Москва
Мероприятия
Блог
Корзина
Регистрация Войти
main-bg
Блог

Контроль усталости водителей

Усталость водителя — важный фактор риска на дороге. Его коварство сложно переоценить: постепенно накапливаясь, усталость приводит к снижению концентрации внимания, ухудшению реакции и восприятия обстановки. Особенно опасным этот фактор становится в длительных поездках, когда монотонность дороги и однообразие движения создают иллюзию безопасности. Но даже короткий рейс может стать испытанием, если водитель недостаточно выспался или находится в состоянии стресса. Понимание природы усталости и умение вовремя распознать её симптомы помогут сохранить безопасность на дорогах.

Статистика ДТП из-за засыпания водителей за рулем

Согласно исследованию, проведенному компанией Ford, данные которого были опубликованы в онлайн-журнале «За рулем», 32% российских водителей засыпали за рулем. 3,8% из них просыпались только в момент столкновения или вылетев с дороги. При этом 24% из опрошенных заявили, что чувство сонливости за рулем им знакомо, хотя и не приводило к засыпанию.

Причины усталости водителей

Недосып. Сон взрослого человека за сутки должен составлять не меньше 7-8 часов. Особенно этот фактор важен, если впереди предстоит дорога.

Биоритмы. Для разных людей бывает комфортным разное время суток. И если вечерняя или ночная дорога для «совы» покажется привычным делом, то «жаворонок» к ночи захочет спать и не сможет безопасно продолжать двигаться по маршруту.

Неподвижность. Одна и та же поза, отсутствие движения, тело может воспринимать это как сигнал отхода ко сну.

Однообразие. При долгой дороге однообразный пейзаж за окном, отсутствие существенных перемен и маневрирования приводит к ослаблению внимания, в дальнейшем — к сонливости.

Режим питания. Все знают, что при переедании начинается ощущаться сонливость, а переесть на голодный желудок проще. Поэтому в дороге важно соблюдение режима питания.

Шум. Треск рации, шипение приемника и другие источники «белого шума» представляют собой особенную опасность. Они могут работать как сильнейшее снотворное.

Тепло. Избыточное тепло в салоне автомобиля вызывает сильную сонливость водителя и пассажиров.

Отсутствие проветривания. В случае, если в салоне душно и не происходит приток свежего воздуха, усталость и сонливость усиливаются.

Осадки. Осадки — дождь и снег — могут иметь почти гипнотический эффект. Например, крупные хлопья снега, летящие на скорости в лобовое стекло, очень быстро утомляют и приводят к сонливости и потери координации.

История развития систем контроля усталости водителей

Пионерами этого направления стала компания Nissan (Япония). В 1977 году она запатентовала технологию контроля усталости водителя, однако широкого распространения система тогда не получила по нескольким причинам, включая недостаточное развитие соответствующих технологий и более приоритетные задачи, стоящие перед компанией.

Развитие электроники дало новый толчок к развитию этого направления. Серийную установку систем контроля усталости водителей Driver Alert Control начали производить в компании Volvo (Швеция). В эту систему входило сочетание камеры для мониторинга движения машины и датчика, контролирующего частоту и особенности движения руля. Анализируя эти показатели, система предупреждала водителя об их выходе за пределы нормы.

Несколько позже тенденцию подхватила компания Mercedes, которая вместо видеокамеры использовала датчик мониторинга частоты и силы нажатия на педаль. При отклонении показателей от нормы, срабатывала система, требующая остановки. Через некоторое время эту систему модифицировали за счет дополнительной установки датчиков бокового ветра и оценки качества дороги.

В дальнейшем направление подхватили Skoda и Volkswagen.

Технологии контроля усталости водителей в настоящее время

Глобально эти технологии можно разделить на две крупные категории:

  1. Технологии контроля движения автомобиля: камеры для мониторинга движения автомобиля, анализ движений рулевого колеса, частоты нажатий педалей.

  2. Технологии мониторинга состояния водителя:

  • Анализ движения глаз, мимики и положения головы — мониторинг осуществляется с использованием камер и датчиков.

  • Биометрия — использование датчиков, встроенных в рулевое колесо или сидение, которые измеряют пульс, дыхание и другие физиологические показатели.

  • Мобильные приложения и носимые устройства с функцией отслеживания режима сна и бодрствования.

Отдельной категорией можно выделить:

  1. Умные системы анализа поведения водителя, которые включают оба вида технологий с последующей их обработкой.

  2. Электронные системы, отслеживающие чередование труда и отдыха, запрещающие водителям движение в случае превышения временных интервалов нахождения за рулем.

Современные встроенные системы мониторинга усталости водителей

Системы мониторинга усталости водителей используются в некоторых моделях автомобилей японских и европейских производителей.

Технологии контроля движения автомобиля популярны у европейского автопрома.

В таких системах мониторинга используется анализ движения рулевого колеса и соблюдение дорожной разметки/отклонение от нее. Некоторые модели могут будить водителя легким торможением, звуковыми сигналами или даже самостоятельно перехватывать управление и парковаться на обочине.

В частности, такими системами оснащены некоторые модели:

Skoda 

Lexus 

А также Mercedes-Benz, Volkswagen и др.

Японская автомобильная промышленность делает ставки на салонные видеокамеры и контроль таких маркеров состояния водителя, как частота моргания, движение зрачков, положение головы, мимика и другое.

Контроль состояния водителя Subaru: 

Российские универсальные системы мониторинга усталости водителей

По состоянию на 2024 год на рынке были такие российские разработки, как MONTRANS DVR, СПРВ-МТ «Вигитон», «Антисон» ГК КСОР и другие. Все они направлены на контроль состояния водителей и предупреждение их об усталости и сонливости.

MONTRANS DVR 

Интеллектуальная система MONTRANS DVR построена на использовании искусственного интеллекта. Состоит из следующих компонентов:

  • ADAS (система помощи водителю). Контролирует положение автомобиля на дороге, предупреждает о пересечении разметки, определяет скорость в потоке и выдает уведомления об опасном сближении и угрозе столкновения.

  • DMS (мониторинг состояния водителя) — отвечает за мониторинг состояния водителя. Состоит из DSM-камеры, которая фиксирует сон, усталость, отвлечение водителя от дороги или иные действия, способные повлечь наступление опасной ситуации.

  • Видеорегистратор со встроенным спутниковым терминалом GPS/ГЛОНАСС. Отвечает за сбор информации со всех камер и датчиков, а также определяет местонахождение автомобиля. Полученные данные отправляются в облачный ЦОД.

  • Внешняя и внутренняя камеры фиксируют обстановку в салоне автомобиля и вне его.

  • Дисплей водителя выводит все уведомления и предупреждения.

Предусмотрены несколько вариантов комплектации системы и гибкая ее настройка в зависимости от потребностей заказчика.

Система MONTRANS DVR 

СПРВ-МТ «Вигитон» российской компании «Нейроком» 

Разработка СПРВ-МТ «Вигитон» используется на рынке пассажирских и грузоперевозок. Она позволяет контролировать состояние водителя, быстро определяя наступление у него усталости и предотвращая засыпание. Система состоит из браслета, стационарного блока и кнопки обратной связи. Она анализирует:

  • Рациональность действий водителя через стационарный блок, установленный в автомобиле.

  • Электротермальную активность, снимая через браслет показатели с поверхности кожи.

Работа системы СПРВ-МТ «Вигитон» 

«Антисон» ГК КСОР 

Российская комплексная система мониторинга состояния водителей «Антисон», создана с использованием компьютерного зрения и нейросетей. Она позволяет выявить события, несущие потенциальный риск, и уведомить о них водителя и диспетчера.

Состоит из трех основных компонентов: DSM-камеры, центрального блока и сигнального дисплея. Опционально можно установить дополнительную камеру и монитор для водителя.

Собранные с автомобиля данные отправляются в облачный ЦОД.

Тестирование системы «Антисон» в Мострансавто: 

Преимущества систем контроля состояния водителей для бизнеса

  • Снижение аварийности: контроль состояния водителя помогает избежать большого количества ДТП, включая ДТП со смертельным исходом.

  • Снижение расходов и повышение эффективности логистики: некоторые системы, помимо контроля состояния водителя, также следят за соблюдением скоростного режима, расходом топлива и другими показателями, оптимизация которых приводит к снижению расходов на логистику.

  • Повышение качества обслуживания клиентов: контроль за водителем позволяет обеспечить безопасность клиентов и соблюдение сроков доставки.

В настоящее время на российском рынке представлен большой выбор отечественных решений, осуществляющих мониторинг усталости водителей, обеспечивая контроль за безопасностью вождения грузового, пассажирского и легкового автотранспорта.

Теги:

Новости, истории и события
Смотреть все
ГК Softline примет участие в ИТ-Пикнике 16 августа
Новости

ГК Softline примет участие в ИТ-Пикнике 16 августа

01.08.2025

«Софтлайн Решения» (ГК Softline) и ЛГТУ подписали соглашение в рамках SEA
Новости

«Софтлайн Решения» (ГК Softline) и ЛГТУ подписали соглашение в рамках SEA

01.08.2025

«Софтлайн Решения» помогла проектному институту «Средневолжскэлектропроект» внедрить российское решение для трехмерного проектирования Renga Professional
Новости

«Софтлайн Решения» помогла проектному институту «Средневолжскэлектропроект» внедрить российское решение для трехмерного проектирования Renga Professional

01.08.2025

BillogicPlatform от «Инферит» (ГК Softline) помогла компании Cloud Technology автоматизировать работу с подписками
Новости

BillogicPlatform от «Инферит» (ГК Softline) помогла компании Cloud Technology автоматизировать работу с подписками

31.07.2025

Компания Bell Integrator FabricaONE.AI (акционер — ГК Softline) реализовала проект по импортозамещению иностранной CMS системы SiteCore и переводу сайта крупного российского банка на новый технологический стек открытого российского ПО
Новости

Компания Bell Integrator FabricaONE.AI (акционер — ГК Softline) реализовала проект по импортозамещению иностранной CMS системы SiteCore и переводу сайта крупного российского банка на новый технологический стек открытого российского ПО

30.07.2025

SL Soft FabricaONE.AI (акционер – ГК Softline) выпустила обновление BI-платформы Polymatica
Новости

SL Soft FabricaONE.AI (акционер – ГК Softline) выпустила обновление BI-платформы Polymatica

30.07.2025

«Инферит ОС» (ГК Softline) запускает открытое бета-тестирование операционной системы «МСВСфера» 10
Новости

«Инферит ОС» (ГК Softline) запускает открытое бета-тестирование операционной системы «МСВСфера» 10

29.07.2025

Академия Softline (ГК Softline) открывает обучение по продуктам С-Терра
Новости

Академия Softline (ГК Softline) открывает обучение по продуктам С-Терра

29.07.2025

«Инферит ОС» (ГК Softline) запускает курсы по администрированию и основам работы в ОС «МСВСфера» в Академии Softline
Новости

«Инферит ОС» (ГК Softline) запускает курсы по администрированию и основам работы в ОС «МСВСфера» в Академии Softline

28.07.2025

ГК Softline помогла компании Right line внедрить MaxPatrol SIEM и MaxPatrol VM для защиты ИТ-инфраструктуры
Новости

ГК Softline помогла компании Right line внедрить MaxPatrol SIEM и MaxPatrol VM для защиты ИТ-инфраструктуры

28.07.2025

 ГК Softline стала платиновым партнером VK Tech
Новости

ГК Softline стала платиновым партнером VK Tech

25.07.2025

Подтверждена совместимость ОС «МСВСфера» от «Инферит ОС» и платформы ROBIN от SL Soft FabricaONE.AI (акционер — ГК Softline)
Новости

Подтверждена совместимость ОС «МСВСфера» от «Инферит ОС» и платформы ROBIN от SL Soft FabricaONE.AI (акционер — ГК Softline)

24.07.2025

ПАО «Софтлайн» опубликует аудированную Консолидированную финансовую отчетность ПАО «Софтлайн» за 6 месяцев 2025 года 21 августа 2025 года
Новости

ПАО «Софтлайн» опубликует аудированную Консолидированную финансовую отчетность ПАО «Софтлайн» за 6 месяцев 2025 года 21 августа 2025 года

24.07.2025

ГК Softline и ГК «ИТ Эксперт» объединят усилия для продвижения ITSM-решений
Новости

ГК Softline и ГК «ИТ Эксперт» объединят усилия для продвижения ITSM-решений

23.07.2025

ГК Softline — 6 место в рейтинге крупнейших ИТ-компаний России
Новости

ГК Softline — 6 место в рейтинге крупнейших ИТ-компаний России

23.07.2025

«Инферит» (ГК Softline) представил обновленную версию ПО для инвентаризации и контроля ИТ-активов «Инферит ИТМен»
Новости

«Инферит» (ГК Softline) представил обновленную версию ПО для инвентаризации и контроля ИТ-активов «Инферит ИТМен»

22.07.2025

«Инферит ОС» (ГК Softline) подтвердил совместимость операционной системы «МСВСфера АРМ» 9 с техникой HIPER
Новости

«Инферит ОС» (ГК Softline) подтвердил совместимость операционной системы «МСВСфера АРМ» 9 с техникой HIPER

21.07.2025

Bell Integrator FabricaONE.AI (акционер - ГК Softline) разработал собственное решение для управления API компаний
Новости

Bell Integrator FabricaONE.AI (акционер - ГК Softline) разработал собственное решение для управления API компаний

18.07.2025

Импортозамещение в 2025 году
Блог

Импортозамещение в 2025 году

01.08.2025

Искусственный интеллект для медицины: реалии 2025 года
Блог

Искусственный интеллект для медицины: реалии 2025 года

24.07.2025

Топ российских производителей ноутбуков 2025: специализация и ведущие модели
Блог

Топ российских производителей ноутбуков 2025: специализация и ведущие модели

21.07.2025

ИБ-консультанты: кто спасет бизнес от утечек и хакерских атак
Блог

ИБ-консультанты: кто спасет бизнес от утечек и хакерских атак

18.07.2025

TMS-системы: рациональный и интеллектуальный подход к управлению тестированием
Блог

TMS-системы: рациональный и интеллектуальный подход к управлению тестированием

17.07.2025

Востребованные ИТ-профессии в 2025 году
Блог

Востребованные ИТ-профессии в 2025 году

15.07.2025

Без паники: как управлять ИТ-инфраструктурой без SCCM
Блог

Без паники: как управлять ИТ-инфраструктурой без SCCM

07.07.2025

ЦОД: основные компоненты, классификация и системы безопасности
Блог

ЦОД: основные компоненты, классификация и системы безопасности

04.07.2025

Критическая информационная инфраструктура: все, что нужно знать о КИИ
Блог

Критическая информационная инфраструктура: все, что нужно знать о КИИ

01.07.2025

SimpleOne HRMS: автоматизация управления персоналом для повышения лояльности сотрудников и эффективности бизнеса
Блог

SimpleOne HRMS: автоматизация управления персоналом для повышения лояльности сотрудников и эффективности бизнеса

27.06.2025

Технологии умного города: от ИИ до RPA
Блог

Технологии умного города: от ИИ до RPA

25.06.2025

ГК Softline развивает наукоемкое ПО для инженерного анализа (САЕ)
Блог

ГК Softline развивает наукоемкое ПО для инженерного анализа (САЕ)

23.06.2025

Российские облачные сервисы: преимущества, особенности и выбор
Блог

Российские облачные сервисы: преимущества, особенности и выбор

20.06.2025

VPS: что это и когда он необходим бизнесу
Блог

VPS: что это и когда он необходим бизнесу

17.06.2025

Яндекс 360: эволюция решений для цифровой трансформации бизнеса
Блог

Яндекс 360: эволюция решений для цифровой трансформации бизнеса

11.06.2025

Платформизация, безопасность ИИ и активная защита малого бизнеса — «Лаборатория Касперского» об ИБ-рынке
Блог

Платформизация, безопасность ИИ и активная защита малого бизнеса — «Лаборатория Касперского» об ИБ-рынке

09.06.2025

Генеративный ИИ в промышленности: роботы, агенты и «Индустрия 6.0»
Блог

Генеративный ИИ в промышленности: роботы, агенты и «Индустрия 6.0»

04.06.2025

Платежные терминалы: виды, безопасность и тенденции рынка
Блог

Платежные терминалы: виды, безопасность и тенденции рынка

28.05.2025

ИТ-решения, кейсы, новости
в Telegram-канале Softline
Подписаться