
Игорь Чекун: «Я рекомендовал бы проекту «Такси-Хит» активно развивать прямые продажи таксопаркам»
Игорь Чекун, руководитель блока корпоративных финансов компании Softline и проекта Softline Venture Partners, выступил экспертом в оценке старт-апа – информационного проекта «Такси-Хит».
«Есть несколько вопросов, которые, на мой взгляд, не ясны. Прежде всего, отсутствует бизнес-план, а он позволяет более четко представить бизнес-модель и трезво оценить возможные риски при реализации проекта. Обязательно нужно пересмотреть финансовую модель. Недостаточно просто указать общие цифры доходов и расходов, следует еще объяснить, на основании чего строились предположения. Команда не пожелала раскрыть маркетинговый план полностью, в частности не указала число привлеченных таксистов. Это их право. Но любому проекту нужен подробный план продвижения.
Я рекомендовал бы проекту «Такси-Хит» активно развивать прямые продажи таксопаркам. Можно для начала привлечь инвестиции только на рекламную кампанию – это вполне реально. Если после проведенного анализа инвестор сочтет предлагаемую разработчиками стратегию продвижения эффективной и оправданной по деньгам, он расширит финансирование.
Подробнее остановимся на анализе рынков. В условиях кризиса люди начали экономить практически на всем, и в том числе на такси. Усиливается конкуренция, постепенно снижается цена услуг. Если сервис, который разрабатывает команда, сможет отвечать запросам клиентов – а в данном случае это и таксопарки, и пассажиры, – это повысит его конкурентоспособность и услуга будет востребована. Однако есть неоднозначные моменты. Например, насколько клиенту, который уже стоит у дороги, будет удобно отправлять SMS, а потом звонить по присланному номеру? Кроме того, команда не уделила достаточно внимания поиску клиентов, не обозначила целевую аудиторию проекта, не сравнила себя с другими похожими сервисами. А конкуренция в этой сфере высокая: существуют разработки, использующие не только GPS, но и сотовые сети, что значительно удешевляет процесс.
Тестирование проекта с привлечением 1-2 реальных таксопарков – хорошее решение. Это поможет оценить перспективы развития. Если первое внедрение окажется успешным и команда начнет продавать продукт, это будет означать снижение рисков, инвесторы это заметят. Я бы порекомендовал команде максимально развить проект за счет собственных средств или привлечь бизнес-ангелов, тем более что сумма инвестиций здесь относительно небольшая. Достигнув определенного успеха, ребята почувствуют себя увереннее и смогут обратиться к следующей категории инвесторов. На мой взгляд, это наиболее действенный способ привлечь деньги. Конечно, банковские кредиты никто не отменял, но здесь они будут неэффективны».