хотя и не приводило к засыпанию.

Причины усталости водителей

Недосып. Сон взрослого человека за сутки должен составлять не меньше 7-8 часов. Особенно этот фактор важен, если впереди предстоит дорога.

Биоритмы. Для разных людей бывает комфортным разное время суток. И если вечерняя или ночная дорога для «совы» покажется привычным делом, то «жаворонок» к ночи захочет спать и не сможет безопасно продолжать двигаться по маршруту.

Неподвижность. Одна и та же поза, отсутствие движения, тело может воспринимать это как сигнал отхода ко сну.

Однообразие. При долгой дороге однообразный пейзаж за окном, отсутствие существенных перемен и маневрирования приводит к ослаблению внимания, в дальнейшем — к сонливости.

Режим питания. Все знают, что при переедании начинается ощущаться сонливость, а переесть на голодный желудок проще. Поэтому в дороге важно соблюдение режима питания.

Шум. Треск рации, шипение приемника и другие источники «белого шума» представляют собой особенную опасность. Они могут работать как сильнейшее снотворное.

Тепло. Избыточное тепло в салоне автомобиля вызывает сильную сонливость водителя и пассажиров.

Отсутствие проветривания. В случае, если в салоне душно и не происходит приток свежего воздуха, усталость и сонливость усиливаются.

Осадки. Осадки — дождь и снег — могут иметь почти гипнотический эффект. Например, крупные хлопья снега, летящие на скорости в лобовое стекло, очень быстро утомляют и приводят к сонливости и потери координации.

История развития систем контроля усталости водителей

Пионерами этого направления стала компания Nissan (Япония). В 1977 году она запатентовала технологию контроля усталости водителя, однако широкого распространения система тогда не получила по нескольким причинам, включая недостаточное развитие соответствующих технологий и более приоритетные задачи, стоящие перед компанией.

Развитие электроники дало новый толчок к развитию этого направления. Серийную установку систем контроля усталости водителей Driver Alert Control начали производить в компании Volvo (Швеция). В эту систему входило сочетание камеры для мониторинга движения машины и датчика, контролирующего частоту и особенности движения руля. Анализируя эти показатели, система предупреждала водителя об их выходе за пределы нормы.

Несколько позже тенденцию подхватила компания Mercedes, которая вместо видеокамеры использовала датчик мониторинга частоты и силы нажатия на педаль. При отклонении показателей от нормы, срабатывала система, требующая остановки. Через некоторое время эту систему модифицировали за счет дополнительной установки датчиков бокового ветра и оценки качества дороги.

В дальнейшем направление подхватили Skoda и Volkswagen.

Технологии контроля усталости водителей в настоящее время

Глобально эти технологии можно разделить на две крупные категории:

  1. Технологии контроля движения автомобиля: камеры для мониторинга движения автомобиля, анализ движений рулевого колеса, частоты нажатий педалей.

  2. Технологии мониторинга состояния водителя:

  • Анализ движения глаз, мимики и положения головы — мониторинг осуществляется с использованием камер и датчиков.

  • Биометрия — использование датчиков, встроенных в рулевое колесо или сидение, которые измеряют пульс, дыхание и другие физиологические показатели.

  • Мобильные приложения и носимые устройства с функцией отслеживания режима сна и бодрствования.

Отдельной категорией можно выделить:

  1. Умные системы анализа поведения водителя, которые включают оба вида технологий с последующей их обработкой.

  2. Электронные системы, отслеживающие чередование труда и отдыха, запрещающие водителям движение в случае превышения временных интервалов нахождения за рулем.

Современные встроенные системы мониторинга усталости водителей

Системы мониторинга усталости водителей используются в некоторых моделях автомобилей японских и европейских производителей.

Технологии контроля движения автомобиля популярны у европейского автопрома.

В таких системах мониторинга используется анализ движения рулевого колеса и соблюдение дорожной разметки/отклонение от нее. Некоторые модели могут будить водителя легким торможением, звуковыми сигналами или даже самостоятельно перехватывать управление и парковаться на обочине.

В частности, такими системами оснащены некоторые модели:

Skoda 

Lexus 

А также Mercedes-Benz, Volkswagen и др.

Японская автомобильная промышленность делает ставки на салонные видеокамеры и контроль таких маркеров состояния водителя, как частота моргания, движение зрачков, положение головы, мимика и другое.

Контроль состояния водителя Subaru: 

Российские универсальные системы мониторинга усталости водителей

По состоянию на 2024 год на рынке были такие российские разработки, как MONTRANS DVR, СПРВ-МТ «Вигитон», «Антисон» ГК КСОР и другие. Все они направлены на контроль состояния водителей и предупреждение их об усталости и сонливости.

MONTRANS DVR 

Интеллектуальная система MONTRANS DVR построена на использовании искусственного интеллекта. Состоит из следующих компонентов:

  • ADAS (система помощи водителю). Контролирует положение автомобиля на дороге, предупреждает о пересечении разметки, определяет скорость в потоке и выдает уведомления об опасном сближении и угрозе столкновения.

  • DMS (мониторинг состояния водителя) — отвечает за мониторинг состояния водителя. Состоит из DSM-камеры, которая фиксирует сон, усталость, отвлечение водителя от дороги или иные действия, способные повлечь наступление опасной ситуации.

  • Видеорегистратор со встроенным спутниковым терминалом GPS/ГЛОНАСС. Отвечает за сбор информации со всех камер и датчиков, а также определяет местонахождение автомобиля. Полученные данные отправляются в облачный ЦОД.

  • Внешняя и внутренняя камеры фиксируют обстановку в салоне автомобиля и вне его.

  • Дисплей водителя выводит все уведомления и предупреждения.

Предусмотрены несколько вариантов комплектации системы и гибкая ее настройка в зависимости от потребностей заказчика.

Система MONTRANS DVR 

СПРВ-МТ «Вигитон» российской компании «Нейроком» 

Разработка СПРВ-МТ «Вигитон» используется на рынке пассажирских и грузоперевозок. Она позволяет контролировать состояние водителя, быстро определяя наступление у него усталости и предотвращая засыпание. Система состоит из браслета, стационарного блока и кнопки обратной связи. Она анализирует:

  • Рациональность действий водителя через стационарный блок, установленный в автомобиле.

  • Электротермальную активность, снимая через браслет показатели с поверхности кожи.

Работа системы СПРВ-МТ «Вигитон» 

«Антисон» ГК КСОР 

Российская комплексная система мониторинга состояния водителей «Антисон», создана с использованием компьютерного зрения и нейросетей. Она позволяет выявить события, несущие потенциальный риск, и уведомить о них водителя и диспетчера.

Состоит из трех основных компонентов: DSM-камеры, центрального блока и сигнального дисплея. Опционально можно установить дополнительную камеру и монитор для водителя.

Собранные с автомобиля данные отправляются в облачный ЦОД.

Тестирование системы «Антисон» в Мострансавто: 

Преимущества систем контроля состояния водителей для бизнеса

  • Снижение аварийности: контроль состояния водителя помогает избежать большого количества ДТП, включая ДТП со смертельным исходом.

  • Снижение расходов и повышение эффективности логистики: некоторые системы, помимо контроля состояния водителя, также следят за соблюдением скоростного режима, расходом топлива и другими показателями, оптимизация которых приводит к снижению расходов на логистику.

  • Повышение качества обслуживания клиентов: контроль за водителем позволяет обеспечить безопасность клиентов и соблюдение сроков доставки.

В настоящее время на российском рынке представлен большой выбор отечественных решений, осуществляющих мониторинг усталости водителей, обеспечивая контроль за безопасностью вождения грузового, пассажирского и легкового автотранспорта.

Теги:

Новости, истории и события
Смотреть все
Proteqta (ГК Softline) и РДТЕХ договорились о сотрудничестве
Новости

Proteqta (ГК Softline) и РДТЕХ договорились о сотрудничестве

23.05.2025

ГК Softline объявляет об окончательном формировании кластера «Фабрика ПО», назначении Максима Тадевосяна на должность генерального директора новой структуры
Новости

ГК Softline объявляет об окончательном формировании кластера «Фабрика ПО», назначении Максима Тадевосяна на должность генерального директора новой структуры

23.05.2025

ГК Softline получила награду от МойОфис за высокие показатели продаж
Новости

ГК Softline получила награду от МойОфис за высокие показатели продаж

23.05.2025

Bell Integrator (ГК Softline) реализует проект по модернизации программного комплекса для крупной финансовой корпорации в части формирования отчетности для БКИ (бюро кредитных историй)
Новости

Bell Integrator (ГК Softline) реализует проект по модернизации программного комплекса для крупной финансовой корпорации в части формирования отчетности для БКИ (бюро кредитных историй)

22.05.2025

Российский производитель лазерных решений VPG Laserone (ГК Softline) укрепляет свои позиции на рынках Ближнего Востока, приняв участие в международной медицинской конференции Interdisciplinary Urology Consortium (IUCC)
Новости

Российский производитель лазерных решений VPG Laserone (ГК Softline) укрепляет свои позиции на рынках Ближнего Востока, приняв участие в международной медицинской конференции Interdisciplinary Urology Consortium (IUCC)

22.05.2025

Совет директоров ПАО «Софтлайн» рекомендовал Собранию акционеров направить 1 млрд рублей на выплату дивидендов по итогам 2024 года
Новости

Совет директоров ПАО «Софтлайн» рекомендовал Собранию акционеров направить 1 млрд рублей на выплату дивидендов по итогам 2024 года

22.05.2025

ActiveCloud (ГК Softline) запускает облачный хостинг CloudServer по цене VPS
Новости

ActiveCloud (ГК Softline) запускает облачный хостинг CloudServer по цене VPS

21.05.2025

ОС «МСВСфера Сервер» 9 от «Инферит ОС» (ГК Softline) подтвердила совместимость с менеджером паролей «Пассворк»
Новости

ОС «МСВСфера Сервер» 9 от «Инферит ОС» (ГК Softline) подтвердила совместимость с менеджером паролей «Пассворк»

21.05.2025

ОС «МСВСфера АРМ» 9 от «Инферит ОС» (ГК Softline) подтвердила совместимость с офисным пакетом «АльтерОфис 2025»
Новости

ОС «МСВСфера АРМ» 9 от «Инферит ОС» (ГК Softline) подтвердила совместимость с офисным пакетом «АльтерОфис 2025»

20.05.2025

Совет директоров ПАО «Софтлайн» 21 мая 2025 года даст рекомендацию Собранию акционеров по выплате дивидендов
Новости

Совет директоров ПАО «Софтлайн» 21 мая 2025 года даст рекомендацию Собранию акционеров по выплате дивидендов

19.05.2025

«Инферит» (ГК Softline) оснастил ноутбуками лабораторию дизайна университета им. С. Г. Строганова
Новости

«Инферит» (ГК Softline) оснастил ноутбуками лабораторию дизайна университета им. С. Г. Строганова

19.05.2025

ВАЛОВАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПАО «СОФТЛАЙН» В 1 КВАРТАЛЕ 2025 ГОДА ДОСТИГЛА ИСТОРИЧЕСКИ РЕКОРДНЫХ 39% ЗА СЧЕТ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА И РАСТУЩЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ СОБСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ
Новости

ВАЛОВАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПАО «СОФТЛАЙН» В 1 КВАРТАЛЕ 2025 ГОДА ДОСТИГЛА ИСТОРИЧЕСКИ РЕКОРДНЫХ 39% ЗА СЧЕТ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА И РАСТУЩЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ СОБСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ

19.05.2025

Операционная система «МСВСфера» от «Инферит» (ГК Softline) победила в конкурсе «ПРОФ-IT.Инновация»
Новости

Операционная система «МСВСфера» от «Инферит» (ГК Softline) победила в конкурсе «ПРОФ-IT.Инновация»

16.05.2025

Система инвентаризации и контроля ИТ-активов «Инферит ИТМен» (ГК Softline) стала призером конкурса «ПРОФ-IT.Инновация»
Новости

Система инвентаризации и контроля ИТ-активов «Инферит ИТМен» (ГК Softline) стала призером конкурса «ПРОФ-IT.Инновация»

16.05.2025

ГК Softline получила статус золотого партнера вендора «АйТи Бастион»
Новости

ГК Softline получила статус золотого партнера вендора «АйТи Бастион»

16.05.2025

ГК Softline стала лидером NGFW-проектов среди партнеров UserGate
Новости

ГК Softline стала лидером NGFW-проектов среди партнеров UserGate

16.05.2025

ГК Softline стала золотым партнером компании ФЛАТ
Новости

ГК Softline стала золотым партнером компании ФЛАТ

15.05.2025

«Инферит Облако» (ГК Softline) подтвердил совместимость с серверами 3-го поколения серии RS «Инферит Техника»
Новости

«Инферит Облако» (ГК Softline) подтвердил совместимость с серверами 3-го поколения серии RS «Инферит Техника»

14.05.2025

Увеличение штрафов за нарушения в обработке и хранении ПДн с 30 мая 2025
Блог

Увеличение штрафов за нарушения в обработке и хранении ПДн с 30 мая 2025

20.05.2025

Цифровая трансформация: с чего начать
Блог

Цифровая трансформация: с чего начать

15.05.2025

Защита персональных данных: требования законодательства и способы защиты от утечек
Блог

Защита персональных данных: требования законодательства и способы защиты от утечек

06.05.2025

Как устроены цифровые двойники: этапы разработки и примеры использования
Блог

Как устроены цифровые двойники: этапы разработки и примеры использования

29.04.2025

Стратегия перехода в облако
Блог

Стратегия перехода в облако

24.04.2025

Защита данных и информации: методы, практика, стандарты и законы
Блог

Защита данных и информации: методы, практика, стандарты и законы

22.04.2025

Цифровые профессии будущего: кто выживет в эпоху искусственного интеллекта
Блог

Цифровые профессии будущего: кто выживет в эпоху искусственного интеллекта

17.04.2025

Российские системы виртуализации
Блог

Российские системы виртуализации

15.04.2025

DDoS-атаки: как подготовиться к внедрению защиты и с чем предстоит бороться
Блог

DDoS-атаки: как подготовиться к внедрению защиты и с чем предстоит бороться

10.04.2025

Виртуальные тренажеры для медицинского персонала: инновационный подход к обучению
Блог

Виртуальные тренажеры для медицинского персонала: инновационный подход к обучению

08.04.2025

«Софтлайн Офис» — платформа корпоративных коммуникаций
Блог

«Софтлайн Офис» — платформа корпоративных коммуникаций

04.04.2025

Оснащение школ под ключ: от проектирования до ввода в эксплуатацию
Блог

Оснащение школ под ключ: от проектирования до ввода в эксплуатацию

03.04.2025

Киберучения: готовим сотрудников к успешным отражениям атак
Блог

Киберучения: готовим сотрудников к успешным отражениям атак

27.03.2025

Контроль усталости водителей
Блог

Контроль усталости водителей

25.03.2025

Инновации в школах в 2025 году: 3D-модели, БПЛА, роботы и VR
Блог

Инновации в школах в 2025 году: 3D-модели, БПЛА, роботы и VR

14.03.2025

Инвестиции в цифровизацию ритейла: стратегии 2025 года
Блог

Инвестиции в цифровизацию ритейла: стратегии 2025 года

11.03.2025

Топ-редакторы для работы с PDF — сравниваем программы
Блог

Топ-редакторы для работы с PDF — сравниваем программы

04.03.2025

Российские офисные системы: выбор и преимущества
Блог

Российские офисные системы: выбор и преимущества

03.03.2025

ИТ-решения, кейсы, новости
в Telegram-канале Softline
Подписаться