Зачем рекрутеры звонят бывшему начальству соискателя и о чем им говорят рекомендации
Чем выше должность, на которую вы претендуете, тем больше вероятность, что рекрутеры позвонят вашим бывшим коллегам. Рекомендации принято собирать о соискателях, которые устраиваются в крупные компании. Рекрутеры рассказали, что предпочитают звонить в 2-3 прошлых места работы, чтобы узнать, как сотрудник справлялся со сроками, вписывался в коллектив и соблюдал трудовую дисциплину.
Отзывы других людей помогают лучше оценить кандидата в действии и узнать его непарадную сторону. «В первую очередь рекомендации собираются для того, чтобы понять, как человек проявил себя на прошлом месте работы: добросовестно ли он соблюдал свои должностные обязанности, соблюдал ли трудовую дисциплину, как вел себя в коллективе», – рассказали в кадровом агентстве Kelly Services.
Часто работодатели берут рекомендации еще и для того, чтобы понять, где у человека слабые стороны, на что обратить внимание. Иногда звонок в компанию помогает разобраться, работал ли человек в указанном месте на самом деле.
«Как правило, рекомендации собираются для топовых позиций, а также для любых других, если речь идет о крупной или средней компании, где четко регламентирован вопрос рекрутинга, и занимаются им отдельно выделенные люди. Также зачастую рекомендации собирают рекрутинговые агентства», – уточняет Юрий Кондратьев, генеральный директор кадрового агентства Lightman Solutions.
Само понятие рекомендаций пришло из американской культуры – это позволяет оценить потенциал сотрудника и снизить риск при найме, рассуждает доцент кафедры экономики труда и управления персоналом НГУЭУ Юлия Масалова. Рекомендателями могут стать прямой руководитель, коллега и подчиненный с последних 2-3 мест работы. Представительница НГУЭУ советует брать рекомендации у преподавателей, если вы были активным студентом. Также полезно брать характеристику в компании, где студент проходил практику, причем в двух экземплярах – один в университет, второй для будущего работодателя.
Можно указывать и личные, и рабочие контакты, а если вы указываете телефон топ-менеджера – то и желаемое время звонка. Их стоит предупредить о будущих звонках и обсудить самые важные вопросы, например, причины увольнения. «Специалист действительно мог уйти из компании по озвученной причине, а его руководителю показалось иначе. Вот это «показалось» важно исключить, поэтому и следует обсудить с ключевыми рекомендателями подобные вопросы рекрутера», – рассуждает Юрий Кондратьев.
Нина Борисенко, руководитель отдела подбора и адаптации персонала компании Softline, добавила: «Мы просим своих соискателей дать нам контактные номера телефонов своих непосредственных руководителей. Это лучшие рекомендатели, поскольку именно они ставят цели, контролируют и проверяют результат работы, выполнение задач сотрудником. Соответственно именно они могут дать оценку того, как сотрудник справлялся со своими обязанностями, насколько успешно или неуспешно».
Работодатели считают более объективными рекомендации, полученные напрямую, а не через соискателя. «Письменные рекомендации – более советская практика, когда было принято давать характеристику на сотрудника, где прописывались сильные и слабые стороны. Сейчас чаще просят устную рекомендацию, чтобы можно было задать вопросы о человеке по телефону», – добавляет Юлия Масалова. На письменные отзывы приходится всего 10% рекомендаций, остальное – устные, уверяет представитель КА Lightman Solutions.
Юрий Кондратьев рассказал об определенной этике сбора рекомендаций. Если специалист еще не уволился с прежней работы, туда не будут звонить без его разрешения. «Также без разрешения специалиста неэтично сообщать рекомендателям о том, куда специалист выходит, на какие деньги. Как правило, при сборе рекомендаций напрямую не следует прямо упоминать о том, что специалист меняет работу сейчас, а просто запросить тезисную выжимку информации, которая нужна. Часто люди входят в положение и предоставляют ответы на вопросы», – рассказал эксперт.
Обман – это основная ошибка соискателей, замечает Марина Паутова, менеджер по персоналу ГК Sercons. Не стоит просить друзей о рекомендациях и представляться вашим руководством. Также не нужно указывать людей, которые почти не работали с вами лично, добавляет Юрий Кондратьев. Случаются и казусы, когда представленные соискателем рекомендатели дают о нем резко отрицательные отзывы.
Если причиной увольнения стал конфликт, лучше честно предупредить об этом на собеседовании, советует Марина Паутова. Опытный рекрутер все равно узнает истинную причину. «В таком случае нужно указать в рекомендателях своего руководителя, так как опытный рекрутер все равно выйдет на него, – советует эксперт. – На любую ситуацию можно смотреть с разных сторон. И кандидат на собеседовании должен себя так «продать», чтобы у потенциального работодателя не возникло сомнения, брать ли активного интересного кандидата, даже если рекомендации у него будут не звездные».
Рекомендации не являются универсальным методом оценки соискателей, поскольку не могут дать объективной картины. Всегда есть вероятность того, что нужный человек уволился, на телефонный звонок ответил приятель соискателя или плохой отзыв вызван личной неприязнью начальника. Поэтому собеседование – это шанс показать себя с хорошей стороны или начать все с нуля.