
Второе дыхание
Наталья Басина
CIO №5 (60), май
Давно прошли те времена, когда к посещению выставок и конференций подходили с внутренним трепетом, готовились к ним, а после долгое время обсуждали итоги. Уже несколько лет эксперты активно высказывают различные мнения о том, в какую сторону «движутся» профессиональные мероприятия. Свои серьезные коррективы в то, что происходит сегодня с выставками, несомненно, внесло широкое распространение Интернета. Поскольку теперь информацию практически обо всех технических новинках легко можно получить в Сети, необходимость отправляться куда-то для того, чтобы узнать о новых разработках или познакомиться с новыми устройствами, отпала сама собой. Таким образом, некоторое время назад многие специалисты предрекали, что «со сцены» могут уйти даже такие гиганты, как CeBIT. Или, по крайней мере, поменять свою направленность.
По мнению директора по маркетингу компании «АйТи» Дмитрия Ведева, все выставки, имеющие отношение к информационным технологиям, можно разделить на три большие группы: выставки потребительских устройств, выставки для корпоративного сектора и узкоотраслевые нишевые выставки (например, выставка систем автоматизации для АЗК). Причем, по словам Ведева, реальную отдачу организаторам приносит только последняя форма. «В первом случае информацию, действительно, проще и быстрее получить из Интернета, да и все новинки очень быстро оказываются на прилавках многочисленных салонов. А к крупным заказчикам из второго сегмента поставщики не просто ходят сами, а в очереди стоят, если надо — персональные демонстрационные стенды или выставочные комнаты разворачивают», — комментирует Дмитрий.
ИТ-менеджер компании «Форд — Россия» Игорь Ковалев считает, что многоцелевые выставки постепенно «сходят на нет»: «Происходит это благодаря развитию культуры пользования Интернетом». Вторая причина снижения интереса к выставкам, по мнению Ковалева, состоит в том, что аппаратное обеспечение постепенно превращается в массовый товар и происходит переход конкурентных преимуществ из области оборудования в область систем, и далее — процессов. А руководитель отдела маркетинговых проектов и PR компании Softline Ольга Стрижко отмечает, что хорошо организованные, с хорошей рекламой и интересными темами конференции пока остаются достаточно востребованными на рынке ИТ. Однако не исключено, что вскоре их ждет та же судьба, что и практически все конференции. «Пока осторожно, но участники и организаторы начинают шептаться о том, что выставки „отмирают“, поток посетителей поредел настолько, что нередко участникам остается все дни проведения мероприятия общаться только друг с другом, да и качество посетителей ухудшилось в разы. Причем это относится к выставкам любой направленности, ориентированной на общение между компаниями. Каким странным это бы ни казалось, на периферии, где насыщение рынка традиционно происходит позже, чем в центральном регионе, наблюдается та же ситуация», — рассказывает Ольга Стрижко.
Дальнейшее развитие
Большинство специалистов считает, что развитие ИТ-мероприятий будет идти в направлении дальнейшей специализации. Сергей Теряев, руководитель технического центра «Релком.ДС», уверен, что выставки и конференции могут также мигрировать «в сторону использования более удобных механизмов коммуникаций. В таком случае задача устроителей будет заключаться в том, чтобы создать изолированную площадку для общения на близкие темы нескольких групп участников, которым, возможно, не приходится встречаться в обычных условиях». Игорь Ковалев подчеркивает, что на мероприятиях конкретных производителей или посвященных какой-то определенной теме хоть и значительно меньше посетителей, зато такие мероприятия полезнее для участников. Кроме того, на дальнейшее развитие мероприятий в области ИТ будет оказывать влияние и такой фактор, как «все большее вовлечение посетителей в создание контента».
По мнению Ольги Стрижко, в некоторых случаях задачи выставок и конференций можно решать с помощью Интернета. Однако он не дает возможности непосредственного общения.
Заместитель директора административного департамента Министерства промышленности и энергетики Максим Кузовков считает, что сейчас прослеживаются три основных направления развития выставочного движения.
Во-первых, специализированные выставки, выполняющие роль своеобразных клубов, позволяющие помимо демонстрации новинок проводить обмен информацией в неформальной обстановке. Характерный пример — «Гидроавиасалон» и конференция по гидроавиации, проводимые в Геленджике. «Несмотря на то что для подавляющего большинства посетителей это просто шоу, меньшая часть имеет возможность в течение трех-четырех дней обменяться мнениями о проблемах смежных дисциплин, достижениях и подходах, что в силу специфики предмета просто невозможно в другой обстановке. Материаловедение, химия, металлургия, динамика пограничных сред, теория и практика измерений, информационные технологии и множество других направлений развиваются бурно и независимо. Собрать их достижения воедино для создания новых продуктов необходимо быстро, но осмотрительно. Однако „сумма технологий“ из-за избытка информации по каждой из отраслей просто не может быть собрана воедино даже энциклопедистом с выдающимися способностями, а носители этих знаний, собравшись вместе, часто находят „прорывные решения“».
Во-вторых, PR-форумы. По мнению Максима Кузовкова, CeBIT уже давно теряет свою первоначальную направленность на заключение контрактов и превращается в площадку обсуждения путей развития промышленности и энергетики, на которой выступают первые лица государств. Например, федеральный канцлер Германии Ангела Меркель именно на CeBIT вынесла на публичное обсуждение программу изменения промышленной политики Германии. Участие в выставках подобного класса — своего рода «обязательная программа» для подтверждения статуса компаний, их отчета перед публикой о результатах работы по охране окружающей среды и энергосбережению, социальной активности.
В-третьих, традиционные выставки, на которых можно изучить новые товары, задать вопросы разработчикам технологий, сверить свои представления с реальностью. «Примеры выставок такого рода — книжные ярмарки, „Фотофорум“ (на который, несмотря на обилие информации в Сети, посетители традиционно приходят в большом количестве) или форум, посвященный проблемам открытого ПО; форумы, на которых обсуждаются конкретные ИТ-продукты, традиционно интересные своими участниками и их опытом. Эти мероприятия, несомненно, дополнил Интернет, однако не вытеснил окончательно».
Свобода выбора
Несмотря на постоянную критику как самой формы конференций и выставок, так и целого ряда конкретных мероприятий, общее их количество не уменьшается. В результате ни один специалист не в состоянии посетить даже то, что прямо касается его специализации. Приходится выбирать. И критерии выбора могут быть совершенно различные. Сергей Теряев, например, посещает те мероприятия, участие в которых позволяет ему достичь поставленной цели или приблизиться к ней. Или те, куда командируют по каким-либо причинам. «Обычно участие в выставках связывают скорее с маркетинговыми целями, — говорит Теряев. — А к какой области отнести неформальные встречи и обмен информацией или мнениями — решать читателю. Только не нужно убеждать, что один короткий разговор за чашкой кофе или беседа в неформальной обстановке менее эффективны, чем разглядывание друг друга через систему телеконференций».
По мнению Ольги Стрижко, «традиционно выставки и конференции посещают с целью ознакомления с новинками, личного общения с клиентами или партнерами, возможно даже, заимствования чьей-то удачной идеи. В пользу посещения выставки говорит понятный анонс мероприятия (например на сайте), представительный список участников, интересная программа выступлений, бесплатный фуршет, в конце концов. Каждый преследует свои цели и чаще всего заведомо знает, с какой целью идет на мероприятие». В компании Softline при выборе мероприятия, в котором предполагается участвовать или которое предполагается посетить, принято ориентироваться, прежде всего, на тему — она должна быть актуальной и интересной, на состав докладчиков, посетителей, участников, а также на удобство места и времени проведения. «К сожалению, по первым двум пунктам становится выбирать все сложнее», — рассказывает Ольга Стрижко.
Дмитрий Ведев среди выставок, которые стоит посещать обязательно и всегда, называет CeBIT. «Это уникальное мероприятие, не имеющее, наверное, аналогов ни в Европе, ни в мире, и не только не теряющее, а наоборот — увеличивающее число своих посетителей. Помимо того что „АйТи“ участвует в выставке, CeBIT ежегодно посещают наши специалисты — познакомиться с новыми технологиями и решениями. Как правило, с пустыми руками они оттуда не уезжают», — рассказывает Дмитрий.
Что касается конференций, то, по словам Дмитрия Ведева, большой интерес представляют мероприятия, организуемые Gartner. «Там звучат интересные, визионерские вещи, представлен независимый взгляд на перспективы развития рынка ИТ, можно объективно оценить практику использования различных ИТ-решений. К большому сожалению, в России подобных конференций не существует. Организаторы больших мероприятий с громкими названиями, как правило, выступают лишь в качестве операторов — ищут спонсоров, приглашают аудиторию, собирают деньги. Они не владеют тематикой, не работают над идеологией, не контролируют содержание докладов, которые в подавляющей своей части являются чисто маркетинговыми, направленными на продвижение конкретных товаров и услуг. Поэтому счастье, если на таких конференциях удается услышать выступления настоящих профессионалов. Чаще же звучит плохо скрываемая реклама или вообще некомпетентные выступления. Тем не менее, в России тоже есть что посещать. Но это — „сольные“ конференции признанных авторитетов и экспертов, то есть опять все те же узкоспециализированные мероприятия».
Новые формы
Очевидно, что одновременно с отмиранием старых, не оправдывающих себя форм, должны появляться новые виды мероприятий. Ольга Стрижко считает, что Интернет постепенно будет приходить на смену оффлайн-общению. Картина будущей выставки, нарисованная Ольгой, выглядит так: «Тот же зал, что и в выставочном павильоне, отображается на экране. При выборе какой-либо компании посетитель получает любую информацию в удобной форме, может выйти на предложенную „горячую линию“ с менеджером. Такая форма, несомненно, будет проще и дешевле для всех участников». А по словам Максима Кузовкова, сейчас в Интернете «явно не хватает сборников, своего рода реферативных журналов, в которых желающие могли бы размещать модерируемую информацию о предлагаемых товарах, услугах, технологиях, ресурсах и передовом опыте. Обязательное условие — открытость баз данных для поиска и единые стандарты представления информации».
При этом, по мнению Ольги Стрижко, совсем уходить от непосредственного общения не следует. Поэтому в качестве еще одного варианта Ольга Стрижко предлагает использовать сотрудничество всех участников рынка при организации мероприятий. «Можно объединить несколько выставок по одной тематике и проводить их, к примеру, раз в год, но гораздо более масштабно. Также и с конференциями — тщательный подбор тем, продуманная программа, более внимательный выбор приглашаемых при уменьшении количества самих конференций позволит получить от мероприятия большую отдачу».
Дмитрий Ведев полагает, что в ближайшее время наибольший интерес для аудитории станут представлять конференции, в программу которых интегрированы зрелищные выставочные элементы. Например, такие мероприятия, как DocFlow или CiscoExpo, достаточно трудно отнести к какому-нибудь одному разряду: выставок или конференций. В них объединены элементы и тех и других.
По мнению Максима Кузовкова, сейчас очень не хватает старой формы постоянно действующих экспозиций наподобие ВДНХ. Кроме того, на его взгляд, чрезвычайно полезны были бы также интернет-образы прошедших экспозиций с перечнями участников, фотографиями и описаниями экспонатов. Понятно опасение устроителей за сокращение потока посетителей, но для экспонентов подобная форма «продления» выставки в информационном пространстве принесет большую пользу. И, наконец, было бы полезно, если бы появилось нечто подобное тест-драйвам у автопроизводителей, когда покупателей призваны привлечь не статичные экспозиции или чьи-то отчеты, а личное участие, собственные эмоции и впечатления.
Несмотря на всю критику, которая слышна в адрес тех или иных выставок, конференций и форумов, складывается впечатление, что никакие мероприятия просто так с рынка не уйдут. Скорее, обретут «второе дыхание», возможно, перепрофилируются, но своих позиций не уступят. Ведь кроме всего прочего, организация подобного рода мероприятий — это бизнес. И пока этот бизнес приносит прибыль, он будет существовать. При этом, несомненно, организаторам ИТ-мероприятий следует прислушаться к мнению профессионалов в этой области. Все-таки именно они являются основными потребителями услуг. Тем более, что нынешний вектор развития общества определяется высокими технологиями и содержательной составляющей, а не красочными шоу и массовым рынком.