
Учебный центр Softline: компьютерная грамотность в современной России
Сегодня российский рынок подготовки IT-специалистов находится на подъеме. Однако, «уровень компьютерной грамотности в целом в России пока не очень высок, и в первую очередь это связано со все еще низким уровнем компьютеризации страны», как утверждает Анна Крылова, директор по продажам Учебного центра Softline.
В современной ситуации для наемного работника компьютерная грамотность становится одним из условий успешной карьеры, а для работодателя это один из показателей эффективности и профессиональной состоятельности претендента на место в компании. Между тем вопрос о том, какими навыками должен обладать работник, служебные обязанности которого не имеют прямого отношения к IT, остается открытым.
В Softline Academy Alliance так определяют портрет эффективного работника, имеющего компьютеризированное рабочее место:
- Ответственно подходит к соблюдению информационной безопасности, не заражает свой компьютер вирусами, бережно относится к конфиденциальной информации и т. д.
- Свободно работает с необходимым для выполнения служебных обязанностей ПО, не отвлекая коллег, но вместе с тем готов оказать помощь новичкам в освоении программ.
- При возникновении новых задач знает, как их решить или где можно найти справочный материал по нужной теме.
Эксперты отмечают важность опыта работы за компьютером. Такой опыт можно накопить и во время учебы в школе или вузе, и при самостоятельной работе, и в ходе выполнения конкретных проектов в офисе компании.
Сегодня существует и международный стандарт знаний, которыми должен обладать человек, использующий в своей работе компьютер. Этот стандарт – The European Computer Driving Licence (Европейские компьютерные права, ECDL; также известен как International Computer Driving License, ICDL, или международные компьютерные права). Человеку, который постоянно пользуется ПК, сдать на компьютерные права несложно, и для этого не нужно проходить дополнительное обучение. Тестирование по ECDL включает семь блоков вопросов (основы информационных технологий, использование компьютера и работа с операционными системами, обработка текстов, электронные таблицы, базы данных, презентации, обмен информацией и коммуникации), которые опираются на наиболее популярную сейчас операционную систему Windows XP, программы MS Office, браузер Internet Explorer, почтовую программу Outlook и т. д.
Анна Крылова, рассуждая о важности самообучения сотрудников, подчеркивает, что самообучение и саморазвитие – это те качества, которые очень ценятся работодателями. Но собрать команду людей (а некоторые команды достигают десятков тысяч человек), поголовно обладающих этими качествами, к сожалению, невозможно.
Возможные формы обучения всех категорий работников предприятия:
- Специализированные курсы по общим проблемам в работе с компьютером.
- Специализированные курсы, посвященные конкретным направлениям деятельности.
- Специализированные курсы по конкретным продуктам и решениям (группам близких продуктов).
- Краткосрочные специализированные семинары.
При этом учебные центры предлагают и разные формы обучения: коллективную, индивидуальную, дистанционную формы. Анна Крылова видит большие перспективы в развитии дистанционного обучения: «Основная тенденция рынка образовательных услуг в области IT – соответствие быстро изменяющимся требованиям современного бизнеса и информационных технологий. Темп жизнедеятельности растет, времени для обучения остается все меньше, и приходится процесс обучения подстраивать под график работы, а не наоборот. Это и обусловливает востребованность дистанционной формы обучения, которая не привязывает слушателя к определенному месту и времени».
Компаниям, планирующим проводить обучение своих сотрудников, необходимо решить для себя следующие вопросы:
- Прежде всего необходимо определить, кому и каких знаний не хватает для эффективной работы. Для этого проводится предварительное тестирование сотрудников. Если планируется обучить несколько десятков человек, их нужно предварительно разделить на разные группы по уровню подготовленности. Для каждой из групп программа обучения должна быть разной.
- Перед началом обучения следует согласовать с преподавателем набор тем, вопросов, практических задач, чтобы тот при необходимости мог изменить типовой курс под конкретные запросы и нужды клиента.
- По окончании курса обучения целесообразно провести итоговое тестирование сотрудников. Оно может быть организовано в виде практической работы, которая позволит не только организаторам обучения, но и самим обучаемым оценить, в какой мере они усвоили те или иные темы курса.