![main-bg](/upload/iblock/1cd/kpjxww2ng914rlqvs5p54rcohvc5xx3h/iStock-1254051142.jpg)
Как оснастить школу в соответствии с приказом № 838: руководство для строительных компаний
![Виталий Гаврицков](/upload/iblock/dc5/unyircv28ufdq417fli1e08y378ivy18/gavrickiy.png)
руководитель направления развития бизнеса в Образовательных проектах
Развитие технологий и быстро меняющаяся реальность требуют новых подходов к организации образовательного пространства. За пять лет действия национального проекта «Образование» капитально отремонтировали и модернизировали более 4 тыс. школ и построили 1,3 тыс. новых. Это в том числе позволило России войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. В 2025 году работа продолжится в рамках национального проекта «Молодежь и дети» и разрабатываемой Стратегии развития образования до 2030 года. В фокусе по-прежнему останутся формирование инфраструктуры, модернизация и оснащение общеобразовательных учреждений.
Ежегодно в России строятся несколько сотен новых школ с современными планировками и архитектурными решениями, которые отвечают новым требованиям и стандартам обучения. Особняком стоит оснащение образовательных учреждений оборудованием, актуальными учебными материалами и техникой. В большинстве случаев эта задача лежит на строительных компаниях, которые возводят школы по госконтрактам, концессионным соглашениям и в рамках комплексного развития территорий.
В этой статье:
- рассмотрим нормативную базу оснащения школ;
- подробно разберем приказ Министерства просвещения РФ № 838;
- объясним, как укомплектовать школу под ключ.
Какие документы регламентируют оснащение школ
Оснащение школ в России регулируется несколькими ключевыми документами. Они устанавливают требования к организации помещений, оборудованию и учебным материалам
1. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) обеспечивают единство образовательного пространства и содержат требования к структуре образовательных программ, результатам их освоения и к условиям реализации, в том числе материально-техническим.
2. Санитарные правила и нормы (СП 2.4.3648-20, СанПиН 2.4.3648-21 и др.) устанавливают нормы организации рабочих мест, освещения, вентиляции, эргономики школьной мебели и т.д.
3. Приказ Минпросвещения Российской Федерации № 838 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций» от от 28 ноября 2024 года содержит список оборудования классов, лабораторий, других школьных помещений, который был разработан в рамках программы «Развитие образования».
Эти документы определяют, какими должны быть школы по всей стране. Важную роль играет и проектная документация конкретного здания. На этапе проектирования закладываются требования и пожелания региональных департаментов и администрации школы к будущему помещению. Например, сколько будет начальных классов, кабинетов биологии, информатики, будет ли спортивный комплекс или лаборатория робототехники. Иногда в проектной документации, наоборот, поверхностно учитываются требования к комплектации. Бывает и так, что за время строительства объекта стандарты оснащения образовательных учреждений изменились, а проект устарел. В таких случаях застройщику приходится самостоятельно искать решения, чтобы при передаче школы на баланс муниципалитета она соответствовала последним требованиям и нормам.
О чем приказ Минпросвещения № 838
В приказе Минпросвещения России № 838 прописан перечень технологий и оборудования, необходимых для создания комфортного образовательного пространства. Список регулярно обновляется из-за изменения стандартов и экономических условий. Последний раз министерство пересмотрело его в конце 2024 года, а до этого — в 2022-ом.
«С одной стороны, меняются нормы оснащения и методики обучения, которые требуют более современных технологий. С другой стороны, санкционное давление ограничивает поставки зарубежной техники, особенно это касается наукоемкого оборудования. Сегодня приоритет отдается продукции из российских реестров промышленной и радиоэлектронной продукции», — подчеркнул руководитель направления «Образование» департамента комплексных проектов Softline Виталий Гаврицков.
Оборудование в приказе делится на две категории — основное и дополнительное вариативное. К основному относятся стулья, столы, мебель для хранения, компьютеры, доски и т.д. Это базовое оборудование, которое обязательно к поставке. Дополнительным школы оснащаются только в том случае, если было установлено все основное. К нему относится оборудование профильных классов или, например, генератор дыма для актового зала, стойка для зарядки телефонов для входной зоны.
Документ состоит из четырех разделов, в которых прописано необходимое оборудование и техника под конкретные цели помещений.
1. Комплексное оснащение общешкольных помещений.
В разделе перечислено оборудование входной зоны, гардероба, столовой и пищеблока, актового зала и библиотечно-информационного центра, спортивного и медицинского комплексов, административных кабинетов, учительской, коридоров, туалетов, серверной и т.д.
2. Комплексное оснащение предметных кабинетов.
Эта часть приказа направлена на оснащение кабинетов начальных классов, игровых, предметных кабинетов. В документе перечислены как общие позиции (доски, регулируемые по высоте парты и стулья, мебель для хранения), так и профильные (комплект для лабораторного практикума по механике или демонстрационный набор для электролиза). В этом же разделе указано оборудование для профильных классов: инженерное-технологического и медико-биологического.
3. Комплекс лабораторий и студий для внеурочной деятельности.
Раздел направлен на комплектацию пространств для творчества учеников и раскрытия их способностей: студии искусства и дизайна, издательского центра, телестудии и внутришкольного телевидения, фотостудии.
4. Комплекс оборудования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.
Заключительный раздел приказа описывает, какое оборудование должно быть для обучения детей с ОВЗ. Это специализированные системы или образовательные наборы. Например, мнемосхемы, тактильные указатели, звуковое расписание уроков, брайлевская печатная машинка, тактильный дисплей и т.д.
Перечень формируется исходя из четких критериев. Это возможность объединять оборудование в системы (модули) для различных видов деятельности и использовать их для организации образовательного процесса. Также учитывается безопасность и доступность средств обучения для всех категорий школьников.
Оснащение школы по приказу № 838 под ключ
Перечень средств обучения и воспитания из приказа № 838 — это разнообразное оборудование и мебель, а также материалы для демонстрационных целей, учебный контент. Большую часть компонентов можно закупить даже у небольших поставщиков. Однако есть в списке и наукоемкое оборудование и вычислительная техника, которые порой непросто найти и привезти на объект. Чтобы укомплектовать школу по строгим стандартам, нужно наладить контакты с сотнями поставщиков из разных сфер и выстроить логистические цепочки.
«У строительных компаний, как правило, нет опыта оснащения школ. Их ключевая специализация — возведение зданий, а не организация поставок и установка обучающего оборудования, подбор учебных материалов. Избежать сложностей с поиском отдельных производителей и выстраиванием логистики они могут, обратившись к комплексному поставщику. Такие компании подберут необходимое оборудование, которое будет соответствовать требованиям нормативной базы, организуют его доставку и установку», — добавил Виталий Гаврицков.
Оснащение образовательных учреждений требует значительных финансовых вложений и ресурсов. Все больше производителей предпочитают работать по полной предоплате. Доставка оборудования, особенно импортного, также требует больших затрат. Еще одна статья расходов — монтаж и пусконаладка. Помимо денег необходимы и человеческие ресурсы — команда, которая разберется в законодательных тонкостях, найдет подходящих производителей, договорится о наилучших условиях, организует поставки и работу инженеров и монтажных бригад на объекте. В условиях высокой ключевой ставки и удорожания кредитов финансовая стабильность комплексного поставщика становится ключевым фактором успешной реализации проекта.
«Наша компания обладает высокой финансовой устойчивостью, что особенно важно в текущих экономических условиях. Мы покрываем расходы на всех этапах: от закупки оборудования до монтажа и обучения персонала. Это позволяет застройщикам сконцентрироваться на своей основной деятельности, передав оснащение объекта в надежные руки. К тому же у ГК Softline есть собственный производитель вычислительной техники — вендор «Инферит». Это в разы облегчает поставки компьютеров, ноутбуков и серверного оборудования школам», — отметил Виталий Гаврицков.