Москва
Мероприятия
Блог
Корзина
Регистрация Войти
main-bg
Блог

Контроль усталости водителей

Усталость водителя — важный фактор риска на дороге. Его коварство сложно переоценить: постепенно накапливаясь, усталость приводит к снижению концентрации внимания, ухудшению реакции и восприятия обстановки. Особенно опасным этот фактор становится в длительных поездках, когда монотонность дороги и однообразие движения создают иллюзию безопасности. Но даже короткий рейс может стать испытанием, если водитель недостаточно выспался или находится в состоянии стресса. Понимание природы усталости и умение вовремя распознать её симптомы помогут сохранить безопасность на дорогах.

Статистика ДТП из-за засыпания водителей за рулем

Согласно исследованию, проведенному компанией Ford, данные которого были опубликованы в онлайн-журнале «За рулем», 32% российских водителей засыпали за рулем. 3,8% из них просыпались только в момент столкновения или вылетев с дороги. При этом 24% из опрошенных заявили, что чувство сонливости за рулем им знакомо, хотя и не приводило к засыпанию.

Причины усталости водителей

Недосып. Сон взрослого человека за сутки должен составлять не меньше 7-8 часов. Особенно этот фактор важен, если впереди предстоит дорога.

Биоритмы. Для разных людей бывает комфортным разное время суток. И если вечерняя или ночная дорога для «совы» покажется привычным делом, то «жаворонок» к ночи захочет спать и не сможет безопасно продолжать двигаться по маршруту.

Неподвижность. Одна и та же поза, отсутствие движения, тело может воспринимать это как сигнал отхода ко сну.

Однообразие. При долгой дороге однообразный пейзаж за окном, отсутствие существенных перемен и маневрирования приводит к ослаблению внимания, в дальнейшем — к сонливости.

Режим питания. Все знают, что при переедании начинается ощущаться сонливость, а переесть на голодный желудок проще. Поэтому в дороге важно соблюдение режима питания.

Шум. Треск рации, шипение приемника и другие источники «белого шума» представляют собой особенную опасность. Они могут работать как сильнейшее снотворное.

Тепло. Избыточное тепло в салоне автомобиля вызывает сильную сонливость водителя и пассажиров.

Отсутствие проветривания. В случае, если в салоне душно и не происходит приток свежего воздуха, усталость и сонливость усиливаются.

Осадки. Осадки — дождь и снег — могут иметь почти гипнотический эффект. Например, крупные хлопья снега, летящие на скорости в лобовое стекло, очень быстро утомляют и приводят к сонливости и потери координации.

История развития систем контроля усталости водителей

Пионерами этого направления стала компания Nissan (Япония). В 1977 году она запатентовала технологию контроля усталости водителя, однако широкого распространения система тогда не получила по нескольким причинам, включая недостаточное развитие соответствующих технологий и более приоритетные задачи, стоящие перед компанией.

Развитие электроники дало новый толчок к развитию этого направления. Серийную установку систем контроля усталости водителей Driver Alert Control начали производить в компании Volvo (Швеция). В эту систему входило сочетание камеры для мониторинга движения машины и датчика, контролирующего частоту и особенности движения руля. Анализируя эти показатели, система предупреждала водителя об их выходе за пределы нормы.

Несколько позже тенденцию подхватила компания Mercedes, которая вместо видеокамеры использовала датчик мониторинга частоты и силы нажатия на педаль. При отклонении показателей от нормы, срабатывала система, требующая остановки. Через некоторое время эту систему модифицировали за счет дополнительной установки датчиков бокового ветра и оценки качества дороги.

В дальнейшем направление подхватили Skoda и Volkswagen.

Технологии контроля усталости водителей в настоящее время

Глобально эти технологии можно разделить на две крупные категории:

  1. Технологии контроля движения автомобиля: камеры для мониторинга движения автомобиля, анализ движений рулевого колеса, частоты нажатий педалей.

  2. Технологии мониторинга состояния водителя:

  • Анализ движения глаз, мимики и положения головы — мониторинг осуществляется с использованием камер и датчиков.

  • Биометрия — использование датчиков, встроенных в рулевое колесо или сидение, которые измеряют пульс, дыхание и другие физиологические показатели.

  • Мобильные приложения и носимые устройства с функцией отслеживания режима сна и бодрствования.

Отдельной категорией можно выделить:

  1. Умные системы анализа поведения водителя, которые включают оба вида технологий с последующей их обработкой.

  2. Электронные системы, отслеживающие чередование труда и отдыха, запрещающие водителям движение в случае превышения временных интервалов нахождения за рулем.

Современные встроенные системы мониторинга усталости водителей

Системы мониторинга усталости водителей используются в некоторых моделях автомобилей японских и европейских производителей.

Технологии контроля движения автомобиля популярны у европейского автопрома.

В таких системах мониторинга используется анализ движения рулевого колеса и соблюдение дорожной разметки/отклонение от нее. Некоторые модели могут будить водителя легким торможением, звуковыми сигналами или даже самостоятельно перехватывать управление и парковаться на обочине.

В частности, такими системами оснащены некоторые модели:

Skoda 

Lexus 

А также Mercedes-Benz, Volkswagen и др.

Японская автомобильная промышленность делает ставки на салонные видеокамеры и контроль таких маркеров состояния водителя, как частота моргания, движение зрачков, положение головы, мимика и другое.

Контроль состояния водителя Subaru: 

Российские универсальные системы мониторинга усталости водителей

По состоянию на 2024 год на рынке были такие российские разработки, как MONTRANS DVR, СПРВ-МТ «Вигитон», «Антисон» ГК КСОР и другие. Все они направлены на контроль состояния водителей и предупреждение их об усталости и сонливости.

MONTRANS DVR 

Интеллектуальная система MONTRANS DVR построена на использовании искусственного интеллекта. Состоит из следующих компонентов:

  • ADAS (система помощи водителю). Контролирует положение автомобиля на дороге, предупреждает о пересечении разметки, определяет скорость в потоке и выдает уведомления об опасном сближении и угрозе столкновения.

  • DMS (мониторинг состояния водителя) — отвечает за мониторинг состояния водителя. Состоит из DSM-камеры, которая фиксирует сон, усталость, отвлечение водителя от дороги или иные действия, способные повлечь наступление опасной ситуации.

  • Видеорегистратор со встроенным спутниковым терминалом GPS/ГЛОНАСС. Отвечает за сбор информации со всех камер и датчиков, а также определяет местонахождение автомобиля. Полученные данные отправляются в облачный ЦОД.

  • Внешняя и внутренняя камеры фиксируют обстановку в салоне автомобиля и вне его.

  • Дисплей водителя выводит все уведомления и предупреждения.

Предусмотрены несколько вариантов комплектации системы и гибкая ее настройка в зависимости от потребностей заказчика.

Система MONTRANS DVR 

СПРВ-МТ «Вигитон» российской компании «Нейроком» 

Разработка СПРВ-МТ «Вигитон» используется на рынке пассажирских и грузоперевозок. Она позволяет контролировать состояние водителя, быстро определяя наступление у него усталости и предотвращая засыпание. Система состоит из браслета, стационарного блока и кнопки обратной связи. Она анализирует:

  • Рациональность действий водителя через стационарный блок, установленный в автомобиле.

  • Электротермальную активность, снимая через браслет показатели с поверхности кожи.

Работа системы СПРВ-МТ «Вигитон» 

«Антисон» ГК КСОР 

Российская комплексная система мониторинга состояния водителей «Антисон», создана с использованием компьютерного зрения и нейросетей. Она позволяет выявить события, несущие потенциальный риск, и уведомить о них водителя и диспетчера.

Состоит из трех основных компонентов: DSM-камеры, центрального блока и сигнального дисплея. Опционально можно установить дополнительную камеру и монитор для водителя.

Собранные с автомобиля данные отправляются в облачный ЦОД.

Тестирование системы «Антисон» в Мострансавто: 

Преимущества систем контроля состояния водителей для бизнеса

  • Снижение аварийности: контроль состояния водителя помогает избежать большого количества ДТП, включая ДТП со смертельным исходом.

  • Снижение расходов и повышение эффективности логистики: некоторые системы, помимо контроля состояния водителя, также следят за соблюдением скоростного режима, расходом топлива и другими показателями, оптимизация которых приводит к снижению расходов на логистику.

  • Повышение качества обслуживания клиентов: контроль за водителем позволяет обеспечить безопасность клиентов и соблюдение сроков доставки.

В настоящее время на российском рынке представлен большой выбор отечественных решений, осуществляющих мониторинг усталости водителей, обеспечивая контроль за безопасностью вождения грузового, пассажирского и легкового автотранспорта.

Теги:

Новости, истории и события
Смотреть все
«Инферит ОС» (ГК Softline), РХТУ им. Менделеева и парфюмерный бренд VDOHNI заключили соглашение о стратегическом партнерстве и представили фирменный аромат технологического суверенитета
Новости

«Инферит ОС» (ГК Softline), РХТУ им. Менделеева и парфюмерный бренд VDOHNI заключили соглашение о стратегическом партнерстве и представили фирменный аромат технологического суверенитета

16.06.2025

«Инферит ОС» (ГК Softline) подтверждает совместимость ОС «МСВСфера АРМ» 9 с системой защиты информации Dallas Lock Linux
Новости

«Инферит ОС» (ГК Softline) подтверждает совместимость ОС «МСВСфера АРМ» 9 с системой защиты информации Dallas Lock Linux

16.06.2025

ГК Softline и SimpleOne объявили о стратегическом сотрудничестве в области HR-решений
Новости

ГК Softline и SimpleOne объявили о стратегическом сотрудничестве в области HR-решений

16.06.2025

ГК Softline подводит итоги участия в ЦИПР 2025
Новости

ГК Softline подводит итоги участия в ЦИПР 2025

11.06.2025

ГК Softline и Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева заключили соглашение о сотрудничестве
Новости

ГК Softline и Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева заключили соглашение о сотрудничестве

11.06.2025

Bell Integrator (входит в кластер FabricaONE.AI ГК Softline) разработал собственную платформу для организации информационного взаимодействия между отечественными и зарубежными финансовыми организациями
Новости

Bell Integrator (входит в кластер FabricaONE.AI ГК Softline) разработал собственную платформу для организации информационного взаимодействия между отечественными и зарубежными финансовыми организациями

11.06.2025

ГК Softline разработала коннектор CMDB DataBridge между системой «Инферит ИТМен» и платформой SimpleOne для получения актуальных данных об ИТ-оборудовании
Новости

ГК Softline разработала коннектор CMDB DataBridge между системой «Инферит ИТМен» и платформой SimpleOne для получения актуальных данных об ИТ-оборудовании

10.06.2025

«Инферит ОС» (ГК Softline) представляет новую версию операционной системы «МСВСфера» 9.6
Новости

«Инферит ОС» (ГК Softline) представляет новую версию операционной системы «МСВСфера» 9.6

10.06.2025

ГК Softline усиливает IR-функцию Кластера FabricaONE.AI
Новости

ГК Softline усиливает IR-функцию Кластера FabricaONE.AI

10.06.2025

АРМ «Инферит» (ГК Softline) на базе INFERIT DESKTOP D4 и SLIM D4 внесены в реестр Минпромторга
Новости

АРМ «Инферит» (ГК Softline) на базе INFERIT DESKTOP D4 и SLIM D4 внесены в реестр Минпромторга

09.06.2025

Академия АйТи (кластер FabricaONE.AI ГК Softline) объявляет о запуске программы «Data Steward: специалист по стратегическому управлению данными»
Новости

Академия АйТи (кластер FabricaONE.AI ГК Softline) объявляет о запуске программы «Data Steward: специалист по стратегическому управлению данными»

09.06.2025

Test IT (Девелоника, кластер FabricaONE.AI ГК Softline) и GitFlic подписали соглашение о сотрудничестве и создании открытой методологии разработки
Новости

Test IT (Девелоника, кластер FabricaONE.AI ГК Softline) и GitFlic подписали соглашение о сотрудничестве и создании открытой методологии разработки

06.06.2025

«Инферит ОС» (ГК Softline) и Etersoft подтверждают совместимость ОС «МСВСфера АРМ» 9 и программного продукта WINE@Etersoft
Новости

«Инферит ОС» (ГК Softline) и Etersoft подтверждают совместимость ОС «МСВСфера АРМ» 9 и программного продукта WINE@Etersoft

06.06.2025

ГК SOFTLINE ОБЪЯВЛЯЕТ О НАЗНАЧЕНИИ РЕНАТА МУЛЮКОВА НА ДОЛЖНОСТЬ ФИНАНСОВОГО ДИРЕКТОРА КЛАСТЕРА FABRICAONE.AI
Новости

ГК SOFTLINE ОБЪЯВЛЯЕТ О НАЗНАЧЕНИИ РЕНАТА МУЛЮКОВА НА ДОЛЖНОСТЬ ФИНАНСОВОГО ДИРЕКТОРА КЛАСТЕРА FABRICAONE.AI

06.06.2025

Провайдер «Инферит Облако» (ГК Softline) и MIND Software объединяют усилия для создания экосистемы импортонезависимых ИТ-решений
Новости

Провайдер «Инферит Облако» (ГК Softline) и MIND Software объединяют усилия для создания экосистемы импортонезависимых ИТ-решений

05.06.2025

ГК Softline и Минцифры Саратовской области подписали соглашения о взаимодействии
Новости

ГК Softline и Минцифры Саратовской области подписали соглашения о взаимодействии

05.06.2025

SL Soft (кластер FabricaONE.AI ГК Softline) представила ИИ-продукты для обработки юридических документов на курсе Legal Tech компании «Гарант»
Новости

SL Soft (кластер FabricaONE.AI ГК Softline) представила ИИ-продукты для обработки юридических документов на курсе Legal Tech компании «Гарант»

05.06.2025

ПАО «Софтлайн» подтвердило кредитный рейтинг на уровне ruBBB+ от рейтингового агентства «Эксперт РА» с повышением прогноза до уровня «позитивный»
Новости

ПАО «Софтлайн» подтвердило кредитный рейтинг на уровне ruBBB+ от рейтингового агентства «Эксперт РА» с повышением прогноза до уровня «позитивный»

05.06.2025

VPS: что это и когда он необходим бизнесу
Блог

VPS: что это и когда он необходим бизнесу

17.06.2025

Яндекс 360: эволюция решений для цифровой трансформации бизнеса
Блог

Яндекс 360: эволюция решений для цифровой трансформации бизнеса

11.06.2025

Платформизация, безопасность ИИ и активная защита малого бизнеса — «Лаборатория Касперского» об ИБ-рынке
Блог

Платформизация, безопасность ИИ и активная защита малого бизнеса — «Лаборатория Касперского» об ИБ-рынке

09.06.2025

Генеративный ИИ в промышленности: роботы, агенты и «Индустрия 6.0»
Блог

Генеративный ИИ в промышленности: роботы, агенты и «Индустрия 6.0»

04.06.2025

Платежные терминалы: виды, безопасность и тенденции рынка
Блог

Платежные терминалы: виды, безопасность и тенденции рынка

28.05.2025

Российские антивирусы
Блог

Российские антивирусы

26.05.2025

Увеличение штрафов за нарушения в обработке и хранении ПДн с 30 мая 2025
Блог

Увеличение штрафов за нарушения в обработке и хранении ПДн с 30 мая 2025

20.05.2025

Цифровая трансформация: с чего начать
Блог

Цифровая трансформация: с чего начать

15.05.2025

Защита персональных данных: требования законодательства и способы защиты от утечек
Блог

Защита персональных данных: требования законодательства и способы защиты от утечек

06.05.2025

Как устроены цифровые двойники: этапы разработки и примеры использования
Блог

Как устроены цифровые двойники: этапы разработки и примеры использования

29.04.2025

Стратегия перехода в облако
Блог

Стратегия перехода в облако

24.04.2025

Защита данных и информации: методы, практика, стандарты и законы
Блог

Защита данных и информации: методы, практика, стандарты и законы

22.04.2025

Цифровые профессии будущего: кто выживет в эпоху искусственного интеллекта
Блог

Цифровые профессии будущего: кто выживет в эпоху искусственного интеллекта

17.04.2025

Российские системы виртуализации
Блог

Российские системы виртуализации

15.04.2025

DDoS-атаки: как подготовиться к внедрению защиты и с чем предстоит бороться
Блог

DDoS-атаки: как подготовиться к внедрению защиты и с чем предстоит бороться

10.04.2025

Виртуальные тренажеры для медицинского персонала: инновационный подход к обучению
Блог

Виртуальные тренажеры для медицинского персонала: инновационный подход к обучению

08.04.2025

«Софтлайн Офис» — платформа корпоративных коммуникаций
Блог

«Софтлайн Офис» — платформа корпоративных коммуникаций

04.04.2025

Оснащение школ под ключ: от проектирования до ввода в эксплуатацию
Блог

Оснащение школ под ключ: от проектирования до ввода в эксплуатацию

03.04.2025

ИТ-решения, кейсы, новости
в Telegram-канале Softline
Подписаться