
Где взять время на инновации? На помощь, виртуализация!
Максим Пуха, руководитель отдела виртуализации и резервного копирования, и Дмитрий Галкин, руководитель группы технической экспертизы департамента инфраструктурных решений Softline, отвечают на вопросы Softline direct и рассказывают о выгодах внедрения программно-определяемых ЦОДов.
SLD: Что нового происходит в сфере виртуализации в России и в мире?
Дмитрий Галкин: Ключевая тенденция, начавшаяся несколько лет назад, продолжается полным ходом. Я имею в виду современный подход к организации центров обработки данных – создание программно-определяемых ЦОДов. Данная стратегия стала возможна с появлением технологий виртуализации серверов и СХД, но ее полноценная реализация с управлением из единой консоли – только с выходом решения NSX от компании VMware. Дело в том, что в программно-определяемом ЦОДе есть три подсистемы: компьютерных вычислений (это серверы с их процессорами и оперативной памятью); хранения данных (это отказоустойчивые дисковые массивы); и, наконец, передачи данных (это коммутаторы, маршрутизаторы, балансировщики, фаерволлы – все то, что нужно для обработки трафика). С выходом NSX управление подсистемой передачи данных стало возможно реализовать фактически единым сетевым устройством, вне зависимости от степени географического распределения ИТ-инфраструктур.
Виртуализация сегодня открывает совершенно новые перспективы для организаций, и все же мы можем констатировать, что российские компании внедряют подобные решения несколько позже, чем европейские, где ИТ-технологии чаще рассматриваются бизнесом как конкурентные преимущества. Российская специфика состоит в том, что нам довольно-таки затруднительно оценить косвенный возврат инвестиций. Сложно посчитать и монетизировать мотивацию и выработку сотрудников ИТ-департамента, риски финансовых и репутационных потерь, связанных с временной недоступностью тех или иных бизнес-приложений либо их недостаточной степенью защищенности, упущенную выгоду и т. д. Это большой вопрос и одновременно основной тормоз внедрений. Дополнительные трудности создают и всевозможные российские стандарты, по которым нужно сертифицировать импортное оборудование.
Максим Пуха: За счет технологической глобализации новые разработки доступны всем желающим независимо от страны и отрасли, вопрос только в деньгах. На Западе существуют так называемые «длинные» и «дешевые» деньги, бизнесу выгодно инвестировать в ИТ не только на пять ближайших лет, но и на более длительный срок. Люди понимают, что технологии на 100% окупятся, требуется только время. В России, очевидно, экономическая ситуация немножко другая, «длинных» и «дешевых» денег нет, и компании экономят на внедрениях.
SLD: Что еще происходит на рынке в глобальном отношении?
Дмитрий Галкин: Производители оборудования переживают сейчас не самые лучшие времена. А вот софтверные игроки – наоборот, наращивают обороты. Многие компании начинают делать дополнительные программные продукты, интегрируемые и расширяющие функционал виртуализации. Одним словом, ПО отбирает рынок у аппаратного обеспечения.
И несмотря на то, что производители аппаратного обеспечения пытаются выпускать более интеллектуальные платформы, любое оборудование подвержено амортизации. Например, СХД исправно работает пять лет, затем ее желательно менять – велики риски отказа. Если программная часть завязана на аппаратную, то это может стать дополнительной проблемой. С программным обеспечением, которое не зависит от оборудования, все проще: постоянно выходят новые версии, ПО не подвержено амортизации. Железо меняется, а вся логика остается на программном уровне.
Максим Пуха: Циклы развития технологий становятся все короче. А для того, чтобы быть конкурентоспособным и инновационным, нужно постоянно быть в тренде. Для некоторого аппаратного обеспечения пять лет работы – это уже слишком большой срок, поскольку инфраструктура может меняться быстрее, за 2-3 года! В общем, ИТ для бизнеса должно быть очень гибким.
SLD: Каковы выгоды внедрения программно-определяемых ЦОДов?
Дмитрий Галкин: Мы стараемся обратить внимание заказчиков на следующий факт: технический отдел в компаниях имеет две основных задачи, из которых первая – поддержка текущей инфраструктуры, а вторая – привнесение инноваций, реализация ИТ-стратегии предприятия. Вопрос в балансе распределения сил технических специалистов. Обычно 80% всего времени отнимает операционная деятельность, и только 20% можно посвятить проектированию и внедрению новых систем/бизнес-приложений.
Программно-определяемые ЦОДы и вся виртуализация вообще ощутимо облегчают жизнь ИТ-сотрудникам в поддержке пользователей и инфраструктуры, снижают нагрузку от операционной деятельности. Соответственно, появляется значительно больше времени на то, чтобы заняться бизнес-инновациями.
Максим Пуха: Это основная ценность, которую привносит виртуализация. Как следствие, компании начинают быстрее и больше инвестировать в бизнес-проекты, становятся более конкурентоспособными.
SLD: Не каждая организация имеет в штате ИТ-специалистов, которые действительно могут заниматься не только операционкой, но и чем-то посложнее. Что скажете о квалификации ИТ-сотрудников в области виртуализации?
Максим Пуха: Мы ограничены в хороших специалистах. Уточню: есть страны, где существует реальная проблема с кадрами, но в России ситуация неплохая. Есть много хороших специалистов, но квалификацию необходимо постоянно повышать. К счастью, на рынке есть учебные центры, где можно это сделать, в частности – Учебный центр Softline.
Дмитрий Галкин: Очень многое зависит от ИТ-директора, его стиля руководства. Многие стараются развивать своих ИТ-сотрудников, доказывают бизнесу, что это очень важно и полезно. Но, конечно, таких прогрессивных людей не слишком много, и часто работа организуется таким образом, что штатные сотрудники занимаются только операционкой, а все, что сложнее, отдается на реализацию интегратору. Почему компании не обучают, не сертифицируют своих людей? – Все боятся, что сотрудник уйдет или будет просить повышения зарплаты. Это серьезная ошибка с точки зрения мотивации: человек должен развиваться, расти в деньгах; если он видит, что компания заботится о его продвижении, он с удовольствием будет применять свои знания на благо работодателя. Постоянное повышение квалификации, подкрепленное сертификатами, позволяет сотруднику получать большее удовлетворение от работы, не «выгорать» из-за рутины, а компании – существенно экономить на услугах интеграторов, отдавая на аутсорс только самые сложные и специфичные задачи. Вот это тот самый баланс, к которому нужно стремиться «правильному» ИТ-директору.
SLD: Как влияет развитие Интернета вещей на подходы к администрированию сетей и управлению ими?
Максим Пуха: Масштабы развития Интернета вещей будут в разы увеличиваться в течение ближайших лет. Здесь я вижу огромный потенциал для роста, и вся ИТ-инфраструктура будет так или иначе на этой тенденции завязана. Интернет вещей уже сейчас развивается в коммерческом секторе, автоматизированное управление инфраструктурой – одно из конкурентных преимуществ. Бум в частном секторе также на очереди. На Западе эти технологии активно развиваются, в связи с чем это большой потенциал для роста облачных технологий и так называемой Big Data.
Дмитрий Галкин: С развитием IoT-технологий управление сетями станет еще более мобильным. Сам по себе «Интернет вещей» – отчасти маркетинг, поскольку всевозможные датчики и контроллеры появились и применяются уже давно. Другое дело, каким образом обрабатывать информацию, полученную с датчиков. Наверно, технологии Big Data как раз и создают этот самый Интернет вещей, это тот самый новый подход.
Что еще тормозит развитие программно-определяемых ЦОДов в России?
Менталитет.
Большинство ИТ-директоров и представителей высшего технического персонала выросло в девяностые годы. И хотя прошло уже тридцать лет, люди испытывают дискомфорт, когда видят, что программное обеспечение стоит дорого. Они готовы платить, но не понимают, чем же объясняется цена. Когда железо стоит недешево – это выглядит естественней. Вот оно, вполне материальное, большое и тяжелое. А тот факт, что софт приносит намного больше выгод и ценности, до сих пор осознают не все. Получается, что ценность программно-определяемых продуктов пока не полностью превзошли аппаратные.
К счастью, ментальность тоже меняется. Бизнес, который внимателен к своим расходам, приходит к выводу, что программно-определяемые разработки позволяют здорово экономить – и это правда.