ИТ-компании охватила жажда публичности
Александра Крекнина
CNews
Скрытный российский рынок информационных технологий готовится открыть инвесторам свое истинное лицо: в этом году о намерении провести IPO заявило огромное число компаний высокотехнологичного сектора. Параллельно Мининформсвязи готовит программу по стимулированию размещения на бирже российских ИТ-компаний, а ММВБ открыло специальную секцию для торговли их бумагами. Однако бума IPO за заявлениями не последовало. Эксперты считают, что ИТ-сектор еще не созрел для шага на биржевые площадки: в структуре доходов игроков доминирует продажа «железа», а бизнес компаний был так долго скрыт от внешних глаз, что до сих пор непонятен инвесторам.
Историю IPO отечественных игроков ИТ-рынка еще в 2002 году открыл РБК. Компания разместила акции на домашних площадках РТС и ММВБ и с тех пор ее капитализация увеличилась с 83 млн до более миллиарда долл. В ноябре 2005 года один из крупнейших интеграторов IBS разместил 33% акций IBS Group Holding в форме GDR среди частных инвесторов — два крупных акционера продали свои пакеты фондам и институциональным инвесторам за 109 млн долл. Тогда сама компания была оценена в 343 млн долл. Позже, в феврале 2007 года группа IBS прошла процедуру листинга глобальных депозитарных расписок на Франкфуртской фондовой бирже. В середине февраля на высокотехнологичный сектор лондонской биржи AIM пришла «дочка» АФК «Система» «Ситроникс». В ходе размещения компания привлекла меньше запланированных 500—550 млн долл, предложив инвесторам 17,5% от уставного капитала по цене 0,24 долл. В результате капитализация «Ситроникса» составила 2,35 млрд долл. Однако вскоре акции компании подешевели: за первый месяц обращения на бирже котировки опустились с 11,2 долл. за акцию в первый день торгов до 9,9 долл.
Все IPO после выборов
Успех первых размещений заставил другие ИТ-компании всерьез задуматься о привлечении инвестиций на бирже, а неудачи «Ситроникса» — дожидаться более благоприятной конъюнктуры фондового рынка. Потому новейшая история IPO компаний сектора информационных технологий сплошь состоит из планов на 2008-2009 годы. В частности, еще в прошлом году группа компаний «Компьюлинк» намерена была выставить свои акции на бирже. Как говорил летом 2005 года ее президент Михаил Лящ, IPO планировалось на второй квартал 2006 года. В качестве андеррайтера была выбрана ИГ «Атон», в качестве площадки рассматривались AIM и РТС, планировалось разместить 25–30% уставного капитала.
Однако по завершении второго квартала 2006 года о выходе на биржу «Компьюлинк» так и не заявил, его не оказалось и в плане IPO секции AIM Лондонской биржи на сентябрь. Для аналитиков причины переноса размещения акций на бирже оказались очевидными — лето 2006 было не самой лучшей порой для выхода на биржу российских бумаг. «Летом состоялось, пожалуй, одно из самых крупных размещений — «Роснефти». Все западные инвесторы, готовые вложить деньги в российские ценные бумаги, сделали это», — рассказали в ИК «Файненшл Бридж». Впрочем, вместо размещения в компанию в начале текущего года пришли стратегические инвесторы: американский фонд New Europe Capital Fund и российский «Ренессанс Пре-IPO Фонд», выкупив пакет акций управляющей компании Delta Private Equity Partners, являвшейся акционером «Компьюлинка» с 2004 года. Теперь компания и ее акционеры упорно молчат о планах и сроках по выводу на IPO, но не скрывают, что не оставляют надежды на размещение на открытых площадках акций «Компьюлинка».
Уже в конце этого года выйти на биржу планирует федеральный оператор спутниковой связи «Айпинэт», принадлежащая Юрию Паку, Нурлану Каппарову, Берику Каниеву, Мураду Софизаде и другим частным лицам. «Акционеры компании пока не приняли окончательного решения, но рассматривается возможность выхода на IPO в четвертом квартале 2007 года или первом квартале 2008 года на LSE AIM. Пока рано говорить о размере размещения как в процентном отношении, так и по сумме размещения, но обычно компании сектора TMT (Telecom, Media, Technology) принято выставлять от 25 до 40% акций, для того чтобы поддерживался определенный уровень ликвидности бумаг», — передала пресс-служба комментарий гендиректора компании Мурада Софизаде. По его словам, «Айпинэт» уже имеет аудированную отчетность по МСФО за последние три года, и если решение об IPO будет принято, размещение может состояться достаточно быстро.
Остальные IPO российских ИТ-компаний рассчитаны на более поздние сроки. В этом году о намерении пойти на биржу объявил один из лидеров рынка системной интеграции «ТехноСерв А/С». Как сообщил председатель консультативного совета «ТехноСерв А/С» Алексей Ананьев, компания начала подготовку к IPO. «Пока мы не говорим о конкретных сроках: для выхода на биржу нужно подготовить финансовую отчетность по международным стандартам, провести аудит. Но такой вариант развития бизнеса пока предпочтительнее, чем, например, привлечение стратегического инвестора. Мы хотим, чтобы наши клиенты знали, что работают с открытой компанией», — уточнил исполнительный директор компании «ТехноСерв» Юрий Баев.
Один из крупнейших в России сборщиков персональных компьютеров Kraftway рассчитывает выйти на биржу в 2009 году, в том случае если компании удастся в ближайшие три года удвоить оборот. Оборот Kraftway в 2006 году увеличился на 25%, до 6 млрд 300 млн руб. Генеральный директор Kraftway Алексей Кравцов рассказал, что если запланированный рост будет реализован, то Kraftway будет готов к выходу на IPO в 2009 году. Группа компаний Verysell также планирует стать публичной через два года — в 2009 году она рассчитывает провести IPO. По словам президента Verysell Михаила Краснова, компания намерена осуществить публичное размещение акций на одной из российских площадок, а пока надеется развиваться на деньги стратегических инвесторов.
Softline, занимающаяся дистрибьюцией и розничными продажами программного обеспечения, тоже называет 2008—2009 годы наиболее вероятным сроком для выхода на биржу. Уже по итогам 2007 года Softline планирует опубликовать финансовую отчетность по международным стандартам. Гендиректор компании Игорь Боровиков отметил, что предпочтение будет отдано российской бирже, в случае если появится специализированная площадка для ИТ-компаний. По мнению г-на Боровикова, на отечественной бирже компания сможет привлечь больше средств, чем на западных площадках. Объем средств, которые компания намерена привлечь в рамках IPO, пока не определен.
Российские ИТ — на российскую биржу
После того как несколько российских ИТ-компаний объявили о грядущем IPO на западных биржах, Мининформсвязи обеспокоилось привлекательностью внутренних торговых площадок для отечественных игроков. В конце прошлого года министр информационных технологий и связи Леонид Рейман заявил, что одним из вариантов привлечения компаний на местные биржи может стать создание специальной торговой площадки, где будут размещаться акции предприятий, работающих в сфере высоких технологий. «Мы хотим сделать так, чтобы российские ИТ-компании были заинтересованы в размещении на российской бирже», — заявил Леонид Рейман.
В ответ на предложение министра Московская Межбанковская Валютная Биржа (ММВБ) открыла специальный сектор для компаний из высокотехнологичных отраслей — телекоммуникаций, интернет-бизнеса, разработки программного обеспечения, радиоэлектроники, биотехнологии и фармацевтики. Компании могут обладать относительно небольшой капитализацией — от 100 млн до 5 млрд руб., но критерием допуска эмитентов в сектор будет являться рост выручки темпами не менее 20% в год. В марте прошла аккредитация первых листинговых агентов, но пока ни одного IPO на этой площадке не состоялось.
Чего хочет инвестор
Участники рынка полагают, что бумаги ИТ-компаний должны быть успешными — инвесторы давно ищут альтернативу «голубым фишкам». «Российский рынок ценных бумаг сейчас перегрет — цены на акции высокие, и инвесторы ищут альтернативу», — считает директор службы по связям с общественностью ГК Verysell Марина Румянцева. По мнению исполнительного директора SAP в странах СНГ Бориса Вольпе, для западных инвесторов вкладывать деньги в российские компании интереснее, чем, например, в индийские. «Мы ближе к европейцам как территориально, так и по ментальности», — объясняет он.
Впрочем, энтузиазм этих участников рынка разделяют не все. Президент компании Leta IT Александр Чачава считает, что инвесторам интересен высокотехнологичный и инновационный бизнес, в то время как большинство российских компаний сектора зарабатывают на дистрибуции оборудования. «Продажи «железа» приносят 80—90% выручки большинству отечественных системных интеграторов. Дистрибуция — бизнес низкомаржинальный. Компаниям с такой структурой дохода будет довольно сложно продаться по хорошей цене», — считает г-н Чачава. А финансовый директор «Крок» Наталья Грибанова говорит, что скорого появления акций ИТ-компаний на бирже ожидать не стоит. «IPO потребует не только серьезных финансовых, но и временных затрат: компании должны предоставить отчетность по международным стандартам за три года. При этом переход на новые стандарты внесет серьезные корректировки в уже сложившиеся бизнес-процессы», — подчеркивает она.
К тому же, признается Алексей Ананьев из «ТехноСерва А/С», российский ИТ-сектор выглядит слишком закрытым. «Сейчас мы не рассматриваем возможность слияния и поглощения конкурентов: рынок настолько непрозрачный, что очень сложно оценить реальную стоимость или потенциал его участников», — объяснил он.