
Александр Рубанов: «Сложности с мобильными решениями могут возникнуть на уровне привычек пользователей»
Директор департамента разработки компании Softline Александр Рубанов полагает, что внедрение мобильных решений не угрожает информационной безопасности компаний. По его мнению, защищенность соединений снимает опасения относительно мобилизации корпоративных систем управления.
Область применения мобильных приложений очень широкая, особенно с учетом стремительного роста рынка смартфонов и соответствующего увеличения количества пользователей мобильного Интернета. По оценкам J’son & Partners Consulting, рост количества абонентов, использующих мобильный интернет-доступ со смартфонов, составил в России в 2012 г. 88%, сейчас это около 22,5 млн человек. По сути это и есть потенциальная аудитория мобильных приложений. На текущий момент наибольшей популярностью пользуются игры — их скачивают порядка 30% пользователей смартфонов. Далее по популярности идут всевозможные социальные приложения, как правило, бесплатные.
Бизнес-приложения, к сожалению для нас, разработчиков, пока не так распространены, однако уже наметились сферы – лидеры потребления мобильных приложений. Для них это стало одним из каналов взаимодействия с клиентами.
В числе основных потребителей таких решений можно отметить торговые сети федерального масштаба, имеющие интернет-магазины. Для них мобильное приложение фактически служит онлайн-каталогом и удобным средством информирования клиентов о местонахождении.
Похожие задачи и у другой категории потребителей – банков. На мой взгляд, не за горами те времена, когда выбор клиентом банка будет полностью зависеть от того, насколько удобно пользоваться его услугами. И в первую очередь – приложением «мобильный банк».
Очевидно, что мобильные приложения могут принести неоценимую пользу государственным организациям, особенно тем, которые обслуживают большой поток клиентов и работают с обращениями граждан.
Еще один крупный сегмент потребления – это онлайн-сервисы. Сейчас появляется огромное количество различных бизнес-проектов в сфере e-commerce. По сути, это всевозможные системы и сервисы, ориентированные как на бизнес, так и на частных лиц, которые предоставляют услуги «по подписке» и просто обязаны иметь мобильное приложение.
В числе наиболее перспективных направлений также можно отметить страховые компании. Мы надеемся, что со временем клиенты страховых компаний смогут иметь некий централизованный пункт управления своими страховыми полисами, которые будут доступны для них через мобильные приложения.
С другой стороны, если говорить о функционале для магазинов приложений (Google Play, AppStore и других площадок-реселлеров различных онлайн-сервисов), то для этих целей разрабатывается совершенно другой блок решений, и компания Softline также активно развивает это направление. Это так называемые биллинговые системы, на базе которых можно как развернуть онлайн-витрину приложений, так и настроить движение денежных потоков и процесс взаиморасчетов.
Эти решения востребованы как самими разработчиками приложений, так и реселлерами, которые аккумулируют на своих ресурсах различные сервисы и приложения. Подобный функционал востребован и крупными операторами связи, и интернет-провайдерам, которые оперируют большим числом тарифов, услуг и работают с множеством клиентов.
Большинство IT-директоров крупных компаний уже активно движутся в сторону мобилизации бизнеса. Мне известна масса случаев, когда IT -подразделения испытывают на себе те или иные решения или идеологию использования мобильных приложений. Сейчас набирают популярность решения для мониторинга работы IT -подразделений.
Как правило, никаких особенных проблем с использованием собственных устройств в корпоративной среде не возникает, так как защищенные соединения снимают вопрос безопасности. Мобильные приложения отражают по сути те же данные, которые есть в корпоративной системе, однако в упрощенном и наглядном для мобильных пользователей виде, поэтому с технической стороны проблем мало. Сложности могут возникнуть на уровне привычек пользователей или в области возникновения риска утечки данных.
Что касается мобильных операторов, то самое главное – качественная, быстрая связь и большое покрытие.
Если говорить о наиболее востребованных мобильных операционных системах, то в первую очередь это – Android, в силу своей массовости, доступности, простоты использования. На втором месте – iOS, дальше идут Windows Mobile и Windows 8. Но на платформах Windows зачастую приложения пишутся в последнюю очередь. На российском рынке про BlackBerry вообще говорить почти не приходится.
В свою очередь, заказчики мобильных бизнес-решений ожидают от нас удобство, скорость, а также зачастую возможность автономной работы и синхронизации данных, совместной работы над задачами и документами, наличие всех необходимых функций, которые предусмотрены в основной системе.