
Инновации в школах в 2025 году: 3D-модели, БПЛА, роботы и VR
В последних отчетах научного сообщества о трендах в инновационной педагогике говорится, что искусственный интеллект, интерактивные методики, расширенная, дополненная и виртуальная реальности, умные учебники все глубже проникают в образование. Новые технологии помогают адаптировать процесс обучения под индивидуальные особенности учеников, способствуют более глубокому вовлечению и создают условия для безопасных экспериментов.
Внедрение таких технологий требует четко выстроенной системы оснащения школ. В России реализуются проекты «Точка Роста», «Цифровая образовательная среда», строятся кванториумы и региональные центры для одаренных детей. Подобные инициативы направлены на развитие навыков обучающихся, необходимых современной экономике, и оснащение школ оборудованием.
Приказ Министерства просвещения № 838 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"» определяет стандарты, которые помогают создать инновационную и надежную образовательную среду. Основная его часть — это список оборудования, техники и учебных материалов, которые должны быть в современных российских школах.
Давайте рассмотрим, какие технологии предлагается внедрять в школах-новостройках в рамках стандартов приказа Минпросвещения. Департамент образования региона и администрация школы, опираясь на реальные потребности рынка труда в конкретном субъекте, могут выбирать, какие лаборатории или модули организовать в учебном заведении. Согласно последней редакции приказа, подобные инновации изучаются на базе кабинета труда или кабинета основы безопасности и защиты Родины (ОБЗР), а также профильных классов.
3D-моделирование и прототипирование
3D-моделирование и прототипирование — это ключевые навыки в современном цифровом проектировании. Они широко применяются в различных отраслях: в строительстве, промышленном дизайне, анимации и даже в медицине. 3D-технологии помогают создавать объемные объекты и визуализировать идеи, упрощая этапы разработки и тестирования.
По приказу Минпросвещения кабинеты труда оснащаются 3D-принтером, пластиком и программным обеспечениям. Также предусмотрен набор дополнительного вариативного оборудования, в том числе 3D-сканера, конструктора для сборки модульного станка, учебно-методические материалы и т.д.
Робототехника и мехатроника
Робототехника — одна из самых перспективных отраслей. В России последние несколько лет наблюдается дефицит кадров в этой области. Такие специалисты востребованы в станко- и машиностроении, в автомобильной и тяжелой промышленности. Изучение робототехники начинается с начальных классов на базе кабинета проектно-исследовательской деятельности и продолжается в старшей школе на уроках технологии или в профильных лабораториях.
Классы робототехники должны быть укомплектованы разными наборами для конструирования, изучения электроники, микропроцессоров, роботов-манипуляторов, интернета вещей и андроидов, а также оборудованием для соревнований. В таких модулях школьники знакомятся с технологиями искусственного интеллекта с помощью образовательных наборов для изучения машинного зрения и настройки нейросетей.
БПЛА
В России повышенное внимание уделяется развитию беспилотных авиационных систем. Этому направлению посвятили отдельный национальный проект, в рамках которого наладят серийное производство российских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и будут стимулировать их использование в коммерческих целях. Также предусмотрены программы по подготовке кадров. С 2024 года в школах запустили специализированные кружки, а в колледжах — центры практической подготовки.
Обучение работе с беспилотниками включено и в рабочую программу обновленного предмета «Основы безопасности и защиты Родины». В рамках темы «Основы военной подготовки» ученики 10-11 классов знакомятся с видами, тактико-техническими характеристиками и общим устройством БПЛА и способами их боевого применения, ведения разведки местности.
Минпросвещения предлагает организовать модуль разработки и технологий БПЛА в рамках уроков труда и ОБЗР. Базовый набор оборудования включает учебный БПЛА с возможностью обучения основам блочного программирования и пилотирования, сетчатый куб для ограждения пространства и комплекты учебно-методических материалов. Дополнительно модуль можно оснастить ресурсным набором для FPV-полетов, комплектом для разработки различных аппаратов, трассой для соревнований, ПО для аэрогонок и симулятором для пилотирования беспилотного воздушного судна.
Виртуальная реальность
Виртуальная реальность (VR) делает образование интерактивным и помогает развивать практические навыки в безопасной среде. Ученые доказали, что использование VR-инструментов в обучении повышает академическую успеваемость и способствует более глубокому пониманию темы. Популярность подобных технологий растет, а специализированное оборудование становится более доступным. В Японии в 2024 году даже открыли первую виртуальную школу в метавселенной.
Приказ Минпросвещения также стимулирует внедрение технологий виртуальной реальности в образовательные учреждения и предлагает организовать мобильный класс с VR-шлемом, модульными датчиками, оборудованием для панорамной съемки и специальным ПО.
С одной стороны, школьники изучают робототехнику, БПЛА, виртуальную реальность, 3D-моделирование изнутри в рамках профильных лабораторий. С другой стороны, учителя могут применять эти технологии, чтобы лучше донести материал из предметных областей. Например, виртуальный планетарий помогает изучать не только астрономию. С его помощью можно преподавать физику, математику, географию, биологию.
«Инновационные технологии создают прочный фундамент для развития образования и подготовки будущих специалистов, но требуют значительных усилий и инвестиций. Для организации поставок, установки и настройки сложных систем необходима четкая координация между девелоперами, поставщиками и педагогами. Только компании с устойчивой финансовой базой такие, как ГК Softline, обеспечат соблюдение сроков, качество работ и последующее обслуживание оборудования», — подчеркнул руководитель направления «Образование» департамента комплексных проектов Softline Виталий Гаврицков.
ГК Softline помогла смоленскому «Многопрофильному лицею» оборудовать предметные аудитории, предложив оптимальное решение по стоимости и функциональности. Компания поставила учебно-демонстрационное оборудование по биологии, химии, географии. В рамках проекта Softline оснастила планетарий и предоставила лицею современные решения для изучения робототехники. Специалисты компании также провели пусконаладку оборудования и подготовили педагогов к работе с ним. Теперь лицеисты изучают естественно-научные предметы с помощью новейших технологий, осваивают робототехнику и программирование.
ГК Softline подобрала для школы-новостройки в Волгограде оборудование по профилю «Робототехника». Выбор пал на решения российского производителя «Прикладная робототехника», который обеспечивает безопасность и функциональность устройств. Также Softline оборудовала классы системными блоками и ноутбуками с ОС Astra Linux, принтерами и сканерами. В профильных аудиториях школьники изучают электронику, кибернетику, физику, программирование и математику. Подобные наборы оборудования учат детей работать в команде и развивают навыки, необходимые для жизни в цифровом мире.
Команда ГК Softline специализируется на комплексном оснащении школ-новостроек и поставках наукоемкого оборудования для образовательных целей. Оставьте контакты, и мы расскажем, как укомплектовать школу под ключ в соответствии с требованиями приказа Минпросвещения № 838.
Виталий Гаврицков, руководитель направления «Образование» департамента решений в сфере транспорта и образования 8 800 232 00 23 доб 3304 edu_projects@softline.com