Москва
Мероприятия
Блог
Корзина
Регистрация Войти
main-bg
Блог

Контроль усталости водителей

Усталость водителя — важный фактор риска на дороге. Его коварство сложно переоценить: постепенно накапливаясь, усталость приводит к снижению концентрации внимания, ухудшению реакции и восприятия обстановки. Особенно опасным этот фактор становится в длительных поездках, когда монотонность дороги и однообразие движения создают иллюзию безопасности. Но даже короткий рейс может стать испытанием, если водитель недостаточно выспался или находится в состоянии стресса. Понимание природы усталости и умение вовремя распознать её симптомы помогут сохранить безопасность на дорогах.

Статистика ДТП из-за засыпания водителей за рулем

Согласно исследованию, проведенному компанией Ford, данные которого были опубликованы в онлайн-журнале «За рулем», 32% российских водителей засыпали за рулем. 3,8% из них просыпались только в момент столкновения или вылетев с дороги. При этом 24% из опрошенных заявили, что чувство сонливости за рулем им знакомо, хотя и не приводило к засыпанию.

Причины усталости водителей

Недосып. Сон взрослого человека за сутки должен составлять не меньше 7-8 часов. Особенно этот фактор важен, если впереди предстоит дорога.

Биоритмы. Для разных людей бывает комфортным разное время суток. И если вечерняя или ночная дорога для «совы» покажется привычным делом, то «жаворонок» к ночи захочет спать и не сможет безопасно продолжать двигаться по маршруту.

Неподвижность. Одна и та же поза, отсутствие движения, тело может воспринимать это как сигнал отхода ко сну.

Однообразие. При долгой дороге однообразный пейзаж за окном, отсутствие существенных перемен и маневрирования приводит к ослаблению внимания, в дальнейшем — к сонливости.

Режим питания. Все знают, что при переедании начинается ощущаться сонливость, а переесть на голодный желудок проще. Поэтому в дороге важно соблюдение режима питания.

Шум. Треск рации, шипение приемника и другие источники «белого шума» представляют собой особенную опасность. Они могут работать как сильнейшее снотворное.

Тепло. Избыточное тепло в салоне автомобиля вызывает сильную сонливость водителя и пассажиров.

Отсутствие проветривания. В случае, если в салоне душно и не происходит приток свежего воздуха, усталость и сонливость усиливаются.

Осадки. Осадки — дождь и снег — могут иметь почти гипнотический эффект. Например, крупные хлопья снега, летящие на скорости в лобовое стекло, очень быстро утомляют и приводят к сонливости и потери координации.

История развития систем контроля усталости водителей

Пионерами этого направления стала компания Nissan (Япония). В 1977 году она запатентовала технологию контроля усталости водителя, однако широкого распространения система тогда не получила по нескольким причинам, включая недостаточное развитие соответствующих технологий и более приоритетные задачи, стоящие перед компанией.

Развитие электроники дало новый толчок к развитию этого направления. Серийную установку систем контроля усталости водителей Driver Alert Control начали производить в компании Volvo (Швеция). В эту систему входило сочетание камеры для мониторинга движения машины и датчика, контролирующего частоту и особенности движения руля. Анализируя эти показатели, система предупреждала водителя об их выходе за пределы нормы.

Несколько позже тенденцию подхватила компания Mercedes, которая вместо видеокамеры использовала датчик мониторинга частоты и силы нажатия на педаль. При отклонении показателей от нормы, срабатывала система, требующая остановки. Через некоторое время эту систему модифицировали за счет дополнительной установки датчиков бокового ветра и оценки качества дороги.

В дальнейшем направление подхватили Skoda и Volkswagen.

Технологии контроля усталости водителей в настоящее время

Глобально эти технологии можно разделить на две крупные категории:

  1. Технологии контроля движения автомобиля: камеры для мониторинга движения автомобиля, анализ движений рулевого колеса, частоты нажатий педалей.

  2. Технологии мониторинга состояния водителя:

  • Анализ движения глаз, мимики и положения головы — мониторинг осуществляется с использованием камер и датчиков.

  • Биометрия — использование датчиков, встроенных в рулевое колесо или сидение, которые измеряют пульс, дыхание и другие физиологические показатели.

  • Мобильные приложения и носимые устройства с функцией отслеживания режима сна и бодрствования.

Отдельной категорией можно выделить:

  1. Умные системы анализа поведения водителя, которые включают оба вида технологий с последующей их обработкой.

  2. Электронные системы, отслеживающие чередование труда и отдыха, запрещающие водителям движение в случае превышения временных интервалов нахождения за рулем.

Современные встроенные системы мониторинга усталости водителей

Системы мониторинга усталости водителей используются в некоторых моделях автомобилей японских и европейских производителей.

Технологии контроля движения автомобиля популярны у европейского автопрома.

В таких системах мониторинга используется анализ движения рулевого колеса и соблюдение дорожной разметки/отклонение от нее. Некоторые модели могут будить водителя легким торможением, звуковыми сигналами или даже самостоятельно перехватывать управление и парковаться на обочине.

В частности, такими системами оснащены некоторые модели:

Skoda 

Lexus 

А также Mercedes-Benz, Volkswagen и др.

Японская автомобильная промышленность делает ставки на салонные видеокамеры и контроль таких маркеров состояния водителя, как частота моргания, движение зрачков, положение головы, мимика и другое.

Контроль состояния водителя Subaru: 

Российские универсальные системы мониторинга усталости водителей

По состоянию на 2024 год на рынке были такие российские разработки, как MONTRANS DVR, СПРВ-МТ «Вигитон», «Антисон» ГК КСОР и другие. Все они направлены на контроль состояния водителей и предупреждение их об усталости и сонливости.

MONTRANS DVR 

Интеллектуальная система MONTRANS DVR построена на использовании искусственного интеллекта. Состоит из следующих компонентов:

  • ADAS (система помощи водителю). Контролирует положение автомобиля на дороге, предупреждает о пересечении разметки, определяет скорость в потоке и выдает уведомления об опасном сближении и угрозе столкновения.

  • DMS (мониторинг состояния водителя) — отвечает за мониторинг состояния водителя. Состоит из DSM-камеры, которая фиксирует сон, усталость, отвлечение водителя от дороги или иные действия, способные повлечь наступление опасной ситуации.

  • Видеорегистратор со встроенным спутниковым терминалом GPS/ГЛОНАСС. Отвечает за сбор информации со всех камер и датчиков, а также определяет местонахождение автомобиля. Полученные данные отправляются в облачный ЦОД.

  • Внешняя и внутренняя камеры фиксируют обстановку в салоне автомобиля и вне его.

  • Дисплей водителя выводит все уведомления и предупреждения.

Предусмотрены несколько вариантов комплектации системы и гибкая ее настройка в зависимости от потребностей заказчика.

Система MONTRANS DVR 

СПРВ-МТ «Вигитон» российской компании «Нейроком» 

Разработка СПРВ-МТ «Вигитон» используется на рынке пассажирских и грузоперевозок. Она позволяет контролировать состояние водителя, быстро определяя наступление у него усталости и предотвращая засыпание. Система состоит из браслета, стационарного блока и кнопки обратной связи. Она анализирует:

  • Рациональность действий водителя через стационарный блок, установленный в автомобиле.

  • Электротермальную активность, снимая через браслет показатели с поверхности кожи.

Работа системы СПРВ-МТ «Вигитон» 

«Антисон» ГК КСОР 

Российская комплексная система мониторинга состояния водителей «Антисон», создана с использованием компьютерного зрения и нейросетей. Она позволяет выявить события, несущие потенциальный риск, и уведомить о них водителя и диспетчера.

Состоит из трех основных компонентов: DSM-камеры, центрального блока и сигнального дисплея. Опционально можно установить дополнительную камеру и монитор для водителя.

Собранные с автомобиля данные отправляются в облачный ЦОД.

Тестирование системы «Антисон» в Мострансавто: 

Преимущества систем контроля состояния водителей для бизнеса

  • Снижение аварийности: контроль состояния водителя помогает избежать большого количества ДТП, включая ДТП со смертельным исходом.

  • Снижение расходов и повышение эффективности логистики: некоторые системы, помимо контроля состояния водителя, также следят за соблюдением скоростного режима, расходом топлива и другими показателями, оптимизация которых приводит к снижению расходов на логистику.

  • Повышение качества обслуживания клиентов: контроль за водителем позволяет обеспечить безопасность клиентов и соблюдение сроков доставки.

В настоящее время на российском рынке представлен большой выбор отечественных решений, осуществляющих мониторинг усталости водителей, обеспечивая контроль за безопасностью вождения грузового, пассажирского и легкового автотранспорта.

Теги:

Новости, истории и события
Смотреть все
Вышел новый релиз бизнес-платформы Polymatica ЕРМ компании SL Soft FabricaONE.AI (акционер — ГК Softline)
Новости

Вышел новый релиз бизнес-платформы Polymatica ЕРМ компании SL Soft FabricaONE.AI (акционер — ГК Softline)

03.07.2025

Платформа «Клаудмастер» от «Инферит FinOps» (ГК Softline) возглавила рейтинг российских решений для управления облачными финансами
Новости

Платформа «Клаудмастер» от «Инферит FinOps» (ГК Softline) возглавила рейтинг российских решений для управления облачными финансами

02.07.2025

ГК Softline и Центр развития транспортных систем договорились о сотрудничестве в сфере цифровизации транспорта
Новости

ГК Softline и Центр развития транспортных систем договорились о сотрудничестве в сфере цифровизации транспорта

01.07.2025

Акционеры ПАО «Софтлайн» в ходе Годового общего собрания приняли ряд важных решений, направленных на создание долгосрочной акционерной стоимости Компании
Новости

Акционеры ПАО «Софтлайн» в ходе Годового общего собрания приняли ряд важных решений, направленных на создание долгосрочной акционерной стоимости Компании

01.07.2025

Академия АйТи (кластер FabricaONE.AI ГК Softline) и CoMind запускают практико-ориентированную программу обучения ИИ для бизнеса
Новости

Академия АйТи (кластер FabricaONE.AI ГК Softline) и CoMind запускают практико-ориентированную программу обучения ИИ для бизнеса

30.06.2025

ПАО «Софтлайн» стало эталоном IR-рейтинга Smart-lab
Новости

ПАО «Софтлайн» стало эталоном IR-рейтинга Smart-lab

30.06.2025

Провайдер «Инферит Облако» (ГК Softline) и компания «Береста РК» объявили о стратегическом партнерстве в сфере цифровой трансформации бизнеса
Новости

Провайдер «Инферит Облако» (ГК Softline) и компания «Береста РК» объявили о стратегическом партнерстве в сфере цифровой трансформации бизнеса

27.06.2025

 ГК Softline приобретает контролирующую долю в группе компаний Омег-Альянс
Новости

ГК Softline приобретает контролирующую долю в группе компаний Омег-Альянс

27.06.2025

Российский производитель лазерных решений VPG LaserONE (ГК Softline) принял участие в Центрально-азиатском конгрессе по эндоурологии (CEAC 2025)
Новости

Российский производитель лазерных решений VPG LaserONE (ГК Softline) принял участие в Центрально-азиатском конгрессе по эндоурологии (CEAC 2025)

26.06.2025

Bell Integrator (кластер FabricaONE.AI ГК Softline) принял участие в дискуссии на тему искусственного интеллекта в рамках ПМЭФ-2025
Новости

Bell Integrator (кластер FabricaONE.AI ГК Softline) принял участие в дискуссии на тему искусственного интеллекта в рамках ПМЭФ-2025

26.06.2025

Позиция ГК Softline по приобретению завода по производству электроинструментов в г. Энгельс
Новости

Позиция ГК Softline по приобретению завода по производству электроинструментов в г. Энгельс

25.06.2025

ГК Softline и «Телеком биржа» объявляют о партнерстве в сфере облачных решений
Новости

ГК Softline и «Телеком биржа» объявляют о партнерстве в сфере облачных решений

25.06.2025

«Инферит ОС» (ГК Softline) подтвердил совместимость ОС «МСВСфера Сервер» 9 и справочной правовой системы «КонсультантПлюс»
Новости

«Инферит ОС» (ГК Softline) подтвердил совместимость ОС «МСВСфера Сервер» 9 и справочной правовой системы «КонсультантПлюс»

25.06.2025

Генеральный директор ГК Softline Владимир Лавров выступил на ежегодном ИТ-завтраке РУССОФТ на ПМЭФ-2025
Новости

Генеральный директор ГК Softline Владимир Лавров выступил на ежегодном ИТ-завтраке РУССОФТ на ПМЭФ-2025

24.06.2025

Стационарный комплекс РДИ от «Инферит Техника» (ГК Softline) вошел в реестр Минпромторга
Новости

Стационарный комплекс РДИ от «Инферит Техника» (ГК Softline) вошел в реестр Минпромторга

24.06.2025

Платформа для корпоративного обучения «Стадия» от Академии АйТи (кластер FabricaONE.AI ГК Softline) получила главную награду премии HR Tech Awards 2025
Новости

Платформа для корпоративного обучения «Стадия» от Академии АйТи (кластер FabricaONE.AI ГК Softline) получила главную награду премии HR Tech Awards 2025

24.06.2025

ГК Softline примет участие во встрече HR-клуба РУССОФТ
Новости

ГК Softline примет участие во встрече HR-клуба РУССОФТ

23.06.2025

Сомерс (ГК Softline) внедряет Bluetooth-платежи «Волна» от НСПК
Новости

Сомерс (ГК Softline) внедряет Bluetooth-платежи «Волна» от НСПК

23.06.2025

ЦОД: основные компоненты, классификация и системы безопасности
Блог

ЦОД: основные компоненты, классификация и системы безопасности

04.07.2025

Критическая информационная инфраструктура: все, что нужно знать о КИИ
Блог

Критическая информационная инфраструктура: все, что нужно знать о КИИ

01.07.2025

SimpleOne HRMS: автоматизация управления персоналом для повышения лояльности сотрудников и эффективности бизнеса
Блог

SimpleOne HRMS: автоматизация управления персоналом для повышения лояльности сотрудников и эффективности бизнеса

27.06.2025

Технологии умного города: от ИИ до RPA
Блог

Технологии умного города: от ИИ до RPA

25.06.2025

ГК Softline развивает наукоемкое ПО для инженерного анализа (САЕ)
Блог

ГК Softline развивает наукоемкое ПО для инженерного анализа (САЕ)

23.06.2025

Российские облачные сервисы: преимущества, особенности и выбор
Блог

Российские облачные сервисы: преимущества, особенности и выбор

20.06.2025

VPS: что это и когда он необходим бизнесу
Блог

VPS: что это и когда он необходим бизнесу

17.06.2025

Яндекс 360: эволюция решений для цифровой трансформации бизнеса
Блог

Яндекс 360: эволюция решений для цифровой трансформации бизнеса

11.06.2025

Платформизация, безопасность ИИ и активная защита малого бизнеса — «Лаборатория Касперского» об ИБ-рынке
Блог

Платформизация, безопасность ИИ и активная защита малого бизнеса — «Лаборатория Касперского» об ИБ-рынке

09.06.2025

Генеративный ИИ в промышленности: роботы, агенты и «Индустрия 6.0»
Блог

Генеративный ИИ в промышленности: роботы, агенты и «Индустрия 6.0»

04.06.2025

Платежные терминалы: виды, безопасность и тенденции рынка
Блог

Платежные терминалы: виды, безопасность и тенденции рынка

28.05.2025

Российские антивирусы
Блог

Российские антивирусы

26.05.2025

Увеличение штрафов за нарушения в обработке и хранении ПДн с 30 мая 2025
Блог

Увеличение штрафов за нарушения в обработке и хранении ПДн с 30 мая 2025

20.05.2025

Цифровая трансформация: с чего начать
Блог

Цифровая трансформация: с чего начать

15.05.2025

Защита персональных данных: требования законодательства и способы защиты от утечек
Блог

Защита персональных данных: требования законодательства и способы защиты от утечек

06.05.2025

Как устроены цифровые двойники: этапы разработки и примеры использования
Блог

Как устроены цифровые двойники: этапы разработки и примеры использования

29.04.2025

Стратегия перехода в облако
Блог

Стратегия перехода в облако

24.04.2025

Защита данных и информации: методы, практика, стандарты и законы
Блог

Защита данных и информации: методы, практика, стандарты и законы

22.04.2025

ИТ-решения, кейсы, новости
в Telegram-канале Softline
Подписаться