Региональная деловая газета «Континент Сибирь»: Сотрудники встретятся на портале
Когда численность персонала возрастает до некоторого критического уровня, возникает проблема единого источника информации о внутренней жизни компании. Создание такого источника помогает существенно повысить мотивацию сотрудников, облегчить их общение и создать благоприятную атмосферу в офисе. Наиболее современным вариантом такого источника является корпоративный портал во внутренней компьютерной сети компании. Помимо перечисленных достоинств, он позволяет наладить внутрикорпоративное общение, даже когда компания имеет несколько офисов или филиалов в разных городах. Помимо этого, функциональность такого проекта может выходить далеко за рамки цели объединить сотрудников. О том, как можно использовать порталы и какова ситуация с их внедрением в Сибирском регионе, корреспонденту «КС» ИГОРЮ МЕЛЬНИКУ рассказывали интеграторы данных решений.
Основное отличие специализированного корпоративного портала от обычного сайта компании в том, что первый ориентирован на ограниченную аудиторию сотрудников (B2E), партнеров (B2B) или клиентов (B2C). А сайт компании — это в первую очередь информационный ресурс, позволяющий внешнему миру получить представление о компании. «Основная задача сайта — предоставлять всем желающим исчерпывающую информацию о деятельности организации, — говорит ведущий консультант Oracle CIS (Москва) Андрей Сахаров. — А портал — это главным образом организующий ресурс, который опирается на существующие информационные системы и приложения. И его первичная задача — обеспечить всем участникам бизнес-процессов прозрачный многоканальный доступ к уже существующим информационным ресурсам».
Предназначение корпоративного портала, по мнению директора департамента электронного бизнеса и заказных разработок TopS BI (Москва) Екатерины Волощенко, — быть инструментом, который интегрирует различные корпоративные приложения, предоставляет сервисы совместной работы и возможности публикации информационных материалов. «Портал — это большечем сайт», — резюмирует Волощенко.
Как считает директор по маркетингу компании «Микротест» (Москва) Павел Егорихин, корпоративные порталы востребованы теми компаниями, у которых есть цель повысить отдачу от каждого сотрудника, а также теми, которые придают большое значение внутрикорпоративному общению. «Соответственно, размер — средний и выше среднего, отрасли — все, в особенности те, в которых основной капитал компании — люди, а не собственность», — заключает Павел Егорихин.
Организации, которые внедряют порталы, очень часто являются территориально распределенными. По словам руководителяпредставительства Softline Solutions Павла Баруткина, корпоративные порталы обычно востребованы в компаниях, которые насчитывают от 250 компьютеров.
«Наш внутренний информационный ресурс призван решать задачи именно нашей компании — в первую очередь задачи по систематизации, хранению и обработке внутрикорпоративной информации, — рассказывает менеджер по работе с персоналом Сибирского региона ОАО «ВымпелКом« Елена Козлова. — Сайт доступен только в рамках локальной сети». Одним из наиболее популярных разделов портала, по словам Елены Козловой, является раздел «Новости»: «Сотрудники разных филиалов сообщают о том, что происходит в том или ином городе, а любой желающий может узнать о событии при выходе на страницу определенного филиала или региона. Благодаря наличию портала территориально удаленные сотрудники могут быстро и эффективно обмениваться информацией, необходимой для работы, а также ощущать принадлежность к единой организации».
«Востребованность корпоративных порталов зависит от нескольких факторов, в частности, от количества различных информационных систем в компании, числа сотрудников, которые имеют доступ к этим системам, количества территориально распределенных филиалов и так далее», — говорит президент консалтинговой группы «Борлас» (Москва) Алексей Ананьин. По мнению Ананьина, в России спрос на корпоративные порталы растет прежде всего со стороны крупного бизнеса, поскольку для крупных холдингов, которые объединяют множество предприятий как в России, так и за рубежом,портал — единственно возможный инструмент создания единого информационного пространства.
Емкость рынка услуг по внедрению корпоративных порталов в России составляет, по разным оценкам, от $15 млн до $25 млн. По словам Павла Егорихина, спрос на корпоративные порталы увеличивается с ростом бизнеса, однако оценить его довольно трудно, так как значительная часть заказчиков внедряет портал собственными силами без привлечения внешних подрядчиков.
По данным Gartner, наиболее популярные платформы для корпоративных порталов производят компании IBM, Microsoft, Oracle и SAP. По мнению большинства интеграторов, в России очень популярны решения от Microsoft, поскольку они сравнительно дешевы и в комплекте с серверной платформой пользователю предоставляется набор функций, который позволяет тут же протестировать возможности платформы.
Цена портала складывается из стоимости лицензий на ПО, оборудования и стоимости внедрения. Цены колеблются очень сильно и зависят от сложности работ. «Внедрение можно провести теми инструментами, которые заложены в портал, и отвлечением одногосотрудника, допустим, на неделю, чтобы он забил данные в базу данных портала, — говорит Павел Баруткин. — Другой вариант — когда требуется значительная переработка портала и интеграция его с информационными системами предприятия».
В целом услуги по внедрению портала начального-среднего уровня обходятся заказчику в сумму от $30 тыс. «Это стоимость портала на платформе Microsoft SharePoint. Стоимость более комплексных решений (уровня SAP) достигает $300 тыс., — рассказывает Екатерина Волощенко. — Это цена только за разработку и внедрение. В зависимости от масштабов проекта стоимость серверного оборудования и лицензий на ПО может достигать половины стоимости проекта. При этом необязательно оборудование будет дороже, чем ПО. Программы IBM или SAP, например, могут обойтись дороже самого сервера, в зависимости от выбранной конфигурации».
Более крупные решения, которые обеспечивают интеграцию информационных систем и бизнес-процессов внутри компании, стоят дороже.Как говорит заместитель директора департамента информационных технологий компании КРОК (Москва) Александр Хлуденев, стоимость таких проектов может начинаться от $500 тыс.
Компания КРОК реализовала на сегодняшний момент самый крупный проект по внедрению корпоративного портала в России. «В проекте, выполнявшемся для РАО ЕЭС, мы должны были интегрировать портал с 26 бизнес-приложениями. В ходе решения задачи мы провели обследование как бизнес-приложений, так и информационных ресурсов заказчика, — рассказывает Александр Хлуденев. — В результате анализа данных обследования и требований заказчика было принято решение делать портал на платформе IBM WebSphere Portal. Необходимо было обеспечить не только интеграцию бизнес-приложений, но и реализовать идентификацию порядка 10 тысяч пользователей этих систем, что стало достаточно сложной задачей. Проект задавал серьезные требования и к аппаратному обеспечению — нужно было дать возможность пользоваться порталом одной тысяче пользователей одновременно. Нагрузочные испытания мы провели из расчета 2000 пользователей и остались довольны выбранной программной платформой». Первичная задача по внедрению портала была решена в течение восьми-девяти месяцев, а стоимость проекта составила $1,6 млн.
Более легкие решения внедряются гораздо быстрее — от двух до шести месяцев, в зависимости от сложностизадачи. «Проекты длятся не очень долго. Первый запуск здесь делается очень быстро, а потом наращивается функциональность — это наиболее действенный подход к внедрению. Например, проект создания первой версии портала для компании «Северсталь-групп» до запуска длился три месяца, для ОАО «Полюс-Золото« — два, из них один потрачен на отладку», — говорит Екатерина Волощенко.
«В Сибири порталами интересуются только крупные компании«, — считает Павел Баруткин. — Пока говорить о том, что они популярны, я бы не стал, в Сибири этот рынок только зарождается».
«Среди реализованных КРОКом проектов только два из порядка двадцати были осуществлены в регионах — в компании «Уралсвязьинформ« и правительстве Ставропольского края», — вспоминает Александр Хлуденев. По мнению Хлуденева,уже сейчас ситуация в регионах меняется, поскольку инвестировать во внедрение корпоративных порталов начинают подразделения распределенных компаний, руководство которых тесно общается с руководством головных структур. Дело в том, что порталы позволяют оперативно предоставлять руководству компании аналитические данные в удобном интерфейсе. «Пользоваться агрегированной информацией, представленной на одной странице, очень легко и привычно для топ-менеджеров. Несмотря на то что это очень занятые люди и разбираться в ПО у них времени обычно нет, с браузерами они знакомы и могут ими легко пользоваться. Поэтому зачастую такие проекты внедряются име нно с подачи руководства».
В ближайший год специалисты прогнозируютсущественное увеличение количества проектов по внедрению корпоративных порталов в регионах: те распределенные компании, которые внедрили проекты в Москве, получат одобрение на внедрение в региональныхфилиалах.
Игорь МЕЛЬНИК