Ситуация
В результате анализа статуса лицензирования используемого программного обеспечения компания «Монэкс Трейдинг» не только привела в порядок собственные IT-активы, кроме того, крупный российский ритейлер получил целый комплекс рекомендаций по оптимизации затрат на программное обеспечение и сформировал четкую стратегию дальнейшего развития своей инфраструктуры.
Периодическая диспансеризация требуется не только людям. IT-инфраструктура любого предприятия со временем теряет эффективность. И дело не только в моральном устаревании и быстром развитии технологий. Меняются условия лицензирования, появляются новые пути сокращения издержек и новые возможности оптимизации. Анализ текущего состояния информационных технологий предприятия поможет не только навести порядок в «цифровом хозяйстве». С его помощью компания может выявить неиспользуемые излишки, заменить устаревшее программное обеспечение актуальными версиями, оптимизировать будущие затраты на IT-инфраструктуру. Опыт использования методологии SAM (SoftwareAssetManagement) показывает, что благодаря периодическим «инспекциям» программного обеспечения можно добиться 20-процентной экономии расходов на него.
Компания «Монэкс Трейдинг» — один из ведущих российских ритейлеров, специализирующихся на развитии сетей розничных магазинов популярных торговых марок по системе франчайзинга. Mothercare, M.A.C., The Body Shop, Next, Victoria’s Secret хорошо знакомы жителям Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Самары, Тольятти, Казани, Краснодара, Омска. Обширная IT-инфраструктура компании, в которую на сегодняшний день входит более 200 магазинов по всей стране, насчитывает сотни компьютеров и десятки серверов, лицензирование ПО Microsoft, на которых осуществляется по программе Microsoft Enterprise Agreement.
Решение
«С течением времени понимание ситуации с лицензированием программного обеспечения, работающего на наших ПК и серверах, стало недостаточно четким. И когда специалисты компании Softline, российского партнера Microsoft, предложили нам провести инвентаризацию использующихся в компании программных продуктов и лицензий, мы охотно воспользовались возможностью точно выяснить объемы ПО, которое нам необходимо закупить, и выявить излишки, образовавшиеся по некоторым позициям, — вспоминает IT-директор «Монэкс Трейдинг» Андрей Князев. — Анализ программных активов позволил нам привести в полный порядок финансовое планирование в части затрат на IT, оценить возможные финансовые и юридические риски, связанные с некорректным владением ПО. Наконец, мы смогли разобраться с довольно сложным механизмом лицензирования Microsoft и организовать управление лицензиями внутри компании».
«Мы обратились в «Монэкс Трейдинг» с предложением провести оценку статуса лицензирования в начале осени 2014 года и 29 сентября уже приступили к работе. Уже к концу октября работа была закончена и подготовлено итоговое заключение», –
Павел Пучков, руководитель направления Software Asset Management компании Softline
Результаты
На начальном этапе проекта специалистами «Монэкс Трейдинг» был проведен сбор необходимых документов, подтверждающих приобретение ПО: самих лицензий, финансово-хозяйственной документации, лицензионных договоров. Кроме того, была проведена выгрузка необходимой информации из личного кабинета заказчика в системе Microsoft. Затем, на этапе инвентаризации, к проекту подключились сотрудники компании Softline. С их участием были развернуты специальные технические средства — бесплатный инструмент Microsoft Assessment and Planning Toolkit, при помощи которого был точно установлен объем используемого в «Монэкс Трейдинг» ПО, подлежащего лицензированию. И, наконец, на основе полученных данных была проведена верификация, другими словами «сверка» установленного программного обеспечения, с предоставленными заказчиком документами, подтверждающими покупку ПО.
В ходе проекта был исследован весь парк компьютеров «Монэкс Трейдинг»: компьютеры и серверы, установленные в центральном офисе, дистрибуторском центре и магазинах компании. Все они объединены в централизованную инфраструктуру, поэтому с технической точки зрения инвентаризация не составила никаких проблем. За месяц была проведена верификация операционных систем Windows различных версий, пакетов Microsoft Office, клиентских лицензий для SQL Server и других решений Microsoft на более чем 900 компьютерах, работающих в компании.
«Обычно необходимость подобного рода процедур воспринимается не слишком позитивно. Люди часто думают, что такие проекты могут сильно отвлекать от выполнения непосредственных обязанностей, требуют соблюдения большого количества формальных процедур. Проект Software Asset Management оказался для нас на удивление комфортным: консультации со специалистами Softline позволили свести наши затраты к минимуму», — рассказывает Андрей Князев.
Отчет, предоставленный сотрудниками компании Softline, содержал не только сведения об использовании лицензионного программного обеспечения. Специалисты проанализировали текущую ситуацию и подготовили целый ряд рекомендаций по оптимизации пакета лицензий, принадлежащих компании «Монэкс Трейдинг».
К примеру, специалисты Softline рекомендовали в целом ряде случаев перейти от приобретения лицензий к аренде приложений по программе Office 365. Касалось это таких решений, как Microsoft Office Professional Plus, Microsoft Office Standard и Microsoft Visio. Использование программного обеспечения как сервиса позволило бы заказчику не только полностью обеспечить лицензионную чистоту используемого программного обеспечения, но и значительно оптимизировать расходы, переведя часть из них из капитальных в операционные. Кроме того, «Монэкс Трейдинг» получил бы возможность в режиме реального времени масштабировать свою IT-инфраструктуру в зависимости от текущих потребностей.
Проект помог нам не только избежать юридических и финансовых рисков. Благодаря анализу программных активов и помощи специалистов Softline мы составили для самих себя правильное представление о том, какое ПО и, главное, каким образом нужно лицензировать. В результате нам удалось не столько докупить необходимые лицензии, сколько оптимизировать уже имеющиеся. Мы пересмотрели внутренние политики по организации закупок программного обеспечения, рассмотрели возможность внедрения технического средства для постоянного мониторинга инфраструктуры на базе решения Microsoft System Center Configuration и назначили сотрудника, ответственного за регулярный мониторинг программных активов компании. Все это дало нам новое видение в части финансового и технологического планирования, а это очень важно, ведь IT-инфраструктура компании постоянно развивается, и учет экономической составляющей в этом процессе просто необходим.
Комплексный подход к предоставлению услуг повышает отказоустойчивость IT-сервисов и сокращает затраты на внедрение и поддержку как программного обеспечения, так и решений в целом. С помощью коллег из Softline наши сотрудники могут сосредоточиться на совершенствовании бизнес-процессов ПАО «КАМАЗ», получая полное техническое сопровождение.
Благодаря функционалу Exchange Server 2010 телекомпании удалось избежать дополнительных расходов на стороннее ПО для организации резервного копирования, архивации, мобильного доступа. Внедренное решение позволило более эффективно расходовать рабочее время пользователей и сотрудников IT-подразделения, увеличивая производительность труда.
Сотрудники, получив мобильный доступ, смогли оставаться на связи, что способствовало повышению эффективности бизнеса. Особенность проекта заключалась в том, что новые серверы были установлены в другом лесу Active Directory и необходимо было провести миграцию почтовых ящиков пользователей с Microsoft Exchange Server 2003 в новый лес. Это достаточно непростая задача, так как при миграции велик риск потери функциональности и, соответственно, работоспособности почтовой системы. Специалисты Softline успешно решили эту задачу.
Softline подключила Хабаровский институт искусств и культуры к Федеральному центру тестированию с помощью тонкого клиента VipNet Terminal. Подключение к Федеральному центру тестирования позволит нам оперативно получить полную и достоверную информацию о поступающих в вуз. Это значительно сэкономит время для получения информации о результатах Единого государственного экзамена.
Успешное прохождение аттестации является важным этапом в деятельности нашей организации, так как соответствие всем требованиям в сфере информационной безопасности и лицензионным требованиям на изготовление защищенной полиграфической продукции позволит привлечь новых заказчиков в государственном и коммерческом секторах рынка. Специалисты Softline тщательно провели необходимые исследования и в короткие сроки предоставили полный пакет документов.
Перейдя на Google Apps, мы сняли с эксплуатации десяток бывших почтовых серверов, существенно снизили занятость ведущего IT-специалиста, который занимался сопровождением почтовой системы. Число жалоб сотрудников на медленную работу почты сократилось, а руководители получили удобный мобильный доступ к своей почте и документам.
Благодаря предпроектному обследованию, проведенному специалистами Softline, мы детально проанализировали соответствие функциональных возможностей Dynamics CRM реальным бизнес-процессам компании, оценили ресурсы и сроки реализации проекта, включая интеграцию с ERP-системой, спланировали ресурсы, необходимые на этапе внедрения, и возможности для выполнения работ с привлечением наших IT-специалистов.
Благодаря команде Softline мы получили рекомендации по оптимальному использованию оборудования и лицензий, а также понимание процессов SAM. Оптимизация текущих бизнес-процессов и снижение расходов на IT дали возможность совершенствования уровня зрелости SAM.
Мы сотрудничаем с компанией Softline на протяжении довольно долгого периода времени и хотели бы отметить профессионализм инженеров Softline Consulting Services: все работы по настройке мобильного доступа производились в установленные сроки и с неизменно высоким качеством.