
Монетизация клиентских данных
Грамотная работа с информацией преследует важнейшую бизнес-цель – извлечь из данных выгоду. Как раскрыть потенциал данных финансовой организации на полную мощность?
Задача работы с данными
Банки, организации микрофинансирования и страхования – одним словом, все компании, работающие с деньгами, в том числе государственные регуляторы, сталкиваются с рядом проблем, связанных с накоплением данных, их хранением и подготовкой для анализа.
Финансовая организация состоит из множества подразделений, отвечающих за операционную деятельность, клиентское обслуживание, методологию, безопасность и др. Каждое из них может иметь собственные средства автоматизации профильной работы. По факту, финансовая компания является владельцем огромного массива рабочей информации различного характера из совершенно разных источников. При этом она еще и дублируется: например, данные об одном и том же клиенте в разном виде могут содержаться в информационных системах нескольких подразделений. Этот «паззл» необходимо уметь собирать воедино – тогда из него можно извлечь значительную выгоду. Цель – обеспечить наличие актуальной и полной информации о каждом клиенте и быстрый доступ к ней.
Информацию о каждом потребителе банковских услуг можно и нужно монетизировать. Для этого необходимо собрать данные о нем из всех внутренних организационных структур и, исходя из истории взаимоотношения, финансовой дисциплины и кредитной истории, заработной платы, подобрать подходящий банковский продукт, применить программы лояльности, например, снизить процентные ставки и т.д. Индивидуальные предложения, сформированные на основе максимально полной информации о клиенте, «привязывают» клиента к банку, и в выигрыше остаются обе стороны.
Итак, задача работы с данными становится одной из ключевых. Получить их из внутренних и внешних источников (информационные ресурсы банка, открытые базы данных государственных информационных систем, соцсети, интернет и др.) – первый шаг. Второй – организовать инфраструктуру, в которой данные будут правильно структурированы с возможностью быстрого поиска, а для этого потребуются высокопроизводительные программно-аппаратные решения.
С чего начать
Система аккумуляции всех возможных источников данных – это интеграционная платформа, которая соединяется с существующими базами данных, подключается к внешним источникам и обрабатывает все полученное по заданному алгоритму в интересах финансовой организации и конкретного конечного пользователя.
Можно ли внедрить систему самостоятельно, силами штатных сотрудников? Да, но 70-80% всех банков, приняв решение о проекте такого масштаба, пользуются услугами интеграторов, поскольку внутренних компетенций по работе с данными чаще всего не хватает или их нет совсем. Начните с того, что четко определите для себя, – что же нужно получить в итоге? Какая цель у проекта – найти новый клиентский сегмент, удержать текущих клиентов и т.д.?
Следующий вопрос – какие данные вы планируете использовать? Источники данных и схема их подключения отображаются в целевой функциональной архитектуре. Ключевой является совместная работа аналитика по работе с данными и представителя функционального заказчика. Результат проекта зависит от способности заказчика правильно и полно поставить задачу, а исполнителя – предложить эффективное решение, прежде всего в аспекте цена-качество. В Softline действует центр компетенций, специалисты которого умеют строить аналитические модели, анализировать требования заказчика, предлагать соответствующие решения, внедрять их, впоследствии обеспечивая техническую поддержку и сопровождение. Это полный цикл услуг по решению задач по работе с данными. Мы предлагаем как информационные системы бизнес-аналитики (классический BI), так и системы с возможностью предиктивного анализа (прогнозные). Среди наших партнеров – отечественные и зарубежные разработчики систем бизнес-аналитики.
Идти навстречу
Основная сложность в процессе реализации проекта связана с вопросами конфиденциальности данных: финансовые организации очень неохотно ими делятся, тщательно берегут. Поэтому важно доверительное отношение к компетенциям исполнителя со стороны заказчика и повышенная ответственность со стороны исполнителя.
Для успешного проекта очень важен именно административный ресурс и заинтересованность высшего менеджмента. Драйвером проектов подобного рода является именно руководящий состав организации. Изначально решение о монетизации данных, извлечении максимума выгоды практически всегда принимает высшее руководство. Проект по монетизации данных – трудоемкий, однако в результате он повышает эффективность компании в разы, увеличивает количество клиентов, как следствие, дает приток денежной массы.
Система бизнес-аналитики для контроля баланса
Заказчик: высшее руководство одного из крупнейших российских банков.
Срок реализации: 4 месяца.
Проект: для расчета баланса у банка уже есть собственная система, предоставляющая конкретные значения на заданный момент. Система, внедренная Softline, сводит показатели из формулы расчета (например, коэффициенты по снятию наличных, по приходу, количеству клиентов) в систему бизнес-аналитики и оценивает величину каждого из показателей. Получать результаты можно оперативно, в различных вариантах отображения, в том числе на мобильных устройствах. Есть настройки ограничения доступа для разных специалистов.
Аналитика для клиентов
Заказчик: дочерняя организация одного из крупнейших российских банков; отвечает за программу лояльности.
Решение: консалтинговый проект по работе с системой Qlik.
Проект: Softline совместно с интегратором-партнером разрабатывает систему, встроенную в клиентский портал. Она будет позволять физическим лицам получать отчетность по параметрам программы лояльности (баллам, доступным предложениям, акциям, истории взаимоотношений) в личном кабинете на портале. Отличный пример заботы о клиентах!
![]() |
Дмитрий Юровский
|