Москва
Мероприятия
Блог
Корзина
Регистрация Войти
main-bg
Блог

Контроль усталости водителей

25.03.2025

Усталость водителя — важный фактор риска на дороге. Его коварство сложно переоценить: постепенно накапливаясь, усталость приводит к снижению концентрации внимания, ухудшению реакции и восприятия обстановки. Особенно опасным этот фактор становится в длительных поездках, когда монотонность дороги и однообразие движения создают иллюзию безопасности. Но даже короткий рейс может стать испытанием, если водитель недостаточно выспался или находится в состоянии стресса. Понимание природы усталости и умение вовремя распознать её симптомы помогут сохранить безопасность на дорогах.

Статистика ДТП из-за засыпания водителей за рулем

Согласно исследованию, проведенному компанией Ford, данные которого были опубликованы в онлайн-журнале «За рулем», 32% российских водителей засыпали за рулем. 3,8% из них просыпались только в момент столкновения или вылетев с дороги. При этом 24% из опрошенных заявили, что чувство сонливости за рулем им знакомо, хотя и не приводило к засыпанию.

Причины усталости водителей

Недосып. Сон взрослого человека за сутки должен составлять не меньше 7-8 часов. Особенно этот фактор важен, если впереди предстоит дорога.

Биоритмы. Для разных людей бывает комфортным разное время суток. И если вечерняя или ночная дорога для «совы» покажется привычным делом, то «жаворонок» к ночи захочет спать и не сможет безопасно продолжать двигаться по маршруту.

Неподвижность. Одна и та же поза, отсутствие движения, тело может воспринимать это как сигнал отхода ко сну.

Однообразие. При долгой дороге однообразный пейзаж за окном, отсутствие существенных перемен и маневрирования приводит к ослаблению внимания, в дальнейшем — к сонливости.

Режим питания. Все знают, что при переедании начинается ощущаться сонливость, а переесть на голодный желудок проще. Поэтому в дороге важно соблюдение режима питания.

Шум. Треск рации, шипение приемника и другие источники «белого шума» представляют собой особенную опасность. Они могут работать как сильнейшее снотворное.

Тепло. Избыточное тепло в салоне автомобиля вызывает сильную сонливость водителя и пассажиров.

Отсутствие проветривания. В случае, если в салоне душно и не происходит приток свежего воздуха, усталость и сонливость усиливаются.

Осадки. Осадки — дождь и снег — могут иметь почти гипнотический эффект. Например, крупные хлопья снега, летящие на скорости в лобовое стекло, очень быстро утомляют и приводят к сонливости и потери координации.

История развития систем контроля усталости водителей

Пионерами этого направления стала компания Nissan (Япония). В 1977 году она запатентовала технологию контроля усталости водителя, однако широкого распространения система тогда не получила по нескольким причинам, включая недостаточное развитие соответствующих технологий и более приоритетные задачи, стоящие перед компанией.

Развитие электроники дало новый толчок к развитию этого направления. Серийную установку систем контроля усталости водителей Driver Alert Control начали производить в компании Volvo (Швеция). В эту систему входило сочетание камеры для мониторинга движения машины и датчика, контролирующего частоту и особенности движения руля. Анализируя эти показатели, система предупреждала водителя об их выходе за пределы нормы.

Несколько позже тенденцию подхватила компания Mercedes, которая вместо видеокамеры использовала датчик мониторинга частоты и силы нажатия на педаль. При отклонении показателей от нормы, срабатывала система, требующая остановки. Через некоторое время эту систему модифицировали за счет дополнительной установки датчиков бокового ветра и оценки качества дороги.

В дальнейшем направление подхватили Skoda и Volkswagen.

Технологии контроля усталости водителей в настоящее время

Глобально эти технологии можно разделить на две крупные категории:

  1. Технологии контроля движения автомобиля: камеры для мониторинга движения автомобиля, анализ движений рулевого колеса, частоты нажатий педалей.

  2. Технологии мониторинга состояния водителя:

  • Анализ движения глаз, мимики и положения головы — мониторинг осуществляется с использованием камер и датчиков.

  • Биометрия — использование датчиков, встроенных в рулевое колесо или сидение, которые измеряют пульс, дыхание и другие физиологические показатели.

  • Мобильные приложения и носимые устройства с функцией отслеживания режима сна и бодрствования.

Отдельной категорией можно выделить:

  1. Умные системы анализа поведения водителя, которые включают оба вида технологий с последующей их обработкой.

  2. Электронные системы, отслеживающие чередование труда и отдыха, запрещающие водителям движение в случае превышения временных интервалов нахождения за рулем.

Современные встроенные системы мониторинга усталости водителей

Системы мониторинга усталости водителей используются в некоторых моделях автомобилей японских и европейских производителей.

Технологии контроля движения автомобиля популярны у европейского автопрома.

В таких системах мониторинга используется анализ движения рулевого колеса и соблюдение дорожной разметки/отклонение от нее. Некоторые модели могут будить водителя легким торможением, звуковыми сигналами или даже самостоятельно перехватывать управление и парковаться на обочине.

В частности, такими системами оснащены некоторые модели:

Skoda 

https://youtu.be/dE2jqMOhtVA?si=XyutACipBaVqyswY

Lexus 

https://youtu.be/OvsrrPiRpl4?si=C6FurnGoPe9OibJ2

А также Mercedes-Benz, Volkswagen и др.

Японская автомобильная промышленность делает ставки на салонные видеокамеры и контроль таких маркеров состояния водителя, как частота моргания, движение зрачков, положение головы, мимика и другое.

Контроль состояния водителя Subaru: 

https://youtu.be/sIXEIBe8Ovc?si=8lxBMF48H0FGgbdQ

Российские универсальные системы мониторинга усталости водителей

По состоянию на 2024 год на рынке были такие российские разработки, как MONTRANS DVR, СПРВ-МТ «Вигитон», «Антисон» ГК КСОР и другие. Все они направлены на контроль состояния водителей и предупреждение их об усталости и сонливости.

MONTRANS DVR 

Интеллектуальная система MONTRANS DVR построена на использовании искусственного интеллекта. Состоит из следующих компонентов:

  • ADAS (система помощи водителю). Контролирует положение автомобиля на дороге, предупреждает о пересечении разметки, определяет скорость в потоке и выдает уведомления об опасном сближении и угрозе столкновения.

  • DMS (мониторинг состояния водителя) — отвечает за мониторинг состояния водителя. Состоит из DSM-камеры, которая фиксирует сон, усталость, отвлечение водителя от дороги или иные действия, способные повлечь наступление опасной ситуации.

  • Видеорегистратор со встроенным спутниковым терминалом GPS/ГЛОНАСС. Отвечает за сбор информации со всех камер и датчиков, а также определяет местонахождение автомобиля. Полученные данные отправляются в облачный ЦОД.

  • Внешняя и внутренняя камеры фиксируют обстановку в салоне автомобиля и вне его.

  • Дисплей водителя выводит все уведомления и предупреждения.

Предусмотрены несколько вариантов комплектации системы и гибкая ее настройка в зависимости от потребностей заказчика.

Система MONTRANS DVR 

https://rutube.ru/video/0e1a30715e9a0b461e813f928307db79/?r=wd

СПРВ-МТ «Вигитон» российской компании «Нейроком» 

Разработка СПРВ-МТ «Вигитон» используется на рынке пассажирских и грузоперевозок. Она позволяет контролировать состояние водителя, быстро определяя наступление у него усталости и предотвращая засыпание. Система состоит из браслета, стационарного блока и кнопки обратной связи. Она анализирует:

  • Рациональность действий водителя через стационарный блок, установленный в автомобиле.

  • Электротермальную активность, снимая через браслет показатели с поверхности кожи.

Работа системы СПРВ-МТ «Вигитон» 

https://rutube.ru/video/ef91cb916b4117d00d5db24834ef1823/?r=wd

«Антисон» ГК КСОР 

Российская комплексная система мониторинга состояния водителей «Антисон», создана с использованием компьютерного зрения и нейросетей. Она позволяет выявить события, несущие потенциальный риск, и уведомить о них водителя и диспетчера.

Состоит из трех основных компонентов: DSM-камеры, центрального блока и сигнального дисплея. Опционально можно установить дополнительную камеру и монитор для водителя.

Собранные с автомобиля данные отправляются в облачный ЦОД.

Тестирование системы «Антисон» в Мострансавто: 

https://vk.com/video-94840784_456241369

Преимущества систем контроля состояния водителей для бизнеса

  • Снижение аварийности: контроль состояния водителя помогает избежать большого количества ДТП, включая ДТП со смертельным исходом.

  • Снижение расходов и повышение эффективности логистики: некоторые системы, помимо контроля состояния водителя, также следят за соблюдением скоростного режима, расходом топлива и другими показателями, оптимизация которых приводит к снижению расходов на логистику.

  • Повышение качества обслуживания клиентов: контроль за водителем позволяет обеспечить безопасность клиентов и соблюдение сроков доставки.

В настоящее время на российском рынке представлен большой выбор отечественных решений, осуществляющих мониторинг усталости водителей, обеспечивая контроль за безопасностью вождения грузового, пассажирского и легкового автотранспорта.

Теги:

Новости, истории и события
Смотреть все
Bell Integrator (ГК Softline) разработала платформу автоматизации создания программного обеспечения на базе искусственного интеллекта «Алькод»
Новости

Bell Integrator (ГК Softline) разработала платформу автоматизации создания программного обеспечения на базе искусственного интеллекта «Алькод»

25.03.2025

Совместимость ОС «МСВСфера АРМ» 9 вендора «Инферит» (ГК Softline) и POS-терминалов АТОЛ способствует надежной работе бизнеса
Новости

Совместимость ОС «МСВСфера АРМ» 9 вендора «Инферит» (ГК Softline) и POS-терминалов АТОЛ способствует надежной работе бизнеса

25.03.2025

Облачный провайдер ActiveCloud  (ГК Softline) помог одному из российских банков организовать эффективную работу инфраструктуры и защитить данные
Новости

Облачный провайдер ActiveCloud (ГК Softline) помог одному из российских банков организовать эффективную работу инфраструктуры и защитить данные

24.03.2025

Артем Улогов возглавит направление развития продаж софтверных продуктов вендора «Инферит» (ГК Softline)
Новости

Артем Улогов возглавит направление развития продаж софтверных продуктов вендора «Инферит» (ГК Softline)

24.03.2025

SL Soft (ГК Softline) провела курс лекций по ИИ для студентов УГНТУ
Новости

SL Soft (ГК Softline) провела курс лекций по ИИ для студентов УГНТУ

21.03.2025

Акции ПАО «Софтлайн» доступны к торгам на утренней сессии Московской биржи
Новости

Акции ПАО «Софтлайн» доступны к торгам на утренней сессии Московской биржи

21.03.2025

«Клаудмастер» (ГК Softline) помог «МТС Юрент» на 20% сократить расходы на ИТ-инфраструктуру
Новости

«Клаудмастер» (ГК Softline) помог «МТС Юрент» на 20% сократить расходы на ИТ-инфраструктуру

20.03.2025

«Инферит Облако» (ГК Softline) и K2-9b Group запускают сервис тестирования защищенности веб-ресурсов от DDoS-атак
Новости

«Инферит Облако» (ГК Softline) и K2-9b Group запускают сервис тестирования защищенности веб-ресурсов от DDoS-атак

19.03.2025

SL Soft (ГК Softline) и «НППКТ» подтвердили совместимость своих продуктов
Новости

SL Soft (ГК Softline) и «НППКТ» подтвердили совместимость своих продуктов

18.03.2025

«Инферит» (ГК Softline) подтвердил совместимость ОС «МСВСфера» 9 с многофункциональным PDF-редактором Master PDF Editor
Новости

«Инферит» (ГК Softline) подтвердил совместимость ОС «МСВСфера» 9 с многофункциональным PDF-редактором Master PDF Editor

18.03.2025

ПАО «Софтлайн» информирует участников обмена ГДР Noventiq  о приближающейся дате фиксации реестра акционеров по третьему этапу обмена 23 марта 2025 года
Новости

ПАО «Софтлайн» информирует участников обмена ГДР Noventiq о приближающейся дате фиксации реестра акционеров по третьему этапу обмена 23 марта 2025 года

18.03.2025

ПАО «Софтлайн» объявляет о замещении еврооблигаций Республики Беларусь из своего портфеля на обращающиеся на Московской бирже ценные бумаги на сумму 6 млрд рублей по номиналу
Новости

ПАО «Софтлайн» объявляет о замещении еврооблигаций Республики Беларусь из своего портфеля на обращающиеся на Московской бирже ценные бумаги на сумму 6 млрд рублей по номиналу

17.03.2025

ГК Softline стала ключевым партнером компании МУЛЬТИФАКТОР
Новости

ГК Softline стала ключевым партнером компании МУЛЬТИФАКТОР

17.03.2025

Российский производитель лазерных решений VPG Laserone (ГК Softline) принял участие в конференции «TransNet: магистральные сети связи»
Новости

Российский производитель лазерных решений VPG Laserone (ГК Softline) принял участие в конференции «TransNet: магистральные сети связи»

14.03.2025

Академия Softline запускает первую в России корпоративную программу по безопасности систем машинного обучения
Новости

Академия Softline запускает первую в России корпоративную программу по безопасности систем машинного обучения

14.03.2025

ГК Softline стала платиновым партнером UserGate
Новости

ГК Softline стала платиновым партнером UserGate

13.03.2025

SL Soft (ГК Softline) представила обновления платформы ROBIN и цифрового ассистента
Новости

SL Soft (ГК Softline) представила обновления платформы ROBIN и цифрового ассистента

12.03.2025

В «Цитрос ЮЗ ЭДО» от SL Soft (ГК Softline) поддержаны новые правила работы по упрощенной системе налогообложения
Новости

В «Цитрос ЮЗ ЭДО» от SL Soft (ГК Softline) поддержаны новые правила работы по упрощенной системе налогообложения

11.03.2025

Контроль усталости водителей
Блог

Контроль усталости водителей

25.03.2025

Инновации в школах в 2025 году: 3D-модели, БПЛА, роботы и VR
Блог

Инновации в школах в 2025 году: 3D-модели, БПЛА, роботы и VR

14.03.2025

Инвестиции в цифровизацию ритейла: стратегии 2025 года
Блог

Инвестиции в цифровизацию ритейла: стратегии 2025 года

11.03.2025

Топ-редакторы для работы с PDF — сравниваем программы
Блог

Топ-редакторы для работы с PDF — сравниваем программы

04.03.2025

Российские офисные системы: выбор и преимущества
Блог

Российские офисные системы: выбор и преимущества

03.03.2025

Softline Assessment и СУБД Tantor: мощный тандем для диагностики инфраструктуры
Блог

Softline Assessment и СУБД Tantor: мощный тандем для диагностики инфраструктуры

26.02.2025

Интервью ГК Softline и «Базальт СПО»: сервис Softline Enterprise Agreement — инфраструктура заказчика из единого окна
Блог

Интервью ГК Softline и «Базальт СПО»: сервис Softline Enterprise Agreement — инфраструктура заказчика из единого окна

24.02.2025

ИИ-тренды в промышленности: от цифровых ассистентов до умных АСУ ТП
Блог

ИИ-тренды в промышленности: от цифровых ассистентов до умных АСУ ТП

20.02.2025

Как эффективно защитить инфраструктуру компании от DDoS-атак?
Блог

Как эффективно защитить инфраструктуру компании от DDoS-атак?

14.02.2025

ИТ-тренды в образовании: с чем идем в 2025 год
Блог

ИТ-тренды в образовании: с чем идем в 2025 год

11.02.2025

Программирование без кода: как с помощью No-Code и Low-Code адаптировать Service Desk под любые задачи
Блог

Программирование без кода: как с помощью No-Code и Low-Code адаптировать Service Desk под любые задачи

04.02.2025

Егор Кукушкин (Группа «Борлас»): «Отечественный рынок смог в существенной степени переориентироваться на импортозамещение»
Блог

Егор Кукушкин (Группа «Борлас»): «Отечественный рынок смог в существенной степени переориентироваться на импортозамещение»

04.02.2025

Юрий Латин, Bell Integrator: Будущее заказной разработки перспективное, и не только из-за импортозамещения
Блог

Юрий Латин, Bell Integrator: Будущее заказной разработки перспективное, и не только из-за импортозамещения

04.02.2025

Стек российских технологий из одного «окна»: как выгодно импортозаместить ПО с Softline Enterprise Agreement
Блог

Стек российских технологий из одного «окна»: как выгодно импортозаместить ПО с Softline Enterprise Agreement

04.02.2025

Как технологии no-code ускоряют внедрение цифровых двойников
Блог

Как технологии no-code ускоряют внедрение цифровых двойников

03.02.2025

Как оснастить школу в соответствии с приказом № 838: руководство для строительных компаний
Блог

Как оснастить школу в соответствии с приказом № 838: руководство для строительных компаний

29.01.2025

Рынок BPM-систем вчера, сегодня, завтра
Блог

Рынок BPM-систем вчера, сегодня, завтра

28.01.2025

Дата-центры в России: тенденции и перспективы
Блог

Дата-центры в России: тенденции и перспективы

13.01.2025