Бизнес-журнал: Под вопросом. (Комментарий Алексея Бородина, директор компании Softline IT Graduate)
Во времени и пространстве
Если информация о бизнес-моделях или ноу-хау опубликована в СМИ или представлена на конференциях, семинарах, ее заимствование нельзя считать воровством. Точно так же клиент или потенциальный партнер может прийти в компанию и в процессе взаимодействия понять, как устроен бизнес. Получить информацию открытым путем нетрудно и в ходе так называемых «виртуальных» переговоров, которые не ведут к сотрудничеству. Это открытые методы конкурентной разведки. Безусловно, возможны заимствования технологий, если компании не конкурируют в одном пространстве. Однако совершенно недопустимы воровство технологий с использованием технических средств и «троянские» методы получения информации. Это неэтично. Уважающая себя компания такие методы применять не станет.
Григорий Куликов,
председатель совета директоров холдинга «МИЭЛЬ-Недвижимость»
Граница тонка
Как показывает практика, любой удачный опыт (бизнес-модель) копируется очень быстро — в зависимости от рыночного сегмента. Речь идет как о маркетинговых акциях, рекламных ходах, так и о бизнес-моделях отдельных проектов. Я знаю случай, когда предприниматель, заказавший в рекламном агентстве вывеску с новым названием своего магазина, потом с удивлением обнаружил, что так же называется целая сеть магазинов компании-конкурента. Другая проблема — воровство людского ресурса, «мозгов». И вот это — куда серьезнее.
Евгений Тимофеев,
исполнительный директор группы компаний «Арконада» (розничная сеть «Линия тока»)
Бремя лидера
Компании, создающие новые бизнес-модели и разрабатывающие креативные решения и другие организационные и технологические инновации, обладающие определенной потенциальной или реальной коммерческой ценностью, обязательно должны обеспечить их правовую охрану и, опираясь на появившиеся у них в этом случае права собственности на интеллектуальный результат, пресекать попытки его незаконного использования.
Но на практике не всегда просто провести четкую границу между «воровством» и легальным заимствованием чужого опыта. В последнее время многие «имитаторы» демонстрируют «высокий профессионализм» не только в присвоении чужих идей и методов, но и в получении на них прав, предоставляемых на основе законодательства по интеллектуальной собственности. И в этом случае уже компании, первой создавшей новую модель, придется доказывать, что она не нарушает права «имитатора» и имеет право «преждепользования». Существенным является и вопрос предпринимательской этики, однако этот фактор чаще всего судами не воспринимается, бизнес-сообществом только осознается, а потребителямиигнорируется.
Наталья Золотых,
генеральный директор компании «Транстехнология»
Клон никогда не будет первым
Использование уже разработанных и апробированных бизнес-решений в производственной или какой-либо другой деятельности — нормальная практика. Если заимствовавшая компания сможет применить с учетом собственных ресурсов идею во благо, то это можно расценивать как ее способность творчески использовать позитивный опыт.
Если речь идет о подделке, применение которой может привести к непредсказуемым последствиям, то здесь уже следует говорить о преступлении.
Если же компании-клоны стремятся с помощью копирования занять ведущие позиции на рынке, то это неверный путь. Лидерами на рынке становятся те, кто способен быстрее других находить эффективные комбинации элементов в постоянно меняющихся условиях. Те же, кто только копирует идеи, никогда не будут первыми.
Леонид Зондберг,
директор по продажам и маркетингу группы компаний «Армадилло»
Любое заимствование должно быть оплачено
Если говорить об идее, бизнес-идее, то здесь главное — не придумать, а реализовать. Одному богу известно, в какой момент и кому из Procter & Gamble пришла в голову идея купить компанию Gillette. Возможно, кроха-дочь сказала одному из топ-менеджеров: «А почему, пап, компания, которой ты руководишь, продает товары только для мам и дочек, и нет ничего для пап?» Как результат — сделка прошла успешно, и продажи увеличились.
Недопустимыми я считаю ситуации, когда одна компания использует корпоративный стиль другой, внося в него незначительные изменения и выдавая за собственную находку. И таких примеров, когда «заимствуют» логотипы, названия торговых марок и т. п., — множество.
Полагаю, что любое заимствование чужого опыта должно быть оплачено. В этом смысле консалтинг — одна из самых цивилизованных форминформационного обмена, когда идеи и результаты продаются и покупаются.
Алексей Бородин,
директор компании Softline IT Graduate