
Антон Салов считает, что SaaS-рынок в России ожидает большое будущее
Россия пока серьезно отстает от западных стран по уровню востребованности сервисов на основе модели «облачных вычислений», включая самую массовую ее услугу – SaaS. По некоторым оценкам, общий доход от SaaS в 2008 году в России составил всего $1,8 млн, тогда как совокупный мировой рынок достиг $6,6 млрд (данные Gartner). Антон Салов, руководитель отдела корпоративных интернет-решений компании Softline, рассказал о прошлом, настоящем и будущем SaaS-сервисов на российском рынке.
При разговоре о SaaS в России необходимо назвать несколько очень важных проблем. Чтобы говорить о состоявшемся рынке, надо иметь спрос и распространение. «Если бы еще год назад вы спросили меня, есть ли в России рынок SaaS-приложений, то я, не задумываясь, развел бы руками», – признается Антон Салов.
«Да, ко мне обращались редкие клиенты, желавшие купить Google Apps за рубли, с договором и предоставлением всех банковских документов. Но реселлерской программы на этот сервис у Google еще не было ни у нас, ни в Европе, и приходилось отказывать, – продолжает эксперт Softline. – Если таков был характер спроса на достаточно уже известный сервис мирового бренда, то можете предположить, каков был интерес к решениям более мелких, и особенно отечественных, производителей SaaS-приложений. При этом надо отдать им должное, эти дальновидные разработчики продолжали делать свои сервисы, с надеждой смотря на Запад, где понятие SaaS давно уже стало привычной и реальной альтернативой обычному дистрибутивному ПО при построении IТ-инфраструктуры компании».
Изменилось ли что-то на российском рынке SaaS за последний год? Определенно, изменилось, подчеркивает специалист. Во многом в условиях финансового кризиса, который дал понять, что считать нужно каждую копейку. «И особенно копейки, вложенные в построение грамотной IТ-инфраструктуры, – говорит Антон Салов. – Ведь именно средства, отпущенные на поддержание IТ-департаментов, подверглись пересмотру и секвестрованию в первую очередь». Эта вынужденная мера привела к тому, что во многих случаях IТ-инфраструктура стала работать хуже. Заметнее всего процесс секвестрования затронул предприятия среднего и малого бизнеса. Они стали искать способ минимизации IТ-издержек в первую очередь. В то же время, появилось много интернет-стартапов, которые хотели не выстраивать IТ-отделы, а заниматься своей прямой деятельностью, приносящей прибыль. «Именно их руководители как наиболее «продвинутые» в технологическом плане первыми среди наших клиентов заговорили о SaaS, – отмечает Антон Салов. – Именно ради них я, узнав об открытии в декабре прошлого года реселлерской программы на Google Apps и Postini, стал добиваться открытия ее в России».
Российские эксперты уверены, что в нашей стране недолго осталось ждать взрывного роста востребованности SaaS. По разным оценкам, через несколько лет российский SaaS-рынок может составить от $130 млн до $400 млн. Спрос же на такие типы hosted-приложений, как «облачные» CRM- и ERP-системы, в силу более позднего старта и особенности российского менталитета, вообще проявится у нас только через 3 – 5 лет, когда возникнет доверие к основным игрокам рынка, прогнозирует Антон Салов. Конечно, еще наблюдается дисбаланс между спросом и предложением на рынке облачных сервисов (с существенным перевесом в сторону предложения), но уже сейчас можно смело говорить, что SaaS в Россию пришел всерьез и надолго.