
Есть мнение! ИТ в ритейле
Максим Андрианов, директор Департамента бизнес-решений и заказной разработки, и Александр Воловик, руководитель отдела отраслевого продвижения, рассказали о том, что происходит с ИТ в российском ритейле, и в этой связи мы приглашаем вас, дорогие читатели, к диалогу. Если, конечно, вам есть, что добавить!
Развитие технологий в ритейле в нашей стране идет по той же схеме, что и на Западе, только с задержкой в три-четыре года.
Среди трендов автоматизации ритейл-компаний за рубежом мы выделяем несколько: внедрение Big Data-анализа (российским организациям это только предстоит освоить, и пока не совсем ясно, когда); широкое использование видеоаналитики, отслеживание поведенческих закономерностей со стороны потребителей в торговых сетях; развитое внедрение виртуальной реальности на вспомогательных объектах – складах, например. Этот путь России еще предстоит пройти в ближайшие пять лет как минимум. Пока что наблюдаются только единичные внедрения в крупных сетях.
Очень многообещающая тенденция – оборудование персональных мобильных рабочих мест сотрудников планшетами, персональными кассовыми аппаратами, принтером для печати чеков. Этим активно занимаются такие крупные сети, как «М.Видео» и «Эльдорадо». Представители многих других торговых сетей тоже уже прорабатывают детали таких проектов.
Взаимодействие с контрагентами ритейлеры всеми силами пытаются автоматизировать, чтобы сократить количество «бумажных» процессов, но... Несмотря на то, что эту задачу пытаются реализовать уже порядка десяти лет (тренд появился еще до кризиса 2008 г.), она до сих пор буксует. Только крупные игроки добились тех или иных успехов в деле автоматизации, которая применяется к большому ряду бизнес-процессов – от взаимодействия с партнерами при формировании заказов и решения финансовых вопросов и до обмена маркетинговыми материалами, организации совместных пиар-кампаний и складских работ.
В этой связи можно упомянуть, к примеру, проект внедрения классического фронт-офисного решения в крупнейшем международном производителе продуктов питания. Сегодня в компании функционирует, с одной стороны, система SAP ERP, система расчета бонусов и ряд дополнительных «местных» систем, а с другой – внешний фронт-офис для дистрибьюторов, которых более двух тысяч. Для них в этой системе автоматизировано порядка 17 бизнес-процессов, в том числе просмотр дебиторки, рекламных материалов, графиков работы складов, актуальных сертификатов на продукцию. Если раньше эти запросы осуществлялись партнерами по звонку в центральный офис компании либо по переписке, то теперь вся информация содержится в данном решении.
На фоне стремительного роста бизнеса компании не успевают развивать процессы внутри бэк-офиса, так что разговаривать о новых технологиях фронт-офиса порой не имеет смысла. Крупные сети непрерывно оптимизируют внутренние бизнес-приложения и именно внутреннюю инфраструктуру в целом, автоматизируют различные сервисы, которые помогают управлять – но не выносят усилия «наружу». Конечно, в том или ином виде фронт-офисные решения реализованы в каждой торговой компании, и становится все больше предприятий, которые объединяют все сервисы на единой площадке. И все же у многих еще настолько не развит бэк-офис, что им рано думать о развитии фронт-офиса в том объеме, в котором хотелось бы.
Рынок – это экосистема, и зрелости заказчика недостаточно для того, чтобы полноценно работать с подобного рода каналами, ведь контрагент тоже должен быть готов взаимодействовать!
Но контрагенты, особенно небольшие, не готовы вкладываться в автоматизацию заказов и обмена финансовой документацией. Представим региональную пекарню, которая работает в обход распределительного центра, поставляет продуктовому магазину хлебобулочные изделия – и вдруг он ее просит закупить какие-то сервера и ПО! А владельцы пекарни иной схемы работы, кроме как по телефону, и не знают. Объемы не те. И если крупные ритейлеры имеют административный рычаг и способны поставщикам выдвигать некие ультиматумы, то компании средней руки позволить себе этого не могут, поэтому идут на уступки контрагентам и не распространяют технологии, которые в действительности позволили бы серьезно сэкономить на бэк-офисе.
Рынок заказной ИТ-разработки достаточно узок, поскольку она дорога как сама по себе, так и в последующем сопровождении. Поэтому неудивительно, что бизнес пытается прийти скорее к некой унификации использования фреймворков, работе с уже готовыми продуктами с минимальными затратами. Компании крайне редко обращаются к интеграторам с новаторской историей – запросом на решение, которого нет на рынке. Вот в этом случае приходится спускаться в область заказной разработки.
С другой стороны – не существует решения из коробки, которое полностью закроет потребности бизнеса. Каждая компания индивидуальна, и затраты на кастомизацию точно предсказать практически невозможно. Как пример: в крупной российской мультиформатной продуктовой розничной компании развертывание SharePoint и его интеграция с ActiveDirectory стоило заказчику, грубо говоря, миллион. А вот на доработку SharePoint под свои процессы заказчик потратил за два последующих года 150 млн.
Чтобы продолжить разговор, свяжитесь с Александром Воловиком напрямую!
Пишите: Alexander.Volovik@softlinegroup.com
Звоните: +7 (495) 232-00-23, доб. 1298
Подпишитесь на нашу рассылку последних новостей и событий
Подписаться