
Мониторинг цен конкурентов
Мониторинг цен – важный инструмент для анализа рынка и принятия бизнес-решений. С его помощью магазины (розничные, сетевые и e-commerce) могут собирать данные о ценах конкурентов, контролировать их изменение, определять оптимальные уровни цен и оперативно реагировать на изменения рынка.
- История мониторинга цен
- Почему сегодня так важен мониторинг цен?
- Как работает современное решение/сервис для мониторинга цен конкурентов
- Итоги
История мониторинга цен
История мониторинга цен начинается с тех давних времен, когда возникла конкуренция между торговцами. Купцы хотели знать, сколько стоит товар в соседних лавках/магазинах, и старались установить свою цены таким образом, чтобы привлечь покупателей и при этом получить максимально возможную прибыль. Однако до последнего времени все это делается исключительно вручную, даже когда речь идет про огромные сетевые магазины — к конкурентам отправляют специальных людей, которые со списком в руках обходят прилавки, ищут нужные товары и собирают информацию для последующего анализа. Результаты таких походов по магазинам надиктовываются на диктофон или записываются в блокнот, а потом вручную вносятся в электронные таблицы-отчеты. Эффективность подобного сбора информации под большим вопросом, потому что при ручном мониторинге цен конкурентов:
- Сотрудники могут не ходить в магазины для сбора цен, а просто придумывать наобум цифры и загружать их в систему.
- Сбор цен по большому списку наименований означает высокую вероятность возникновения непреднамеренных ошибок, связанных со сходными позициями или товарами, а также с недочетами при последующем переносе цены в таблицу-отчет.
- Мониторинг цен требует слишком длительного времени из-за ручной обработки и внесения данных в отчет.
- Стоимость такого мониторинга при его невысоком качестве очень велика.
В настоящее время уже есть достаточно сервисов, предлагающих в качестве услуги сбор цен конкурентов непосредственно из прайсов, выложенных в интернете (парсинг цен). Но для розничных офлайн-магазинов этот вариант не подходит. Дело в том, что стоимость товаров, выложенных в интернете на общем сайте сети магазинов, по умолчанию отличается от розничной цены:
- Крупные сети гибко изменяют цены на товары в зависимости от состояния региональных рынков, и это не отражается в стоимости, заявленной онлайн. Цены в магазинах одной и той же сети могут отличаться в зависимости от региона, города и даже района.
- Торговые компании в принципе не вывешивают в интернете свои офлайн-цены.
- Интернет-магазины, предлагающие доставку товаров, всегда искусственно завышают цены.
По итогам сервисы для парсинга цен в интернете совершенно не подходят для мониторинга конкурентов в сфере розничной офлайн-торговли.
Однако в наше время, с появлением машинного зрения и обучения, появились новые сервисы и мониторинг цен в розничных магазинах перешел на новый уровень.
Почему сегодня так важен мониторинг цен?
В настоящее время отмечается значительное снижение доходов населения и его покупательной способности, поэтому сервисы для мониторинга цен актуальны как никогда. И это в равной мере касается розничных магазинов, сетевого ритейла и магазинов e-commerce. Люди внимательно смотрят на ценники товаров и выбирают магазины с более выгодными ценами. При этом обозначая перед ритейлом следующие проблемы:
- Необходимость получать самые свежие данные по ценам ближайших офлайн-магазинов конкурентов.
- Снижение трафика и выручки как следствие замедленной реакции на изменения цен у конкурентов.
- Сложность и высокая цена услуг аутсорсеров.
- Отсутствие возможностей быстро анализировать полученную информацию и принимать оперативные решения в области ценовой оптимизации.
В конкурентной местности, где рядом находятся другие магазины того же профиля, в настоящее время покупателей в первую очередь привлекают более низкие цены на товары, чем у конкурентов, и/или уникальные предложения/акции.
Грамотно организованный мониторинг цен конкурентов офлайн позволяет получить не только информацию об их ценовой политике, но и данные об ассортименте, его изменении и акциях.
Мониторинг цен на товары позволяет предлагать клиентам самые выгодные цены, завоевывая их лояльность.
Благодаря сервисам и решениям для мониторинга цен на рынке розничные магазины получают следующие возможности:
- Определять конкурентоспособность цен в том или ином конкурирующем магазине.
- Определять оптимальные моменты для изменения цен — реализовывать динамическое ценообразование.
- Прогнозировать будущие изменения цен благодаря отслеживанию трендов.
- Оптимизировать процесс ценообразования, понимать, как клиенты реагируют на изменения цен.
- Увеличивать объемы продаж на рынке розничной торговли.
Как работает современное решение/сервис для мониторинга цен конкурентов
Начнем с того, что современные сервисы для мониторинга цен, как правило — часть целой системы, предназначенной для сетевого ритейла. Одним из таких решений является модуль для мониторинга цен конкурентов офлайн RozniTech (ранее Retailix.Ai).
Помимо веб-версии, в решение входит и мобильное приложение, благодаря которому клиенты могут работать сразу из магазинов и иных торговых точек.
Кроме модуля «Мониторинг цен», RozniTech включает такие сервисы, как «Задачник для персонала» (постановка и отслеживание выполнения задач), «Чек-листы» (обеспечение упорядоченного выполнения задач), «Контроль товаров на полках».
Модуль «Мониторинг цен конкурентов офлайн» сервиса RozniTech использует для анализа конкурентных цен технологию распознавания изображений — компьютерное зрение, благодаря которому можно в значительной степени автоматизировать процесс мониторинга цен, повысив скорость и точность сбора информации. С помощью модуля можно осуществлять как сплошной мониторинг цен, например, анализ товарного ассортимента целого отдела (мясо, птица, полуфабрикаты и т.д.), так и потоварный (на товар конкретного вида).
Таблица. Сравнение мониторинга цен конкурентов офлайн с помощью решения RozniTech с обычным ручным способом
С RozniTech | Ручным способом | |
Постановка задачи | Централизованно в едином окне на всех исполнителей. При мониторинге 1 к 1 выбор товаров для мониторинга в системе из вашего каталога | В вотсапе, на листочке, в таблице, в заметках |
Сбор данных | Используя мобильное приложение RozniTech, сотрудник делает фото нужного ценника, фото сразу попадает на распознавание | Сотрудник записывает цены к себе в заметки либо отправляет фото другому сотруднику для анализа |
Распознавание | Компьютерное зрение распознает все, что находится на ценнике (наименование, цена, цена по карте, штрих-код, цвет ценника) | Сотрудник должен просмотреть все фотографии и вручную переписать цены в таблицу. Достоверность и полнота данных под вопросом |
Отчетность | В едином окне по всем исполнителям. В веб-интерфейсе с возможностью выгрузить результаты в любом формате | Тратится много времени на сведение результатов по всем проверкам |
Важно!
Точность распознавания системой данных в ценнике составляет 97,7%.
Работа с сервисом «Мониторинг цен конкурентов офлайн» RozniTech выглядит так:
- Центральный офис в веб-интерфейсе ставит задачу: произвести мониторинг цен в таких-то и таких-то магазинах на определенные товары.
- Назначенный сотрудник магазина идет с мобильным приложением к конкурентам, выбирает нужный магазин из списка и фотографирует ценники через приложение RozniTech, которое, при соответствующих настройках, работает даже там, где нет доступа к интернету. Компьютерное зрение распознает данные на ценниках, даже если на снимке не один ценник, а несколько. Это значительно упрощает процесс и исключает влияние человеческого фактора при переписывании ценников вручную.
- Обработанная информация размещается в системе (цвет ценника, наименование товара, цены до и после скидки, штрих-код и прочее).
Есть возможность ограничивать отправку фото из фотоальбома на устройстве, благодаря чему сотрудник может пользоваться только камерой, что позволяет удостовериться в том, что сбор цен был сделан в нужном магазине.
Руководитель может проверять, какие задания и на какой стадии выполнения, кто сейчас выполняет задачу, какая информация уже есть в системе. Все отчеты генерируются сразу.
В это время сама система за счет геолокации контролирует место, где находится человек, что исключает введение в систему заведомо неверных данных.
Приложение можно в любой момент скачать, приобрести подписку и пользоваться, не связываясь с договорами и сложным оформлением.
Есть тестовый период. Для записи на демо можно воспользоваться формой обратной связи на сайте или написать на info@rozni.tech.
История внедрения
Одно из недавних внедрений платформы RozniTech было выполнено группой компаний Softline для универсамов «Праздничный стол» в Калужской области.
Универсамам «Праздничный стол» потребовался инструмент, позволяющий собирать достоверные цены в конкурирующих магазинах, а затем удобно и быстро анализировать отчеты для формирования собственной ценовой стратегии торговой компании. Отдельным плюсом для ритейлера стала подписочная модель, по которой можно приобрести сервисы RozniTech.
«Важно отметить, что точность распознавания данных в ценнике составляет 97,7 %, что позволяет минимизировать влияние человеческого фактора. С помощью RozniTech «Праздничный стол» автоматизировал бизнес-процессы и повысил скорость получения и обработки данных», — рассказал Иван Смолин, директор по развитию бизнеса ГК Softline.
«Выбирая решение для оптимизации бизнес-процессов в ритейле, нам важно было найти удобный и простой в использовании инструмент. Протестировав RozniTech, мы убедились в высокой точности распознавания изображений и ее широкой функциональности. Важно, что решение представлено не только в виде веб-платформы, но и мобильного приложения, поэтому наши сотрудники могут комфортно использовать его в торговых точках. На основе достоверных данных, полученных с помощью RozniTech, мы можем легко и точно анализировать цены конкурентов и заниматься стратегическим планированием стоимости своих товаров. Это помогает нам оперативно реагировать на изменения рынка и повышать конкурентоспособность. Мы заинтересованы в дальнейшем повышении эффективности своих процессов, поэтому планируем использовать и другие модули платформы», — отметила Светлана Сокоева, генеральный директора универсамов «Праздничный стол».
Вместо итогов
В настоящее время, с появлением и развитием систем машинного обучения, процесс мониторинга цен конкурентов для рынка розничной торговли перешел на новый уровень. Такие сервисы и платформы, как RozniTech группы компаний Softline, позволяют торговым сетям намного быстрее и точнее собирать необходимые данные силами собственных сотрудников, не прибегая к помощи аутсорсинговых компаний.
Являясь частями комплексных систем, сервисы мониторинга цен способны сильно облегчить и ускорить управление розничными сетями магазинов, значительно повысив их конкурентоспособность на рынке за счет оперативного управления ценовой политикой торговых компаний.
Теги:
Подпишитесь на нашу рассылку последних новостей и событий
Подписаться