
Меткое госрегулирование: от водки к меху, далее — везде
Хорошая и нужная государственная инициатива по чипированию (обязательной маркировке RFID-метками) шуб и других изделий из натурального меха может принести огромные проблемы сотням компаниям fashion-ритейла, избежать которых можно только активной кооперацией с ИТ-интеграторами.
12 августа на территории Российской Федерации вступило в силу соглашение Евразийского экономического союза по маркировке меховых изделий, согласно которому реализация всех изделий из натурального меха возможна только при наличии RFID-меток. Присутствие меток на товаре обязательно для всех компаний — от производителей до магазинов, торгующих готовой продукцией. Теперь приобретение, хранение, использование, транспортировка и продажа немаркированных изделий из натурального меха в РФ запрещается, о чем предупреждает Евразийская Экономическая Комиссия (ЕЭК).
С чего все начиналось
Данное требование продолжает тренд на усиление контроля за производством и оборотом товаров народного потребления. Начало тенденции положено еще в конце «лихих девяностых»: 22 ноября 1999 года был принят федеральный закон №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Внедрение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) в инфраструктуру обеспечения производства и оборота алкогольных напитков было реализовано не лучшим образом, в результате чего и соответствующая отрасль экономики, и казна страны понесли потери, исчисляемые сотнями миллионов долларов. Более того, внедрение ЕГАИС в этом секторе экономики продолжается и в 2016 году.
Чипирование продукции — благо для рынка
Повышение прозрачности приведет к резкому уменьшению возможностей маневров в теневых схемах, масштабы которых очень велики. По данным ЕЭК, доля «серых» товаров на рынке меховых изделий одно время достигала 85%!
Маркировка вынудит компании «выйти из сумрака» и тем самым обеспечит равные условия конкуренции на рынке. Разумеется, такие системы нужны государству, ведь они позволяют увеличить поступление налогов и лучше контролировать ситуацию в этом сегменте рынка.
А покупатели через приложение для смартфона легко могут убедиться, что им предлагают легальную продукцию, а не контрафакт непредсказуемого качества, произведенный на подпольных фабриках из сырья, не прошедшего надлежащего контроля.
Появление уникальных RIFD-меток на шубах открывает компаниям дополнительные возможности для учета и контроля товарных потоков, а также для дальнейшей аналитической обработки маркетинговой информации.
Регламент
Технически регламент чипирования для меховых изделий прост. Федеральной налоговой службой (ФНС) создана государственная информационная система маркировки (ГИСМ). При вводе в оборот товар маркируют: каждая товарная единица — предмет одежды, принадлежность к одежде или изделие из натурального меха — получает контрольный идентификационный знак КиЗ, выполненный на Гознаке, уникальный номер в международной системе GS1 и RFID-метку установленного образца.
Новые реалии
К российской системе маркировки подключают всех участников локального рынка — производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов — что позволяет отражать в этой системе передвижение товара от производителя или импортера до магазина. Все участники рынка, а также покупатели и контролирующие органы в любой момент могут проверить легальность товара. Для этого достаточно обычного смартфона с установленным приложением «Проверка товаров», доступном как в Google Play, так и в AppStore. Пользователь может ввести номер КиЗ вручную, либо отсканировать нанесенный на знаке QR-код и уже через несколько секунд убедиться в легальности товара.
Разумеется, оборудование для складов и торговых залов также может работать с данными метками, что существенно упрощает многие бизнес-процессы учета и контроля вплоть до кассового обслуживания покупателя. С использованием RFID осуществлять приемку и отгрузку товара можно целыми партиями, пропуская короба через сканер, за счет чего значительно ускоряется работа склада. В магазинах также упрощается повседневная деятельность, проведение инвентаризации за несколько минут — теперь реальность.
Стоит поторопиться
Недоумение участников отрасли вызвало внезапное смещение сроков маркировки. Пока что далеко не все компании заказали метки для продукции, не говоря уже о том, чтобы подготовить свои информационные системы к работе с маркированными изделиями. Собственники опасаются — и, возможно, небезосновательно — ареста ставших с 12 августа нелегальных меховых изделий без маркировки с последующей их утилизацией в форме, схожей с системой ликвидации санкционных продуктов питания.
Федеральная налоговая служба уже распространила сообщение, в котором напоминает, что с 12 августа на территории Российской Федерации предусмотрены административная (статья 15.12 КоАП РФ) и уголовная (статья 171.1 УК РФ) ответственность за оборот немаркированных изделий из натурального меха и нарушение порядка их маркировки.
К внедрению готовы
Отметим, что параллельно снятию острых вопросов, ритейлерам приходится выполнять текущую работу по обновлению информационных систем практически на всех участках — от кассового программного обеспечения до бухгалтерского, включая складское, EPR и т. д.
Помочь участникам рынка выйти из сложившейся ситуации могут ИТ-компании, уже зарекомендовавшие себя в проектах по доработке систем учета и внедрению WMS-систем с применением RFID. У представителей российской ИТ-индустрии уже есть большое количество наработок, способных ускорить процесс внедрения. Соответствующие решения для розничной торговли, например, предлагает «1С». Бизнес-процессы, связанные с маркировкой, уже нашли отражение в популярных ERP-системах. Такие типовые операции, как возврат, списание или продажа маркированных товаров, не будут вызывать затруднения пользователей учетных систем. Интеграторы вполне готовы к массовому внедрению типовых проектов, ведь работы в данном направлении передовыми ИТ-компаниями были начаты еще шесть месяцев назад.
Над интеграцией с новой российской системой маркировки шуб активно работают зарубежные компании в регионах, поставляющих меховые изделия на рынок РФ, в частности, в Греции и Китае.
Представители государства не скрывают, что после завершения работ по внедрению КиЗ-чипов для изделий из меха будут вводиться аналогичные системы маркировки и для других категорий товаров. В этой связи тема чипирования станет насущной практически для всех российских ритейлеров и оптовиков.
Подпишитесь на нашу рассылку последних новостей и событий
Подписаться